УРОК САМОПОЗНАНИЯ ПРАВО БЫТЬ СВОБОДНЫМ (НЕНАСИЛИЕ)

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


План урока самопознания


Колледж Рубежинский

Дата 14.10.2015 г.

№ 6 Тема Право быть свободным.

Ценность Ненасилие

Качества Не причинять зла ни одному существу ни мыслью, ни словом, ни делом; права человека; быть хорошим гражданином.

Педагог Калинина А.А.

Группа № 224 Кол-во уч-ся 18


Цель: Раскрыть ценность «Ненасилие» через расширение представления учащихся о свободе человека.

Задачи:1.Расширять и углублять представления учащихся о не причинении зла ни одному существу ни мыслью, ни словом, ни делом;

2.Продолжить формирование представления учащихся о правах человека, уважении прав и свободы других людей;

3.Воспитывать любовь и сострадание ко всему окружающему, стремление быть достойным гражданином своей страны.

Ресурсы:(материалы, источники)

Мелодия «Море»,

Видео «М. Ганди»,

«Декларация прав человека»,

Песня Ю.Антонова «Поверь в мечту»

Ход урока:

  1. Орг.момент. Позитивный настрой.

Звучит мелодия «Море»

Мысленное путешествие в подводное царство.

Закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов; расслабьте тело. Через несколько секунд мы отправляемся в путешествие на дно моря.

Представьте, что вы идете по берегу моря (вдоль берега). Послушайте (прислушайтесь) к мягкому всплеску волн и крику чаек. Почувствуйте песок под босыми ногами. На расстоянии вы видите черную точку: когда она приближается, вы понимаете, что это дельфин. Он приплыл, чтобы взять вас с собой на дно моря. Это очень деликатное существо, и он терпеливо ждет вас. Медленно заберитесь к нему на спину, держитесь крепко и отправляйтесь в путь. Как замечательно плыть под водой, когда вы чувствуете себя в безопасности и удобно на спине у дельфина. Посмотрите вокруг: сколько здесь ярких красивых, рыбок, скользящих как радуга туда-сюда. Опускаясь вглубь моря, смотрите, как меняется все вокруг, сколько причудливых водорослей покачивается в воде. Посмотрите, какие огромные попадаются рыбы, а теперь поглядите вон туда ... это огромный осьминог. До чего забавный и увлекательный мир здесь под водой. Заметили ли вы одну вещь? Какая здесь глубокая, полная тишина. Побудьте в этом состоянии покоя.

А сейчас приготовьтесь в обратный путь наверх, в наш мир. Посмотрите как следует вокруг. Рассмотрите еще раз все удивительные цвета и прислушайтесь к тишине. Как освежающе действует на нас такой покой. Теперь дельфин отправляется в обратный путь. Вы достигаете поверхности воды и приближаетесь к берегу. Спуститесь с дельфина, погладьте его и поблагодарите за то, что он взял вас в такое интересное путешествие.

Возвратитесь в класс и вернитесь на ваше место. Через несколько секунд вы откроете глаза, но попробуйте сохранить в себе это ощущение покоя и тишины.


  1. Проверка домашнего задания.

Чтение «Интервью с современным молодым человеком»

Вопросы:

  • Какое значение имеет свобода в жизни каждого человека? Можем ли мы обойтись без свободы в своей жизни?

  • Как бы вы объяснили смысл понятия «культура свободы»?

  • Какие проблемы существуют в среде молодежи?

  • Какие ценности для Вас превыше всего?

  • Какие обязанности есть у Вас перед родными, друзьями, обществом и Родиной?

Анализ хода урока

  1. Позитивное высказывание (цитата).

Свобода не в том, чтобы не сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой».

Федор Достоевский

Вопросы:

  • Как вы понимаете смысл сказанного?

  • Что значит «владеть собой»?

  • Как вы считаете, о чем пойдет речь сегодня на нашей встрече?


  1. Рассказывание истории (беседа).

История из жизни Аруна Ганди.


Мохандас Карамчанд Ганди (1822-1885) - духовный лидер Индии. Получил юридическое образование.

  • Титул «Махатма» - «Великая душа» - (дал титул Рабиндрана́тТаго́р) - индийский писатель, поэт, композитор, художник, общественный деятель ).

  • В борьбе за независимость Индии М. Ганди использовал методы ненасильственного сопротивления: по его инициативе индийцы прибегали к бойкоту британских товаров и учреждений.

  • Его жизнь была ярким примером бескорыстному служению Родине. Мысль, слово и дело - едины.


Видео М. Ганди - просмотр


Вопросы:

  • Какие проявились качества характера М.Ганди?

  • Что ему помогало следовать своей совести?


Доктор Арун Ганди - сын Махатмы Ганди и основатель Института Ненасилия имени Ганди, в своей лекции 9 июня в Университете Пуэрто Рико, в качестве примера о ненасилии в отцовстве рассказал следующую историю:

«Мне было 16 лет и я жил с родителями в институте, основанном моим дедом, в 18 милях от Дурбана, Южная Африка, в центре сахарной плантации. Мы жили в самой глубинке и у нас не было соседей, у меня было две сестры и мы всегда с нетерпением ждали возможности поехать в город, чтоб встретиться с друзьями или посмотреть фильм.

