Лекция для родителей на всеобуч на тему Здоровый ребенок - здоровое общество

Воспитание (или воспитательную деятельность) мы понимаем, как целенаправленную и педагогически управляемую деятельность по актуализации и мотивации потребностей ребёнка к саморазвитию.       При определение целей воспитания необходимо руководствоваться следующими положениями: - цели воспитания должны соответствовать потребностям общества и государства; - цели воспитания должны соответствовать психологическим, возрастным, социальным потребностям учащихся; - цели должны быть конкретными.        На...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Здоровый ребёнок - здоровое общество

Цель: Формирование основ здорового образа жизни.

ВСТУПЛЕНИЕ

Воспитание (или воспитательную деятельность) мы понимаем, как целенаправленную и педагогически управляемую деятельность по актуализации и мотивации потребностей ребёнка к саморазвитию.

При определение целей воспитания необходимо руководствоваться следующими положениями:

- цели воспитания должны соответствовать потребностям общества и государства;

- цели воспитания должны соответствовать психологическим, возрастным, социальным потребностям учащихся;

- цели должны быть конкретными.

На сегодняшний день одной из актуальных целей обучения и воспитания является сохранение здоровья ребёнка.

К сожалению, прогноз изменения состояния здоровья детей на ближайшие годы неутешителен. Так, ухудшение питания приведёт к учащению случаев дефицита массы тела, отставанию в росте, что будет способствовать повышению распространённости анемий, снижению сопротивляемости организма и, как следствие, учащению как острых, так и хронических заболеваний.

В связи с неблагоприятной эколого-гигиенической обстановкой во многих регионах следует ожидать роста как острых, так и хронических заболеваний, особенно аллергических. В связи с ростом стрессогенных воздействий можно ожидать ухудшения нервно-психического здоровья, иммунитета, роста гастроэнтерологических заболеваний, вегетососудистой дистонии и дефицита массы тела. Конечно, неправомерно винить только школу в ухудшении здоровья подростков: за 10-11 лет обучения воздействие на организм и психику школьника оказывают сотни факторов, не связанных со школой и процессом обучения. Но, во-первых, вклад школы в это комплексное негативное воздействие весьма высок; во-вторых, школа - государственный институт, выполняющий поставленные государством и обществом требования, в числе которых, наряду с задачей предоставления всем детям качественных образовательных услуг, стоит задача обеспечения сохранения здоровья граждан нашей страны, и в первую очередь - детского населения (конституционное право на здоровье, Закон «Об образовании» и т.д.)

Каждые 10-15 лет идут реформы в образовании, меняются задачи, проблемы…, но одна проблема - проблема здоровья детей, охрана и укрепление здоровья школьников, создание нормальных условий для их роста и развития остаётся неизменной.

Современная наука утверждает, что 10-15% уровня здоровья зависит от наследственных факторов, 20% - от внешнесредовых условий, 10% - от деятельности здравоохранения, остальные 55% - от образа жизни человека.

Образ жизни - это система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды. Внешним фактором по отношению к учащимся является и жизнь в школе.

В связи с этим главной проблемой остается сохранение здоровья обучающихся в процессе образования как залог успешной учебы. Работа педагогов, родителей и самих учащихся должна быть направлена на формирование моды на здоровье, физическую красоту, отказ от вредных привычек.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Данные по нашей школе за последние четыре года показывают уменьшение числа здоровых детей, это обусловлено социально-экономическим положением семей, снижением уровня здоровья родителей и детей, наследственностью, несформированностью у родителей и детей ценностного отношения к своему здоровью. У наших школьников наблюдается нарушение зрения, болезни костно-мышечной системы, ЖКТ, в среднем на протяжении учебного года каждый школьник болеет 2 - 3 раза, что говорит о низкой сопротивляемости организма к вирусам, а также неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Поэтому требуется комплекс мероприятий, направленных на обеспечение условий для обучения и укрепления здоровья детей.

