Доклад на темуПовышение компетентности учителей

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Повышение

компетентности учителей по проблеме формирования культуры безопасности

у учеников



Выполнила: Гафурова Алия Бариевна,

МБОУ СОШ им. Усманова Г.М. с. Ахуново

Повышение компетентности учителей по проблеме формирования культуры безопасности у учеников

Важным направлением работы образовательного учреждения является формирование у учащихся установки на безопасный, здоровый образ жизни, сознательное и ответственное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

В современном мире непрерывно растет число потенциально опасных ситуаций, меняется представление о содержании и роли культуры безопасности. В связи с этим возникает проблема повышения профессиональной компетентности педагогов по данному вопросу. Содержание феномена "культура безопасности" и суть современных проблем формирования личности безопасного типа в младшем школьном возрасте позволяют определить основные направления обучения (самообразования) педагогов.

Безопасность - возможный и ожидаемый эффект достижения социально приемлемого уровня риска.

Культура безопасности - это:

  • способы разумной жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности; результаты этой жизнедеятельности и степень развитости личности и общества в этой области;

  • процесс сохранения и развития целей, идеалов, ценностей, норм и традиций человека, семьи и общества; обеспечения устойчивого и конструктивного взаимодействия людей с защищенностью их от неприемлемых рисков, угроз, опасностей и вызовов.


Культура безопасности жизнедеятельности ребенка - совокупность трех компонентов: осознанного отношения человека к жизни и здоровью, знаний человека о безопасности жизнедеятельности и умений оберегать свою жизнь, поддерживать здоровье.

Личность безопасного типа - человек, ориентированный на добро и способный к продуктивной деятельности по сохранению своего духовного и физического здоровья, защите окружающих людей и природы от внешних угроз на уровне высокоразвитых духовных качеств, навыков и умений.

Социализация ребенка - процесс индивидуального развития, основанного на усвоении социального и культурного опыта: норм, системы ценностей, знаний, моделей поведения и общения.

Поскольку культура и образование - это симметричные макро- и микромиры, зеркально отражающие друг друга, образование призвано быть для человека проводником в мир культуры, обеспечивать формирование основ ценностного отношения ребенка к окружающему миру, к самому себе, овладение элементарными культуросообразными способами деятельности, нормами культуры.

Одной из задач школы в русле данной проблемы является создание безопасной среды в ОУ и помощь семье в обеспечении безопасности ребенка в домашних условиях, на улице. Другой задачей является построение образовательного процесса, направленного на формирование у ребенка культуры безопасности. В современной научной и методической литературе используются различные термины для обозначения процесса подготовки обучающихся к предупреждению и преодолению опасных ситуаций: "обучение основам безопасности жизнедеятельности", "процесс подготовки к выживанию", "навыки безопасного поведения", "личность безопасного типа", "культура личной безопасности", "культура безопасности" и др.

Понятие "формирование личности безопасного типа" фиксирует широкий социальный аспект формирования готовности человека к предупреждению и преодолению опасных ситуаций. Воспитание культуры безопасности является педагогическим компонентом данного процесса. Понятия "обучение основам безопасности жизнедеятельности" и "подготовка к безопасному поведению" обозначают более частные явления, связанные, соответственно, с "воспитанием культуры личной безопасности в целенаправленном учебном процессе" и методическими аспектами обучения.

Приобщение к культуре безопасности, как компоненту общей культуры, является необходимой и важной составляющей социализации ребенка. Одной из функций культуры является обеспечение безопасности человека и человечества в целом. Важную роль в реализации данной функции играет образование. К.Д. Ушинский писал, что "образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей".

Изучение различных аспектов проблемы формирования культуры безопасности у школьников показывает, что необходимо обеспечить интеграцию содержания учебных предметов с целью объединения в новое системное целое представленных в них элементов культуры. В данном случае можно говорить об интеграции как о процессе, имеющем своим результатом целостность, восстановление естественного единства. При этом реализуется принцип культуросообразности интеграции образования. Поскольку воспитание культуры безопасности является педагогической составляющей процесса формирования адаптивной личности, понятие "культура безопасности" может стать фактором интеграции образовательного процесса, нацеленного на формирование у обучающихся готовности к предупреждению и преодолению опасных ситуаций.

