Методический материал Заметки школьного учителя

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Заметки школьного учителя.

Чёрная рябина. Валентина Кудина октябрь 2014

Каждый из нас, прошедший свой школьный путь,

общался с одноклассниками. Сегодня любой желающий может найти в Интернете

сайт «Одноклассники» и узнать, как сложилась жизнь бывших школьных друзей, будь они на самом краю земного шара. Здесь совершенно иная история.

Завершая занятие с учащимися девятого класса, я попросила их, чтобы они на минуту представили себя каким либо плодовым деревом и поделились возникшим образом с одноклассниками. У нас получился разнообразный фруктовый сад, в котором наряду с яблонями и персиками росли мандариновые и апельсиновые деревья. Дошла очередь до последней худощавой, высокой девушки с выкрашенными в смоляной цвет длинными волосами, в которые воткнуто было с добрый десяток острых металлических стрел- заколок. Какая-то отстранённость и даже враждебность исходила от её взгляда, и она внятно и спокойно произнесла:

- А я ощущаю себя чёрной рябиной…

Никто в классе не смог поправить её, что следует говорить черноплодная рябина, настолько очевидно проявилось реальное положение девушки в классе. Прозвеневший на перерыв звонок

прервал затянувшуюся паузу, одноклассники разошлись по коридору, и лишь она осталась - за своей партой в опустевшем классе.

Дырка на куртке.

Традицией стало отмечать День Белых журавлей во многих Российских городах. И в этот раз восьмиклассники построились возле школы, чтобы затем отправиться на экскурсию к обелиску.

Не хватало одной детали - прикреплённого к груди белого журавлика. Я стала раздавать ребятам вырезанных из бумаги журавлей и булавки для их крепления, и тут заметила, что некоторые ученики отворачиваются, не желая прикрепить эмблему. Я спросила - почему?

Ответ был неожиданным:

- На куртке из болоньи остаётся след - дырка от булавки…

- Всего-то, нашлась я, - это же не дырка от пулемётной очереди…

Я предложила ребятам крепить журавликов на ремешки портфелей, перекинутых через плечо.

А помогая им в этом, приговаривала, мол, одежда дорогая, а память нам дорога ещё более…

У обелиска павшим и расстрелянным фашистами воинам молчаливо слушали мой рассказ о героях, с каким- то особенным любопытством, как мне показалось: не заполняя свою память информацией, а наполняя свой разум и совесть памятью…

Я бы не выжила…

«…И одежду наши предки стирали вручную. В кадке деревянной замочат, пересыпав золою, а затем на коромысле отнесут к реке, зимою в ледяной проруби прополощут, высушат на ветру,

чугунным утюгом на углях пропарят, а вечером при лучине новые рубахи соткут, или вышьют узоры диковинные на сотканном полотне. Утром рано надо было вставать: тесто замесить, печь протопить, пирогов испечь, щи, да кашу приготовить. Всё это девочки к двенадцати годам умели на Руси делать».

Урок завершён, но одна из учениц подходит поближе и, смущаясь, произносит:

- Знаете, мне кое- что сказать Вам надо…

- Что ж, говори,- задерживаюсь на минуту.

- Я, если бы жила в то время, просто не выжила!

- Выжила бы, - отвечаю, - в то время как раз бы всему тебя научили…

А сама подумала: всё больше наш труд машина заменяет. Отключи сегодня электроэнергию и молодое поколение таким беспомощным окажется. Незакалённое, тепличное какое-то поколение нынче получается.

Но вот случилась в Украине беда. Бомбят города, отключают воду и свет, и это же поколение

готовит во дворе, штопает разорванную осколками одежду в подвалах при свече.

Выжила бы и ты, девочка, думаю я. А пока - радуйся, что живёшь в мирное время…

© 2010-2022