Статья на тему Познавательная активность учащихся на классных часах

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПознавательнАЯ активность учащихся

НА КЛАССНЫХ часах.


аБРАМОВА в.в., УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА

И ЛИЕТАРТУРЫ, мбу сош № 70 Г.О. тОЛЬЯТТИ



Познавательная, умственная активность лежит в основе любой учебной деятельности школьника на всех возрастных этапах его развития. Без достаточно высокого уровня данной активности невозможна эффективная организация образовательного процесса.

С психологической точки зрения познавательная активность - это мера умственного усилия, направленная на удовлетворение познавательного интереса, она отражает такую составляющую мотивационной сферы личности школьника, как направленность. Уровень познавательной активности характеризует потребностно-мотивационную сторону жизнедеятельности индивида, направленную на конструирование и активное использование когнитивной модели реальности. Чем более высокий уровень познавательной активности субъекта, тем в большей мере в его когнитивных моделях (репрезентациях) воспроизводятся объективные аспекты происходящего и строится адекватный образ окружающего мира.

Познавательная активность включает в себя следующие компоненты: познавательный интерес, «общую» психическую активность и волевое усилие. Познавательный интерес указывает на эмоциональное предпочтение познавательной деятельности перед другими видами деятельности. Психическая активность обеспечивает на нейрофизиологическом уровне энергетическое, скоростное, вариационное сопровождение умственной деятельности, а волевое усилие - это сознательный, произвольный аспект мобилизации возможностей личности.

Выделяются следующие признаки познавательного интереса у учащихся: активное включение в учебную деятельность, в восприятие познавательного материала, сосредоточенность на нем, отсутствие отвлечений; преобладание непроизвольного внимания; возникновение вопросов в процессе учебной деятельности; желание самостоятельно выполнять задания; поиск дополнительной информации по заинтересовавшей теме; сохранение интереса в свободное от занятий время и т.д.

Виды деятельности, которые способствуют развитию познавательной сферы - это внимание, память, мышление, воображение, речь.

Таким образом, в центр психического развития выдвигается формирование произвольности (планирования, выполнения программ действий и осуществления контроля). Происходит совершенствование познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания), формирование высших психических функций (речи, письма, чтения, счета), что позволяет учащимся производить мыслительные операции. При благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития на этой основе возникают предпосылки к развитию теоретического мышления и сознания.






© 2010-2022