Проблема сохранения и укрепления здоровья своих детей касается не только семьи, но и учителей. Действительно, если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы сами будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут в большей степени здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Другими словами, среди педагогов нет единого подхода к сохранению и укреплению здоровья учащихся. Таким образом, сами учителя имеют разные взгляды на проблему здоровья детей и пути профилактики заболеваний.

«Здоровье (по определению всемирной организации здравоохранения) - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.»

Здоровый образ жизни включает в себя следующие факторы:

благоприятное социальное окружение

духовно-нравственное благополучие

оптимальный двигательный режим (культура движений)

закаливание организма

рациональное питание

личная гигиена

отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ)

положительные эмоции

Педагогические принципы формирования культуры здоровья:

системность

комплексность

преемственность

учёт возрастных и индивидуальных способностей учащихся

рациональное сочетание умственной и физической нагрузки

аналитичность

вариативность и гуманизм

При работе с предыдущим классом было проведено много различных мероприятий по формированию здорового образа жизни и это дало свои положительные результаты: дети мало и редко болели ( в среднем меньше 1 раза в год), проанализировав группы здоровья я увидела, что они не только не ухудшились, но и у троих ребят улучшились.

Проанализировав причины школьных болезней, я пришла к выводу о необходимости решить эти проблемы в области здоровьесбережения комплексно.

Мне было интересно узнать, как сами ученики заботятся о своём здоровье, обсудили это на одном из классных часов. Среди учащихся и их родителей был также проведен опрос с целью выявления их уровня информированности о том, что такое здоровый образ жизни. Родители отвечали на вопрос анкеты, а дети отвечали и рисовали рисунки. Получены были следующие данные:

ДЕТИ

отказ от вредных привычек - 57%

гигиена человека - 36%

спорт, зарядка - 36%

прогулки на свежем воздухе, закаливание - 36%

здоровое питание - 21%

безопасное поведение - 21%

режим - 14%

отсутствие болезней - 14%

РОДИТЕЛИ:

• спорт, зарядка - 83%

• отказ от вредных привычек - 58%

• психологическое равновесие - 58%

• правильное питание - 41%

• режим - 24%

• гигиена человека - 16%

Из диаграммы видно, что главной составляющей, по мнению детей, является отказ от вредных привычек, а по мнению родителей - занятие спортом и зарядка. Дети назвали больше факторов. Какие-то понятия родители вообще не включили, в отличии от детей. В силу своего возраста дети не назвали составляющей психологическое равновесие. А более половины родителей посчитали это важным фактором для здоровья.

Какой вывод можно сделать? По итогам проведённой работы, стало видно, что ребята и их родители хорошо информированы в вопросах и проблемах сохранности здоровья, большое значение придают отказу от вредных привычек, занятию спортом, зарядке. А понимание этого уже играет большую роль в формировании здорового образа жизни среди учащихся младших классов школы.

Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние обучаемых, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности. В лучшем случае все сводилось к спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху во время каникул. Практика обнажила: судя по статистике, лишь малая часть выпускников школы относятся к числу здоровых.

Обсудив эти серьезные проблемы на классном родительском собрании, родительский комитет под руководством учителя, выявил некоторые причины школьных болезней:

несвоевременное питание;

нерегулярность проветривания классных кабинетов;

превышающий допустимый вес школьных портфелей;

несоблюдение режима дня, что приводит к перегрузке учебными занятиями;

а так же поставил цели и задачи для их преодоления.

Прежде всего, мы рассматривали концепцию здоровьесбережения в форме структурно-логической схемы:

цель - принципы и задачи - средства - условия - результаты.

В связи с этим за очень короткий срок родители приобрели для проведения физминуток ковёр. Обеспечивают детей средствами на питание (100% детей обедают в школе). Принимали активное участие в экспресс анкетировании, в тестировании.
Приоритетными направлениями в воспиательно-оздоровительной работе мы выбрали:
-физическое развитие учащихся и укрепление их здоровья;
-психологическая самозащита личности;
-правильное и здоровое (рациональное) питание;
-привитие навыков личной гигиены;
-профилактика вредных привычек;
-пропаганда здорового образа жизни.

