Цикл классных часов Я+Ты=Мы

Цель цикла классных часов: создание дружеской атмосфе­ры взаимопомощи, доверия, доброжелательного и от­крытого общения детей друг с другом в классе.Задачи: сформировать у детей спо­собность устанавливать и поддерживать контакты; выработать способность вести себя с окружающими в сотрудничающей манере.Адресат: данный цикл занятий позволяет проводить групповую форму работы с разновозрастными группами (4,5,6 классы).Длительность программы: 4 занятия Оценка эффективности реализации цикла классных ч...
Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цикл классных часов

«Я + Ты = Мы»

Цель: Сплочение классного коллектива, выработка норм и правил жизни класса.

Занятие № 1.

Тема: Создание группы.

Цель: Сформировать группу участников, способствовать созданию доброжелательной атмосферы, выяснить ожидания детей.

Материалы к занятию: бланк «Солнышко, небольшие листочки бумаги для изготовления визиток, фломастеры, карандаши, иголки, клубок, мяч, лист регистрации участников.

  1. Разминка.

Упражнение «Клубок»

Цель: знакомство, сплочение группы, настрой на работу в группе.

Процедура проведения: психолог предлагает учащимся занять место в круге. По кругу участники передают клубок, обвязав предварительно указательный палец, при этом называют свои Ф. И. , немного рассказывают о себе. Клубок передается в свободном направлении.

Обсуждение: психолог подводит итоги упражнения. «На что похож узор внутри круга, что он напоминает?» Психолог говорит, что теперь волшебная нить клубка объединила волшебная нить их в группу единомышленников.

  1. Информирование участников группы о целях, задачах занятий, знакомство с регламентом работы (представляется, рассказывает об особенностях предстоящих занятий).

  2. Оформление визиток.

Психолог предлагает детям оформить визитку, написать имя, которым бы они хотели, чтобы их называли в группе на занятиях.

4. Ожидания участников.

Психолог раздает детям листочки, где им предлагает написать свои ожидания от занятия, то чего они хотели бы получить в итоге.


Ожидания

Выполнено


В конце занятия дети отмечают «+», те которые выполнены и сдают психологу.

5. Принятие правил работы в группе.

Цель: упорядочение работы группы, выработка правил групповой работы.

Процедура проведения: психолог предлагает принять свод правил. Правила должны быть такими, чтобы всем было:

  1. Интересно. Для этого необходимо быть активным, правдивым и уметь слушать каждого.

  2. Комфортно, удобно. Запрещаются оскорбления, упреки, обвинения. Внимание к положительным сторонам каждого одноклассника приветствуется.

  3. Право говорящего. Не перебивать, не оценивать. Говорить только от собственного имени: «Я думаю, я считаю, мне кажется…», а не «Ты не прав, это…»

  4. Послушно. Выполняем задания добросовестно.

  5. Работа участников группы не обсуждается за ее пределами.

Принятие правил работы происходит путем голосования, дети выражают свое согласие аплодисментами.

6. Упражнение: «Пчелы и змеи» (работа в группах)

Цель: научить слаженности работы, оказанию коллективной поддержки.

Материал: карандаш, мяч.

Инструкция: «Я хочу предложить вам сыграть в игру под названием: «Пчелы и змеи». Результат ее будет зависеть от слаженности действий ваших команд. Для этого разбейтесь на 2 команды. Класс разбивается на команды с помощью жребия: листочки с надписью «Пчела», «Змея», которые помещены в коробочку, оттуда дети тянут жребий и узнают, в составе какой команды будут участвовать в игре. Каждая группа должна выбрать своего короля. Теперь я познакомлю вас с правилами. Оба капитана выходят из класса и ждут, пока их не позовут. Затем я спрячу 2 предмета: карандаш и мяч, которые капитаны должны будут найти. Капитан пчел должен найти мед - это мяч. А капитан змей должен отыскать ящерицу - вот этот карандаш. Пчелы и змеи должны помогать своим капитанам. Каждая команда может делать это, издавая определенный звук. Пчелы должны жужжать, а змеи должны помогать шипением. Чем ближе капитан к цели, тем громче звук, чем дальше, тем звук тише. Пусть капитаны выйдут, чтобы я смогла спрятать мед и ящерицу. Пчелы и змеи могут занять свои места в кругу. Внимательно следите за тем, насколько ваш капитан удален от своей цели. Тогда вы легко сможете ему помочь. Помните, что вы не имеете права ничего говорить. Давайте посмотрим, кто из капитанов окажется первым».