Важно понимать, что вне зависимости от того, организуют ли взрослые целенаправленный процесс приобщения ребенка к ценностям культуры безопасности, в той или иной степени их усваивают все члены общества.

Уже в дошкольном возрасте дети осваивают модели поведения, при этом образцами служат значимые для ребенка взрослые. В ходе общения со сверстниками и взрослыми людьми дети осознают, "что такое хорошо и что такое плохо", усваивают определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе. По мере расширения контактов с миром предметов и явлений дети осознают их качества, назначение, ценность, потенциальную угрозу. В процессе личностного становления ребенок постепенно обретает самостоятельность как способность к автономному существованию и социальную активность как способность создавать и поддерживать свои отношения с окружающей средой. Путем проверки своих сил в реальных условиях жизни ребенок постепенно приходит к пониманию границ своих возможностей.

Таким образом, можно говорить о том, что в образовательном процессе при условии его грамотного построения осуществляется поддержка и оптимизация естественного хода социализации ребенка.

В свете задач поддержки становления личности безопасного типа можно выделить несколько базовых направлений деятельности педагогов начальной школы:

  • воспитание у учеников мотивации к безопасности;

  • формирование у детей:

- системы знаний об источниках опасности и средствах их предупреждения и преодоления;
- компетенций безопасного поведения;
- физической готовности к преодолению опасных ситуаций;
- готовности к эстетическому восприятию и оценке действительности;
- психологической готовности к безопасному поведению;
- качеств, способствующих предупреждению и преодолению опасных ситуаций.

Типы мотивации человека к безопасному поведению:

  • стремление обеспечить свою личную безопасность и безопасность окружающих людей;

  • преувеличенное стремление к безопасности, стремление всецело контролировать события, полностью исключить риск попадания в опасные ситуации;

  • отсутствие мотивации к безопасности, склонность к саморазрушению.

Мотивация имеет большое значение в становлении у ребенка культуры безопасности жизнедеятельности, она формируется на ранних стадиях развития ребенка, прежде всего, под влиянием стиля семейного воспитания. Пагубно влияют на ребенка негативный пример родителей, жестокое обращение с ним, излишняя тревожность взрослых, запугивание ребенка, предъявление к нему непомерных или не согласующихся между собой требований.

Для того чтобы безопасно действовать в самых различных ситуациях, необходимо иметь представления о свойствах предметов и явлений, об особенностях поведения животных, о правилах взаимодействия в социуме и о многом другом. В процессе усвоения знаний также осуществляется интеллектуальная подготовка обучающихся к безопасной жизнедеятельности, направленная на формирование готовности к решению неординарных проблем. Интеллектуальная готовность связана с умением совершать логические операции (сравнение, анализ, синтез, классификация, сериация, абстрагирование, обобщение), переносить полученные ранее знания и опыт в новые ситуации, прогнозировать события и их последствия, выявлять причинно-следственные связи.

Не умаляя важности знаний в сфере безопасности и роли интеллектуального развития, приходится констатировать, что ни то, ни другое не обеспечивает в должной мере безопасности человека. Поэтому в ходе обучения необходимо формировать опыт решения конкретных проблем, компетенции безопасного поведения, определяющие способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально значимых ситуациях.

Педагоги учат детей переходить дорогу на регулируемом перекрестке на зеленый свет. Вместе с этим абсолютное большинство взрослых на вопрос о том, начнут ли они движение через дорогу, как только загорится зеленый свет (т. е. по сигналу светофора, по правилу), отвечают "нет". Все приводимые респондентами пояснения сводимы к следующему: действовать нужно по правилам, но с учетом особенностей ситуации. Способность проанализировать ситуацию, выбрать правильное решение определяется наличием соответствующих компетенций.

Формируя умения действовать в конкретных обстоятельствах на основе приобретенных ранее знаний и опыта, целесообразно обсуждать с детьми варианты их поведения в различных ситуациях. Обучающие проблемные или игровые ситуации могут стать частью урока, внеурочной работы (наблюдения, проекта, экскурсии). Использование данного метода формирования компетенций безопасного поведения позволяет обеспечивать готовность младших школьников действовать в опасных ситуациях не только на репродуктивном, но и на творческом уровне.

