Экспедиция как форма и способ экологического просвещения

Раздел Классному руководителю
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Экспедиция как форма и способ экологического просвещения

Карпушева А.Г., Карпушева Е.Т.

Последние двадцать лет прошлого столетия и первое десятилетие века нынешнего - это годы экологического образования во всем мире. Современная ситуация предполагает функционирование единой системы экологического образования. Её основной задачей является формирование экологического сознания личности, осознания ею персональной ответственности за свою деятельность в окружающем мире.

Важная роль в формировании экологического сознания традиционно отводится школьному туризму, как спортивному, так и неспортивному. Особо выделяем такую форму организации работы с детьми, как экспедиция: краеведческая, исследовательская, учебная, этно-экологическая. Её основное достоинство в том, что она может быть наполнена различным учебным содержанием и требует от участников овладения важными туристическими навыками (от умения рассчитать провизию для путешествия до выживания в экстремальной ситуации).

Экспедиция - это инновационная и традиционная форма организации работы со школьниками. Под экспедицией мы понимаем такую форму организации работы с подростками и молодёжью, которая, во-первых, позволяет выстраивать межличностное общение по принципу общины, круга, «на равных», во-вторых, стимулирует интерес каждого участника к открытиям себя, мира людей, мира природы и помогает человеку расти, преодолевая трудности путешествия. К тому же, как показывает опыт, экспедиция дает уникальную возможность воспитывать в детях любовь к родному краю, прививать интерес к его истории и природе не в кабинетных, «тепличных», условиях.

В 2004 году нами была организована работа круглогодичной Детско-юношеской этно-экологической экспедиции «Былина в Заозерье». Она строится на принципах: изучение экологии на краеведческой основе, добровольность и личная заинтересованность учащегося; индивидуальный и дифференцированный подход.

Изучение экологии должно начинаться как можно раньше, идти «по возрастающей», постоянно и постепенно усложняясь.

Интерес у школьников вызывает изучение взаимоотношений человека и природы сквозь призму традиционной культуры, так как зафиксированные в традиционной культуре принципы отношения к окружающей среде, принципы природопользования, взаимоотношений внутри общества помогают находить причины появления экологических проблем, учат находить способы их решения.

Главная задача экспедиции «Былина в Заозерье» - воссоздание этнической культурной среды в естественных для нее ландшафтных условиях. Подростки учатся гармоничному взаимодействию с природой посредством культуры. Для решения этой задачи мы максимально используем туристический потенциал территории Североуральского городского округа, в частности историко- ландшафтного комплекса Заозёрье, где в селе Всеволодо-Благодатском есть база, на которой во время осенних, зимних и весенних проживают участники «стационарных» экспедиций в условиях максимально приближенных к естественным.

Разработаны пять радиальных маршрутов к озерам и пещерам, два из них адаптированы для детей с ограниченными физическими возможностями. Участниками экспедиции «Былина в Заозёрье» за период с августа 2004 по август 2014 года побывали более 1500 школьников из Североуральска, городов Свердловской области и России.

Организуя познавательные путешествия и экспедиции, мы опираемся на постулат отечественных психологов В.Я Ясвина и С.Д. Дерябо [1], которые, давая характеристику возрастным особенностям формирования отношения к природе, констатировали, что в юношеском возрасте закрепляется объектный характер отношения к природе, иначе - в этот период максимального уровня развития достигает экологическая установка «природа - объект исследования», формируется склонность к выбору исследовательского типа деятельности с природными объектами. Применяя современные педагогические технологии, мы организуем круглогодичную работу экспедиций в городе Североуральске и посёлке Полуночное Ивдельского района.

Путешествия по родному краю позволяют, с одной стороны, проводить комплексное экологическое и краеведческое обучение и воспитание школьников, а с другой - организовать совместную работу подростков и взрослых с применением технологии контекстного обучения и проектно-исследовательского метода [5; 3].

В течение года мы организуем пять «стационарных» экспедиций на базе Детского молодёжного общественного движения «Зелёный дозор» в селе Всеволодо-Благодатское: «Рождество в Заозёрье» с зимним учётом птиц, «Весенняя школа краеведов-экологов «Варга», Историко-ролевая игра «Господин Великий Новгород», «Золото Заозёрья», «Стоянка древнего человека». Каждое лето проводим от пяти до восьми экспедиций-путешествий по разным маршрутам. В 2013 году под общим названием «По следам древних ариев» (при финансовой поддержке РУСАЛа) состоялось три экспедиции, участниками которых стал 41 человек. В этом году в летний период было организовано семь экспедиций с общим количеством участников 44 человека. Программы организуемых нами экспедиций содержит экологические, историко-краеведческие и этнокультурные тематические разделы [2]. Интересная учебная площадка была создана инструктором Движения «Зелёный дозор», учителем географии п. Полуночное С.Н. Шифельбейн в мансийском посёлке Ушма и на хребте Чистоп. С 2010 года организуя учебные эколого-краеведческие экспедиции «К манси» и «Священная земля манси», мы проводим гидрологические, метеорологические исследования, изучаем вместе с подростками особенности культуры и быта народа манси, известного своей врождённой экологичностью. В этом году объектом исследования стали Ушминские пещеры, расположенные на левом берегу реки Лозьва.

