Статья Поможем детям почувствовать себя в роли творца!

        Интересная ПЬЕСА КО ДНЮ ЗДОРОВЬЯ, проводимого в школах ежегодно, написана моими учениками 7 класса. Пьеса может быть разыграна учениками 1-7 классов - в принципе, возрастного предела нет!       Дети назвали своё творение "История о том, как Степан Таблеткин подружился со своим здоровьем".        В краткой вступительной статье перед пьесой рассказываю о направляющей роли учителя в детском литературном творчестве.       
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Поможем детям почувствовать себя в роли творца!

(Статья)



Дятлова Ольга Станиславовна

учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории

МКОУ Новоярковской СОШ

Барабинского района

Новосибирской области



Весной 2011 года в школу по электронной почте пришло письмо с приглашением поучаствовать в районном туре областного конкурса «Здоров - значит, счастлив!» В одной из номинаций - «Литературное и театральное творчество» - я предложила седьмому классу попробовать свои силы. Класс очень дружный, творческий, любопытный ко всему новому, мне с ними очень повезло. Мальчики равнодушно отнеслись к этому предложению, а девочки сразу «загорелись». И надо же случиться такому совпадению, что именно в этот день дети рано освободились - учитель математики уехала на семинар, а трудовик попал в больницу. Пришли ко мне мои ученицы и говорят: «Не хочется так рано идти домой. Дома скучно!» «Угнездились» за партами так, как им захотелось, а не так, как положено на уроке, избрали «писаря». И... энтузиазм немного угас! Я предложила детям вспомнить тему «Драма» по литературе.

- Что такое «драма»? Где она зародилась? Каково предназначение драмы?

- Какие жанры относятся к драме?

- Вспомните и назовите своих любимых драматургов, любимые пьесы.

- С какими пьесами вы познакомились в седьмом классе? В шестом?

- В чём особенность построения текста в драме? Что такое «ремарка», для чего она служит?

После теоретического повторения мои ученицы почувствовали себя увереннее, но признались, что не знают, с чего начать писать. Объяснила им, что писатель сначала определяет тему будущего произведения, потом подбирает главного героя, второстепенные действующие лица, а затем вкратце продумывает, в каком направлении будет развиваться сюжетная линия.

Тему новоиспечённые драматурги определили сразу: Здоровье. Потом определились, что главный герой пьесы будет мальчик Стёпа, ученик шестого класса, а так как он часто болеет, то фамилия его будет Таблеткин. Знакомых главного героя назвали по именам наших школьных учителей, своих друзей, а фамилии им дали со смыслом, в соответствии с их характером и действиями в пьесе. Девочки сразу сошлись во мнении, что сюжет пьесы будет построен на том, как мальчик Стёпа из больного человека к концу произведения станет здоровым.

Сочинительство целиком охватило юных «писательниц». Они написали пьесу на едином дыхании за два дня. Отправили пьесу на конкурс, и она получила первое место!

В масштабах школы дети выступили не только в роли писателей, но и в роли актёров, сыграв пьесу во время школьной Недели Здоровья. Могу констатировать, что сочинительство и актёрство принесло моим воспитанникам много положительных эмоций. В масштабах родной школы они стали звездочками!

Моя роль как учителя в писательском творчестве учениц сводилась к тому, чтобы направить их в нужное русло, придать правильное направление течению их мыслей. Что из этого получилось - судите сами! Надеемся, что наша пьеса, написанная от души, пригодится кому-нибудь в работе.











Авторский коллектив учащихся 7 класса в составе:

Ирины Даурцевой,

Анастасии Жуковой,

Анны Колесниковой,

Елены Сухининой

П Р Е Д С Т А В Л Я Е Т





История о том, как Степан Таблеткин подружился со своим здоровьем



(Пьеса)

☼ ☼ ☼ ☼ ☼ ☼ ☼ ☼ ☼ ☼ ☼ ☼ ☼ ☼ ☼ ☼

Действующие лица:

Степан Таблеткин - главный герой, ученик 6 класса, постоянно болеет.

Вася Зарядкин - друг Степана, ученик 7 класса, спортсмен.

Катя Шоколадкина - соседка Степана, большая сластёна.

Кот Мурзик - домашний кот Степана.

Сергей Леонидович Штангоподнималкин - учитель физкультуры.

Татьяна Николаевна Берёзкина - учитель Степана, биолог.

Врач Витаминкина - участковый терапевт.

Действие первое

(Комната Степана. На диване лежит Мурзик. Степан приходит из школы злой, расстроенный. Швыряет сумку.)

Степан: Ну-ка, Мурзик, подвинься! Разлёгся здесь! У, лежебока!