Физическая готовность к преодолению опасных ситуаций связана с развитием у ребенка силы, выносливости, гибкости, быстроты, точности движений. Сегодня как никогда актуально стимулировать повышение двигательной активности детей, обогащать их двигательный опыт, формировать культуру движений, повышать интерес к двигательной деятельности. С этой целью на уроках физической культуры, в рамках работы спортивных кружков и секций необходимо, помимо общефизической подготовленности, обеспечить специальную подготовку - формирование двигательных умений, которые могут пригодиться в опасных ситуациях. К ним можно отнести: умение плавать, преодолевать различные препятствия, владение разными техниками бега и др.

Значительным потенциалом для развития культуры движений обладает трудовая деятельность, в ходе которой обучающиеся знакомятся со свойствами различных предметов, осваивают безопасные способы их использования. Важнейшие физические качества и основные виды движений получают свое развитие в творческих видах деятельности: инсценировании и драматизации, играх имитационного характера, танцах, продуктивной деятельности.

Готовность к эстетическому восприятию и оценке действительности предполагает овладение обучающимися системой эстетических ценностей. Развитие эмоциональной сферы ребенка - важный фактор и вместе с этим условие его разностороннего развития. Дети младшего школьного возраста активно усваивают представления в образной, чувственной форме, поэтому эстетическая культура является для них важным источником познания, опыта по предупреждению и преодолению опасных ситуаций. Формирование готовности к эстетическому восприятию и оценке действительности осуществляется преимущественно за счет содержания таких учебных предметов, как "Литературное чтение", "Музыка", "Изобразительное искусство", в ходе работы курсов внеурочной деятельности общекультурного направления.

Опираясь на психологическую структуру деятельности человека в опасных ситуациях, а также учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста, можно выделить два направления психологической подготовки детей к преодолению опасных ситуаций:

  • формирование опыта планирования действий и готовности к самоконтролю;

  • коммуникативная и волевая подготовка к опасным ситуациям.

Формирование опыта планирования действий и готовности к самоконтролю должно осуществляться в ходе решения детьми учебных задач, разрешения проблемных ситуаций, которые могут быть построены на материале любого учебного предмета. Можно сказать, что данный компонент культуры безопасности формируется "автоматически" при условии организации образовательного процесса в соответствии с современными требованиями.

Коммуникативная и волевая подготовка к опасным ситуациям крайне важна, т. к. в силу возрастных особенностей психики при попадании в нестандартные обстоятельства младшие школьники теряются, не могут адекватно оценить ситуацию. Значительное преимущество в подобных обстоятельствах получают дети, освоившие определенные схемы, модели поведения в конкретных ситуациях.

Результаты обучения и самообразования педагогов по проблеме формирования у детей культуры безопасности

Опыт организации обучения и самообразования педагогов показывает, что уже на этапе знакомства с понятийным аппаратом по проблеме формирования у обучающихся культуры безопасности меняются целевые установки учителей, меняется взгляд большинства педагогов на то, какие вопросы необходимо изучить, какие профессиональные навыки нужны для выхода за горизонты знаниевого подхода, недостаточного для формирования личности безопасного типа.

При рассмотрении основных понятий учителям предлагается определить, в рамках какого из них локализованы их усилия, насколько, в соответствии с этим, эффективна их работа. Чаще всего таким понятием становится "обучение основам безопасности жизнедеятельности", т. е. основные усилия педагогов направлены на формирование знаниевого компонента культуры безопасности. При подобном подходе идея формирования личности безопасного типа подменяется информированием и непосредственным обеспечением безопасности детей.

Представления о структуре культуры безопасности позволяют конкретизировать задачи обучения и воспитания обучающихся. Подробное рассмотрение каждого из ее компонентов дает педагогам возможность по-новому увидеть основные задачи и предполагаемые итоги своей работы, направления интеграции усилий всех участников образовательного процесса.

