- Преподавателю
- Классному руководителю
- Методический материал Заметки школьного учителя
Методический материал Заметки школьного учителя
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кудина В.В. |
Дата | 10.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Заметки школьного учителя.
Чёрная рябина. Валентина Кудина октябрь 2014
Каждый из нас, прошедший свой школьный путь,
общался с одноклассниками. Сегодня любой желающий может найти в Интернете
сайт «Одноклассники» и узнать, как сложилась жизнь бывших школьных друзей, будь они на самом краю земного шара. Здесь совершенно иная история.
Завершая занятие с учащимися девятого класса, я попросила их, чтобы они на минуту представили себя каким либо плодовым деревом и поделились возникшим образом с одноклассниками. У нас получился разнообразный фруктовый сад, в котором наряду с яблонями и персиками росли мандариновые и апельсиновые деревья. Дошла очередь до последней худощавой, высокой девушки с выкрашенными в смоляной цвет длинными волосами, в которые воткнуто было с добрый десяток острых металлических стрел- заколок. Какая-то отстранённость и даже враждебность исходила от её взгляда, и она внятно и спокойно произнесла:
- А я ощущаю себя чёрной рябиной…
Никто в классе не смог поправить её, что следует говорить черноплодная рябина, настолько очевидно проявилось реальное положение девушки в классе. Прозвеневший на перерыв звонок
прервал затянувшуюся паузу, одноклассники разошлись по коридору, и лишь она осталась - за своей партой в опустевшем классе.
Дырка на куртке.
Традицией стало отмечать День Белых журавлей во многих Российских городах. И в этот раз восьмиклассники построились возле школы, чтобы затем отправиться на экскурсию к обелиску.
Не хватало одной детали - прикреплённого к груди белого журавлика. Я стала раздавать ребятам вырезанных из бумаги журавлей и булавки для их крепления, и тут заметила, что некоторые ученики отворачиваются, не желая прикрепить эмблему. Я спросила - почему?
Ответ был неожиданным:
- На куртке из болоньи остаётся след - дырка от булавки…
- Всего-то, нашлась я, - это же не дырка от пулемётной очереди…
Я предложила ребятам крепить журавликов на ремешки портфелей, перекинутых через плечо.
А помогая им в этом, приговаривала, мол, одежда дорогая, а память нам дорога ещё более…
У обелиска павшим и расстрелянным фашистами воинам молчаливо слушали мой рассказ о героях, с каким- то особенным любопытством, как мне показалось: не заполняя свою память информацией, а наполняя свой разум и совесть памятью…
Я бы не выжила…
«…И одежду наши предки стирали вручную. В кадке деревянной замочат, пересыпав золою, а затем на коромысле отнесут к реке, зимою в ледяной проруби прополощут, высушат на ветру,
чугунным утюгом на углях пропарят, а вечером при лучине новые рубахи соткут, или вышьют узоры диковинные на сотканном полотне. Утром рано надо было вставать: тесто замесить, печь протопить, пирогов испечь, щи, да кашу приготовить. Всё это девочки к двенадцати годам умели на Руси делать».
Урок завершён, но одна из учениц подходит поближе и, смущаясь, произносит:
- Знаете, мне кое- что сказать Вам надо…
- Что ж, говори,- задерживаюсь на минуту.
- Я, если бы жила в то время, просто не выжила!
- Выжила бы, - отвечаю, - в то время как раз бы всему тебя научили…
А сама подумала: всё больше наш труд машина заменяет. Отключи сегодня электроэнергию и молодое поколение таким беспомощным окажется. Незакалённое, тепличное какое-то поколение нынче получается.
Но вот случилась в Украине беда. Бомбят города, отключают воду и свет, и это же поколение
готовит во дворе, штопает разорванную осколками одежду в подвалах при свече.
Выжила бы и ты, девочка, думаю я. А пока - радуйся, что живёшь в мирное время…