Реализовывать поставленные задачи стали используя различные технологии:

-тренинг-общения

-шоу-технологии (соревнования, концерты и т.д.)

-групповое решение проблемы

-диалог «педагог - воспитанник»

-«информационное зеркало»(газеты, стенды с советами, сведениями)

Технологии используемые в формировании здорового образа жизни направлены на решение конкретных задач воспитания, в них заложена потенциальная возможность результата. Деятельность выстраивается на способности детей осмысливать значение и личностный смысл ценностей жизни и собственного отношения к ним.

Планируя и проводя работу, направленную на укрепление и сохранение здоровья учеников, учитываю следующие факторы:

1. Отказ от авторитарного стиля общения между учащимися и учителем.( Ребята привлекаются к принятию решений, прислушиваюсь к их мнению, поощряется самостоятельность суждений. На уроке создаётся атмосфера живого общения, оказывается психологическая поддержка учащимся.)

2. Применение и чередование различных форм и методов проведения уроков (урок-дискуссия, театрализованный урок, экскурсия и др. Ситуация - это стечение обстоятельств. И это может быть ситуация успеха, ситуация доверия, либо ситуация выбора.)

3. Уровень коммуникативной культуры учащихся (полезные советы в уголке школьника, для родителей советы педагога Симона Соловейчика).

4. Формы и характер поведения учащихся на переменах (игры на ковре, соревнования с прыгалками, хождение без обуви, минутки психологической разгрузки, динамические паузы).

5. Гигиенический контроль за соблюдением требований Сан Пи Нов (соответствие высоты столов и стульев росту учащихся, соответствие веса портфелей возрасту ученика (взвешиваем портфели и информируем родителей); нормированное дифференцированное домашнее задание (используются информационные технологии).

6. Обеспечение учащихся питанием (школа обеспечивает горячим питанием: бесплатные завтраки, обеды на средства родителей).

7. Улучшение экологического пространства класса (регулярное проветривание(перед 1 ур. .и после 3 ур. ), наличие цветов, влажная уборка по окончании 2, 3 ур.).

8. Эмоционально-психологический клковимат в классе (разрядки в виде тренинг-общения: «Рука друга», «Волшебный стул» и др.)

9. Рациональная организация учебных занятий (с учётом хода дневной и недельной умственной работоспособности учащихся, ежедневное проведение дежурным утренней гимнастики).

10. Отслеживание и снижение степени утомляемости учащихся на уроках (физкультминутки проводятся с учитом специфики предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность. Проводятся они в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении. Несвежий воздух в классе при этом недопустим, поэтому до того, как приступить к выполнению упражнений, открываю форточки, останавливаем текущую работу и детям предлагается подготовиться к физкультминутке.

Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток - положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.

Кроме того, определяются и фиксируются психологический климат на уроке, проводится эмоциональная разрядка(шуточные задания, задачки Г. Остера), отслеживается соблюдение учащимися правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока. Проводится гимнастика для глаз. )

Проводится система профилактических занятий по предупреждению детского травматизма на дорогах (викторины, конкурсы рисунков, мероприятие «Академия пешехода» и др.).

Однако не только важно знать и понимать, что должен делать учитель на уроке, чтобы сохранить психическое здоровье учащихся. Из опыта работы становится ясно, что здоровьесберегающая направленность работы требует к себе более глубокого и сложного исследования, и должна прослеживаться во всей учебно-воспитательной работе. При планировании использовалась школьная программа «Здоровье». Вся система воспитательной работы должна пробудить у ребят интерес к самому себе и своему здоровью. Это система мероприятий на познание самого себя: «Мой ум.», «Какая у меня память», «Развивай свою память», «Это интересно знать(интересные факты о нашем организме)»; о правилах гигиены: «Красивые девочки, сильные мальчики», «Режим дня школьника», «Это важно знать (сообщения детей во время эпидемии болезней); развитие коммуникативных способностей: «Как научиться не обижать друг друга», «Честность - прежде всего»; итак как формирование основ здорового образа жизни не возможно без безопасного поведения учащихся (прослеживается в ответах детей на опросе): «Азбука безопасного поведения», «Невидимые враги человека, которые мешают ему жить» и др. Принимаем активное участие во всех спортивных мероприятиях школы (соответствующих возрасту учащихся) дни и недели здоровья, воспитание личным примером (сама участвую вместе с детьми). Проводим спортивные соревнования между классами. Ведётся информационно-просветительская работа через оформление классной газеты «Витаминка», где размещаем различную информацию о нашем организме, здоровье (помогает серия книг«Тело человека»).