Обсуждение: психолог подводит итог упражнения, говоря о том ,что результат во многом определен тем, насколько слаженно смогла работать команда.

Девиз упражнения: «Один в поле не воин, а коллективу любая работа по плечу».

7. Упражнение «Командир»

Цель: обучить слаженной работе, сотрудничеству.

Процедура проведения: играющие распределяются по парам. В парах договариваются об очередности выполнения ролей. Потом поединок - состязание двух пар участников между собой, два на два. Непосредственно состязаются пары, а капитаны ими руководят. Подчиненные стоят (сидят) друг перед другом с закрытыми глазами. Расстояние не более 1 метра. Каждый вытягивает вперед, навстречу сопернику правую руку. Задача: хлопнуть соперника по ладони как можно большее количество раз, а самому увернуться от встречных попаданий. Убирать руку нельзя - зачет как поражение. Ладонь можно перемещать влево - вправо, вверх - вниз, кругами и т. д. Командиры руководят парами, движениями их ладоней. Чтобы руководство было эффективным командиры должны быстро реагировать на изменения ситуации, стремиться предугадать действия соперника. Подсказки должны быть короткими: «Вверх!», «Вправо!», «Огонь!» и т. д. Потом смена ролей.

Обсуждение: психолог благодарит детей за активное участие, спрашивает, понравились ли упражнения, и предлагает закончить занятие.

8. Рефлексия. Подведение итогов занятия.

Что понравилось на занятии, что удивило, обрадовало? С каким настроением закончили занятие?

9. Ритуал прощания «Спасибо за прекрасный день».

Цель: завершение занятия, развитие умения благодарить и выражать дружеские чувства.

Процедура проведения: Участники стоят в общем кругу. Психолог предлагает им участие в небольшой церемонии, которая помогает выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Один из учеников становится в центре круга, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за прекрасный день!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, пожимает руку первому или второму и говорит то же самое. Таким образом, группа в центре круга увеличивается. Когда все присоединяться замкните круг и завершите церемонию трехкратным пожатием руки.

10. Домашнее задание. Найдите свое фото в раннем детстве. Наверняка вы были чудесными малышами. Сейчас я раздам вам листы «Солнышко», приклейте фото к середине, в солнечный круг. Не показывайте фото никому из ребят своего класса до следующего занятия. Задумка в том, что каждый должен будет угадать, кто изображен на солнышке.

Тренинг «я + ты = мы»

Занятие № 2

Тема: «Узнай меня поближе»

Цель: помочь детям узнать друг друга поближе, узнать что-то новое о своих одноклассниках. Подчеркнуть уникальность каждого участника.

1.Рефлексия (5 минут)

Цель: анализ своего состояния до начала работы в группе.

2. Разминка. Игра: «Пересядьте те у кого…»

Цель: создание общей атмосферы занятия, формирование позитивной психоэмоциональной атмосферы.

Задача: способствовать группообразованию.

Процедура проведения: Участники группы сидят в кругу, психолог объявляет тех, кто будет меняться местами. Например, он называет общие вещи, свойства и признаки, которые есть у большинства участников.

№ 1. Те, кто сегодня завтракал.

№ 2. Те, у кого есть волосы.

№ 3. Те, кто любят играть.

№ 4. Те, у кого светлые волосы.

№ 5. Те, кто учится в школе.

№ 6. Те, у кого длинные волосы.

3. Игра «Что изменилось?».

Цель: тренировка наблюдательности, памяти, побуждение участников группы внимательно посмотреть на себя и других.

Задача: способствовать развитию чувства сплоченности группы

Процедура проведения: психолог предлагает детям встать в два ряда так, чтобы они оказались напротив друг друга.

