- Преподавателю
- Классному руководителю
- Статья Поможем детям почувствовать себя в роли творца!
Статья Поможем детям почувствовать себя в роли творца!
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Тесты |
Автор | Дятлова О.С. |
Дата | 11.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Поможем детям почувствовать себя в роли творца!
(Статья)
Дятлова Ольга Станиславовна
учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории
МКОУ Новоярковской СОШ
Барабинского района
Новосибирской области
Весной 2011 года в школу по электронной почте пришло письмо с приглашением поучаствовать в районном туре областного конкурса «Здоров - значит, счастлив!» В одной из номинаций - «Литературное и театральное творчество» - я предложила седьмому классу попробовать свои силы. Класс очень дружный, творческий, любопытный ко всему новому, мне с ними очень повезло. Мальчики равнодушно отнеслись к этому предложению, а девочки сразу «загорелись». И надо же случиться такому совпадению, что именно в этот день дети рано освободились - учитель математики уехала на семинар, а трудовик попал в больницу. Пришли ко мне мои ученицы и говорят: «Не хочется так рано идти домой. Дома скучно!» «Угнездились» за партами так, как им захотелось, а не так, как положено на уроке, избрали «писаря». И... энтузиазм немного угас! Я предложила детям вспомнить тему «Драма» по литературе.
- Что такое «драма»? Где она зародилась? Каково предназначение драмы?
- Какие жанры относятся к драме?
- Вспомните и назовите своих любимых драматургов, любимые пьесы.
- С какими пьесами вы познакомились в седьмом классе? В шестом?
- В чём особенность построения текста в драме? Что такое «ремарка», для чего она служит?
После теоретического повторения мои ученицы почувствовали себя увереннее, но признались, что не знают, с чего начать писать. Объяснила им, что писатель сначала определяет тему будущего произведения, потом подбирает главного героя, второстепенные действующие лица, а затем вкратце продумывает, в каком направлении будет развиваться сюжетная линия.
Тему новоиспечённые драматурги определили сразу: Здоровье. Потом определились, что главный герой пьесы будет мальчик Стёпа, ученик шестого класса, а так как он часто болеет, то фамилия его будет Таблеткин. Знакомых главного героя назвали по именам наших школьных учителей, своих друзей, а фамилии им дали со смыслом, в соответствии с их характером и действиями в пьесе. Девочки сразу сошлись во мнении, что сюжет пьесы будет построен на том, как мальчик Стёпа из больного человека к концу произведения станет здоровым.
Сочинительство целиком охватило юных «писательниц». Они написали пьесу на едином дыхании за два дня. Отправили пьесу на конкурс, и она получила первое место!
В масштабах школы дети выступили не только в роли писателей, но и в роли актёров, сыграв пьесу во время школьной Недели Здоровья. Могу констатировать, что сочинительство и актёрство принесло моим воспитанникам много положительных эмоций. В масштабах родной школы они стали звездочками!
Моя роль как учителя в писательском творчестве учениц сводилась к тому, чтобы направить их в нужное русло, придать правильное направление течению их мыслей. Что из этого получилось - судите сами! Надеемся, что наша пьеса, написанная от души, пригодится кому-нибудь в работе.
Авторский коллектив учащихся 7 класса в составе:
Ирины Даурцевой,
Анастасии Жуковой,
Анны Колесниковой,
Елены Сухининой
П Р Е Д С Т А В Л Я Е Т
История о том, как Степан Таблеткин подружился со своим здоровьем
(Пьеса)
☼ ☼ ☼ ☼ ☼ ☼ ☼ ☼ ☼ ☼ ☼ ☼ ☼ ☼ ☼ ☼
Действующие лица:
Степан Таблеткин - главный герой, ученик 6 класса, постоянно болеет.
Вася Зарядкин - друг Степана, ученик 7 класса, спортсмен.
Катя Шоколадкина - соседка Степана, большая сластёна.
Кот Мурзик - домашний кот Степана.
Сергей Леонидович Штангоподнималкин - учитель физкультуры.
Татьяна Николаевна Берёзкина - учитель Степана, биолог.
Врач Витаминкина - участковый терапевт.
Действие первое
(Комната Степана. На диване лежит Мурзик. Степан приходит из школы злой, расстроенный. Швыряет сумку.)
Степан: Ну-ка, Мурзик, подвинься! Разлёгся здесь! У, лежебока!
Мурзик: Что с тобой, Хозяин? Лежу, никого не трогаю. А ты пришёл и раскричался.