Мурзик: Что с тобой, Хозяин? Лежу, никого не трогаю. А ты пришёл и раскричался.

Степан: Вот ты здесь ничего не знаешь, а я в школе «двойку» по русскому получил. И по математике не смог контрольную работу написать. Как же это так? За что они так со мной, за что?

Мурзик: А всё потому, Хозяин, что ты всю прошлую неделю дома просидел. Пропустил, наверное, много.

Степан: А я что - виноват? - я болел!

Мурзик: Конечно, виноват!

Степан: Я виноват?!

Мурзик: Угу! А кто целыми днями на диване лежал, мороженое с конфетами лопал? И весь день кто за компьютером сидел?

Степан: Ну, вот кто бы говорил, Мурзик! А ты сам-то?

Мурзик: Ну, сравнил! Я сначала поем, потом посплю, а потом обязательно спортом занимаюсь.

Степан: Ха-ха-ха! Насмешил! Это ты-то спортом занимаешься? Ой, не могу! (Хватается от смеха за живот.)

Мурзик: Конечно! По заборам лазаю - это раз. Бегаю за мышами - это два. Прыгаю с крыши на крышу - это три! А ещё я на деревья карабкаюсь, от собак убегаю - это четыре, пять… Тебе ещё продолжить? А то я дальше считать не умею, не учили…

Степан: (Ошарашенно) Я никогда не думал, что коты физкультурой занимаются!

Мурзик: Ещё как занимаемся! Пошли сегодня вечером со мной на крышу, я туда собираюсь песни попеть для настроения и для соседской Мурки. Сначала подружим, свежим воздухом подышим, потом к соседу на баклкон залезем, сосиски утащим… (Мечтательно мурлыкает, гладя себя по животу.)

(Звонок в дверь, Степан отворяет. В комнату входит Вася Зарядкин.)

Степан: Василий, ты представляешь, Мурзик сказал, что коты спортом занимаются!?

Вася: А ты как думал? Сидишь в своём компьютере целыми днями, ничего вокруг себя не замечаешь. Проснись уже, наконец! Вот я, например, с детских лет каждый день делаю зарядку и ещё ни разу школу не пропустил! А хочешь, я и тебя научу некоторым упражнениям?

Степан: Мне это поможет? И я не буду болеть?

Вася: Конечно, мне же помогло! Смотри на меня и повторяй за мной! (Учит его упражнениям.)

Действие второе

(Квартира Кати Шоколадкиной. Катя сидит за столом. Перед ней в вазочках стоят сладкие вкусности: конфеты, печенье, варенье, шоколадки, тортик и проч. Девочка наливает себе чай. Звонок в дверь.)

Катя: Кто там пришёл? (Открывает дверь, входит Степан.) А, это ты, сосед? Привет! Ты как раз вовремя! Я тут чайку собралась выпить. Присоединяйся!

Степан: С удовольствием! (Садится за стол. Катя приносит вторую чашку, наливает ему чай.)

Катя: Ну что, какие новости?

Степан: Представляешь, мой кот Мурзик спортом занимается! И я тоже решил заняться, уже некоторые упражнения выучил. Мне Вася показал. Я теперь болеть не буду.

Катя: Ой, а я всё никак, всё никак не могу за себя взяться. А вот ты - молодец! Ой, а давай попьём чайку, а потом ты меня тоже поучишь физкультуре.

Степан: Ну ладно! Оказывается, это совсем не трудно, надо только силу воли вырабатывать и не бросать эти занятия… Ты меня кормить-то собираешься? Я очень проголодался.

Катя: Ой, прости, заслушалась, ты так интересно рассказываешь. Попробуй вот это печенье - очень вкусное! А вот эти конфеты - просто отпад! А тортик - так и тает во рту! Ты в жизни такого не ел!

(Прошёл час.)

Степан (стонет): Ой, ой, оёёй! У меня в животе что-то ёкает, булькает и стонет. Кажется, я объелся… Катя, я не смогу тебе показать упражнения.

Катя: Да ну их, эти упражнения! Стёпочка, тебе плохо? (Степан кивает.) Беги скорее к доктору!

Дейстие третье

(Кабинет врача. За столом сидит Витаминкина. Входит Степан, охает, ахает.)

Витаминкина( с удивлением): Что с вами случилось?

Степан: Доктор, мне плохо. Я, кажется, объелся. Мы с подругой Катей Шоколадкиной столько всяких сладостей съели!

Витаминкина: Кажется, мне понятно, в чём тут дело! Сейчас я вас осмотрю и вылечу. Поднимите майку, я проверю живот.