Инструкция: нужно рассмотреть внимательно с ног до головы того, кто стоит напротив вас, и постараться запечатлеть в памяти все подробности, сделать «мысленную фотографию» партнера (1 минута). Теперь повернитесь спиной друг к другу. Я прошу каждого переменить что-нибудь в своей внешности. Меняете, что хотите - снимите одну серьгу, ленточку, наденьте часы, кольцо на другую руку и т. п. А теперь снова повернитесь и оглядите друг друга. Догадайтесь, что именно стоящий напротив вас партнер изменил в своем внешнем облике.

4. Упражнение «Найди меня»

Процедура проведения: психолог собирает и развешивает на школьной доске «солнышки» с фотографиями. Выбирает любое фото и просит детей определить, кто есть кто (пусть каждый даст свой вариант ответа). После этого изображенный на фото ребенок называет себя. Затем по очереди показываются другие фотографии. В конце упражнения дети подписывают свои «солнышки».

Примечание для ведущего: обязательно произнести в адрес каждого ребенка добрые слова.


5.Упражнение «Мой портрет в лучах солнца»

Цель: помочь детям понять другого человека, принять его и найти положительные качества.

Процедура проведения: Дети берут свои «солнышки» и пишут на трех лучиках свои достоинства и положительные качества. После этого психолог просит передать свой портрет соседу слева. Он, а затем и каждый последующий в круге, должен дополнить список хороших качеств изображенного на фото ученика, записывая их на лучиках.

Обсуждение:

- понравилось ли упражнение?

- что ты приобрел, узнал в ходе упражнения?

- легко ли было найти свои положительные качества и качества другого?

6. Упражнение: «Спасибо за прекрасный день». (Ритуал завершения занятия)

Цель: завершение занятия, развитие умения благодарить и выражать дружеские чувства.

Процедура проведения: Участники стоят в общем кругу. Психолог предлагает им участие в небольшой церемонии, которая помогает выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Один из учеников становится в центре круга, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за прекрасный день!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, пожимает руку первому или второму и говорит то же самое. Таким образом, группа в центре круга увеличивается. Когда все присоединяться замкните круг и завершите церемонию трехкратным пожатием руки.

7. Рефлексия.

8. Подведение итогов занятия. Анкетирование.

Занятие №3.

Тема: «Доверие»

Цель: оптимизация внутригрупповых взаимоотноше­ний; развитие чувства принадлежности к группе.

1.Рефлексия (5 минут)

Цель: анализ своего состояния до начала работы в группе.

2. Разминка. Упражнение «Все как один».

Цель: сплочение группы, развитие интуиции.

Процедура проведения: психолог предлагает участникам встать в круг. Считает до трех, на счет три каждый должен выкинуть определенное число пальцев на одной руке. Счет повторяется до тех пор, пока все не станут выкидывать одно число. Договариваться между собой нельзя.

3.Упражнение «Смешное приветствие»

Упражнение способствует установлению физическо­го контакта с помощью рукопожатия.

Инструкция. «Я хочу поговорить с вами о том, как обычно приветствуют друг друга люди. Кто из вас может про­демонстрировать типичное русское рукопожатие? А кто знает другой способ подавать руку при встрече. Психолог просит детей показать различные варианты ру­копожатий. Очень интересно бывает и развитие самого контакта при этом. Некоторые подают вялую, безжиз­ненную руку, другие жмут руку изо всех сил.

Я хотела бы, чтобы вы сейчас придумали смешное приветствие, которое мы будем использовать в ближай­шее время. Это рукопожатие должно стать своего рода отличительным знаком нашего класса. Сначала разбейтесь на команды. Вам дается три ми­нуты, чтобы изобрести в подгруппе необычный способ рукопожатия. Это приветствие должно быть достаточ­но простым, чтобы мы все легко смогли его запомнить, но при этом - достаточно смешным, чтобы нам было весело пожимать друг другу руки именно таким спосо­бом.»

