Разработка классного часа Урок памяти

Задачи классного часа: 1. Способствовать пониманию роли взрослых и детей в Великой Отечественной войне. Развивать интерес к историческим событиям и судьбам людей, сохранивших мир на земле.Воспитывать уважительное, неравнодушное отношение к собы­тиям Великой Отечественной войны, ветеранам войны и труда.Формировать положительные привычки учащихся, стремление помочь людям, пережившим войну.Форма проведения: литературно-музыкальная композиция
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час «Урок памяти», посвящённый 67-летию Великой победы

Задачи классного часа:

1. Способствовать пониманию роли взрослых и детей в Великой Отечественной войне.

  1. Развивать интерес к историческим событиям и судьбам людей, сохранивших мир на земле.

  2. Воспитывать уважительное, неравнодушное отношение к собы­тиям Великой Отечественной войны, ветеранам войны и труда.

  3. Формировать положительные привычки учащихся, стремление помочь людям, пережившим войну.

Форма проведения: литературно-музыкальная композиция

Подготовительная работа:

  1. Подбор исторических сведений о детях войны и труда в период событий 1941-1945 годов.

  2. Подготовка сценария проведения урока памяти.

  3. Подготовка литературно-музыкального оформления урока па­мяти.

  4. Подготовка слайдов по теме классного часа.

  5. Открытие выставки картин и рисунков «Глаза войны».

  6. Оформление помещения для проведения урока памяти.

Оформление помещения для проведения урока памяти

На экране - название классного часа. На столе - цветы и большая свеча, которая зажигается в самом начале урока и гасится только в самом конце классного часа. На доске плакаты, открытки, посвящённые годовщине ВОв.

Ход классного часа

Звучит негромко музыка из песни «Священная война». В классе ведущие читают стихи. В это время мальчик и девочка выходят на сцену и молча зажигают свечу. На экран проеци­руются фотографии военных лет.

Ведущий:

На всю оставшуюся жизнь

Нам хватит подвигов и славы.

Победы над врагом кровавым, -

На всю оставшуюся жизнь.

Ведущая:

На всю оставшуюся жизнь

Нам хватит горя и печали.

Где те, кого мы потеряли

На всю оставшуюся жизнь?

Ведущий:

На всю оставшуюся жизнь

Мы помним братство фронтовое.

Как завещание святое, -

На всю оставшуюся жизнь.

Ведущая:

Сестра и брат... Взаимной верой

Мы были сильными вдвойне.

Мы шли к любви и милосердью

В немилосердной той войне.

Ведущие уходят. Из зала звучит голос:

Сегодня, в 4 часа утра, без объявления войны германские войска напали на нашу страну, наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города...

Звучат слова песни:

«Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною

С проклятою ордой...»

На экране - цифры 22 июня 1941 на фоне пламени войны. Выходят ве­дущие.

Ведущий:

Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

На всех, на вес четыре года.

Ведущая:

Она такой вдавила след

И столько наземь положила,

Что двадцать лет и шестьдесят

Живем. Не верится, что живы.

Постепенно, один за другим, выходят ребята в гимнастерках и пи­лотках.

Девочка: Фашисты собирались победить мою страну за 6 недель. Поначалу им казалось, что так и будет. Но в этой войне капитулировала не моя страна, не мой народ, а те, кто пришел на нашу землю врагами.

Мальчик: Почему так произошло? Потому что в этой войне с вра­гом боролась старость и юность, молодость и даже детство. Героями войны были 80-летние старики, убеленные сединами, и дети, вмиг по­взрослевшие и перешагнувшие из детства во взрослую жизнь.

Девочка: Война всколыхнула всех, от мала до велика. Страницы во­енной истории отмечены подвигом двух юных воинов, штурмовавших Берлин, которым было только по 12 лет.

Мальчик: Толя Якишев - сын 63-й гвардейской Челябинской тан­ковой бригады спас жизнь своему командиру, уничтожив фашистско­го офицера, который готовился выстрелить из засады.

Девочка: Вася Ульяминов, вступивший вместе со взрослыми в не­равный бой с врагом. Именно он заметил, как окруженные фашисты, спасаясь от погони, делают обходной маневр, и вовремя доложил об этом командиру.

Мальчик: Двенадцатилетние, четырнадцатилетние, шестнадцати­летние герои, дети без детства, ставшие легендой на устах всего мира, дети, защищавшие и защитившие свое Отечество.

Девочка: Они защищали его не только на фронтах, но и у станка, засыпая прямо на рабочем месте. В полях, таская мешки с хлебом для фронта, в болотах, помогая партизанам добывать важные сведения в тылу врага.

Мальчик: 1418 дней и ночей шла эта страшная война. 1418 дней и ночей дети войны несли свою вахту во имя победы.

Чтец 1: Мне хотелось бы рассказать, чем жили ребята в далеком 1941 году. Из сводок Совинформ бюро. Ученик 6-го класса одной из школ Петя Нестеренко под пулеметным и минометным огнем за три дня вынес с поля боя 14 раненых бойцов вместе с оружием.