В качестве знаниевой основы компетентности учителя по проблеме формирования культуры безопасности выступает также информированность об источниках опасности и причинах попадания детей в опасные ситуации, о возрастных особенностях младших школьников и связанных с ними закономерностях приобщения к культуре безопасности жизнедеятельности.

В приложении 1 представлено описание аналитического практикума для педагогов "Потенциальные опасности, их источники". В приложении 2 - описание аналитического практикума "Возрастные особенности младших школьников, их значение в процессе формирования культуры безопасности жизнедеятельности". В приложении 3 - описание хода круглого стола "Роль личности педагога в формировании культуры безопасности у младших школьников".

Приложение 1

Описание аналитического практикума "Потенциальные опасности, их источники"

Задачи проведения аналитического практикума:

  • актуализировать, систематизировать и дополнить представления педагогов о возможных опасностях, их источниках и причинах попадания детей в опасные ситуации;

  • ознакомить педагогов с понятийным аппаратом по данной проблеме, с различными категориями опасностей современного мира;

  • формировать у учителей умение определять опасности, угрожающие жизни и здоровью детей, выявлять их источники.

Оборудование: маркеры, анкеты, карточки с описанием реальных ситуаций.


1. Мотивационно-ориентировочный этап
Понятийный аппарат, используемый в рамках практикума:

Опасность - явление, процесс или объект, способный в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно.
Признаки, определяющие опасность: угроза для жизни, возможность нанесения ущерба здоровью, нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.
Опасная ситуация - ситуация, при которой возникает угроза травмы или несчастного случая.
Потенциальная опасность - универсальное свойство взаимодействия человека со средой обитания и ее компонентами. Всегда существует индивидуальная опасность - вероятность гибели от несчастного случая. Потенциальную опасность можно оценить с помощью понятия "риск".
Риск - вероятность реализации опасности.

Вниманию участников встречи предлагается статистика попадания младших школьников в опасные ситуации. Обсуждаются впечатления учителей: ожидаемыми ли оказались цифры, соотношение количеств несчастных случаев разного рода.

Ведущий (заместитель директора школы по УВР) сообщает, что в последние годы значительно расширился спектр источников опасностей для детей, наблюдается рост числа несчастных случаев с их участием, числа пропавших детей и фактов жестокого обращения с младшими школьниками. Затем ведущий предлагает педагогам попытаться найти ответ на вопрос - можно ли полностью оградить детей от опасностей? Систематизируя ответы участников встречи, ведущий предлагает начать с рассмотрения базового понятия "опасность" обозначает тему встречи.

2. Поисковый этап
Упражнение "Ассоциации"

Ведущий вывешивает на доску слова "опасность" и "ребенок", предлагает участникам встречи написать под ними чувства, с которыми у них связывается данное словосочетание. Чаще всего опасность ассоциируется со страхом, тревогой, волнением, беспокойством за детей. Ведущий предлагает учителям разобраться, что мы вкладываем в понятие "опасность".

Упражнение "Понятие опасность"

Участникам встречи предлагается дать определения ключевых понятий темы и сравнить сформулированные в ходе коллективного обсуждения характеристики с принятыми в науке. Затем ведущий делает вывод о важности понимания сути существующих в современном мире опасностей, предлагает перейти к практической работе по освоению умения выявлять и оценивать их в реальной жизни.

3. Практический этап

Практикум "Опасности и их источники"

Организуется работа пяти творческих групп. Каждой из них раздаются бланки по одному из видов опасных ситуаций (дома, на улице, в общении, на природе, в школе). Учителям предлагается их заполнить, указав возможные опасные ситуации и их источники в соответствующей графе. Если педагоги не справляются с заданием, предлагаются описания ситуаций на карточках.


Далее представители каждой группы рассказывают о возможных опасностях, подстерегающих детей в разных ситуациях, источниках этих опасностей. Рассказы дополняются идеями членов других групп. Ведущий предлагает педагогам оценить вероятность попадания в подобные ситуации учащихся своего класса. Высказывания учителей о вероятности попадания обучающихся в опасные ситуации в дальнейшем сопоставляются с мнениями родителей детей, высказываемыми на собраниях.

