Оценка эффективности воспитательной работы

Воспитательная система школы – это основа ее функционирования и развития. Система эта формирует «лицо» класса и школы, создает их неповторимый облик, что имеет немаловажное значение для развития индивидуальности каждого ученика. Анализируя сложившуюся в нашей школе систему воспитательной работы, следует выделить такие ее компоненты, как диагностический инструментарий для изучения процесса и результатов развития личности, широкую сеть кружков и секций, комплекс традиционных дел и мероприятий. Оди...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Оценка эффективности воспитательной работы.


Выступление на заседании заместителей директоров по воспитательной работе.

Воспитательная система школы - это основа ее функционирования и развития. Система эта формирует «лицо» класса и школы, создает их неповторимый облик, что имеет немаловажное значение для развития индивидуальности каждого ученика. Анализируя сложившуюся в нашей школе систему воспитательной работы, следует выделить такие ее компоненты, как диагностический инструментарий для изучения процесса и результатов развития личности, широкую сеть кружков и секций, комплекс традиционных дел и мероприятий.

Чтобы оценить резуль­та­тивность воспитательной системы, необхо­дим контроль этой работы:

- проверка планов классных руководителей,

- оценка качества классных часов,

- деятельности кружков и секций,

- регулярные совещания педагогов.

Анализ работы классных руководителей позволил нам вы­яснить, что педагоги особое внимание уделяют индивидуальной рабо­те с обучающимися, используют спе­циальные формы и приемы личностно-ориентированного взаимодействия. Так, классные руководители практикуют у нас ведение так называемых информационных карт индиви­дуальной поддержки ученика, а в старшей школе - «Портфолио ученика». Данная работа учитывает результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности, дает возможность постоянно держать в поле зрения его обучение и воспитание, при необходимости оказывать ему помощь и поддержку. Такая работа дает положительные результаты: в последние годы у нас стабильно идет снижение количества необучающихся и систематически пропускающих занятия учащихся, ученики нашей школы ежегодно отмечаются наградами различными уровня как инициативные и талантливые.

Для успешного функционирования вос­питательной системы нужен не только контроль, но и планомерное отслеживание результативности воспитательной работы. Данная работа в нашей школе проводится в форме мониторинговых процедур. Нужен ли мониторинг в воспитательном процессе? На мой взгляд, нужен, поскольку дает возможность выявить реальное состояние воспитательного процесса, анализировать изменения, произошедшие в нем, наметить пути его совершенство­вания.

При оценке деятельности классного руководителя принимаются во внимание его работа с родителями (проведение соб­раний, участие родителей в классных и школь­ных мероприятиях), организация уче­нического самоуправления, число учеников класса, ка­чество внеклассных мероприятий, степень общественной активности учащихся класса, организация питания обучающихся, исполь­зование инновационных технологий в воспитательном процессе (организация и проведение мероприятий, способствующих сохранению и укреплению физического здоровья детей, профилактика вредных привычек, проектная деятельность).

Оценивается работа классных руко­водителей и по ее результативности. В этом случае во внимание принимается сох­ранность контингента учащихся, отсутствие отрицательной динамики правонарушений обучающимися и соблюдение учащимися класса правил внутреннего распорядка, уровень воспитанности учеников, мнение учащихся и их родителей о качестве работы педагога.

Учащиеся нашей школы активно принимают участие во всех школьных и районных конкурсах, конференция.

В школьном конкурсе «Самый классный класс» принимают участие все без исключения классные коллективы и классные руководители. В конце четверти активисты школы подводят итоги работы классов и классных руководителей по всем ее направлениям. Особое внимание при этом обращается на внедрение в классе социально-значимых проектов и на меры по сохранению и укреплению здоровья детей. В начале новой четверти проводится линейка, на которой лидерам вручаются грамоты «Лучший класс четверти», а в конце учебного года определяются финалисты и «самые классные классные». Конкурс «Самый классный класс» в нашей школе проводится уже два года подряд.

Один из критериев эффективности воспитательной работы в школе - степень воспитанности школьников. На данный момент нет единой программы, которая бы определяла требования к воспитанности ученика. Полагаю, что это и невозможно, так как существуют самые различные ОУ, выпускники которых значительно отли­чаются друг от друга. Поэтому каждое учебное заведение вправе само определить образ своего выпускника, на формирование которого и будет нацелен педагогический процесс в данной школе. В нашей школе для определения уровня воспитанности используется методика, в которой в качестве ориентира для характеристики воспитанности школьников выбран ряд отношений к таким важным ценностям, как любовь к Отечеству, правовая культура, бережливость, культура поведения, здо­ровый образ жизни, духовно-нравственное воспитание и ряд других. Мониторинг уровня воспитанности учащихся проводится нами на протяжении нескольких лет и, как показывает практика, уровень воспитанности наших выпускников соот­ветствует среднему уровню, т.е. учащиеся, вступая во взрослую жизнь, обладают самостоятельностью, у них четко выражена способность к саморегуляции и само­организации, сформирована активная общественная позиция. Но в то же время данная процедура позволяет уточнять недостатки процесса воспитания в отдельно взятом детском коллективе. Например, в 2007/2008 учебном году у нас было выявлено снижение уровня правовой культуры обучающихся, поэтому

перед педагогическим коллективом были поставлены задачи уделить особое внимание гражданско-патриотическому и правовому направлению ВР, скоорди­нировать работу служб профилактики по организации занятости «трудных» под­ростков во внеурочное время.

В современном обществе родители все меньше уделяют времени детям. Недо­статок элементарных педагогических зна­ний, занятость родителей, конфликты в семье и ряд других причин приводят к тому, что подросток 12-14 лет большую часть времени проводит на улице. Дети из неблагополучных семей зачастую и совершают противоправные поступки. В новом учебном году мы решили ор­ганизовать для родителей обучающие тре­нинги и тематические лектории, активи­зировать работу службы «Доверие».

Немаловажную роль в воспитании школьников играет ШМО классных руководителей. Например, в нашей школе в текущем учебном году МО работало над темой «Внедрение активных педагогических технологий в деятельность классных руководителей». В течение года проводились тематические заседания, на которых классные руководители делились опытом воспитания школьников в духе коллективизма, рассказывали о методах работы с «трудными» детьми, обсуждали методы диагностики, рассказывали о «Портфолио» учащихся. Работа ШМО способствует повышению профессионального, культурного и творческого уровня классных руководителей, активизирует их деятельность, позволяет своевременно выявить и предупредить недостатки, определить причины затруднений в работе классных ру­ководителей.

Воспитательная работа является важ­нейшим компонентом учебно-воспи­та­тель­ного процесса, его основной составляющей. От того, как эту работу проводят педагоги, насколько она адекватна актуальной педа­гогической ситуации, зависит успех всей педагогической деятельности школы.

Зам. дир. по ВР: Филатова Н.В.

2013 г.

© 2010-2022