4. Упражнение «Слепой и поводырь» (модификация Э. САВИНОВОЙ)

Это очень хорошее упражнение для создания в груп­пе атмосферы взаимного доверия. Проводить его желательно, начиная со 2-3 встречи, чтобы уча­стники этой процедуры были уже знакомы друг с дру­гом.

Прежде всего, психологу следует позаботиться о том, чтобы в классной комнате было достаточно препятствий - столов, сту­льев и т.д.

Инструкция. Разбейтесь на пары. Тот, кто стоит слева, закрывает глаза - он будет «слепым». Второй партнер станет «поводырем». Поводырь берет слепого за руку и медленно ведет его через комнату. У поводы­ря необычная задача - он отвечает не только за себя самого, но и за партнера, он должен настроиться на это новое состояние. Выберите себе темп таким обра­зом, чтобы слепой начал чувствовать себя все уверен­нее. Пожалуйста, не разговаривайте друг с другом, ис­пользуйте другие способы общения (2-3 мин). Поменяйтесь ролями.

Для младших подростков иногда появляется необхо­димость завязать глаза.

По окончании - обсуждение: не было ли участникам страшно, уверенно ли они себя чувствовали, насколько они могли доверять друг другу, насколько принимали на себя ответственность за безопасность другого.

5. Игра "Школьный класс»

Цель: психологическая разряд­ка группы.

Игра позволяет выражать такие эмоции и дей­ствия, которые в повседневной жизни не приветству­ются, а здесь разрешаются. Она освежает психологи­ческий климат в классе и, как правило, снимает напря­жение. Начиная игру, имейте в виду, что на некоторое время в классе будет ужасный шум и гам.

Инструкция. Мне нужны три добровольца. (Попросите их выйти за дверь, предупредив, чтобы они не подслушивали.). Вы школьный класс, у вас заболел учитель, и вы ре­шили сорвать урок, чтобы не пришел другой учитель и не провел контрольную работу. Сейчас я каждому дам инструкцию, что он должен делать. Например, у Насти пропала косметичка, которую она взяла без разреше­ния у мамы, и она просит ее найти; Андрей кричит, чтобы все шли в кино; Максим говорит, что надо привести со­баку, чтобы та нашла косметичку по запаху, и т.д. Как только кто-то зайдет в класс, вы начинаете срывать урок. (Затем психолог идет за дверь к трем добровольцам). Вы просто пришли в школу к директору, и он вас по­просил посидеть 45 минут с классом, рассказать о сво­ей профессии или интересные истории из жизни.

Упражнение выполняется в течение нескольких ми­нут, после чего идет обсуждение.

6. Упражнение «Волшебный круг»

Цель: сформировать у детей спо­собность устанавливать и поддерживать контакты; помочь детям приобрести опыт взаимного доверия.

Инструкция. Все закройте, пожалуйста, глаза... Я буду обращаться к каждому из вас.

Представь себе, что тебе три годика, и ты хочешь спрыгнуть с каменной стены на руки взрослым. Поду­май минутку, кем должен быть этот взрослый: мамой, папой, дедушкой или бабушкой, твоим старшим бра­том? Посмотри со стены на человека, который должен будет поймать тебя. Посмотри на его лицо, на протяну­тые к тебе руки. У тебя достаточно доверия, чтобы по­кинуть надежное место на стене и упасть на руки взрос­лого? Если достаточно, то можешь прыгать (в своем воображении). Почувствуй, как ты оказался на руках взрослого, как медленно тебя опускают, как ты снова встал на землю, твердо и прочно. Представь себе, что ты смеешься, взрослый в ответ дружески улыбается. Возможно, ты заметишь, что твое сердце бьется быст­рее, чем обычно, потому что ты пережил маленькое приключение... Теперь снова откройте глаза и расскажите, что вы испытывали.