Упражнение "Причины и следствия"

Продолжается работа творческих групп, организуется обсуждение естественных опасных ситуаций. Предлагается обсудить их в соответствии с алгоритмом анализа ситуаций, установить причины попадания в них детей.

Алгоритм анализа ситуаций:

  1. Определить суть произошедшего с ребенком.

  2. Выявить причины попадания детей в опасную ситуацию (связанные с их уровнем культуры безопасности, возрастными и личностными особенностями, с низким уровнем культуры безопасного поведения родителей).

  3. Описать поведение ребенка (родителя) в данной ситуации, попытаться выявить причины подобного поведения, пояснить, почему ситуация привела к неудовлетворительным результатам.

  4. Сформулировать, в чем состоит реальный результат ситуации для ребенка.

  5. Описать желаемый вариант развития данной ситуации.

  6. Определить, что нужно изменить в исходной модели поведения ребенка (родителя).

  7. Предложить позитивную модель поведения ребенка (родителя), позволяющую получить желаемый результат.


Примеры ситуаций:

  • Мама с семилетним Сашей поспешила перейти через дорогу в неположенном месте. Саша сказал маме, что переходить дорогу нужно либо по пешеходному переходу, либо там, где есть светофор. Мама ответила, что, в общем-то, мальчик прав, но они очень спешат, а до перехода далеко.

  • Семилетний Миша увлеченно играет с друзьями в мяч во дворе многоэтажного дома. Мяч выкатывается на проезжую часть дороги, и мальчик бежит за ним, не замечая выехавшую из-за поворота машину.

  • Учащиеся второго класса Таня и Коля не поделили стул. Коля выдернул его из-под девочки, из-за чего она упала и ударилась об угол стола.

  • Восьмилетний мальчик Ваня живет на девятом этаже. Он решил попускать из окна своей спальни самолетики.

  • Незнакомая женщина пообещала семилетней Ирине, игравшей во дворе, подарить новый мобильный телефон со стразами. Девочка помнила, что учитель и родители не разрешают ей разговаривать с чужими взрослыми, но Ире очень хотелось получить в подарок телефон.

  • Второклассник Дима, несмотря на предостережение хозяйки собаки, решил поиграть с животным.

По итогам обсуждения ведущий выписывает на доске наиболее типичные причины попадания детей в опасные ситуации:

  • ребенок не знает, как себя вести в определенной ситуации;

  • не знаком с правилами поведения в данной ситуации;

  • не думает о последствиях своего поведения;

  • не предупрежден об опасности;

  • не смог рассчитать силы;

  • не хочет слушать родителей;

  • видит негативные образцы поведения и т. д.

Ведущий говорит о том, что безопасность младших школьников в большой мере зависит от взрослых. Нередко сами родители, а порой и педагоги становятся для ребенка источником опасности, своими действиями либо бездействием создавая для него опасные ситуации.

Выяснив, какие бывают опасные ситуации, каковы их источники и почему дети попадают в такие ситуации, ведущий предлагает участникам встречи попытаться ответить на вопрос - что же могут сделать взрослые (педагоги, родители), чтобы обеспечить безопасность детей?

4. Рефлексивно-оценочный этап
Мозговой штурм "Что могут педагоги"
Участникам обсуждения предлагается высказать как можно больше идей о том, что могут сделать педагоги, чтобы обеспечить безопасность обучающихся. Высказывания анализируются, отбираются наиболее удачные, те, которые могут быть использованы в работе. Далее проводится группировка и оценка идей.
Приложение 2
Описание аналитического практикума "Возрастные особенности младших школьников, их значение в процессе формирования культуры безопасности жизнедеятельности"

Задачи проведения аналитического практикума:

  • актуализировать и систематизировать представления педагогов о возрастных особенностях младших школьников;

  • помочь выявить возрастные особенности обучающихся, на которые можно опереться при формировании культуры безопасности;

  • обозначить проблемы формирования навыков безопасного поведения, связанные с особенностями детей 7-9 и 9-11 лет;

  • учить педагогов выявлять и анализировать, как возможные риски, связанные с возрастными особенностями ребенка, могут повлиять на стратегию поведения при столкновении с опасной ситуацией.


