- Преподавателю
- Классному руководителю
- Рабочая программа внеурочной деятельности Капельки доброты
Рабочая программа внеурочной деятельности Капельки доброты
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Яновщенко Е.А. |
Дата | 26.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Капельки доброты | Copyright ©Яновщенко Е.А.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 520
Колпинского района Санкт-Петербурга
«Рассмотрено»
на заседании МС
Председатель МС
_____________Кравчук С.В.
Протокол № ___
от « » ________ 2015г.
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
_____________Реутова Л.Д.
« »______________ 2015г.
«Утверждено»
Директор ГБОУ школа № 520
г. Санкт-Петербурга
____________Зубко И.Г.
Приказ № ___
от « » ___________ 2015 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
по духовно-нравственному воспитанию
«Капельки доброты»
для 5 «А» класса
Срок реализации 1 год
Составитель программы:
Яновщенко Елена Александровна
классный руководитель
2015-2016 учебный год
-
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
-
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки от 17 декабря 2010 года №1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644);
-
Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»;
-
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации;
-
Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы";
-
Устав ГБОУ школы №520 Санкт-Петербурга;
-
План воспитательной работы ГБОУ школы №520 Санкт-Петербурга на 2015-2016 учебный год;
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно-досуговой деятельности с детьми и молодежью; отсутствие патриотического воспитания и некоторые другие. На фоне пропаганды средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий ситуация ещё более осложняется: представления детей о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными, формируются вредные привычки у детей среднего школьного возраста. Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.
Учитывая требования времени, разработана программа духовно-нравственного развития под общим названием «Капельки доброты», направленная на формирование у школьников духовно - нравственных ценностей, воспитание бережного отношения к традициям русского народа и историческому наследию Родины.
Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно - нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.
Цель программы: обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Задачи программы:
- формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;
- воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;
- воспитывать нравственные качества личности ребёнка,
- способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
- приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Духовно-нравственное воспитание - это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие детей осуществляется в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся согласуются с традиционными источниками нравственности.
Основные ценности содержания образования, формируемые на ступени основного образования, - это:
Ценность мира - 1) как общего дома для всех жителей Земли;
2) как мирового сообщества, представленного разными национальностями;
3) как принципа жизни на Земле.
Ценность человеческой жизни - как возможность проявлять, реализовывать человечность, положительные качества и добродетели, все ценности.
Ценность любви к Родине, народу - как проявления духовной зрелости человека, выражающемся в осознанном желании служить Отечеству.
Дар слова - как возможность получать знания, общаться
Ценность природы - осознание себя частью природного мира. Бережное отношение к природе как к среде обитания и выживания человека, как к источнику для переживания чувства красоты, гармонии, её совершенства.
Ценность семьи как общности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимоподдержка.
Ценность добра - как проявление высшей человеческой способности - любви, сострадания и милосердия.
Ценность познания мира - ценность научного знания, разума, осуществление стремления человека к постижению истины.
Ценность красоты как совершенства, гармонии, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему - «красота спасёт мир».
Ценность труда и творчества - как стремления к созидательной деятельности, нацеленной на создание условий для реализации остальных ценностей.
Ценность свободы выбора - как возможность совершать суждения и поступки в рамках норм, правил, законов общества.
Ценностные ориентиры духовно-нравственного развития и воспитания определяются требованиями ФГОС и общим представлением о современном выпускнике школы.
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся строится на основании базовых национальных ценностей по следующим направлениям:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству; ценность свободы выбора и признание закона и правопорядка, ценность мира в многонациональном государстве, толерантность, как социальная форма гражданского общества.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: ценность человеческой жизни, смысл жизни; ценность мира - как принципа жизни, ценность добра, справедливости, милосердия, чести, достоинства; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: ценность труда и творчества; ценность познания мира; ценность таких качеств личности как целеустремленность и настойчивость, бережливость.
4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: ценность семьи, уважение родителей, забота о старших и младших; ценность здоровья (физического, нравственного и социально-психологического), стремление к здоровому образу жизни.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: планета Земля - общий дом для всех жителей Земли; ценность природы, родной земли, родной природы, заповедной природы; ответственность человека за окружающую среду.
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: дар слова, ценность красоты в различных её проявлениях, ценность труда - как условия достижения мастерства, ценность творчества.
II. Место программы в учебном плане.
Название программы
Количество часов в неделю
Количество часов за год
Продолжительность занятия (мин)
Капельки доброты
2
68
45
Программа предназначена для школьников, учащихся 5 классов (10 - 11 лет).
Формы занятий: беседа, дискуссия, игра, экскурсия, культурный поход, проект, исследование, конференция, театрализация и т. д.
-
Прогнозируемые результаты.
