Организация самоуправления в 4 классе

Раздел Классному руководителю
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация самоуправления в 4 классе.

Белова Надежда Алексеевна


Концепция модернизации российского образования отмечает, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования и воспитания

Еще четверть века тому назад каждый педагог знал, что формирование активной позиции ученика возможно через вовлечение его в деятельность пионерской или комсомольской организаций, имеющих четкую структуру, свои законы и традиции. Время неузнаваемо изменило общество. Современное общество требует, чтобы молодые люди имели активную жизненную позицию, умели отстаивать ее, а если необходимо приходить к компромиссам, были творчески активными, инициативными, самостоятельными. Поэтому развитие самоуправления является актуальной социально-педагогической задачей.

Итак, самоуправление - непременный признак коллектива. Только ученическое самоуправление может обеспечить самостоятельность, инициативность деятельности, сформирует негативное отношение к таким отрицательным явлениям, как безнравственность, безответственность, неправильный образ жизни.

Сущность самоуправления, как правило, отражается в определении понятия. Поэтому обратимся к справочной литературе и научным публикациям по данной проблеме. Составители «Педагогического энциклопедического словаря» (М., 2002) определяют самоуправление как форму организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. Н.К.Крупская трактовала самоуправление как привлечение детей к управлению делами своего класса, своей школы. Н.И.Приходько понимает под самоуправлением целенаправленную, конкретную, систематическую, организованную и прогнозируемую по результатам деятельность учащихся, в процессе которой реализуются функции управления, направленные на решение стоящих задач. В.М.Коротов рассматривает самоуправление как метод организации воспитательного коллектива, а известный белорусский исследователь В.Т.Кабуш делает вывод, что самоуправление учащихся- это самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации в интересах своего коллектива или организации.

Педагоги-практики и их воспитанники разделяют мнения ученых о сущности самоуправления. Например, ученики, которые представляли на конкурс модели самоуправления в своих классах, понимают его как:

  • управление жизнью класса;

  • организацию задач, самостоятельно поставленных перед классом;

  • школу ответственности, доверия, взаимопомощи, взаимопонимания и взросления.

Самоорганизация, самоуправление, соуправление в школе, в классе. Заглянем в словарь Даля: «САМ- местоимение для придания особой важности личной деятельности человека. ОРГАНИЗАЦИЯ- от латинского слова «орган»- орудие, снаряд, средство- обозначает устроить, привести в порядок, образовать, основать стройно. СО - как приставка обозначает совокупность. УПРАВЛЯТЬ- давать ход, направление, распоряжаться, одолевать препоны, трудности, своеволия, приводить в порядок. САМОУПРАВЛЕНИЕ- управа самим собою, знание и строгое исполнение долга своего. Участие и помощь каждого в охранении порядка, без помощи правительства.»

В наши дни самоуправление совершенно обоснованно выходит на качественный этап своего развития. Самоуправление способствует развитию демократической культуры, гражданственности, ответственности, стимулирует к социальному творчеству, умению действовать в интересах совершенствования собственной личности.

Становление и развитие самоуправления непосредственно связано с динамикой развития детского коллектива. Создание сплоченного коллектива - задача непростая. Она означает организацию общественно полезной совместной деятельности членов коллектива, налаживание постоянного общения между ними, которое неизбежно приведет к развитию личностных отношений детей друг с другом, разовьет потребность в образовании.

Таким образом, самоуправление в классном коллективе можно определить как действия детей, осуществляемые самостоятельно или совместно со взрослыми членами классного сообщества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально ценных задач.

Классное самоуправление 4Г класса

Задачи классного руководителя:


  • научить выполнять поручения и держать ответ перед всеми за свою проделанную работу и работу своих одноклассников;

  • способствовать созданию у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире;

  • воспитывать чувство общности с коллективом, дух сотрудничества, толерантность, желание помочь друг другу;

  • формировать такие ценные качества и привычки поведения, как стремление говорить правду, быть справедливым, исполнительным, уважительным к старшим, нетерпимость к лени, зазнайству, грубости, лжи, к тем, кто обижает младших, кто не любит природу, ломает деревья, жестоко обращается с животными;


  • прививать любовь к чтению, к здоровому образу жизни;

  • развивать любознательность.

Наш девиз: «Научился сам- научи товарища! Вместе мы - сила! Мы - состоящие из ярких «Я»!»

Мир детства - таинственная и чудесная планета, жители которой много знают, многое понимают, чувствуют, но у них мало жизненного опыта. Они приобретают этот опыт в деятельности по законам самоуправления.

Главные целевые ориентиры:

  • содействие развитию ребенка;

  • организация эффективного функционирования учебной группы (от обеспечения дисциплины и порядка в классе до создания условий для профессионального и личностно-гражданского самоопределения учащихся );

  • формирование у учащихся готовности и способности выполнять систему социальных ролей человека.

Законы жизни в классе:


  • Каждый человек имеет право на ошибку и её исправление.

  • Человек не имеет право унижать, оскорблять и обижать другого человека.

  • Человек должен научиться признавать свою неправоту и отстаивать своё мнение.

  • Человек должен учиться дружить и иметь друзей.

  • Человек должен уметь помогать другому человеку и не бояться просить помощи.

  • Человек должен учиться быть терпеливым и настойчивым в достижении своих целей.

Есть у нас такая традиция: ежедневное подведение итогов дня, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей (не оставлять обиды, невыясненные отношения на завтра)

Высший орган классного самоуправления - Собрание. Оно обсуждает и решает наиболее важные вопросы жизни классного коллектива. Ему подчиняется командир и Совет класса.

Собрание учащихся класса:


  • планирует жизнедеятельность классного коллектива;

  • выбирает Совет класса и председателя;


  • распределяет постоянные поручения среди учащихся класса;

  • формирует временные инициативные группы по подготовке КТД на уровне класса и школы.

Совет класса - высший исполнительный и координационный орган ученического самоуправления. Его члены руководят работой комиссий (секторов).

Совет класса имеет полномочия:


  • участие в обсуждении плана работы класса;

  • выбор и назначение ответственных за подготовку и проведение различных дел в классе;

  • заслушивание отчетов о выполнении поручений;

  • организация участия ребят и взрослых в коллективных творческих делах класса и школы.

Организует дежурство по классу.

Наряду с постоянными органами самоуправления в классе действуют и временные: совет дела, временные творческие и инициативные группы. При их создании классному руководителю целесообразно помнить следующее:


  • создание временных органов самоуправления определяется конкретной задачей, стоящей перед ученическим коллективом;

  • в составе временных органов самоуправления могут быть только те ученики, которые участвуют в решении данной конкретной задачи;

  • органы самоуправления независимо от срока, на который они сформированы, должны отчитаться перед коллективом о выполнении поставленных задач;

  • осуществив решение организаторской задачи, они прекращают свое существование.


© 2010-2022