Ход мероприятия
1. Подготовительный этап
Предварительно организуется самостоятельная работа педагогов по актуализации и систематизации знаний о возрастных особенностях младших школьников и педагогическое наблюдение с целью выявления индивидуальных особенностей обучающихся, характерного для них поведения в различных ситуациях.

Вопросы для организации наблюдения:

  1. Знаком ли ребенок с правилами безопасного поведения?

  2. Видит ли потенциальную опасность в различных ситуациях?

  3. Способен ли установить причинно-следственные связи, просчитать последствия своих поступков?

  4. Соотносит ли с реальными жизненными ситуациями знания о безопасном поведении?

  5. Знает ли как себя вести в конкретных ситуациях? Может ли адекватно отреагировать на возникшую опасность?

  6. Умеет ли контролировать свое поведение?

  7. Может ли в ситуациях выбора сдерживать свои желания? Какими ограничителями руководствуется (запрет взрослых, боязнь наказания, стремление к поощрению, самоконтроль)?

  8. Способен ли планировать свои действия, направленные на предупреждение опасной ситуации (выход из опасной ситуации)?

  9. Знает ли границы дозволенного, серьезно ли относится к требованиям взрослых, правилам поведения? В состоянии ли оценить предполагаемую реакцию взрослых на его поступок?

  10. Адекватно ли оценивает свои возможности при попадании в условно опасные ситуации? Какие действия у него преобладают в опасной ситуации (обдуманные или импульсивные)?

  11. Какая реакция характерна для него в опасных ситуациях (активная, пассивно-оборонительная и т. д.)?


2. Практический этап

В силу своих анатомо-физиологических и психологических особенностей младшие школьники не могут в полной мере обеспечить собственную безопасность. Вместе с этим именно в данном возрасте активно формируется личность безопасного типа. Поэтому учителю очень важно знать, на какие качества ребенка можно опереться.

Задание 1. Педагогам предлагается с опорой на составленные ими ранее характеристики младших школьников в ходе обсуждения выделить качества, способствующие присвоению обучающимися культурных норм. В итоге может получиться такой перечень характеристик:

  • дети проявляют самостоятельный познавательный интерес, наблюдательны, любознательны, с удовольствием воспринимают любую новую информацию, что связано со значимостью учебной деятельности, ростом познавательных интересов;

  • младшие школьники уже имеют опыт применения в повседневной жизни навыков безопасного поведения;

  • дети могут самостоятельно применять освоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), преобразовывать способы их решения в зависимости от ситуации;

  • в младшем школьном возрасте учебная деятельность требует от ребенка присвоения специальных действий, благодаря которым внимание, память, воображение приобретают выраженный произвольный характер, возникает новый (опосредованный) тип мотивации;

  • появляются новые мотивы - интерес к незнакомым видам деятельности, к миру взрослых, стремление быть похожими на них, мотивы личных достижений, признания, самоутверждения;

  • мышление младшего школьника выходит на новый уровень осознания происходящего, оценки предметов, явлений, ситуаций. Ребенок может ориентироваться на общественно выработанные критерии, способен допускать, что его представления не совпадают с видением других людей (по Ж. Пиаже);

  • в 7-8 лет ребенок соблюдает доступные его пониманию нормы. Предпосылками нравственного поведения становятся складывающиеся в данном возрасте привычки. Значение привычек состоит в том, что при нарушении стереотипов поведения ребенок испытывает чувство тревоги, дискомфорт, стремится избежать этих чувств;

  • младший школьник способен оценить свой поступок с точки зрения его результатов, изменить свой план, свое поведение, побороть сиюминутное желание. Ребенок боится изменения отношений с окружающими, негативной оценки со стороны взрослых;

  • начиная с 6-7 лет у детей возникает потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами, она приобретает для ребенка личностное значение, возникает способность понимать нравственный смысл ответственности;

  • во все сферы жизни младшего школьника включается осознание;

  • развивается способность планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;

  • дети становятся все более ответственными, в большинстве случаев отдают себе отчет в том, какое поведение будет одобряться;

  • стремление к самоутверждению и потребность в положительной оценке со стороны взрослых стимулируют ребенка к нормативному поведению;

  • появляется стремление к тому, чтобы занять новое, более "взрослое" положение в жизни, получить большую самостоятельность и др.

