- Преподавателю
- Классному руководителю
- Разработка классного часа Урок памяти
Разработка классного часа Урок памяти
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Краснопёрова Л.А. |
Дата | 12.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Классный час «Урок памяти», посвящённый 67-летию Великой победы
Задачи классного часа:
1. Способствовать пониманию роли взрослых и детей в Великой Отечественной войне.
-
Развивать интерес к историческим событиям и судьбам людей, сохранивших мир на земле.
-
Воспитывать уважительное, неравнодушное отношение к событиям Великой Отечественной войны, ветеранам войны и труда.
-
Формировать положительные привычки учащихся, стремление помочь людям, пережившим войну.
Форма проведения: литературно-музыкальная композиция
Подготовительная работа:
-
Подбор исторических сведений о детях войны и труда в период событий 1941-1945 годов.
-
Подготовка сценария проведения урока памяти.
-
Подготовка литературно-музыкального оформления урока памяти.
-
Подготовка слайдов по теме классного часа.
-
Открытие выставки картин и рисунков «Глаза войны».
-
Оформление помещения для проведения урока памяти.
Оформление помещения для проведения урока памяти
На экране - название классного часа. На столе - цветы и большая свеча, которая зажигается в самом начале урока и гасится только в самом конце классного часа. На доске плакаты, открытки, посвящённые годовщине ВОв.
Ход классного часа
Звучит негромко музыка из песни «Священная война». В классе ведущие читают стихи. В это время мальчик и девочка выходят на сцену и молча зажигают свечу. На экран проецируются фотографии военных лет.
Ведущий:
На всю оставшуюся жизнь
Нам хватит подвигов и славы.
Победы над врагом кровавым, -
На всю оставшуюся жизнь.
Ведущая:
На всю оставшуюся жизнь
Нам хватит горя и печали.
Где те, кого мы потеряли
На всю оставшуюся жизнь?
Ведущий:
На всю оставшуюся жизнь
Мы помним братство фронтовое.
Как завещание святое, -
На всю оставшуюся жизнь.
Ведущая:
Сестра и брат... Взаимной верой
Мы были сильными вдвойне.
Мы шли к любви и милосердью
В немилосердной той войне.
Ведущие уходят. Из зала звучит голос:
Сегодня, в 4 часа утра, без объявления войны германские войска напали на нашу страну, наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города...
Звучат слова песни:
«Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною
С проклятою ордой...»
На экране - цифры 22 июня 1941 на фоне пламени войны. Выходят ведущие.
Ведущий:
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на вес четыре года.
Ведущая:
Она такой вдавила след
И столько наземь положила,
Что двадцать лет и шестьдесят
Живем. Не верится, что живы.
Постепенно, один за другим, выходят ребята в гимнастерках и пилотках.
Девочка: Фашисты собирались победить мою страну за 6 недель. Поначалу им казалось, что так и будет. Но в этой войне капитулировала не моя страна, не мой народ, а те, кто пришел на нашу землю врагами.
Мальчик: Почему так произошло? Потому что в этой войне с врагом боролась старость и юность, молодость и даже детство. Героями войны были 80-летние старики, убеленные сединами, и дети, вмиг повзрослевшие и перешагнувшие из детства во взрослую жизнь.
Девочка: Война всколыхнула всех, от мала до велика. Страницы военной истории отмечены подвигом двух юных воинов, штурмовавших Берлин, которым было только по 12 лет.
Мальчик: Толя Якишев - сын 63-й гвардейской Челябинской танковой бригады спас жизнь своему командиру, уничтожив фашистского офицера, который готовился выстрелить из засады.
Девочка: Вася Ульяминов, вступивший вместе со взрослыми в неравный бой с врагом. Именно он заметил, как окруженные фашисты, спасаясь от погони, делают обходной маневр, и вовремя доложил об этом командиру.
Мальчик: Двенадцатилетние, четырнадцатилетние, шестнадцатилетние герои, дети без детства, ставшие легендой на устах всего мира, дети, защищавшие и защитившие свое Отечество.
Девочка: Они защищали его не только на фронтах, но и у станка, засыпая прямо на рабочем месте. В полях, таская мешки с хлебом для фронта, в болотах, помогая партизанам добывать важные сведения в тылу врага.
Мальчик: 1418 дней и ночей шла эта страшная война. 1418 дней и ночей дети войны несли свою вахту во имя победы.
Чтец 1: Мне хотелось бы рассказать, чем жили ребята в далеком 1941 году. Из сводок Совинформ бюро. Ученик 6-го класса одной из школ Петя Нестеренко под пулеметным и минометным огнем за три дня вынес с поля боя 14 раненых бойцов вместе с оружием.