Теперь я хочу вам предложить игру, в которой вам тоже очень понадобится доверие. Я покажу вам, как в нее играть... Пусть восемь детей встанут в круг, достаточно близко друг к другу. Это - не обычный круг, а волшебный. Кто из вас хотел бы первым встать в середине? (Выбирает­ся участник.) Я попрошу первого выбранного участника встать в центр, ноги поставить вместе, держаться пря­мо. Все остальные, стоящие по кругу, поднимите руки на уровень груди. Когда участник, который находится в центре, падает в вашу сторону, вы должны его поймать и осторожно вернуть в исходное положение. Возможно, он захочет упасть в другую сторону, и там его тоже надо поймать и аккуратно поставить на место. При этом очень важно, чтобы ребенок в центре стоял очень прямо, как будто он деревянный. Давайте попробуем...

Психолог дает ребенку в центре попробовать свободно па­дать в разные стороны (1 мин). Затем спрашивает его, хорошо ли круг справляется со своей задачей, нет ли у него каких-то замечаний. В конце упражнения ребенок дол­жен поделиться своими переживаниями. Затем другие дети становятся в «волшебный круг».

6. Упражнение

«Спасибо за прекрасный день»

7. Рефлексия занятия.

Что понравилось (не понравилось на занятии)?

Что было новым, интересным для вас?

С каким настроением заканчиваете занятие?

Занятие №4.

Тема: «Вместе»

Цель занятия: способствовать формированию от­крытых отношений между членами группы.

1.Рефлексия (5 минут)

Цель: анализ своего состояния до начала работы в группе.

2. Разминка. Упражнение «Передай предмет».

Цель: сплочение группы, разогрев группы, настрой на работу..

Процедура проведения: упражнение можно выполнять как по кругу, так и построившись в шеренгу. Психолог берет какой-нибудь предмет (марке, мячик, скомканный лист бумаги и отдает его ближайшему участнику). Инструкция: «Ваша задача - передать этот предмет своему соседу справа и так по кругу. Причем способы передачи повторяться не должны. Если предмет упадет, - начинаем сначала» Самого оригинального по итогам упражнения можно наградить аплодисментами.

3.Игра «Кого не хватает?»

При работе с детьми старшего возраста вы можете применять следующую версию данной игры: накройте покрывалами двух или трех учеников и попросите их спрятаться в разных частях класса.

Материалы: большое покрывало (или несколько покрывал для усложненного варианта игры).

Инструкция. Сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Замечаете ли вы, когда в классе нет вашего друга или подруги? А замечаете ли вы, когда нет кого-то друго­го? Каждый ученик очень важен для нас. Когда кого-то нет, мы по нему скучаем. Разделяете ли вы это мне­ние? Я очень рада, что сегодня все здесь (если дей­ствительно никто не отсутствует).

Цикл классных часов Я+Ты=МыЯ хочу попробовать сыграть с вами в такую игру: один из нас будет прятаться, а остальные - отгадывать, кто именно спрятался. Сначала я попрошу всех закрыть гла­за, и пока никто не видит, тихо подойду к одному из вас и прикоснусь к его плечу. Тот, кого я выберу, должен будет открыть глаза. Тихо-тихо выйти на середину, сесть на пол и укрыться вот этим покрывалом. После того как он спрячется, вы откроете глаза и скажете, кого не хва­тает.

А теперь закройте глаза...

Психолог начинает игру сам, спрятавшись под покрывало, что­бы подстегнуть активность детей. После того как дети поймут, кто отсутствует, возвращается в круг и прячет кого-нибудь из детей.

Примечание для психолога:

Сначала выбирайте детей, уве­ренных в себе, которые будут хорошо себя чувствовать под покрывалом. Если участники слишком долго не могут отгадать, попросите спрятавшего что-нибудь ска­зать, чтобы остальные могли узнать его по голосу. Дай­те возможность большому количеству учеников побыть под покрывалом.

4. Упражнение «Антарктида»

Создается общая атмосфера занятия и атмосфера поддержки и доверия членов группы. Психологически раскрепощает на дальнейшую работу.

Материал: несколько больших листов бумаги.

Психолог раскладывает на полу несколько больших листов бумаги.

Инструкция. «Вы изображаете пингвинов (попросите сначала кого-нибудь показать, как ходят пингвины). Пин­гвины гуляют по аудитории и по команде психолога: «Ка­сатка!» - должны запрыгнуть на льдины (т.е. листы бума­ги) таким образом, чтобы все оказались в безопасности и «касатка» осталась голодной. В Антарктиде весна, льдины тают, поэтому перед каж­дым следующим раундом я буду складывать листы по­полам. Начали!»

