Роль портфолио в работе классного руководителя в условиях реализации ФГОС

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Московский региональный социально-экономический институт

Ленинского муниципального района Московской области









Выступление на педсовете

Роль портфолио в работе классного руководителя

в условиях реализации ФГОС








Акопова Нина Александровна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ Видновская гимназия













Город Видное
ноябрь, 2015


Школа - не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа - это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих - ребенка, учителя, родителя - и тут же реализуются. Если их нет, значит это не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают - кто деньги, кто оценки и считают дни до отпуска и минуты до очередного звонка… Учитель призван реализовывать мечты детей…

А.А. Захаренко

Мы все родом из детства. Вспоминая детство, каждый взрослый человек часто воспроизводит события, связанные с его жизнью в школьные годы. Добрая память остается о том педагоге, с которым были радостные минуты общения, который помогал в решении проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего - это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребенку в педагогическом коллективе школы.
Какой же ребенок не мечтает оказаться на месте взрослого. Ведь иногда так хочется пофантазировать, представить себя на месте учителя или даже строгого директора. В мечтах ребенок чувствует себя взрослым. С его точки зрения он умеет все: правильно учить, интересно рассказывать, помогать кому-то в трудной ситуации, ругать за плохие оценки и за плохо выученные уроки, советовать, заботиться и заступаться за слабого.
Вспоминая детство, каждый из нас часто воспроизводит события, связанные с жизнью в школьные годы. Добрая память осталась о том педагоге, с которым связаны радостные минуты общения, который помогал в решении личностных проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью

Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современными задачами, которые ставят перед учебным заведением мировое сообщество, государство, родители, - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства.
В настоящее время классный руководитель идет в ногу со временем, он методически и психологически подкован, владеет знаниями по теории и методике воспитательной работы, хорошо разбирается в трудовом законодательстве, а также умеет ориентироваться в основных нормативных документах. Классный руководитель интересуется вопросами, волнующими современную молодежь, изучает новинки информационных технологий. Кроме того, классный руководитель хорошо знает инфраструктуру города, в котором он живет и работает, это помогает организовывать внеклассную работу. Регулярно повышает свою квалификацию, посещая и участвуя в тематических секциях, семинарах и конференциях.
Мечта любого классного руководителя - создать единый дружный коллектив. Работа классного руководителя будет более эффективна, если ее осуществлять систематически и всегда помнить, что есть мощное орудие - коллектив детей, ученика воспитывает дух коллектива.
Итак, классный руководитель призван быть связующим звеном между учеником, педагогами, родителями, социумом, а зачастую и между самими детьми.
В процессе своей деятельности современный классный руководитель в первую очередь взаимодействует с учителями-предметниками, привлекает учителей к работе с родителями, включает обучающихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам. Это и разнообразные предметные кружки, факультативы, выпуск предметных газет, и совместная организация и участие в предметных неделях, тематических вечерах и других мероприятиях.
При этом важнейшей задачей остается актуализация содержания воспитательной деятельности, способствующей эмоциональному развитию обучающегося, его речи, интеллекта.
Одним из самых сложных компонентов деятельности классного руководителя является обеспечение обратной связи. Это и в методическом, и психологическом смысле довольно сложная процедура.
Сегодня востребован не просто воспитатель или предметник, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог. Эти качества педагога могут развиваться только в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного процесса в школе, причем при условии, что учитель активно занимается научно-методической, поисковой, инновационной работой, учится искать свое "профессиональное лицо", свой педагогический инструмент.

