Дневник здоровья для обучающихся Здоров будешь - все добудешь

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дневник здоровья для обучающихся Здоров будешь - все добудешь





Дневник здоровья школьника


ФИО ______________________

Класс _____________________






МБОУ Устьянская СОШ


2014 - 2017г

Дневник здоровья для учащихся

В нём содержатся:

- информация об особенностях роста и развития детей и подростков;

- оздоровительные методики и оценочные тесты;

- рекомендации и задания по укреплению здоровья;

- вопросы и «мудрые» мысли.

Заполняя дневник, вы сможете:

- наблюдать за развитием собственного здоровья;

- научиться выполнять гигиенические рекомендации и правила, понимать их физиологическое значение и влияние на здоровье.

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия ( определение Всемирной организации здравоохранения)

Здоровье человека - огромное богатство.

На страницах дневника:

- читайте о здоровье, думайте о здоровье;

- выбирайте из разных оздоровительных методик и рекомендаций то, что приносит вам удовлетворение и радость;

- записывайте рецепты здоровья;

- записывайте и выполняйте советы врачей, учителей биологии, физического воспитания о нормах и правилах здорового образа жизни;

- создавайте собственный режим труда и отдыха, повышающий уровень здоровья;

- создавайте свою оздоровительную систему!

« Здоров будешь - всё добудешь», «Здоровье не купишь - его разум дарит» (русские пословицы).

Какие пословицы, поговорки, загадки о здоровье вам известны?

Запишите и объясните их физиологическую сущность.

Важно знать и выполнять:

Я запомню и буду выполнять правила (триаду) здоровья:

- движение;

- закаливание;

- питание

Изучите предложенный режим дня, внесите в него дополнения или изменения, определите для себя лучший вариант режима дня.

Мой режим дня

Месяц_________________________________________

Режим дня

Время (начало и окончание), дни недели

Замечания

по выполнению режима дня

Пн.

Вт.

Ср.

Чт.

Пт.

Сб.

Вс.

Подъём



Зарядка



Утренний туалет



Завтрак / (1, 2)



Занятия в школе



Прогулка



Обед /( Полдник)



Прогулка



Занятия спортом



Отдых



Подготовка уроков



Ужин



Отдых



Сон





Свободное время использую для:

- встречи с друзьями;

- занятий спортом;

- участия в подвижных играх (лапта, прятки, салки, казаки-разбойники, городки и другие);

- чтения, занятий с компьютером, но необходимо выполнять:

Дневник здоровья для обучающихся Здоров будешь - все добудешь

Продолжительность работы: 1кл. - 10мин.

2-5 кл. - 15мин.

6 - 7 кл. - 20мин.

8 - 9 кл. - 25мин.

Дневник здоровья для обучающихся Здоров будешь - все добудешь





- другое:


Я расту

Показатели

Дата















  1. Физические качества

Длина тела, см














Масса тела, кг














Окружность грудной клетки, см














в покое














при вдохе














при выдохе














Окружность, см:














шеи














талии














Плеча (бицепс)














бедра














голени (икроножная мышца)














ЧСС (пульс) уд./мин:














В покое














После нагрузки

(20 приседаний)














Дыхание: число вдохов за 30 с














задержка дыхания, с




























Артериальное давление, мм рт. ст.














Сила кисти, кг














  1. Самочувствие

Сон














Аппетит














Настроение














Желание заниматься














Работоспособность














Боли в мышцах














Динамика моего развития

Класс

Рост

Масса тела

ЧСС

Объём

лёгких

Сила

Мед.

группа

до нагрузки

после

нагрузки

правая

рука

левая

рука

2 класс



3 класс



4 класс



5 класс



6 класс



7 класс



8 класс



9 класс



10 класс



11 класс













Я изучаю

Соотношение массы тела и роста здорового человека

( по Ю.А. Князеву и А.В. Картелишеву)

Возраст


Масса тела, кг

Рост, см

мальчики

девочки

мальчики

девочки

6 лет

19,7 - 24,1

24,1 - 23,5

111 - 121

11 - 120

7 лет

21,6 - 27,9

21,5 - 27,5

118 - 129

118 -129

8 лет

24,1 - 31,3

24,2 - 30,8

125 - 135

124 -134

9 лет

26,1 - 34,9

26,6 - 35,6

128 - 141

128 -140

10 лет

30,0 - 38,4

30,2 - 38,7

135 - 147

134 -147

11 лет

32,1 - 40,9

31,7 - 42,5

138 -149

138 - 152

12 лет

36,7 - 49,1

38,4 - 50,0

143 - 158

146 -160

13 лет

39,3 - 53,0

43,3 - 54,4

149 - 165

151 - 163

14 лет

45,4 - 56,8

46 - 55,5

155 -170

154 -167

15 лет

50,4 - 62,7

50,3 - 58,5

159 -175

156 - 167

Определи гибкость позвоночника

Работа проводится вдвоём.

Оборудование: линейка.