Однажды отец попросил меня отвезти его в город на конференцию на весь день и я поспешил воспользоваться возможностью. И так как я ехал в город мама дала мне список продуктов, которые надо было купить, и так как я собирался провести весь день в городе отец попросил меня закончить некоторые подвисшие дела, как например, заехать в автомобильный сервисный центр. Когда я высадил папу тем утром, он сказал мне: «Встретимся здесь в17 вечера и поедем домой вместе».

Я в спешке выполнил все поручения и сразу же направился в ближайший кинотеатр. Я так увлекся двухсерийным фильмом Джона Уэйна, что совсем забыл о времени. Когда я вспомнил, было уже 17.30. Пока я забежал в гараж за машиной и добрался до места, где ждал меня отец, было уже 18.00.

Он взволнованно спросил меня: «Почему ты опоздал?» Мне было так стыдно признаться ему, что я смотрел вестерн Джона Уэйна, что я сказал:

«Машина не была готова и мне пришлось ждать», не догадываясь, что он уже позвонил в гараж.

Уличив меня во лжи, он сказал …


  • Рассказать свою версию развития событий...


(окончание истории)...

«Что-то пошло не так в том, как я воспитал тебя, что не дает тебе уверенность говорить мне правду. И чтобы разобраться в том, в чем я был не прав, воспитывая тебя, я пойду домой пешком 18 милей и подумаю об этом».

И одетый в свой костюм и туфли он пошел домой по темной и в большинстве своем не асфальтированной и неосвещенной дороге. Я не мог бросить его и в течение пять с половиной часов я ехал за ним, видя как отец проходит через агонию, из-за глупой лжи, произнесенной мной.

И прямо тогда и прямо там я принял решение никогда больше не говорить неправду. Я часто вспоминаю о том случае и задумываюсь, если бы он наказал меня тогда так, как мы наказываем своих детей, извлек ли бы я тогда урок или нет. Не думаю. Я бы выстрадал то наказание и продолжил бы поступать так же. Но это одно действие, в котором отсутствовало насилие имело такую силу, и до сих ее имеет, как будто это произошло вчера. Такова сила ненасилия.


Вопросы:

  • Что помешало Аруну сдержать обещание, данное отцу?

  • Почему Аруну было стыдно перед отцом?

  • Кого Махатма Ганди обвинил в случившемся и почему?

  • Какой извлек урок из случившегося Арун?

  • Важно ли быть честным перед самим собой и другими людьми? Почему?

  • Нужно ли свои действия согласовывать с совестью и почему?

  • Каким Вы видите наше государство, планету Земля?

  • Так какова сила ненасилия?


  1. Творческая деятельность, групповая работа.

Группа делится на 4 подгруппы.

Выполнить задание: Подберите или придумайте какой-либо образ, который может, на ваш взгляд, послужить символом свободы. Представьте его в виде рисунка «Памятник свободе»

(8-10 минут)

Каждая подгруппа защищает свой рисунок.


  1. Групповое пение.

Песня Ю.Антонова «Поверь в мечту»

Мы выбираем путь идем к своей мечте
И надо не свернуть в пути уже нигде
И стоит шаг пройти, заносит время след
Обратного пути у жизни просто нет
И стоит шаг пройти, заносит время след
Обратного пути у жизни просто нет
Поверь в мечту, поверь в мечту
Поверь в мечту скорей
Поверь в мечту, поверь в мечту, как в доброту людей
Поверь в мечту, как в красоту, поверь когда-нибудь
Поверь в мечту поверь в мечту поверь в мечту и в путь
Усталость иногда сожмет у сердца грудь
Настигнет нас беда чтоб осложнить нам путь
Пройдем любви закат и встретим с ней рассвет
Поймем пути назад у жизни просто нет
Пройдем любви закат и встретим с ней рассвет
Поймем пути назад у жизни просто нет
Поверь в мечту поверь в мечту
Поверь в мечту скорей
Поверь в мечту, поверь в мечту,как в доброту людей
Поверь в мечту, как в красоту, поверь когда-нибудь
Поверь в мечту, поверь в мечту, поверь в мечту, и в путь
Поверь в мечту, поверь в мечту
Поверь в мечту скорей
Поверь в мечту ,поверь в мечту, как в доброту людей
Поверь в мечту, как в красоту, поверь когда-нибудь
Поверь в мечту, поверь в мечту, поверь в мечту, и в путь
Поверь в мечту, поверь в мечту
Поверь в мечту скорей
Поверь в мечту, поверь в мечту,как в доброту людей
Поверь в мечту ,как в красоту, поверь когда-нибудь
Поверь в мечту, поверь в мечту ,поверь в мечту и в п


  1. Домашнее задание.

Прочитать сказку «Судьба и удача», стр 123-127


  1. Заключительная минута тишины.

Сядьте поудобнее. Тема нашего урока сегодня была «Право быть свободным». Мы развивали стремление быть достойным гражданином своей страны, способности быть великодушными и справедливыми в общении с другими людьми. Откройте своё сердце, положите в него эти качества. Сохраните их в своём сердце и постарайтесь проявлять ко всему окружающему миру.


© 2010-2022