- Преподавателю
- Классному руководителю
- Классный час на тему: «Что значит уметь дружить? »
Классный час на тему: «Что значит уметь дружить? »
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Макаренко А.А. |
Дата | 31.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Классный час на тему: « Что значит уметь дружить? »
Форма проведения классного часа - деловая игра.
Цель : Содействие в формировании представления о дружбе, осознании своих обязанностей перед друзьями.
1 .Проблемная ситуация «Как выбрать друга?»
Тема сегодняшнего классного часа: «Настоящий друг». И начать наш разговор мне бы хотелось с такого рассказа. (Читает рассказ.)
«...У Миши Андреева было два друга: Олег и Денис. Все в шутку называли их «три мушкетера». Они подружились еще в первом классе. У них было много общего: все трое собирали модели автомобилей, втроем бегали на тренировки в бассейн, втроем болели за «Спартак», все трое были влюблены в одну и ту же девчонку. Но в седьмом классе их дружба дала трещину, и Мишка понял, что придется выбирать, с кем дружить: с Олегом или Денисом?
С Олегом было всегда весело, легко и интересно. Родители давали ему деньги на карманные расходы, и Олег не вылазил из игровых автоматов. Он всегда звал с собой Мишку, щедро платил за двоих, и даже угощал мороженым в кафе. Иногда они вдвоем прибегали в «игровуху» вместо школы. И это было прикольно: все пашут на уроках, как негры на плантации, а они, как белые люди, трясут «однорукого бандита» да еще и выигрывают деньги!
Дома у Олега всегда были самые новые компьютерные игры, самые последние музыкальные диски. Но главное, у него был совсем взрослый модный прикид. Одним словом, Олег был крутым пацаном, и Мишка старался подражать ему во всем.
Ну а с Денисом они встречались теперь редко. Он продолжал ходить на плавание и говорил теперь только о нормативах да о своих спортивных результатах. В голове у него было полно всяких планов и целей. Но что самое противное - постоянно критиковал Мишку: за прогулы, за то, что бросил спорт, за то, что не умеет выбирать друзей.
Вот Мишка и подумал, что действительно пришла пора выбирать: или Олег, или Денис».
Как вы думаете, какого друга должен выбрать себе Мишка? Кто из них истинный друг, а кто мнимый?
Примерные ответы детей:
- Конечно, нужно прекратить дружбу с Олегом, ничего хорошего из этого не выйдет.
- У Олега родители богатые, пристроят его в жизни, а Мишке всего нужно добиваться своим умом.
- Олег плохой друг, он думает только о себе, а Денис критикует Мишку, значит, хочет ему добра.
- Нужно брать пример с Дениса, у него есть цель, он самостоятельный человек.
- Мишка легко поддается влиянию, поэтому он должен выбрать Дениса, который может оказать на него хорошее влияние.
- Нужно сохранить дружбу с Олегом, помочь ему избавиться от своей пагубной привычки.
- Если Мишка будет дружить с Олегом, он сам станет игроманом.
2. Незаконченные предложения по теме «Друг - это тот...»
Классный руководитель. Что ж, мы выслушали различные мнения. Но у меня возник другой вопрос: «А можно ли назвать этих трех мальчиков друзьями? Каковы признаки настоящей дружбы?»
Чтобы это выяснить, предлагаю вам закончить предложение: «Друг-это тот...»
Примерные ответы детей:
- С кем можно поплакать и помолчать.
- Кто может выслушать тебя в трудную минуту.
- Кто остается верным тебе, даже если от тебя отвернутся все.
- Кто понимает тебя даже тогда, когда никто не понимает.
- Кто принимает тебя таким, какой ты есть, со всеми твоими недостатками.
- Кто всегда говорит тебе правду, даже если она тебе не нравится.
- Кто может простить даже то, что никогда не простит другой.
- Кто не ждет от тебя никакой выгоды.
- Кто может пожертвовать ради тебя самым дорогим: временем, интересами и даже жизнью.
Классный руководитель. Поднимите руки, кто хотел бы найти такого друга?
(Дети поднимают руки.)
С помощью этого метода учащиеся могут высказать свою точку зрения на обсуждаемый вопрос. Для этого в противоположных сторонах класса вывешиваются два плаката. На одном написано - «Дружба в классе не нужна», на другом - «Дружба в классе нужна». Учащимся предлагается определить свою позицию и встать около того плаката, который соответствует их точке зрения на данный вопрос.