Цель портфолио - выполнять роль индивидуальной накопительной оценки и, наряду с результатами экзаменов, определять рейтинг выпускников основной школы.
Нам всем придется привыкнуть к формуле:
аттестат + портфолио = образовательный рейтинг выпускника школы
Порядок исчисления удельного "веса" портфолио в суммарном образовательном рейтинге ученика предполагает два варианта:
1. Вес портфолио может соответствовать весу одного экзамена - max 5 баллов.
2. Вес портфолио может соответствовать весу двух экзаменов - max 10 баллов.
Другими словами, дополнительная аттестация для поступления в профильные классы действительно необходима. Ведь существующая система экзаменов в 9 классе не дает представления ни о способностях, ни об интересах ученика!
Как выглядит портфолио?
Как правило, для создания портфолио требуется папка "на кольцах" (обычная или архивная), которая наполнена файлами с перфорацией. Желательно приобрести разноформатные файлы для хранения документов или работ формата А4, А5 и А3. Дополнительно можно вложить разделители, которые помогут структурировать папку по разделам.
В переводе с итальянского языка - portfolio - это 'портфель, папка для документов'.

Слово было заимствовано в английский язык, и изменилось его значение. Портфолио - это собрание образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых услугах организации (фирмы) или специалиста (модель, фотограф, дизайнер, архитектор и т. д.).

Что такое - портфолио классного руководителя?

Для меня - портфолио - это собранные вместе мои задачи, мои достижения, планирование, рефлексия, корректировка задач - это вся моя работа. Это отражение моей систематической воспитательной работы. Это «зеркало», в котором можно увидеть мои достижения и победы, мои ошибки и то, как я планирую их исправлять.

Для чего нужно составлять портфолио?

Портфолио необходимо классному руководителю для того, чтобы зафиксировать аналитическую информацию о своих воспитанниках, проанализировать, учесть достижения и открытия на профессиональном поприще, не упустить ни одной, пусть даже маленькой победы в воспитательном процессе. Все это является важнейшим параметром в оценке компетентности педагога.

Заполнение портфолио классного руководителя позволяет оформить достигнутые результаты и скорректировать работу в тех сферах и направлениях, где допущены промахи и ошибки. А это в свою очередь обеспечит мониторинг профессионального роста учителя. Справочные материалы и картотека интересных дел помогут создать оригинальный и неповторимый план деятельности класса, авторскую программу работы с и учащимися, и с родителями.

Работая с портфолио, классный руководитель создает свою воспитательную систему класса на основе реализации проектно-организаторской функции воспитательной деятельности. Материалы, накопленные классным руководителем в портфолио в ходе работы с учащимися, являются действенным ресурсом, стимулирующим его педагогическую деятельность.

Важно, чтобы портфолио было открытым для просмотра родителями. Тогда они могут быть свидетелями, участниками, соавторами воспитательного процесса.

Мною предлагается следующая структура портфолио.

Структура портфолио:

Характеристика классного коллектива. Мои достижения.

Цели и задачи воспитательной деятельности классного руководителя.

Планирование воспитательной работы в 2015-2016 уч.г.

Воспитательная система класса.

Перспективный план работы.

Листок здоровья учащихся.

Психологические карты учащихся.

Сведения занятости учащихся в внеурочное время.

Карта достоинств и проблем учащихся.

Особенности системы воспитания в классном коллективе.

Классный коллектив в системе воспитания школе.

Структура ученического самоуправления.

Нормативные документы.

Методические наработки и публикации.

Работа с родителями.

Педагогическое обеспечение программы воспитания.

Что я получаю от моей работы?

Представление своих результатов с помощью портфолио позволяет проанализировать не только процесс, но и результат конкретной образовательной деятельности, проделанной в конкретные временные сроки, оценить степень сформированности личностных качеств классного руководителя.

«ПОРТФОЛИО ДОКУМЕНТОВ» - портфолио сертифицированных индивидуальных образовательных достижений. Подобная модель предполагает возможность как качественной, так и количественной оценки материалов. Итоговый документ представлен в виде вкладыша в аттестат и содержит итоговый балл, а также перечень и оценки сертификатов, входящих в его состав. Документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио.
Достоинства:
Возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио.
Недостатки:
Не видно процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, его учебного стиля, интересов и т.п.
«ПОРТФОЛИО РАБОТ» (портфолио процесса или показательный) представляет собой собрание различных творческих и проектных работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений. Данный вариант портфолио предполагает качественную оценку по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения. Он оформляется в виде творческой книжки ученика с приложением его работ, представленных в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей.
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество; учебное заведение, класс; период, за который представлены документы и материалы), контактную информацию (телефон, адрес электронной почты, адрес сайта) и фото ученика.