Проводится диспансеризация учащихся и ознакомление родителей с результатами медицинских осмотров.

На сегодняшний день необходима единая система работы по решению данной проблемы. Разработка целого курса валеологического воспитания, безусловно, помогла бы нашим воспитанникам ещё больше осознать, насколько важно беречь своё здоровье с самого детства.
Большое внимание уделяется информационно-просветительской работе с родителями в этом вопросе. На родительских собраниях проведён курс бесед по формированию здорового образа жизни: «Режим дня школьника», «Как развивать внимание и память ребёнка», «Эмоции положительные и отрицательные», «Телевидение и компьютерные игры в жизни младшего школьника», «Ребёнок и мобильный телефон». Консультации родителей по вопросам: «Гиперактивные дети. Кто они?», «Утомляемость ребёнка, как её преодолеть».

Результаты.

Говорить о каком-то конечном результате пока рано , но промежуточный уже есть. Это меньшая заболеваемость детей (менее 1 раза в год), не увеличение количества детей с отклонениями в здоровье. Ребята чувствуют себя на уроке комфортнее (по данным мониторинга).

Сохраняются проблемы над которыми ещё предстоит работать.

Не все родители понимают серьёзность данного вопроса, с недостаточным вниманием относятся к здоровью детей.

ОПРОС РОДИТЕЛЕЙ:

Что такое здоровый образ жизни?

• спорт, зарядка - 83%

• отказ от вредных привычек - 58%

• психологическое равновесие - 58%

• правильное питание - 41%

• режим - 24%

• гигиена человека - 16%

Ведёте ли вы здоровый образ жизни?

• курят - 40%

• спорт, зарядка(эпизодически) - 6%

• соблюдение режима(хотя бы ребёнком) - 35%

Мы видим, что несмотря на информированность родителей, рефлексия (навык) здорового образа жизни не сформирован. Не все родители ведут здоровый образ жизни, не понимая, что тем самым наносят вред своему ребёнку, его здоровью (пассивное курение, не соблюдение режима дня и др.) и этим формируют у детей отрицательный стереотип поведения.

В дальнейшем планируется продолжать работу по популяризации преимуществ здорового образа жизни, по расширению кругозора школьников в области физической культуры и спорта, вести просветительскую работу среди родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

Изложенная выше информация показывает, что внедрение в обучение и воспитание здоровьесберегающей направленности ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Учителям становится легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной утомляемости и происходит раскрепощение ученика и учителя, открывается простор для их педагогического сотрудничества и творчества.

Итак, каковы общие выводы?

1. Актуальность проблемы подтверждается статьями и данными статистики об ухудшении здоровья школьников, которые в последнее время всё чаще и чаще появляются на страницах периодической печати и методической литературы.

2. Учащиеся достаточно хорошо информированы в этом вопросе.

3. Формируя навыки по сохранению здоровья идёт как учебной деятельности (каждый учебный предмет содержит в себе элементы валеологического воспитания (только важно выявить и подвести к этому учащихся), так и во внеурочной работе.

4. Существуют трудности реализации данного вида воспитания в учебно-воспитательном процессе (нет единства в действиях учителя и родителей по формированию навыков здорового образа жизни).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только интеллектуально, духовно, но и физически.

Опыт работы образовательных учреждений по здоровьесбережению показывает, что без участия самого человека, без его желания невозможно добиться необходимой культуры отношения к своему здоровью.

Поэтому очень важной задачей является формирование культуры здоровья у обучающихся в течение всего учебно-воспитательного процесса.

Воспитание потребности здорового образа жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого коллектива образовательного учрежден



© 2010-2022