- Преподавателю
- Классному руководителю
- Психологическая безопасность образовательного процесса обучающихся в период подготовки к ГИА
Психологическая безопасность образовательного процесса обучающихся в период подготовки к ГИА
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 11 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Беломестных Н.А. |
Дата | 23.12.2015 |
Формат | zip |
Изображения | Есть |
Учитель технологии МКОУ «Калтукская СОШ» Беломестных Н.А.
«Психологическая безопасность образовательного процесса обучающихся в период подготовки к ГИА».
Очевидно, что психологическая безопасность - важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. 2слайд
Ситуация экзамена волнует всегда. Вынесение на суд других людей результата своей работы - это травматический момент, задевающий любого. И чем больше вложено усилий в подготовку, тем тревожнее состояние.
Подготовительная работа с учащимися в период подготовки к экзаменам ведется по двум направлениям:
-
Научить школьников учиться
-
Научиться справляться с эмоциональными переживаниями.
Эта работа ведется с начала учебного года, когда формируются группы подготовки к экзаменам в 9, 11 классах по различным предметам.
3слайд
4 слайд
Процитирую слова В.Б. Ольшанского «Подобно тому, как в одном климате растение может зачахнуть, а в другом пышно расцвести, человек может испытывать внутреннюю удовлетворенность и быть хорошим работником в одном коллективе и совершенно захиреть в другом.
(В.Б. Ольшанский. Социальная психология. М., 1975. )
5 слайд
Причины тревожности
-
Особенности нервной системы
-
Особенности социальной ситуации
6 слайд. Мультфильм «О страхе на пути к успеху.»
7 слайд 8 слайд заболевания, как последствие стрессов
9 - 10 слайд заболевания, как последствие стрессов у юношей и девущек
11 слайд. Как же мы можем помочь детям?
Поскольку психологическое здоровье - условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно, ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формирование в детстве. Для всех учащихся выпускных классов в начале апреля проводятся занятия «Как готовиться к экзаменам», «Что делать если…», «Как справиться с тревогой». В качестве одного из пособий можно использовать следующий фильм, с которым следует познакомить не только детей, но и родителей.
12 слайд. Фильм Павла Миронова «ЕГЭ»
13-14 слайд
Возможные психологические трудности.
Проведение ГИА имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. Эти трудности можно разделить на несколько групп, в зависимости от того, с чем они связаны, кратко охарактеризовать их и наметить основные пути профилактики.
-
Когнитивные трудности.
Это трудности, связанные с особенностями переработки информации, со спецификой работы с тестовыми заданиями. -
Личностные трудности.
Эти затруднения обусловлены особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, его субъективными реакциями и состояниями. -
Процессуальные трудности.
Это проблемы, которые связаны с самой процедурой экзаменов.
1) Трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов.
2) Трудности с кодированием-раскодированием информации.
3) Трудности, связанные с непривычной ролью взрослого.
4) Трудности, связанные с критериями оценивания ответа. Контраст с привычными проверочными процедурами действительно велик.
5) Трудности, связанные с незнанием своих прав и обязанностей. ГИА представляет выпускнику значительно более активную позицию, нежели традиционная школьная система. Обычно ученики не имеют права оценивать содержание предлагаемого им задания и тем более оспаривать полученные ими оценки, тогда как процедура ГИА предполагает эти возможности.
15 слайд.
Для того, чтобы обеспечить полную психологическую подготовку, очень важно объединить силы вовлеченных сторон: выпускников, педагогов, родителей.
Психологическая подготовка выпускников к ГИА должна состоять из нескольких компонентов:
1. Фронтальная подготовка учащихся, предоставляющая им необходимую информацию о правилах и нормах процедуры ГИА и направленная на выработку индивидуального стиля работы.
2. Выработка индивидуальных стратегий поддержки для конкретных учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.
3. Привлечение родителей: ознакомление их со спецификой ГИА.
16 слайд.
Психологическое здоровье, в свою очередь, - основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, научаться жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других, осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «Я».
Литература:
-
Е. Б. Ковалева , кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ОГАОУ ДПО «ИРО», 2015 г.
-
Ольшанский. В.Б. Социальная психология. М., 1975г.
-
Миронов Павел Film by Paul Mironov «ЕГЭ»
-
Мультфильм «О страхе на пути к успеху»videosLedais.Com.Br