Задание 2. Педагогам предлагается выявить характеристики младших школьников, которые затрудняют формирование у них компетенций безопасного поведения и способны стать причиной попадания детей в опасные ситуации. Примерный список таких характеристик:

  • у большинства младших школьников нет четкого представления о здоровье и безопасности жизнедеятельности, не все обучающиеся осознают ценность здоровья и безопасности;

  • в 7-10 лет у детей недостаточно сформирована координация движений, внимание. Чем сложнее проблема, тем более сильные процессы торможения могут возникать в центральной нервной системе. Из-за этого при необходимости принять решение ребенок может растеряться, сделать заведомо неверный шаг (например, громкий сигнал машины может побудить ребенка двинуться навстречу опасности вместо того, чтобы остановиться или отскочить);

  • восприятие младшего школьника несовершенно, определяется, прежде всего, свойствами воспринимаемого объекта. Дети 7-9 лет замечают в предметах не главное (определяющее, существенное), а то, что им интересно или ярко выделено. Так ребенок может воспринять лишь общий вид знака, но не увидеть его элементов;

  • в младшем школьном возрасте преобладает непроизвольное внимание, ребенок еще не умеет управлять им. Возникающие в сознании детей образы, представления вызывают сильные переживания, которые оказывают тормозящее влияние на мыслительную деятельность. Объем внимания младшего школьника меньше, чем у взрослого человека, распределение внимания - слабее, детям свойственно неумение распределить внимание между различными объектами, быстро переключать его с одного объекта на другой;

  • детям 7-8 лет свойственны непосредственность и доверчивость;

  • младшие школьники более самостоятельны и предприимчивы, чем дошкольники. Это позитивное преобразование при отсутствии основ культуры безопасности на фоне интереса к экспериментированию с вновь обретенной свободой может привести к печальным последствиям;

  • возникающая в 7-8 лет способность во взаимодействии со сверстниками самостоятельно выбирать способы правильного поведения, отстаивать свое мнение, брать на себя ответственность за свою позицию и проявлять независимость при провоцирующем воздействии еще не выражена. В ряде ситуаций младшие школьники следуют за другими детьми вопреки знакомым нормам поведения, своему опыту, здравому смыслу, возникающему при этом чувству сильного напряжения, страха. Это может быть связано со стремлением самоутвердиться;

  • стремление следовать положительному нравственному эталону и способность соотносить свои поступки с этим эталоном чаще всего реализуются лишь при наличии рядом взрослого;

  • при поступлении в школу возникает новая для ребенка социальная ситуация, ко всем, вне зависимости от готовности к обучению, предъявляются единые требования, необходимо научиться отстаивать свои интересы в сообществе сверстников. Это может приводить к стрессу, у детей повышается психическая напряженность, страхи, снижается волевая активность, возникает угнетенное состояние, меняется поведение, что мешает адекватно реагировать в различных, в т. ч. опасных, ситуациях.


Задание 3. По итогам изучения вопроса о возрастных особенностях детей, с опорой на личный и профессиональный опыт, результаты педагогического наблюдения учителям предлагается пояснить, какие опасности могут быть сопряжены с каждой из характеристик младших школьников.

Пример 1. Анатомо-физиологические особенности. Из-за маленького роста у детей небольшой угол обзора, поле зрения. В 6 лет появляется возможность оценить события в 10-метровой зоне, что составляет примерно 0,1 часть поля зрения взрослого человека. До 8-ми лет дети испытывают сложности с определением направления и источника звука, не способны быстро перевести взгляд с близких объектов на дальние и наоборот. Названные особенности затрудняют ориентацию ребенка в пространстве, не дают возможность объективно оценить обстановку, например, при переходе проезжей части улицы.

