Полиэтническое воспитание молодежи - актуальная проблема современного колледжа

Вторая половина XX века отмечена сильными изменениями во всех сферах социальной жизни человечества - экономической, трудовой, политической, демографической, культурно-образовательной, духовной и т.д. Сегодня развитие любого государства зависит от способности адекватно и своевременно реагировать на новые вызовы современного мира. Для решения этой задачи разработана новая Стратегия «Казахстан 2050», которая была озвучена 14 декабря 2012 года в Астане Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым,  в ходе его выступления с ежегодным Посланием народу страны. Нурсултан Назарбаев отметил, что как состоявшееся, динамичное государство Казахстан сформировал собственное видение эффективного мироустройства в новом столетии. - Необходим всеобщий диалог всего глобального сообщества по всем проблемам мировой экономики и политики, - сказал Президент Казахстана.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Полиэтническое воспитание молодежи - актуальная проблема современного колледжа


Авдоченко Ирина Николаевна

Костанайский политехнический колледж

Вторая половина XX века отмечена сильными изменениями во всех сферах социальной жизни человечества - экономической, трудовой, политической, демографической, культурно-образовательной, духовной и т.д.

Сегодня развитие любого государства зависит от способности адекватно и своевременно реагировать на новые вызовы современного мира.

Для решения этой задачи разработана новая Стратегия «Казахстан 2050», которая была озвучена 14 декабря 2012 года в Астане Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым, в ходе его выступления с ежегодным Посланием народу страны.

Нурсултан Назарбаев отметил, что как состоявшееся, динамичное государство Казахстан сформировал собственное видение эффективного мироустройства в новом столетии.

- Необходим всеобщий диалог всего глобального сообщества по всем проблемам мировой экономики и политики, - сказал Президент Казахстана.

Глава государства подчеркнул, что G-GLOBAL - это пять принципов мироустройства в условиях многополярности. Они включают эволюцию и отказ от революционных изменений в политике; справедливость, равенство, консенсус; глобальную толерантность и доверие; глобальную транспарентность; конструктивную многополярность. На их основе в ХХI веке возможен успешный поиск решений по большинству глобальных проблем.

- Я бы хотел сказать, что молодежи нужно отторгать идеи разделения народа. Мы не должны повторять ту ошибку, которую в 12 веке допустили русские князья, которые были раздроблены, жили в раздорах. Мы должны вынести урок из истории, - сказал Н. Назарбаев.

Также Назарбаев выразил обеспокоенность появлением в стране сил, стремящихся сеять раздоры внутри Казахстана и разделяющих народ, вносящих смуту.

- Если мы поддадимся их подстрекательству, то сами не заметим, как каждый род будет тянуть одеяло на себя, забыв про интересы народа. Деление по родам и племенам - самый опасный путь к утере национальной целостности. Мы не должны забывать глубинную суть традиции шежире - древа поколений, которое сводится к одному корню», - сказал президент.

Мы не должны забывать: Казахстан - светское государство, и светский характер нашей страны - это важное условие успешного развития Казахстана. В вопросах религии необходимы вдумчивый подход и крайняя осторожность. Государство не должно вмешиваться во внутренние дела религиозных общин. Мы должны свято придерживаться принципа свободы совести, традиций толерантности и веротерпимости.

Идея взаимопонимания, согласия, толерантности - ключевая для современного человечества. Насилию, угрозам, терроризму и экстремизму могут противостоять только духовное согласие, диалог, доверие и межкультурная интеграция, сохраняющая самобытность культур. Именно толерантность стала решающим фактором обеспечения мира, стабильности и экономического прогресса Казахстана, который продолжает удивлять мир.

Жизнь свидетельствует, что на почве неприятия и вражды к людям других национальностей, рас, вероисповеданий в мире возрастает уровень социальной напряженности, сопровождающийся нескончаемыми военными конфликтами.

Нация - это сплав различных национальностей и народностей, живущих на одной территории. Граждан, живущих на территории Австрии, мы называем австрийцами, на территории Бельгии - бельгийцами, однако помним, что есть такие национальности, как тирольцы, фламандцы и пр.Также и граждан, живущих на территории Казахстана, можно и должно называть казахстанцами, независимо от того, к какой народности или национальности они относятся.

По сути, почти любой человек - полиэтничен, так как каждый из нас, как правило, не знает подробной истории своей семьи, дальше прадедушки. Путем грамотного выстраивания межнациональных отношений возможно избежать межнациональных конфликтов среди взрослого населения.

Целью же полиэтнического воспитания молодых людей в учебных заведениях должно быть привитие гармоничных, естественно-позитивных, осмысленно-гуманных без оглядки на этнос, отношений.

Из данной цели вытекает ряд конкретных задач полиэтнического воспитания:

-глубокое и всестороннее овладение молодыми людьми культурой своего собственного народа;

-формирование у молодежи представлений о многообразии культур в мире и Казахстане, воспитание положительного отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества и служащим условиям для самореализации личности;

-создание условий для интеграции молодежи в культуры других народов; воспитание молодых людей в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения;

-формирование и развитие умения критически мыслить;

-формирование у молодежи чувства национального самосознания, достоинства, чести через развитие «исторической памяти», побуждение интереса к своей малой родине, истории своего народа;

-формирование осознанных, позитивных ценностных ориентаций личности молодого человека по отношению к собственной казахстанской культуре, поликультурной по своей природе;

-воспитание уважения к истории и культуре своего и иного народа.

Нам необходимо вооружить молодежь соответствующими знаниями, сформировать и развить умения, которые позволят им активно и продуктивно взаимодействовать с представителями различных культур.