Степан: Вот ты здесь ничего не знаешь, а я в школе «двойку» по русскому получил. И по математике не смог контрольную работу написать. Как же это так? За что они так со мной, за что?
Мурзик: А всё потому, Хозяин, что ты всю прошлую неделю дома просидел. Пропустил, наверное, много.
Степан: А я что - виноват? - я болел!
Мурзик: Конечно, виноват!
Степан: Я виноват?!
Мурзик: Угу! А кто целыми днями на диване лежал, мороженое с конфетами лопал? И весь день кто за компьютером сидел?
Степан: Ну, вот кто бы говорил, Мурзик! А ты сам-то?
Мурзик: Ну, сравнил! Я сначала поем, потом посплю, а потом обязательно спортом занимаюсь.
Степан: Ха-ха-ха! Насмешил! Это ты-то спортом занимаешься? Ой, не могу! (Хватается от смеха за живот.)
Мурзик: Конечно! По заборам лазаю - это раз. Бегаю за мышами - это два. Прыгаю с крыши на крышу - это три! А ещё я на деревья карабкаюсь, от собак убегаю - это четыре, пять… Тебе ещё продолжить? А то я дальше считать не умею, не учили…
Степан: (Ошарашенно) Я никогда не думал, что коты физкультурой занимаются!
Мурзик: Ещё как занимаемся! Пошли сегодня вечером со мной на крышу, я туда собираюсь песни попеть для настроения и для соседской Мурки. Сначала подружим, свежим воздухом подышим, потом к соседу на баклкон залезем, сосиски утащим… (Мечтательно мурлыкает, гладя себя по животу.)
(Звонок в дверь, Степан отворяет. В комнату входит Вася Зарядкин.)
Степан: Василий, ты представляешь, Мурзик сказал, что коты спортом занимаются!?
Вася: А ты как думал? Сидишь в своём компьютере целыми днями, ничего вокруг себя не замечаешь. Проснись уже, наконец! Вот я, например, с детских лет каждый день делаю зарядку и ещё ни разу школу не пропустил! А хочешь, я и тебя научу некоторым упражнениям?
Степан: Мне это поможет? И я не буду болеть?
Вася: Конечно, мне же помогло! Смотри на меня и повторяй за мной! (Учит его упражнениям.)
Действие второе
(Квартира Кати Шоколадкиной. Катя сидит за столом. Перед ней в вазочках стоят сладкие вкусности: конфеты, печенье, варенье, шоколадки, тортик и проч. Девочка наливает себе чай. Звонок в дверь.)
Катя: Кто там пришёл? (Открывает дверь, входит Степан.) А, это ты, сосед? Привет! Ты как раз вовремя! Я тут чайку собралась выпить. Присоединяйся!
Степан: С удовольствием! (Садится за стол. Катя приносит вторую чашку, наливает ему чай.)
Катя: Ну что, какие новости?
Степан: Представляешь, мой кот Мурзик спортом занимается! И я тоже решил заняться, уже некоторые упражнения выучил. Мне Вася показал. Я теперь болеть не буду.
Катя: Ой, а я всё никак, всё никак не могу за себя взяться. А вот ты - молодец! Ой, а давай попьём чайку, а потом ты меня тоже поучишь физкультуре.
Степан: Ну ладно! Оказывается, это совсем не трудно, надо только силу воли вырабатывать и не бросать эти занятия… Ты меня кормить-то собираешься? Я очень проголодался.
Катя: Ой, прости, заслушалась, ты так интересно рассказываешь. Попробуй вот это печенье - очень вкусное! А вот эти конфеты - просто отпад! А тортик - так и тает во рту! Ты в жизни такого не ел!
(Прошёл час.)
Степан (стонет): Ой, ой, оёёй! У меня в животе что-то ёкает, булькает и стонет. Кажется, я объелся… Катя, я не смогу тебе показать упражнения.
Катя: Да ну их, эти упражнения! Стёпочка, тебе плохо? (Степан кивает.) Беги скорее к доктору!
Дейстие третье
(Кабинет врача. За столом сидит Витаминкина. Входит Степан, охает, ахает.)
Витаминкина( с удивлением): Что с вами случилось?
Степан: Доктор, мне плохо. Я, кажется, объелся. Мы с подругой Катей Шоколадкиной столько всяких сладостей съели!
Витаминкина: Кажется, мне понятно, в чём тут дело! Сейчас я вас осмотрю и вылечу. Поднимите майку, я проверю живот.
(Витаминкина осматривает мальчика. Степан бормочет себе под нос что-то невнятное.)