Чтец 2: В одной из деревень на Смоленщине школьники 7-10 лет подобрали на поле боя и спрятали от немцев 2 ротных миномета, 200 винтовок, около 700 фанат, несколько сотен снарядов и мин. Все это ребята сдали войскам, вступившим в их село.

Чтец 3: Юный партизан Николай бросил в окно штаба противника гранату с привязанной к ней пачкой взрывчатки. Взрывом убито 12 офицеров. Партизан невредимым вернулся в отряд.

Чтец 4: И таких примеров не счесть. А как хотелось им поесть вво­лю и поспать, а, проснувшись, узнать, что война - это только страш­ный сон, который может прерваться в любую минуту.

Им хотелось любить и дружить, радоваться жизни и петь песни, но все их мечты и помыслы перечеркнула война.

Исполнение песни В. Окуджавы «Ах, война, что ж ты сделала, под­лая» ( в записи )

Ведущий: 60 лет прошло после той войны, целых 60 лет, а мальчики и девочки войны помнят и сегодня, как это было!

Ведущая (звучит мелодия Рио-Риты): А была музыка, было лето, была радость окончания школы. Молодежь строила планы...

Входят ребята, одетые в красивые платья и костюмы. Их трое, юно­ша и две девушки.

Девушка 1: Ой, как я вам, ребята, завидую! Вы школу закончили! У вас - выпускной вечер! Совсем скоро вы станете студентами и когда мы еще с вами встретимся!

Юноша: Встретимся! Непременно встретимся! Разве можно забыть нашу речку, обрыв у реки, нашу школу и учителей.

Девушка 1: А я бы сейчас весь мир обняла и сказала, как я счастли­ва! Ведь жизнь так прекрасна! И люди вокруг добрые, хорошие, а впе­реди - столько неизведанного, и так хочется быть полезной своему народу, своей стране!

Они замирают в тех позах, в каких стояли, как памятники. Входят ведущие.

Ведущий: Их планам не суждено было сбыться. Он погиб под горо­дом Ржевом.

Юноша:

Я убит под Ржевом,

В безымянном болоте,

В пятой роте, на левом,

При жестоком налете.

Ах, своя ли, чужая.

Вся в цветах иль в снегу,

Я вам жить завещаю, -

Что я больше могу?

Завещаю в той жизни

Вам счастливыми быть

И родимой Отчизне

С честью дальше служить.

Горевать - горделиво,

Не клонясь головой.

Ликовать - не хвастливо

В час победы самой.

И беречь её свято.

Братья, счастье свое, -

В память воина - брата.

Что погиб за неё.

Ведущая: Девочки стали медсестрами санитарного ба­тальона.

Девушка 1:

Лишь только бой угас,

Звучит другой приказ

И почтальон сойдете ума, разыскивая нас.

Девушка 2:

Взлетает красная ракета.

Над нашей Родиною дым,

А нам нужна всего одна победа,

Одна на всех - мы за иеной не постоим!

Одна на всех - мы за ценой не постоим!

Ведущая: А ценой была их жизнь. Жизнь мальчиков и девочек, шагнувших с выпускного бала прямо и огонь войны.

Чтец

Ах, война.

Что ж ты подлая, сделала:

Вместо свадеб -

Разлука и дым,

Наши девочки платьица белые

Раздарили сестренкам своим.

Сапоги, ну куда от них денешься?

Да зеленые крылья погон...

Вы наплюйте на сплетников, девочки!

Мы сведем с ними счеты потом!

Пусть болтают, что верить вам не во что.

Что идете войной наугад...

До свидания, девочки!

Девочки! Постарайтесь вернуться назад!

Ведущий (на экране - лицо девушки-подростка): Девочки-подрост­ки на войне... Сколько выпало на их долю!

Из письма-воспоминания Валентины Реутовой: «У меня сохрани­лась фотография Лидочки - сестренки. Снимок сделан во время вой­ны, в 1942 году. Лидочку все звали Птенчиком. Вы не смотрите, что у нее на фотографии такой хмурый взгляд, просто так получилось. Она была веселой и ласковой. Когда она попала в плен к фашистам, они сильно над ней издевались, перебили ей позвоночник, жгли щеки сига­ретами, но, ничего не добившись, расстреляли в августе 1943 года. Ей было всего только 13лет. В 10 она стала связной партизанского отряда.

Ведущая:

Качается рожь несжатая.

Шагают бойцы по ней.

Шагаем и мы, девчата.

Похожие на парней.

Нет, это горят не хаты -

То юность моя в огне.

Идут по войне девчата,

Похожие на парней.

Ведущая: Девочки войны! Медсестры, связистки, связные, работ­ницы заводов и фабрик, колхозов!

Те, кто остался на полях сражений, и те, кто сегодня в строю, вам низкий поклон и наша признательность и любовь!