Направления воспитания
Ценностные установки
Планируемые результаты воспитательной деятельности
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
Любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества
- учащиеся имеют элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли жизни общества;
-сформировано отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, языку, народным традициям;
-учащиеся имеют опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской позиции;
-учащиеся имеют опыт социальной и межкультурной коммуникации;
-учащиеся имеют представления о правах и обязанностях гражданина, семьянина.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания
Нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль , честность, щедрость, забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике
-учащиеся имеют представления о национальных ценностях;
-сформировано представление о правилах поведения в ОУ, общественных местах и дома;
-сформировано представление о истории страны, религиях России;
-у учащихся сформировано уважительное отношение к родителям, старшим, сверстникам и младшим, бережное отношение ко всему живому;
-учащиеся имеют представления о отрицательном влиянии СМИ;
--сформировано отрицательное отношение к аморальным поступкам.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
Уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремленность и настойчивость, бережливость, трудолюбие
- у обучающихся сформировано ценностное отношение к труду, творчеству, уважительное отношение к профессиям;
-учащиеся имеют опыт коллективной работы, реализации учебных проектов;
-умеют проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных заданий;
-у учащихся сформировано бережное отношение к результатам своего и чужого труда, личным вещам, школьному имуществу.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
Здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое
-у учащихся сформировано ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
-учащиеся имеют элементарные представления и значимой роли морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
-имеют личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
-имеют представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
-учащиеся знают о возможном негативном влиянии компьютерных игр, СМИ на здоровье человека
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
Родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание
-у учащихся развит интерес к природе;
-сформировано понимание активной роли человека в природе, ценностное отношение к растениям и животным.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях
Красота, гармония, духовный мир, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве
-учащиеся имеют представления о душевной и физической красоте человека;
-сформированы эстетические идеалы, чувство прекрасного, учащиеся умеют видеть красоту природы и труда;
-имеют интерес к занятиям художественным творчеством.
Программа даёт возможность повысить духовно - нравственный уровень учеников, патриотическое и гражданское сознание и самосознание, уровень знаний отечественной истории и культуры, коммуникативную толерантность.
-
Содержание программы
Программа предназначена для учащихся 5 классов, включает в себя 7 блоков и построена с учетом возрастных особенностей:
-
«Дорогою добра»
Усвоение нравственных норм, правил, требований. Формирование устойчивых положительных привычек, основ культуры общения и поведения, построения межличностных отношений. Выработка основных этических понятий и норм речевого поведения. Знакомство с основными моральными категориями: нравственность, мораль, этика, добро, зло, милосердие, гуманность.
2. «Путешествие по родному краю»
Культурные походы по историческим местам п. Понтонный. Формирование ценностного отношения к культуре своей родины и любви к малой родине. Обогащение знаний об истории своего края, воспитание чувства ответственности по отношению к природе, понимание взаимосвязи живой и неживой природы;
-
«Музеи Санкт-Петербурга»
Участие в городском конкурсе «Большая Регата», путешествие по музеям Санкт-Петербурга, маршрутом «Арабия». Заполнение вахтенного журнала, подготовка к квестам и викторинам, посещение интерактивных музеев. Разработка символики, флага, девиза команды.
-
«Моя семья-мое богатство»
Формирование ценностного отношения к семье, её традициям, воспитание почтения и любви к родителям и окружающим; Знакомство с историей своей родословной, составление генеалогического древа, расширение представлений о близких людях, о предках, их вкладе в прошлое и настоящее своего края, Отечества. Повышение значения семейных, государственных ценностей.
-
«Мастерская добрых дел»
Создание проектов «Мы строим будущее!», «Традиции нашей школы!», «Слава нашим дедам!». Что такое проект? Планирование проекта. Этапы проекта. Какие бывают проекты? Познакомить учащихся с презентациями проектных продуктов учащихся.
-
«Леди и джентельмены»
Происхождение понятия "этикет". Виды этикета. Правила хорошего тона. Правила поведения в общественных местах. Формирование умения свободно общаться в типовых ситуациях повседневности, выработка оценочных моральных принципов, представлений, воспитание уважения к личности человека, его правам и свободам, обязанностям и ответственности.
-
«Мир, в котором я живу»
Формирование у школьников основ положительного самоотношения и потребности саморазвития. Содержание раздела помогает ученику осознать свои характерные особенности и предпочтения. Понять, что он, как и другие, уникален и неповторим, развить уверенность в себе. Законы позитивного мышления. Осознание своей сопричастности к развитию родины, мира.
-
Критерии, показатели эффективности в части духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Оценка и коррекция развития личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога, школьного психолога и в тесном сотрудничестве с семьей ученика.
Цели проведения такого мониторинга таковы:
1. Определить эффективность деятельности педагога по конкретным результатам развития личности и индивидуальности учащихся
2. На основе теоретического анализа выявленных тенденций построить систему работы по эффективному обеспечению актуализации, развития и проявления учащимися своих личностных качеств, развитию их творческой индивидуальности, субъективности, способностей к самоопределению и самореализации.
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
- проследить динамику развития личности, в соответствии с диагностируемыми параметрами;
- оценить «траекторию» развития личности и индивидуальности каждого ученика;
- сформировать информационную базу индивидуально-личностного роста учащихся;
- выявить возможные отрицательные тенденции в развитии личности и индивидуальности воспитанников, наметить пути их предупреждения и преодоления;
- определить благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности и индивидуальности учащихся, их самопознания, самоопределения и саморазвития, наметить пути их реализации.