Пример 2. Эмоция страха является причиной возникновения множества проблемных ситуаций. При этом в опасности находятся и дети, которые "ничего не боятся", и школьники, чья жизнь "переполнена страхами". И те, и другие не способны, не умеют действовать в опасной ситуации. Они могут проявить пассивно-оборонительную реакцию, теряются, впадают в состояние безысходности, незащищенности. Чем труднее ситуация, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе.



Практикум "Потенциально опасные ситуации"

Работа в рамках практикума организуется в микрогруппах.

Задание для группы 1. Рассмотрите описание опасных ситуаций и стратегий выхода из них, выберите возрастные особенности детей, которые определили безопасное поведение в каждой из ситуаций.

Задание для группы 2. Рассмотрите описание опасных для детей ситуаций с непродуктивной стратегией выхода из них. Определите возрастные особенности младших школьников, которые затруднили безопасный выход из данных ситуаций.

Педагогам также предлагается представить, как поведут себя в аналогичных ситуациях конкретные дети - их ученики.

Вставка на сером фоне по ширине текста в приложении

Пример опасной ситуации: Мама разрешила семилетнему Саше одному спуститься во двор, где играл его старший брат. Саша нажал кнопку лифта. Когда дверь лифта открылась, мальчик увидел в кабине незнакомого мужчину, который стал звать его, предлагая вместе спуститься до первого этажа.

Вариант безопасного поведения ребенка: Саша отказался ехать вместе с незнакомцем.

Вариант опасного поведения ребенка: Саша не решился перечить взрослому человеку и, несмотря на то, что ему было страшно, вошел в лифт.

Членам групп предлагается познакомить остальных участников практикума с результатами работы над заданием, сделать вывод о том, что дает педагогам (родителям) знание возрастных особенностей детей, затрудняющих формирование навыков безопасного поведения и, наоборот, способствующих выработке безопасной стратегии поведения.



Приложение 3
Описание хода круглого стола "Роль личности педагога в формировании культуры безопасности у школьников"

Детям школьного возраста, особенно младшего присуще стремление подражать, поэтому очень важно, какие образцы поведения они видят перед собой. На всех этапах и во всех направлениях работы определяющее значение имеет личность учителя.

Педагогам предлагается выделить характеристики наставника детей в рамках трех его ипостасей: образец для подражания, друг, воспитатель.

Примерные варианты характеристик:

  • педагог - "образец для подражания»: наличие ценностных ориентаций, соблюдение нравственных норм; высокий уровень собственной культуры безопасности, самоконтроль за соблюдением норм безопасности; наличие лучших личностных качеств, "позитивного" мировоззрения; стремление к минимизации вредных и опасных факторов для себя и своих воспитанников; владение навыками безопасного поведения; стремление к самосовершенствованию в области культуры безопасности;

  • педагог - "друг": умение строить конструктивные взаимоотношения с детьми; способность находить контакт с ребенком в любой ситуации общения, быть искренним; способность оказывать эмоциональную поддержку ребенку, сопереживать его чувствам, содействовать его нравственному и эмоциональному благополучию; нацеленность на поддержание у школьника позитивного образа "Я"; умение избегать негативных оценочных суждений, касающихся его личности; равенство позиций взрослого и ребенка, способность вставать на позицию другого; отсутствие оценок, полное принятие, уважение и доверие; способность контролировать собственные импульсы; искренний, неподдельный интерес к ребенку, его проблемам и радостям, стремление принимать участие в его судьбе; нацеленность общения с ребенком на укрепление отношений; стремление создавать атмосферу доверия, защищенности и т. д.;

  • педагог - "воспитатель": личная ответственность за благополучие ребенка; ценностное отношение к детям, культуре, творчеству; осознание необходимости регулирования социализации ребенка и формирования у него компонентов безопасного поведения; стремление к активному участию в процессе формирования личности безопасного типа; наличие знаний об источниках опасности, способах их профилактики и преодоления; умение применять в отношении ребенка полученные теоретические знания на практике; владение эффективными методами воспитания, нацеленными на развитие самостоятельности ребенка, его творческой активности, положительного отношения к самому себе и окружающим людям, на формирование диалектического мышления; умение предвидеть в отношении ребенка возникновение опасных ситуаций; стремление к повышению компетентности в вопросах воспитания детей.



© 2010-2022