Результат каждой экспедиции - исследования по краеведению, экологии, этнографии. Их предварительная презентация происходит на ежегодной конференции «Итоги экспедиционного лета». Если тема заслуживает более тщательной разработки, школьники совместно с руководителем работают над исследованием. Так под руководством Е.Т. Карпушевой за 2010-2013 год школьниками было написано 14 исследовательских проектов экологической и краеведческой направленности. Их авторы приняли участие в конференциях и фестивалях различного уровня: в VI Детско-юношеской экологической Ассамблеи в рамках ХII международного научно-промышленного форума «Великие реки» «Экология глазами молодёжи» (Нижний Новгород, 2010); во Всероссийском конкурсе школьных проектов «Класс - школе» и в грантовом конкурсе РУСАЛа «Есть идея!»; во Всероссийском конкурсе «Лицо России»; исследования «Динамика численности буроголовой гаички за период с 2004 по 2011 год в окрестностях села Всеволодо-Благодатского как показатель экологического состояния территории» и «Пещеры Северного Урала как экскурсионный объект» стали победителями Всероссийского конкурса «Природа. Человек. Страна».

Проектно-исследовательская деятельность является универсальным способом познания и освоения мира для ученика и для педагога. Чтобы организовать такую деятельность, необходима серьёзная мотивация обеих сторон-участников образовательного процесса.

Что служит мотивом включения подростков в экспедиционно-исследовательскую работу?

Среди постоянных участников экспедиций и активных участников Детского молодёжного общественного движения «Зелёный дозор» (г. Североуральск и п. Полуночное Ивдельский район) нами было проведено анкетирование Всего было опрошено 118 человек. Результаты анкетирования показали, что:

  1. Большинство респондентов (63%) имеют опыт природоохранной деятельности.

  2. 56% являются постоянными участниками поисковых эколого-краеведческих.

  3. 42% участников экспедиций работают над исследовательскими проектами по краеведению, экологии, используя экспедиционный материал.

Возраст респондентов из группы исследователей (п. 3) - от 10 до 16 лет.

Специально для них один из вопросов анкеты был сформулирован таким образом, чтобы выявить, что именно привлекает подростков в экспедиции и к исследовательской работе. Были получены следующие ответы:

  • Общение с друзьями.

  • Развитие личностных качеств.

  • Реализация себя.

  • Путешествия и возможность узнать что-то новое.

  • Приобретение личного опыта.

  • «Дружная команда, которая способна что-то изменить к лучшему».

  • Личностный рост, познание себя.

Приоритетным для юных исследователей в возрасте 10-13 лет оказалось «общение с друзьями» (65%). Для учащихся группы 14-15 лет важный мотив - «развитие личностных качеств» (25%), причём в основном эту причину указывали те ребята, которые занимаются исследовательской работой не менее трёх лет. Для молодых людей 16 лет основной мотив - «самореализация» (65%), поэтому они начинают работать над социальными проектами.

Таким образом, в зависимости от возраста мотивы, побуждающие учащихся участвовать в экспедициях и заниматься исследовательской деятельностью, меняются. Необходимо вовремя уловить эти изменения и скорректировать работу в экспедициях и над исследованиями. Как показывает практика, юные исследователи сохраняют интерес к работе над проектами не более, чем в течение 3-х лет. Попробовав себя в амплуа исследователя, подросток затем выбирает другой вид работы. Учитывая эту особенность, считаем оптимальным привлечение подростка к серьёзным исследованиям не ранее, чем в 13 лет. При этом необходимо понимать, что в исследовательской деятельности учащихся предполагается новизна, но не на уровне научного открытия. Новизна важна для самого юного исследователя как его собственное открытие мира. Поэтому цель исследовательской деятельности учащегося - приобретение функционального навыка исследования как универсального способа освоения мира.

По выражению И.С. Огановской [4], поисковая деятельность «учит умно спорить и аргументированно сопротивляться авторитетам», в ней очевиден принцип «трёх Д»: «думаю», «делаю», «добиваюсь результата», что учит самоорганизации и педагога, и ученика.

Организация исследовательской деятельности в экспедиции позволяет эффективно решать четыре важнейших образовательных задачи:

1. Осваивать предмет, то есть получать определенные программой знаний и умения

2. Развивать универсальные учебные умения

3. Развивать социальную компетентность

4. Развивать проектные умения

Полноценное использование такой формы работы с подростками, как экспедиция, позволяет помимо учебных целей успешно достигать другие цели дополнительного образования - создавать условия для самореализации личности подростка, для формирования в нём лучших, благородных качеств.

Литература

  1. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону, 1996.

2. Карпушева Е.Т. Экспедиция: традиция и инновация в экологическом образовании. - Проблемы экологического образования: материалы Первой Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 31 марта 2010 г. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2010. С. 241

3. Карпушева Е.Т. Использование педагогических технологий в экологическом воспитании детей в условиях экспедиции. - Перспектива: сборник статей V Международной научно-практической Интернет-конференции. Вып. 5 - Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2010. С. 109

4. Огановская И.С. Азбука исследователя. Методические рекомендации по организации и содержанию научно-исследовательской, проектной деятельности учащихся (социо-гуманитарное напрвление). Екатеринбург, СОКРАТ, 2008.

5.Сикорская Г. П. Ноогуманистическая модель эколого-педагогического образования: Автореф. дисс. ... докт. пед. наук. Екатеринбург, 1999.

6.Чеурин Г.С. Русская традиционная культура путешествий. - sibir-put.nm.ru.

© 2010-2022