3. Объявление темы и ожидаемых результатов занятия. (1 мин.).
4. Мозговой штурм «Дружба - это …». (5 мин).
1. Работа над понятием «дружба». «Дружба - это …». Учащимся предлагается подумать над вопросом, что значит «дружба» и зачем она нужна людям? После небольшого размышления учащиеся высказывают свои мысли, которые записываются на плакате. Учитель подводит итог и дает определение понятию «дружба».
2. Работа над понятием «зачем дружба нужна людям?».
4. Игровое упражнение. (5 мин.).
Для закрепления темы используется игровое упражнение «Найди себе подобного».
-
Шаг 1. Ученики встают в круг. Учитель просит их прикрыть глаза и не разговаривать друг с другом. Учитель прикалывает им на спину маленькие рисунки (солнышко, облако, цветок, сердце и один рисунок грозовой тучи).
-
Шаг 2. Учитель дает задание детям: Найти «себе подобного» и занять свои места за столами. Разговаривать при этом нельзя.
-
Шаг 3. Дети определяют, за какой стол они сядут.
-
Шаг 4. Учитель обращает внимание детей, что один ученик остался и обсуждает с ними вопрос: «Как чувствует себя тот, кто остался один и без друзей».
Обсуждение.
-
- Какие трудности вы испытывали во время выполнения упражнения?
-
- Смогли бы вы справиться без помощи и поддержки?
-
- Какой рисунок у вас на спине?
5. Моделирование дружбы в классе. (20 мин).
Участникам предлагается смоделировать дружный коллектив класса.
Ход выполнения интерактивного упражнения:
1. Каждой группе дается свое собственное задание, и работать они будут в группе различными способами.
Критерии оценки:
-
- участники смоделировали дружбу в классе;
-
- участники придерживались правила, работать дружно (за каждое нарушение вычитается 2 балла);
-
- коллектив дружный;
-
- участники использовали всех человечков.
2. Если команда работала шумно, и члены команды постоянно ругались между собой, то это повлечет за собой снятие с команды баллов.
3. Каждой группе раздаются по 10 человечков, вырезанных из цветной бумаги; ножницы; скотч.
4. По истечении времени каждая группа должна:
А) изложить логику дружбы в их коллективе;
Б) объяснить правила, по которым они работали, а так же поощрить активных и сообразительных детей.
Осмотр проектов.
Перед обсуждением участники осматривают проекты и голосуют за лучший.
Командам задаются следующие вопросы.
-
Понравилось ли вам работать в данной команде?
-
У какой команды сразу не получилось работать дружно? Почему?
-
Какая группа хорошо справилась с задачей? Почему?
-
Какая группа не справилась с заданием? Почему?
-
Какая группа более всех довольна своим созданным коллективом?
-
Можно задать и дополнительные вопросы:
-
В какой группе был лидер?
-
Результат изменится или останется прежним, если поменять лидера?
-
Что важнее, работать вместе и сообща, или врозь?
5 Оценка проблемной ситуации. Подбери пословицу
Классный руководитель. Дружба - это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко потерять. Во многих русских пословицах содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу. На доске написаны 4 пословицы (читает)- Я буду описывать ситуации, а вы попробуйте подобрать пословиц которая подсказывает, как вести себя в этой ситуации, и опишите свои действия.
Ситуация №1
Вы пришли с тренировки и буквально валитесь с ног от усталости. Но тут звонит ваш друг и просит помочь: ему нужно отнести в мастерскую тяжелый монитор. (Помогу и скажу: «Друга иметь - себя не жалеть».)
Ситуация №2
Вы играли в футбол во дворе. Ваш друг сломал руку. (Доведу его до дома, вызову «скорую» и скажу: «Друг познается в беде».)
Ситуация №3
Ваш друг поступил с вами подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок. (Подарок не приму и скажу: «Друга на деньги не купишь».)
Классный руководитель. Ну а к четвертой пословице попробуйте сами придумать ситуацию. «Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает» - в каких случаях можно вспомнить эту пословицу?
(Дети приводят 2-3 примера гипотетических ситуаций.)
6. Подведение итогов занятия. (5 мин.)
Учитель вместе с детьми подводит итог классного часа:
-
- Что вы сегодня делали на уроке?
-
- Каковы результаты работы?
-
- Как вы чувствовали себя во время работы?
-
- Взаимодействие в группе помогало или мешало вам?