Уровень воспитанности учащихся состоит из следующих ключевых компетенций:
1. Учебно-познавательная - умение определять цели и порядок работы, самостоятельно планировать свою учебную деятельность и учиться, устанавливать связи между отдельными объектами, применять освоенные способы в новых ситуациях, осуществлять самоконтроль:
-
навыки учебного труда;
-
учебные достижения;
-
проявления самостоятельности и творческой активности.
2. Коммуникативная - умение сотрудничать, взаимодействовать с людьми, оказывать помощь другим, участвовать в работе команды, обмениваться информацией:
- исполнительская дисциплина;
- этическая культура;
- общественная активность.
3. Общекультурная - уровень воспитанности, культура поведения, уровень эмоционального развития, творческие способности, культура речи, внешний вид, аккуратность, бесконфликтность общения:
-
интересы, увлечения, участие в кружках;
-
соблюдение правил личной гигиены и самообслуживания;
-
внешний вид и аккуратность.
4. Личностное совершенствование - физический компонент: наличие соответствующего уровня физического здоровья, потребности в ведении здорового образа жизни; нравственный компонент: восприятие и понимание нравственных ценностей, знание и выполнение нравственных норм поведения:
-
потребность в здоровом образе жизни;
-
понимание нравственных ценностей и норм поведения;
-
дисциплина и организованность.
5. Социально-бытовая компетенция - навыки обустройства быта, навыки самообслуживания, осознание собственной индивидуальности, подготовка к семейной жизни.
При анализе результатов исследования особое внимание следует уделить выявлению тенденций изменения параметров в течение года или нескольких лет. Это позволит более точно определить в какой ситуации (становления, стабильного функционирования, регресса) находится развитие воспитанника для того, чтобы помочь ребенку выйти на более высокую ступень своего развития.
Методика и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются: экспертные суждения (педагогов, родителей, партнёров школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения учащихся.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путём
- викторин;
- участия в школьных конкурсах, соревнованиях;
- участия в районных и городских конкурсах;
-
Календарно-тематическое планирование программы
№
Тематический блок программы
Тема
Количество часов
Теория
Практика
Всего
1
Дорогою добра.
Слова- корабли мыслей. Твоя речь: слово лечит, слово ранит.
1
1
2
Школьный и внешкольный этикет.
1
1
2
Жить- добро творить.
1
1
2
Правила общения. Культура внешнего вида.
1
1
2
2
Путешествие по родному краю.
Природа моего края
1
2
3
Герои моей земли.
1
2
3
Музыка моей Родины.
1
2
3
Мой дом - моя крепость.
1
1
2
3
Музеи Санкт-Петербурга.
Чудесный мир искусства.
1
5
6
Великие люди Санкт-Петербурга.
1
5
6
В поисках культурных сокровищ.
1
5
6
4
Моя семья-мое богатство.
О чём рассказал семейный альбом.
1
1
2
Моя родословная.
1
2
3
Ты в ответе, за тех, кого приручил!
1
1
2
Великое сокровище - дружба!
1
1
2
5
Мастерская добрых дел.
Создаем и сохраняем традиции.
1
1
2
Мечтать на пользу людям.
1
1
2
Человек - творец красоты.
1
1
2
6
Леди и джентельмены.
Хорошие манеры - зеркало души.
1
1
2
Долг и нравственные обязанности.
1
1
2
Испытания характера.
1
1
2
7
Мир, в котором я живу.
Внешний и внутренний мир человека.
1
1
2
Живём в России вместе мы.
1
1
2
Нам этот мир завещано беречь.
1
1
2
Мыслью строю мир.
1
1
2
Итоговое занятие. Проект «Сокровища моего путешествия».
2
2
ИТОГО:
25
43
68
-
Материально-техническое обеспечение реализации программы
№ п/п
Наименование
Книгопечатная продукция
Алоева М.А.Классные часы в 5-7-х классах / М. А. Алоева; ред. Г. Н. Сибирцова. - 9-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 313 с. - (Сердце отдаю детям).
Беспятова Н.К. Организация и содержание воспитательного процесса в школе: методическое пособие / Н. К. Беспятова, Д. Е. Яковлев. - М. : Айрис-пресс, Айрис-дидактика, 2006. - 246 с. - (Методика).
Э. Козлов «Азбука нравственности», ж-л «Воспитание школьника», 2007 г. № 1-9.
Концепция духовно - нравственного развития и воспитания гражданина России. М; Просвещение, 2011 г.
Программа воспитания и социализации обучающихся (общее образование).М; Просвещение, 2009 г.
В.Г.Черемисина «Духовно-нравственное воспитание детей среднего школьного возраста», Кемерово, КРИПКиПРО, 2010 г.
Печатные пособия
7
Карта России.
8
Карта Санкт-Петербурга.
ТСО и оборудование кабинета
12
Компьютер
13
Классная доска с набором для крепления таблиц, картинок
14
Акустические колонки
15
Мультимедийный проектор
16
Экран
17
Стенд для размещения творческих работ обучающихся
18
Стол учительский с тумбой
19
Ученические столы двухместные со стульями