Цель работы: определить эластичность связок и хрящевых соединений в полуподвижных соединениях позвоночника.

Ход работы

  1. Встаньте на ступеньку и, не сгибая колени, наклонитесь вперёд и попытайтесь дотянуться пальцами рук до нижнего края опоры.

2. Измерьте расстояние от кончиков пальцев до плоскости опоры (ступеньки, на которой вы стоите). Если пальцы ниже неё, поставьте знак «+», если до плоскости опоры не дотянулись - знак «-».

3. Оцените гибкость позвоночника. Результаты считаются хорошими, если у юношей получится +6…+9 см, а у девушек - +7…+9 см. Удовлетворительными считаются более низкие положительные результаты. Отрицательные результаты свидетельствуют о недостаточной гибкости позвоночника.

Оцени свой образ жизни

Здоровье человека зависит от множества факторов, в том числе и от образа жизни.

Оцените по пятибалльной системе:

1 - достаточно ли внимания вы уделяете физической нагрузке;

2 - правильно ли питаетесь;

3 - замечаете ли у себя какие-нибудь вредные привычки;

4 - умеете ли вы уменьшать проявления болезни.

Полученную сумму баллов разделите на 4. Какая получилась средняя оценка? Сделайте вывод, на что вам надо обратить внимание, чтобы быть здоровым?

Например: 4+4+4+4=16:4=4

Самооценка здоровья

Ежемесячно оценивайте по пятибалльной системе своё самочувствие, работоспособность и настроение.

Данные занесите в таблицу

Показатели

Дата ( декабрь - май)

2014/15 уч. год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Средний балл

Самочувствие

(5,4,3,2,1)














Работоспособность

(5,4,3,2,1)














Настроение

(5,4,3,2,1)














Рассчитайте среднюю годовую оценку. Если за последний год вы болели 4 раза и больше, уменьшите полученную цифру на 1 балл. Если вы оценили своё здоровье на 5 баллов, постарайтесь не терять достигнутого уровня. Если оценка ниже 5 баллов, ищите причину отклонений в здоровье.

«Размер здоровья» (по Н.М. Амосову)

Если вы не болели в течение учебного года, у вас самый высокий уровень здоровья. Если заболевание возникло во время эпидемии или экзаменов - средний уровень здоровья. А если вы болеете во время обычных учебных нагрузок - уровень вашего здоровья самый низкий. Проанализируйте своё здоровье за последний год и сделайте выводы.

Определение уровня физического развития

Формулы оценки веса 1. Показатель Поля Брока

Показатель Поля Брока - наиболее простой метод определения оптимального веса.

Нормальный вес (кг) вычисляется по формуле:

Вес (кг) = Росту (см) - 100 (при росте до 165 см);

Вес (кг) = Росту (см) - 105 (при росте 166-175 см);

Вес (кг) = Росту (см) - 110 (при росте свыше 176 см).

Отклонения от нормы указывают на избыточный или недостаточный вес. Показатели веса, например, у вполне здоровых детей могут отклоняться в ту и другую сторону на 3-5 кг. Превышение средней нормы на одну треть - явление ненормальное. Так, если у 10-летнего ребёнка при росте 126 см вес больше нормы (30 кг), то можно заподозрить развитие ожирения.

Индекс пропорциональности роста (длины тела) и массы

Индекс пропорциональности роста (длины тела) и массы рассчитывается по формуле:

К = масса тела (кг): длина тела (см) х 100.

Критерии:

индекс К - 35-24 - истощение; менее 37 - достаточная упитанность;

более 40 - повышенная упитанность; 45-54 - ожирение.

Соотношение обхвата живота и грудной клетки

Обхват живота на высоте пупка не должен быть больше обхвата грудной клетки.

Увеличение объема живота крайне негативно отражается на различных системах организма, вызывает изменение положения сердца, опущение желудка и кишечника, нарушение функций пищеварительного тракта, дряблость передней брюшной стенки и т.д.

Люди, допускающие переедание, не следящие за своим весом, нарушают гармонию своего тела, искажают телесную и физиологическую организацию, быстро утомляются, испытывают неудобства и часто неловкость из-за своей полноты, наносят вред своему здоровью и ухудшают свою жизнь.

Изучи и выполняй следующие комплексы упражнений

Снять утомление помогут:

Упражнения для глаз

  1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

  2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

  3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

  4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счёт 1-4, потом перенести взор вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.

  5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же - в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 1-2 раза.

Упражнения для улучшения мозгового кровообращения.

1. И.п. - сидя на стуле. 1-2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3-4 - голову наклонить вперёд, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

  1. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

  2. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево, 2 - и.п., 3-4 - то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.