РАЗДЕЛ «ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ»
Здесь помещают все имеющиеся у школьника сертифицированные индивидуальные достижения в различных областях деятельности. Прежде всего, это аттестат об окончании основной школы (приоритетны отметки по профилю), сертификаты официально признанных на международном, федеральном, региональном, муниципальном уровне конкурсов, олимпиад, соревнований, свидетельство об окончании музыкальной или художественной школы, удостоверение о наличии спортивного разряда. В данном разделе допускается представление копий официальных документов.
РАЗДЕЛ «ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ И СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА»
Главная составляющая раздела - зачетная книжка. В зачетную книжку вносится информация о прохождении курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки. Указывается место и время прохождения, вид программ, количество часов и результат. Раздел представляет собой собрание различных творческих и проектных работ, а также описание основных форм и направлений социальной и творческой активности, участие в научно-практических конференциях, конкурсах, образовательных лагерях. Также представляются проектные, исследовательские работы, техническое творчество и другие формы творческой активности: результаты социальных практик (языковых, трудовых) - указывается вид практики, место, где она проводилась, ее продолжительность, результат.
РАЗДЕЛ «ОТЗЫВЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ»
Предлагает предоставить отзывы на творческие работы, исследовательские проекты, социальные практики, участие в конференциях, в самых разных сферах. Бывает, что ребенок представляет в портфолио результаты по каким либо предметам, образовательным областям, конкурсам, а выполняет работу с большим нежеланием, о чем часто никто не подозревает. В результате он может получить рекомендации заниматься в профиле, где он будет успешен, но не будет испытывать морального удовлетворения. Помочь ребенку "найти себя", грамотно выстроить профориентацию будет возможно, используя этот раздел портфолио. Здесь будет представлена саморефлексия ребенка на разнообразную деятельность, выполняемую им, начиная с учебной и урочной и заканчивая хобби.
РАЗДЕЛ «ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ»
Содержит информацию о школьнике.
1. Резюме. Составляется по заданной схеме, заполнение официального бланка в соответствии с инструкцией. Это, в основном, деловая информация, которая позволяет представить возможности и имеющийся деловой опыт.
2. Автобиография. В свободной форме школьник пишет краткую автобиографию, описывая основные события своей жизни, своё отношение к ним и те выводы, которые сумел сделать из этих событий.
3. Мои жизненные планы. Данный документ представляет собой итог серьезных размышлений и требует определенного времени для его составления. Документ должен помочь ребенку определиться с планами на ближайшее будущее и более жизненную длительную перспективу. Планы должны быть конкретными. Они должны иметь точные сроки исполнения. Главное - не забывать давать ответ на вопрос: "Что я собираюсь для этого сделать?", анализируя очередной пункт жизненных планов.

РАЗДЕЛ «СВОДНАЯ ИТОГОВАЯ ВЕДОМОСТЬ»
При заполнении данной ведомости нужно опираться на официальные документы, а также на материалы зачетной книжки, обращая внимания на соответствие содержания курсов по выбору, творческих и социальных практик, которые зафиксированы в данной зачетной книжке по избираемому профилю.

Приложение

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

-Конституцию Р.Ф.;

Конвенцию о правах ребёнка;

Закон Р.Ф. « Об образовании», правовые акты по вопросам обучения и воспитания.

- Психолого-педагогические основы работы с обучающимися конкретного возраста

- Современные концепции, подходы и технологии воспитания.

-Правила и нормы обеспечения безопасности жизнедеятельности.

ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

1 планировать воспитательную работу в классе;

2 в процессе воспитания использовать индивидуальные и коллективные формы работы,

различные методы и приёмы педагогического взаимодействия;

3 стимулировать активность участия родителей в жизни класса;

4 создавать благоприятную воспитывающую среду;

5 грамотно организовывать свою деятельность;Роль портфолио в работе классного руководителя в условиях реализации ФГОС

6 постоянно изучать, анализировать и оценивать состояние и результаты своей деятельности;

7 повышать уровень своего профессионального мастерства.

Портфолио обучающегося

представляет собой комплексную модель, состоящую из титульного листа и шести разделов: Роль портфолио в работе классного руководителя в условиях реализации ФГОС

«Мой мир»,

« Моя учёба»,

«Мои достижения»

«Моё творчество»,

«Мои впечатления»,

«Отзывы и пожелания».

Организация работы по созданию накопительной папки и ознакомлению обучающихся и родителей с правилами работы с портфолио - 1 четверть учебного года 1 класса.

Портфолио хранится в МАОУ «Видновская гимназия», при переводе ребенка в другое образовательное учреждение выдается на руки родителям (законным представителям) ребенка.

Индивидуальные образовательные достижения обучающегося и все необходимые сведения фиксируются в портфолио в течение обучения в школе.



МАОУ «Видновская СОШ»

Роль портфолио в работе классного руководителя в условиях реализации ФГОС

Деятельность

классного руководителя

в условиях реализации ФГОС второго поколения

Роль портфолио в работе классного руководителя в условиях реализации ФГОС

20.11.2015года

Циклограмма для классного руководителя

Ежедневно:

Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия обучающихся.

Организация дежурства в классном кабинете.

Индивидуальная работа с обучающимися.

Ведение и учет пропусков в журнале.

Контроль за внешним видом обучающихся класса.

Еженедельно:

Проверка дневников обучающихся.

Проведение тематического классного часа (по плану воспитательной работы класса).

Участие в дежурстве по школе.

Работа с родителями (по ситуации).

Работа с учителями - предметниками (по ситуации).

Встреча с социальным педагогом (по ситуации).

Каждый месяц:

Посещение уроков в своем класс.

Встреча с родительским активом.

Работа с портфолио обучающихся.

Один раз в четверть:

Оформление классного журнала по итогам четверти.

Семинар классных руководителей.

Коррекция календарного плана воспитательной работы на новую четверть.

Проведение родительского собрания (протоколы родительских собраний вкладываются в план классного руководителя).

Один раз в год:

Анализ и составление плана воспитательной работы (до 10 сентября)

Оформление социального паспорта класса (до 10 сентября)

Сдача статистических данных класса (1-10 сентября)

Изучение жилищно-бытовых условий учащихся своего класса.

Оформление личных дел учащихся (конец учебного года).

Организация закрепленной пришкольной территории.

СТРУКТУРА ПЛАНА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

Список класса (общие сведения).

Социальный паспорт класса.

Анализ воспитательной работы за прошлый учебный год.

Психолого-педагогическая характеристика класса.

Цели воспитательной работы.

Задачи воспитательной работы.

Внеурочная занятость обучающихся.

Работа с родителями.

Работа с учителями - предметниками.

Индивидуальная работа с учащимися.

Профилактическая работа.

Организация классного самоуправления.

Содержание воспитательной работы с классным коллективом.

Протоколы родительских собраний.

Роль портфолио в работе классного руководителя в условиях реализации ФГОС


Правила успеха классного руководителя.

Роль портфолио в работе классного руководителя в условиях реализации ФГОС

Будь честным и искренним.

Будь терпимым, принимай каждого ученика, его сильные и слабые стороны.

Оценивай не личность, а поступок.

Не будь равнодушным.

Будь открытым для общения с детьми, умей шутить.

Будь здоровым.

Если не прав, умей признать свои ошибки.

Будь настойчивым в достижении поставленных целей.

Умей управлять своим настроением.

Для того, чтобы решить проблемы организации деятельности классного руководителя в условиях ФГОС, необходимо внести изменения в документы, регламентирующие его деятельность: должностную инструкцию и план воспитательной работы.