Игра заканчивается, когда участники собираются на крошечных льдинках, держась на одной ноге, поддер­живая друг друга.

5. Игра «Авиакатастрофа»

Цель: обучение детей эффективному поведению в достиже­нии согласия, информированию относительно стилей поведения, сплочение группы.

Материал: бумага, ручки, таблица, в которой пере­числены необходимые предметы.

Инструкция. Предлагаю вам поиграть в игру, где главной задачей будет принятие единого решения. По­слушайте, пожалуйста, задание. Вы в составе группы потерпели авиакатастрофу. Летчики погибли. Все чле­ны вашей группы живы и здоровы.

Вы находитесь в пустыне Сахара. 10 часов утра. Тем­пература воздуха - 45 "С, песка - 70 "С. Последняя отметка на карте пилота - 120 км к ЮЗ от лагеря буро­виков. Но из разговоров пилотов перед аварией вы зна­ете, что самолет отклонился от курса примерно на 100 км неизвестно в каком направлении.

В корпусе самолета на месте аварии вам удалось найти предметы, которые я вам сейчас перечислю. Ваша задача - в колонке «Я» расставить перечисленные предметы по степени важности в данной ситуа­ции. Поставьте цифру «один» у самого важного пред­мета, цифру «два» - у второго по значению и так да­лее.

Сначала каждый делает задание самостоятельно. После того как завершена индивидуальная работа по ранжированию, группе дается время для выполнения общего задания - прийти к общему мнению и записать его в колонке «Группа». Обсуждая процесс принятия решения, полезно сосредотачиваться на вопросах типа «Какие виды поведения мешали, а какие помогали дос­тижению согласия?».

Примечание для психолога:

Психологу следует стараться уводить обсуждение от взаимных обвинений, показав, что один и тот же участ­ник на разных стадиях диспута менял свое поведе­ние.

ПРЕДМЕТЫ

Я

ГРУППА

1.

Электрический фонарик + 4 батарейки

2.

Перочинный нож

3.

Аэронавигационная карта

4.

Синтетический плащ большого размера

5.

Магнитный компас

6.

Набор марлевых перевязочных пакетов

7.

Пистолет 45 калибра

8.

Парашют красно-белый

9.

Килограмм соли

10.

По 1 литру воды на каждого

11.

Книга «Съедобные животные пустыни»

12

Солнцезащитные очки на каждого

13.

2 литра водки

14

По плотному пальто на каждого

15.

Косметическое зеркало

Так как ваша цель - принятие группового реше­ния, то в данном случае можно нарисовать карточки, которые дети также раскладывают по степени важно­сти, можно уменьшить число предлагаемых предме­тов до 7-10.

6. Игра «Подарки»

Материал: маленькие листочки бумаги, ручки.

Инструкция. Все члены группы анонимно дарят друг другу воображаемые подарки, как если бы возможности дарителя были ничем не ограничены. Для этого я вам раздам листочки. Сначала все дарят подарки Андрею. Все пишут названия, характеристики и количество тех вещей, предметов, объектов, явлений, которые хочется подарить именно ему. Листочки не подписываются. За­тем подарки дарят следующему игроку и т.д.

Психолог собирает «подарки», затем раздает их. Не­которое время участники изучают содержание записок.

Обсуждение итогов может вылиться в свободный об­мен впечатлениями. При этом неплохо поинтересовать­ся, есть ли у кого-нибудь несколько совпавших по со­держанию записок, то есть одинаковых подарков. Есть ли у кого-нибудь подарки, оказавшиеся неприятным сюрпризом или, наоборот, приятно удивившие. Сколь­ко кому подарено вещей, имеющих практическое быто­вое значение, а сколько подарков романтического ха­рактера.

7. Упражнение: «Сердце группы».

Цель: развитие чувства принадлежности к группе, классу. Завершение работы.

8. Рефлексия занятия.



© 2010-2022