Ведущий: Как много человеческого пепла рассыпано по Европе... Освенцим, Бухенвальд, Майданек, Тростенец...

Ведущая: Этот зловещий список бесконечен. А за ним - лица, судьбы и глаза, глаза тех, кто остался в газовых камерах и тех, кто пе­режил ужас лагерей смерти. Этим глазам мы посвящаем открытие на­шей выставки картин, авторами которых являются признанные мас­тера мира и мы, учащиеся XXI века.

На экран проецируются картины известного художника М. Савицко­го «Числа на сердце».

Картины и фотографии, ранее прикрытые полотном, открываются, и все могут видеть выставку «Глаза войны». В это время выходят учени­ки и читают стихотворение Э. Межелаитиса «Пепел».

Ученик 1:

Эта рыжая пыль под ногами, щебенка

Из костей, не осколки ль, покрытые ржой?

Это, может быть, резвые ножки ребенка.

Что за белою бабочкой гнался межой.

Ученик 2:

Тянет ручки дитя, ими тянется к маме,

Обнимая за шею, ласкается к ней...

Ими был этот щебень, большими руками,

Что с любовью к себе прижимала детей.

Ученик 3:

Этот пепел, который разносится с ветром.

Был глазами. Смеялся и плакал порой.

Был губами, улыбкою, музыкой, светом,

Поцелуями был этот пепел седой.

Ученик 4:

Был сердцами. Тревогою, радостью, мукой.

Был мозгами, сплетеньем извилин живых, -

" Слово «жить» до конца, словно буква за буквой.

Точно белым по черному вписано в них.

Ученик 5:

Эти волосы - локоны, косы и пряди,

Что навалены мертвой, косматой горой.

Кто-нибудь расплетал и взволнованно гладил,

И сухими губами касался порой.

Ученик 6:

Чистый трепет сердец, вдохновение речи.

Золотые надежды, сияние глаз...

Крематориев страшных горящие печи.

Пепел... Пепел... Лишь пепел остался от вас...

Ведущий: Какие слова можно еще добавить к поэтическим словам, которые только что прочитали наши ребята! Мы не имеем права забывать об этих ужасах военного времени!

Чтец: «Солдат шагал вслед за всеми. Идет по отчему краю солдат. Все ближе и ближе к родному дому. Рассказывает солдат на привале о своей семье, детях, жене.

Идет солдат домой, радуется, скоро он обнимет мать-старуху, жену, которая все глаза выплакала, его ожидаючи, дочку-малышку.

Шагает солдат к дому. Вот овраг. Вот лесочек. Вот-вот избы пока­жутся. Скоро, совсем скоро обнимет он и прижмет к сердцу дорогих ему людей.

Пришел солдат, а деревни нет, только трубы торчат на пепелище.

Заплакал солдат. Понял, что нет больше у него дочки-малышки, жены, ожидавшей всю войну, матери, которой так хотелось встретить своего сына-победителя. Никого нет, всех сожгли фашисты, не поща­дили ни женщин, ни детей.

Плакал солдат, были его слезы солонее всех слез мира.

Поклялся солдат во имя своих мертвых и всех живых спасти мир от ужаса войны.

Поклялся и клятву свою выполнил.

А нам завешал сберечь то, что он отвоевал у врага».

Выходят все учащиеся класса, принимавшие участие в литературно-музыкальной композиции. Звучит музыка песни А. Пахмутовой «Покло­нимся великим тем годам».

На фоне музыки ребята говорят слова текста, а в самом конце поют припев вместе с залом.

Ученик 1:

Не забывай те грозные года,

Когда кипела волжская вода.

Земля тонула и ярости огня

И не было ни ночи и ни дня.

Ученик 2:

Сражались вы у волжских берегов.

На Волгу шли дивизии врагов.

Но выстоял великий наш Солдат,

Но выстоял бессмертный Сталинград.

Ученик 3:

Сомкнули вы вокруг врагов кольцо.

Вы полыхнули гневом им в лицо.

Февраль российский саваны снегов

Стелил, стелил для вражеских полков.

Ученик 4:

Давно окончен тот великий бой.

Сияет мирно небо надо мной,

Над вечной нашей матушкой-рекой.

Над славною солдатской головой-

Ученик 5:

Поклонимся великим тем годам,

Всем славным командирам и бойцам

Ученик 6:

И маршалам страны, и рядовым,

Поклонимся и мёртвым и живым;

Ученик 7:

Всем тем, которых забывать нельзя,

Поклонимся, поклонимся, друзья.

Все вместе:

Всем миром, всем народом, всей землёй

Поклонимся за ваш Великий бой.

Источники:

1.Н.И.Дереклеева. Классные часы по теме «Нравственность» 7-8 классы. М. «Методкнига», 2007 г.

2.В.Н.Щербакова, Н.Н.Солдатенкова. «Калейдоскоп школьных дел», М. «Сфера» 2001г.

3. Н.М.Скоркина. Игровые праздники и тематические вечера. Волгоград, 2002 г.

6

© 2010-2022