Изучи и выполняй основные правила рационального питания

Учащимся необходимо:

- ежедневно употреблять 1-2 стакана молока или кисломолочных продуктов, творог (30-50 г) или сыр (5-10 г или 10-20 г через день);

- ограничить потребление соли и заменить поваренную соль на йодированную;

- сочетать в рационе сливочное масло с растительным (подсолнечным, кукурузным, соевым, оливковым и др.- до 10-15 г в день);

- ограничивать потребление сахара, конфет (особенно шоколадных), шоколада, жирных тортов и пирожных;

- использовать в питании рыбу и морепродукты;

- ежедневно включать в свой рацион мясо или рыбу (лучше нежирных сортов);

- стремиться использовать в питании не колбасы, сосиски, сардельки, а блюда из натурального мяса;

- широко использовать в питании все доступные овощи, фрукты, ягоды, соки;

- стремиться к ограничению в рационе воздушной кукурузы, чипсов, сухих завтраков, прохладительных напитков, хот-догов, гамбургеров и др. форм «fast-foods»

  1. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей и подростков РФ (в день) в энергии (ккал) (Институт питания РАМН)

От 3 до 7 лет

От 7 до 11 лет

От 11до 14 лет

От 14 до 18 лет

Мал.

Дев.

Юн.

Дев.

1800

2100

2500

2300

2900

2500

Ребёнок школьного возраста должен ежедневно получать:

Сливочное масло: 30-40 г Растительное масло: 15-20 г

Хлеб (пшеничный и ржаной): 200-300 г Крупы и макаронные изделия: 40-60 г

Картофель: 200-300 г Овощи: 300-400 г

Фрукты свежие: 200-300 г Сок: 150-200 мл

Сахар: 50-70 г Кондитерские изделия: 20-30 г

Молоко, молочные продукты: 300-400 г Мясо птицы (филе): 100-130 г

Рыба (филе): 100-130 г. Соль - 7г.

Примерный суточный рацион для детей 11-18 лет

Хлеб - 120 г масло сливочное - 35 г,

Крупы - 50 г масло растительное - 18 г

Картофель - 250 г фрукты свежие - 200 г

Мясо - 105 г соки плодоовощные - 200 г

Рыба - 80 г кондитерские изделия - 15 г

Молоко - 300 г сахар - 45 г

Творог - 60 г соль - 7 г.

Кисломолочные

продукты - 180 г сыр - 12 г

Овощи свежие - 400 г

Оптимальный режим питания - это...

4 -5 - разовое питание с интервалами приёма пищи в 3-4 часа. Приём пищи в одни и те же часы.

Продолжительность обеденной трапезы - не менее 20 минут. Соответствие основных пищевых продуктов в суточном рационе в пропорции: 1 часть белков, 1 часть жиров и 4 части углеводов.

Распределение калорийности питания в течение дня соответствует следующей пропорции: завтрак - 25%, обед - 35%, полдник - 15%, ужин - 25%.

Я учусь

Поднятие

туловища

Бег 30 ???м

Прыжки в длину с места

Наклоны вперёд

Подтягивание

6 минут

бег





2кл




3кл




4кл




5кл




6кл




7кл




8кл




9кл




10кл




11кл




Изучи и выполняй комплекс упражнений для коррекции осанки:

- упражнения для мышц рук и плечевого пояса ( рис.№1, А и Б) ;

- упражнения для мышц спины и конечностей ( рис. №2,В);

-Дневник здоровья для обучающихся Здоров будешь - все добудешьупражнения в равновесии ( рис. № 2, Г)













Рисунок № 1.

Дневник здоровья для обучающихся Здоров будешь - все добудешь
























« У организма есть резервы - пока ими пользуются, без тренировки они угасают».





Предлагаем ученикам примерный вариант программы по укреплению здоровья .


  1. Вооружите себя знаниями в области анатомии и медицины .

  2. Развивайте гигиенические навыки: ухаживайте за зубами -чистите утром и перед сном

  3. Одевайтесь по погоде. Как можно чаще бывайте на воздухе (ежедневно 2-3 часа).

  4. Составьте распорядок дня (подготовка домашних заданий -2,5 - 3часа по времени с 16часов до 18часов (это пик активности мозга и организма человека), занятия по интересам-1час в день, занятие спортом -1час в день).

  5. Питайтесь в одно и тоже время (не реже 4раз в день).

  6. Делайте оздоровительную гимнастику. Закаляйте себя. Принимайте водные и воздушные ванны, ходите босиком.

  7. Берегите глаза, не смотрите долго и много телевизор(просмотр не более1,5-2ч.в день)

  8. Контролируйте свою осанку. Не сутультесь, сидите прямо.

  9. Сохраняйте в трудные минуты присутствие духа. Боритесь с плохим настроением

Избегайте мрачных мыслей.

  1. Спите не менее 9 часов в сутки. Ложитесь спать и вставайте в одно и тоже время.

  2. Убегайте от гиподинамии (недостаток движения).

  3. Ограничивайте себя в пище. Поддерживайте вес: как минимум рост (в см) минус 100.

  4. Регулярно проверяйте ( контролируйте свои показатели здоровья).

И запомните: чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. Человек столь совершенен, что вернуть

здоровье можно почти всегда.

(Н.А. Амосов, известный в России хирург)


© 2010-2022