Изменения в должностную инструкцию вносятся в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010г. №761 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Согласно данному документу в раздел «Общие положения прописывается то, что классный руководитель должен знать по реализации внеурочной деятельности и самостоятельно разрабатывает план своей работы и программу организации внеурочной деятельности. Из всех документов классного руководителя изменения, в большей мере, касаются воспитательной программы (плана воспитательной работы), т.к. именно она является одним из организационных механизмов реализации основной общеобразовательной программы ФГОС в классе. Итак, классный руководитель в условиях ФГОС НОО второго поколения выступает как организатор внеурочной деятельности и воспитательной работы во вверенном ему классе.

Организатор:

предоставляет детям и их родителям информацию об организации внеурочной деятельности на ближайший учебный год;

организует ответственный выбор внеурочной деятельности детьми и родителями;

беседует с детьми о причинах, послуживших появлению желания «бросить» кружок и пр.;

помогает ребёнку изменить выбор в течение года;

сам создаёт и реализует программы внеурочной деятельности;

взаимодействует с руководителями при конфликтных и проблемных ситуациях;

во взаимодействии с руководителями организует презентацию результатов внеурочной деятельности;

организует рефлексию деятельности детей по внеурочной деятельности в прошедшем году;

контролирует посещение. Для контроля посещения занятий ведется «Журнал учета посещаемости обучающимися занятий внеурочной деятельностью».

Координатор: составляет единое расписание урочной и внеурочной деятельности класса, отслеживает занятость детей внеурочной деятельностью. Рекомендуется составить каждому обучающемуся класса «Индивидуальное расписание занятий внеурочной деятельностью». Один из вариантов фиксации участия во внеурочной деятельности в качественном (что сделано) и количественном (сколько времени) результате - это «Журнал учета занятости учащихся внеурочной деятельностью», по итогам заполнения которого оценивается включение ребенка во внеурочную деятельность.

Особое внимание уделено входящей диагностике. Именно она позволила выявить то, какие затруднения имеются у классных руководителей в условиях реализации ФГОС НОО второго поколения.

Теоретическая готовность определялась знанием нормативных документов федерального уровня и локальных актов школы, должностных обязанностей классного руководителя с внесёнными изменениями.

Показатель практической готовности классного руководителя к управлению воспитательным процессом исследовался по критериям: умение анализировать информацию, диагностировать классный коллектив, ставить цели и задачи своей деятельности в условиях ФГОС сообразно возрастным и индивидуальным особенностям учеников, разрабатывать программы, социальные проекты и акции, представлять полученные результаты в количественном и качественном виде.

Исследование профессионально-личностных качеств осуществлялось по критериям: эмоциональная устойчивость и стили общения, инициативность, активность, креативность, потому что именно эти качества личности помогают классному руководителю работать в новых условиях.

Профессиональная готовность к работе в условиях ФГОС НОО второго поколения определялась на основе изучения умений использования системно-деятельностного подхода, формирования субъектной позиции обучающихся, владения приёмами интеграции и развивающими методиками.

Таким образом, классный руководитель, работающий в условиях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения идет в ногу со временем, он методически и психологически подкован, владеет знаниями по теории и методике воспитательной работы, хорошо разбирается в трудовом законодательстве, а также умеет ориентироваться в основных нормативных документах. Классный руководитель интересуется вопросами, волнующими современную молодежь, изучает новинки информационных технологий, хорошо знает инфраструктуру города, в котором он живет и работает, регулярно повышает свою квалификацию.

Для воспитания ребенка требуется более проникновенное мышление, более глубокая мудрость, чем для управления государством. Чэннинг Уильям Эллери (1780-1842), американский писатель

Ребенок - горящий факел! Это то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество. И регулирует это пламя классный руководитель. От него зависит, потухнет факел или будет гореть все ярче и ярче. И главная роль классного руководителя - поддерживать огонь в каждом ребенке.


© 2010-2022