Чтец 2: В одной из деревень на Смоленщине школьники 7-10 лет подобрали на поле боя и спрятали от немцев 2 ротных миномета, 200 винтовок, около 700 фанат, несколько сотен снарядов и мин. Все это ребята сдали войскам, вступившим в их село.
Чтец 3: Юный партизан Николай бросил в окно штаба противника гранату с привязанной к ней пачкой взрывчатки. Взрывом убито 12 офицеров. Партизан невредимым вернулся в отряд.
Чтец 4: И таких примеров не счесть. А как хотелось им поесть вволю и поспать, а, проснувшись, узнать, что война - это только страшный сон, который может прерваться в любую минуту.
Им хотелось любить и дружить, радоваться жизни и петь песни, но все их мечты и помыслы перечеркнула война.
Исполнение песни В. Окуджавы «Ах, война, что ж ты сделала, подлая» ( в записи )
Ведущий: 60 лет прошло после той войны, целых 60 лет, а мальчики и девочки войны помнят и сегодня, как это было!
Ведущая (звучит мелодия Рио-Риты): А была музыка, было лето, была радость окончания школы. Молодежь строила планы...
Входят ребята, одетые в красивые платья и костюмы. Их трое, юноша и две девушки.
Девушка 1: Ой, как я вам, ребята, завидую! Вы школу закончили! У вас - выпускной вечер! Совсем скоро вы станете студентами и когда мы еще с вами встретимся!
Юноша: Встретимся! Непременно встретимся! Разве можно забыть нашу речку, обрыв у реки, нашу школу и учителей.
Девушка 1: А я бы сейчас весь мир обняла и сказала, как я счастлива! Ведь жизнь так прекрасна! И люди вокруг добрые, хорошие, а впереди - столько неизведанного, и так хочется быть полезной своему народу, своей стране!
Они замирают в тех позах, в каких стояли, как памятники. Входят ведущие.
Ведущий: Их планам не суждено было сбыться. Он погиб под городом Ржевом.
Юноша:
Я убит под Ржевом,
В безымянном болоте,
В пятой роте, на левом,
При жестоком налете.
Ах, своя ли, чужая.
Вся в цветах иль в снегу,
Я вам жить завещаю, -
Что я больше могу?
Завещаю в той жизни
Вам счастливыми быть
И родимой Отчизне
С честью дальше служить.
Горевать - горделиво,
Не клонясь головой.
Ликовать - не хвастливо
В час победы самой.
И беречь её свято.
Братья, счастье свое, -
В память воина - брата.
Что погиб за неё.
Ведущая: Девочки стали медсестрами санитарного батальона.
Девушка 1:
Лишь только бой угас,
Звучит другой приказ
И почтальон сойдете ума, разыскивая нас.
Девушка 2:
Взлетает красная ракета.
Над нашей Родиною дым,
А нам нужна всего одна победа,
Одна на всех - мы за иеной не постоим!
Одна на всех - мы за ценой не постоим!
Ведущая: А ценой была их жизнь. Жизнь мальчиков и девочек, шагнувших с выпускного бала прямо и огонь войны.
Чтец
Ах, война.
Что ж ты подлая, сделала:
Вместо свадеб -
Разлука и дым,
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.
Сапоги, ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон...
Вы наплюйте на сплетников, девочки!
Мы сведем с ними счеты потом!
Пусть болтают, что верить вам не во что.
Что идете войной наугад...
До свидания, девочки!
Девочки! Постарайтесь вернуться назад!
Ведущий (на экране - лицо девушки-подростка): Девочки-подростки на войне... Сколько выпало на их долю!
Из письма-воспоминания Валентины Реутовой: «У меня сохранилась фотография Лидочки - сестренки. Снимок сделан во время войны, в 1942 году. Лидочку все звали Птенчиком. Вы не смотрите, что у нее на фотографии такой хмурый взгляд, просто так получилось. Она была веселой и ласковой. Когда она попала в плен к фашистам, они сильно над ней издевались, перебили ей позвоночник, жгли щеки сигаретами, но, ничего не добившись, расстреляли в августе 1943 года. Ей было всего только 13лет. В 10 она стала связной партизанского отряда.
Ведущая:
Качается рожь несжатая.
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы, девчата.
Похожие на парней.
Нет, это горят не хаты -
То юность моя в огне.
Идут по войне девчата,
Похожие на парней.
Ведущая: Девочки войны! Медсестры, связистки, связные, работницы заводов и фабрик, колхозов!
Те, кто остался на полях сражений, и те, кто сегодня в строю, вам низкий поклон и наша признательность и любовь!
Ведущий: Как много человеческого пепла рассыпано по Европе... Освенцим, Бухенвальд, Майданек, Тростенец...