Полиэтническое воспитание имеет немало общего с интернациональным, патриотическим воспитанием. Результатами полиэтнического воспитания, как и интернационального, должны быть: понимание и уважение иных народов, культур, цивилизаций, жизненных ценностей, включая культуру быта; способность общаться; осознание не только прав, но и обязанностей в отношении иных социальных и национальных групп; основанные на понимании особенностей различных культур достижение взаимодействия и взаимообмена; готовность участвовать в решении проблем другого сообщества и этноса.

Вряд ли можно утверждать, что полиэтническим воспитанием предложены оригинальные педагогические формы и методы. Им используются активные методы, уже доказавшие эффективность и нашедшие признание в педагогике: диалог, дискуссия, моделирование, ролевые игры, рефлективные методы и другие. Подобную методику уместно применять с учетом целей, функций, содержания полиэтнического воспитания. Так, при социокультурной идентификации личности результативны исторические рассказы, изучение обычаев, этикета; при освоении понятий многокультурности - лекции, эвристические беседы; при развитии навыков межкультурного общения - диалог.

Полиэтническое воспитание есть способ стать толерантными в отношении иных субкультур, непримиримым к дискриминации и расизму. Задачей патриотического воспитания понимается нами как привитие любви и уважения к своему народу, гордости за его культурно-исторические достижения; ознакомление детей с людьми ближайшего национального окружения, формирование доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым соседних национальностей на основе приобщения к обычаям и традициям соседних народов; формирование эмоционально-положительного отношения к национальному многообразию планеты.

Средствами полиэтнического воспитания учащихся являются: устное народное творчество, общение с представителями разных национальностей; художественная литература; народные игры и игрушки; декоративно-прикладное искусство, живопись, музыка, мини-музеи. Формы работы: индивидуальная и групповая работа учащихся под руководством учителей и специалистов, комплексные и профильные экспедиции, туристические маршруты, туристические бюро, конференции, слеты, конкурсы, выставки творческих работ, телекоммуникационные диалоги, телемосты, олимпиады, марафоны, турниры, интеллектуальные игры развития познавательных интересов и творческих способностей, многопрофильные научно-методические лагеря, сборы, школы одаренности, информационно-методическая и издательская деятельность, направленная на всестороннее развитие творчества детей и молодежи и многое другое.

Использование всех вышеперечисленных средств во многом зависит от самого педагога, его нравственной культуры и профессиональной этики.

Рассмотрим примерный перечень внеклассных мероприятий, проводимых в Костанайском политехническом колледже, способствующих воспитанию полиэтнической культуры молодых людей в колледже:

Форма мероприятия:

Содержание мероприятия:

1. Национальные игры. (Конкретно: казахских, украинских и других).

2. Национальный этикет.

3. Национальная классика.

4. Декада национальной культуры. Празднование Наурыз-Мейрамы

-Национальная кухня.

-Национальная музыка.

-Национальный быт и старинные ремесла.

-Традиции и обряды народов Казахстана

5. Великие люди (казахского, украинского, таджикского, белорусского и других) народа.

6. «Что в имени тебе моем?»

7. Происхождение религий разных народов.

8. Мифы и легенды разных народов.

9. «Разговор по душам…»

10. О международном общении. Мы - вместе!

1.Викторина. Цикл бесед.

2.Просмотр фильмов с последующим обсуждением.

3.Посещение национальных музеев, национальных театров, концертов национальной музыки, книжных выставок.

4.Приготовление блюд разных национальностей.

Ознакомление с национальными музыкальными инструментами и прослушивание музыки, песен того или иного народа.

Выставка-экспозиция предметов национального быта. Театрализованное представление. Демонстрация национальных костюмов, беседы.

5. Цикл бесед. Литературно-музыкальная композиция

6.Вечер. Рассказы о происхождении имен и фамилий.

Лекции, беседы, обсуждения.

7.Встреча с представителями национально-культурных центров.

8.Цикл бесед.

9.Дебаты.

10.Этнокультурный тренинг.

Тщательное изучение и сохранение обычаев и традиций своего народа имеет прикладное значение, так как способствует развитию преемственности поколений, укреплению семьи, уважительному отношению к своей и другим культурам. А взаимное усвоение элементов культур, как известно, содействует интеграционным процессам и усиливает гражданское самосознание.

Только при выполнении этих условий появляется возможность интеграции коллектива в нацию, формирования единой нации (или народа) из многочисленных этносов.



Литература:

  1. Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности // Мемориал. 2001., №24, с.61-63.

  2. веб-сайт BNews.kz «bnews.kz».

  3. Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание в современном мире/ А.Н.Джуринский. М.: Прометей, 2002.

  4. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование/Г.Д. Дмитриев. М.: Народное образование, 1999.

  5. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова, Л.Л. Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы/ В.В.Макаев, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова // Педагогика. 1999. №4. С.3-10.

  6. Родионов В.П., Ступицкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие. Тренинг социальных навыков. Ярославль, Академия развития, 2001.

  7. Риэрдон Бетти Э. Толерантность - дорога к миру. М., 2001.

  8. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия. // Семья и школа. 2001. №№11-12, с. 36-40.

  9. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 № 9, 2002 № 1.

  10. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование, 2001, № 9; 2002, № 9.

  11. Послание Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Стратегия Казахстана 2050. Новый политический курс состоявшегося государства»

  12. Палаткина Г.В. Этнопедагогические факторы мультикультурного образования/ Г.В. Палаткина: Дис. ... д-ра пед наук. М., 2003.


© 2010-2022