(Витаминкина осматривает мальчика. Степан бормочет себе под нос что-то невнятное.)

Витаминкина: Что вы, мой друг, говорите?

Степан: Да, Вася Зарядкин мне сказал, что если я буду физкультурой заниматься, то не буду болеть. Я теперь зарядку делаю каждый день, и - на, вот тебе! Он меня обманул!

Витаминкина: Вася тебя не обманул. Просто для того, чтобы быть здоровым, нужно не только спортом заниматься, но и питаться ПРАВИЛЬНО. Вот почему вы заболели, как думаете?

Степан: Ну, я не знаю!

Витаминкина: Ты заболел потому, что наелся всякой гадости. Всего нужно кушать в меру. Я сейчас дам тебе пилюлю, и вся боль пройдёт.

Степан: И я больше не буду болеть?

Витаминкина: Нет, но только если будешь правильно питаться: обед начинать с горячего супа, каши, пить почаще чай, исключить чипсы, острые сухарики, «газировку». А сладости можно кушать только после еды, да и то не увлекаться! Ну и, конечно же, не бросать делать зарядку, и ещё - закаляться.

Степан: А как правильно закаляться? Расскажите, пожалуйста.

Витаминкина: А об этом тебе расскажет учитель физкультуры, сходи к нему. Ну что, помогла тебе таблетка?

Степан: Спасибо, доктор, мне уже легче. До свидания. (Уходит.)



Действие четвёртое

(Спортзал. Учитель Сергей Леонидович Штангоподнималкин делает упражнения с гантелями. Входит Степан.)

Степан: Сергей Леонидович, научите меня правильно закаляться!

Штангоподнималкин: Во-первых, здрасьте! Во-вторых, научите ПОЖАЛУЙСТА. В-третьих, объясни - с чего это вдруг ты озаботился закаливанием?

Степан: Извините, я сильно торопился. Научите меня пожалуйста правильно закаляться, потому что я хочу никогда не болеть.

Штангоподнималкин: Вот это я одобряю! Конечно же, я тебя научу. Присаживайся!

(Садятся оба на скамейку.)

Штангоподнималкин: Если хочешь проводить закаливание водой, запомни: сначала нужно обливатьсь тёплой водой, потом с каждым разом уменьшать её температуру, а в итоге перейти на холодную.

Степан: И это всё?

Штангоподнималкин: Это долгие процедуры, запасись терпением!

Степан: Ну, а потом я не буду болеть?

Штангоподнималкин: Если только ты ещё научишься остерегаться микробов.

Степан: ?!?

Штангоподнималкин: А об этом тебе расскажет Татьяна Николаевна Берёзкина, она лучший специалист в этой области.

Действие пятое

( Кабинет биологии. В классе сидит за столом Т.Н. Берёзкина. Входит Степан.)

Степан: Здравствуйте, Татьяна Николаевна. Расскажите мне, пожалуйста, о вирусах и бактериях. Говорят, что из-за них можно заболеть?

Берёзкина: Здравствуй, Стёпа. Ты решил взяться за своё здоровье? Давно пора, а то всё болеешь и болеешь.

Степан: Ну, да. Надоело болеть, школу пропускать, «двойки» получать.

Берёзкина: Правила не сложные. Первое: мыть почаще руки, особенно не забыть этого делать перед едой. Второе: хотя бы раз в неделю посещать баню, следить за чистотой волос, зубов, ногтей. Третье: ни в коем случае не кушать грязные овощи и фрукты, их тоже необходимо сначала тщательно помыть. А также носить только чистую одежду, следить за порядком в своей комнате и доме.(Берёзкина подмигивает Степану, поёт на мотив известной песни.)

Тополиный пух. Жара. Июль.

Вирусы повсюду разные.

Ты пойми, что бегают по улице бациллы,

Страшные, больные и заразные!

Руки будем мыть перед едой,

И не будем мы болеть с тобой!

Степан: Спасибо, я всё понял! (Убегает.)

(Все артисты выходят, выстраиваются в «цепочку», в центре - Степан. Читают стихотворение по две строки(кроме главного героя), последних две - хором, показывая на Таблеткина)

Жил-был Стёпа Таблеткин,

Мальчик очень больной.

Пропускал школу часто,

Руки не мыл перед едой.

Но однажды решился

Он заняться собой.

Чтоб улучшить здоровье,

Закаляться стал водой,

Подружился со спортом,

И с дивана он встал,

За компьютером часто

Он сидеть перестал.

А теперь посмотрите на него -

каково! -

Не болит теперь у него

ничего!

К О Н Е Ц






© 2010-2022