Ведущая: Этот зловещий список бесконечен. А за ним - лица, судьбы и глаза, глаза тех, кто остался в газовых камерах и тех, кто пережил ужас лагерей смерти. Этим глазам мы посвящаем открытие нашей выставки картин, авторами которых являются признанные мастера мира и мы, учащиеся XXI века.
На экран проецируются картины известного художника М. Савицкого «Числа на сердце».
Картины и фотографии, ранее прикрытые полотном, открываются, и все могут видеть выставку «Глаза войны». В это время выходят ученики и читают стихотворение Э. Межелаитиса «Пепел».
Ученик 1:
Эта рыжая пыль под ногами, щебенка
Из костей, не осколки ль, покрытые ржой?
Это, может быть, резвые ножки ребенка.
Что за белою бабочкой гнался межой.
Ученик 2:
Тянет ручки дитя, ими тянется к маме,
Обнимая за шею, ласкается к ней...
Ими был этот щебень, большими руками,
Что с любовью к себе прижимала детей.
Ученик 3:
Этот пепел, который разносится с ветром.
Был глазами. Смеялся и плакал порой.
Был губами, улыбкою, музыкой, светом,
Поцелуями был этот пепел седой.
Ученик 4:
Был сердцами. Тревогою, радостью, мукой.
Был мозгами, сплетеньем извилин живых, -
" Слово «жить» до конца, словно буква за буквой.
Точно белым по черному вписано в них.
Ученик 5:
Эти волосы - локоны, косы и пряди,
Что навалены мертвой, косматой горой.
Кто-нибудь расплетал и взволнованно гладил,
И сухими губами касался порой.
Ученик 6:
Чистый трепет сердец, вдохновение речи.
Золотые надежды, сияние глаз...
Крематориев страшных горящие печи.
Пепел... Пепел... Лишь пепел остался от вас...
Ведущий: Какие слова можно еще добавить к поэтическим словам, которые только что прочитали наши ребята! Мы не имеем права забывать об этих ужасах военного времени!
Чтец: «Солдат шагал вслед за всеми. Идет по отчему краю солдат. Все ближе и ближе к родному дому. Рассказывает солдат на привале о своей семье, детях, жене.
Идет солдат домой, радуется, скоро он обнимет мать-старуху, жену, которая все глаза выплакала, его ожидаючи, дочку-малышку.
Шагает солдат к дому. Вот овраг. Вот лесочек. Вот-вот избы покажутся. Скоро, совсем скоро обнимет он и прижмет к сердцу дорогих ему людей.
Пришел солдат, а деревни нет, только трубы торчат на пепелище.
Заплакал солдат. Понял, что нет больше у него дочки-малышки, жены, ожидавшей всю войну, матери, которой так хотелось встретить своего сына-победителя. Никого нет, всех сожгли фашисты, не пощадили ни женщин, ни детей.
Плакал солдат, были его слезы солонее всех слез мира.
Поклялся солдат во имя своих мертвых и всех живых спасти мир от ужаса войны.
Поклялся и клятву свою выполнил.
А нам завешал сберечь то, что он отвоевал у врага».
Выходят все учащиеся класса, принимавшие участие в литературно-музыкальной композиции. Звучит музыка песни А. Пахмутовой «Поклонимся великим тем годам».
На фоне музыки ребята говорят слова текста, а в самом конце поют припев вместе с залом.
Ученик 1:
Не забывай те грозные года,
Когда кипела волжская вода.
Земля тонула и ярости огня
И не было ни ночи и ни дня.
Ученик 2:
Сражались вы у волжских берегов.
На Волгу шли дивизии врагов.
Но выстоял великий наш Солдат,
Но выстоял бессмертный Сталинград.
Ученик 3:
Сомкнули вы вокруг врагов кольцо.
Вы полыхнули гневом им в лицо.
Февраль российский саваны снегов
Стелил, стелил для вражеских полков.
Ученик 4:
Давно окончен тот великий бой.
Сияет мирно небо надо мной,
Над вечной нашей матушкой-рекой.
Над славною солдатской головой-
Ученик 5:
Поклонимся великим тем годам,
Всем славным командирам и бойцам
Ученик 6:
И маршалам страны, и рядовым,
Поклонимся и мёртвым и живым;
Ученик 7:
Всем тем, которых забывать нельзя,
Поклонимся, поклонимся, друзья.
Все вместе:
Всем миром, всем народом, всей землёй
Поклонимся за ваш Великий бой.
Источники:
1.Н.И.Дереклеева. Классные часы по теме «Нравственность» 7-8 классы. М. «Методкнига», 2007 г.
2.В.Н.Щербакова, Н.Н.Солдатенкова. «Калейдоскоп школьных дел», М. «Сфера» 2001г.
3. Н.М.Скоркина. Игровые праздники и тематические вечера. Волгоград, 2002 г.
6