Витаминкина: Что вы, мой друг, говорите?
Степан: Да, Вася Зарядкин мне сказал, что если я буду физкультурой заниматься, то не буду болеть. Я теперь зарядку делаю каждый день, и - на, вот тебе! Он меня обманул!
Витаминкина: Вася тебя не обманул. Просто для того, чтобы быть здоровым, нужно не только спортом заниматься, но и питаться ПРАВИЛЬНО. Вот почему вы заболели, как думаете?
Степан: Ну, я не знаю!
Витаминкина: Ты заболел потому, что наелся всякой гадости. Всего нужно кушать в меру. Я сейчас дам тебе пилюлю, и вся боль пройдёт.
Степан: И я больше не буду болеть?
Витаминкина: Нет, но только если будешь правильно питаться: обед начинать с горячего супа, каши, пить почаще чай, исключить чипсы, острые сухарики, «газировку». А сладости можно кушать только после еды, да и то не увлекаться! Ну и, конечно же, не бросать делать зарядку, и ещё - закаляться.
Степан: А как правильно закаляться? Расскажите, пожалуйста.
Витаминкина: А об этом тебе расскажет учитель физкультуры, сходи к нему. Ну что, помогла тебе таблетка?
Степан: Спасибо, доктор, мне уже легче. До свидания. (Уходит.)
Действие четвёртое
(Спортзал. Учитель Сергей Леонидович Штангоподнималкин делает упражнения с гантелями. Входит Степан.)
Степан: Сергей Леонидович, научите меня правильно закаляться!
Штангоподнималкин: Во-первых, здрасьте! Во-вторых, научите ПОЖАЛУЙСТА. В-третьих, объясни - с чего это вдруг ты озаботился закаливанием?
Степан: Извините, я сильно торопился. Научите меня пожалуйста правильно закаляться, потому что я хочу никогда не болеть.
Штангоподнималкин: Вот это я одобряю! Конечно же, я тебя научу. Присаживайся!
(Садятся оба на скамейку.)
Штангоподнималкин: Если хочешь проводить закаливание водой, запомни: сначала нужно обливатьсь тёплой водой, потом с каждым разом уменьшать её температуру, а в итоге перейти на холодную.
Степан: И это всё?
Штангоподнималкин: Это долгие процедуры, запасись терпением!
Степан: Ну, а потом я не буду болеть?
Штангоподнималкин: Если только ты ещё научишься остерегаться микробов.
Степан: ?!?
Штангоподнималкин: А об этом тебе расскажет Татьяна Николаевна Берёзкина, она лучший специалист в этой области.
Действие пятое
( Кабинет биологии. В классе сидит за столом Т.Н. Берёзкина. Входит Степан.)
Степан: Здравствуйте, Татьяна Николаевна. Расскажите мне, пожалуйста, о вирусах и бактериях. Говорят, что из-за них можно заболеть?
Берёзкина: Здравствуй, Стёпа. Ты решил взяться за своё здоровье? Давно пора, а то всё болеешь и болеешь.
Степан: Ну, да. Надоело болеть, школу пропускать, «двойки» получать.
Берёзкина: Правила не сложные. Первое: мыть почаще руки, особенно не забыть этого делать перед едой. Второе: хотя бы раз в неделю посещать баню, следить за чистотой волос, зубов, ногтей. Третье: ни в коем случае не кушать грязные овощи и фрукты, их тоже необходимо сначала тщательно помыть. А также носить только чистую одежду, следить за порядком в своей комнате и доме.(Берёзкина подмигивает Степану, поёт на мотив известной песни.)
Тополиный пух. Жара. Июль.
Вирусы повсюду разные.
Ты пойми, что бегают по улице бациллы,
Страшные, больные и заразные!
Руки будем мыть перед едой,
И не будем мы болеть с тобой!
Степан: Спасибо, я всё понял! (Убегает.)
(Все артисты выходят, выстраиваются в «цепочку», в центре - Степан. Читают стихотворение по две строки(кроме главного героя), последних две - хором, показывая на Таблеткина)
Жил-был Стёпа Таблеткин,
Мальчик очень больной.
Пропускал школу часто,
Руки не мыл перед едой.
Но однажды решился
Он заняться собой.
Чтоб улучшить здоровье,
Закаляться стал водой,
Подружился со спортом,
И с дивана он встал,
За компьютером часто
Он сидеть перестал.
А теперь посмотрите на него -
каково! -
Не болит теперь у него
ничего!
К О Н Е Ц