Программа профориентационной работы в школе

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ Половино-Черемховская СОШ










Программа профориентационной работы в школе

Программа воспитательной работы по организации профессиональной ориентации и выбору профессии

школьников







Составитель: Чистова Т.С.,

учитель технологии.

I категория.














Обоснование профориентационной работы.

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

В связи с этим перед школой встала задача качественной и своевременной профориентационной работы во всех возрастных группах. Для системной и результативной работы по профориентации была разработана данная программа.

Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию школьникам личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Цели и задачи профориентационной работы

Цели

  • оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора будущей профессиональной деятельности.

  • выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи:

  • получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для формирования у них осознанного выбора профессиональной деятельности;

  • обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;

  • дополнительная поддержка группы школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства - учащихся коррекционных классов;

  • выработка связи старшей ступени школы с учреждениями профессионального образования (ПУ-58 п Юрты, ПУ-21 г. Тайшета, медицинское училище г. Тайшета), а также с предприятиями района.

Профессиональная ориентация - это система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов. Т. о. можно выделить следующие аспекты: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.

Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.

Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).

Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).

Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.

Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.


Этапы профориентациооной работы


С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы в школе:

1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа "Я"); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.

8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

10-11 классы: Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

Содержание профориентации в школе

Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности учащихся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде).

С этой целью ежегодно составляются школьные воспитательные и учебные («Технология») планы работы по профориентации. Это направление прослеживается в плане каждого классного руководителя - раздел профориентация. Ответственными за профориентационную работу в Половино-Черемховской школе является заместитель директора по воспитательной работе. Помощь классным руководителям в организации этого блока работы также оказывают социальные педагоги, преподаватель и организатор ОБЖ, учителя "Технологии". Одной из составляющих сторон системы пррофориентации является диагностика профессиональной направленности учащихся 7-9 классов, которую проводят психологи УО и ЦЗН Тайшетского района. На основании этих данных дальнейшую работу с родителями и учащимися проводят классные руководители.

Структура деятельности педколлектива по проведению профориентационной работы в школе

Координатор деятельности:

заместитель директора по воспитательной работе, в функции которого входят:

  • выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;

  • поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и старшей школы;

  • планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;

  • осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, профконсультирование, профдиагностика, определение индивидуальной образовательной траектории;

  • проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профессионального самоопределения старшеклассников;

  • создание ученических производственных бригад, организация летней трудовой практики;

  • организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;

  • организация системы повышения квалификации классных руководителей, учителей-предметников, социального педагога по проблеме самоопределения учащихся;

  • осуществление контролирующих функций работы классных руководителей, учителей-предметников, социального педагога по проблеме профессионального самоопределения учащихся;

  • курирование преподавания профориентационных курсов в ходе предпрофильной подготовки ("Твоя профессиональная карьера") и профильного обучения ("Технология профессионального успеха").

Выполняющие рекомендации координатора:


Классный руководитель: опираясь на концепцию, образовательную программу и план воспитательной работы школы:

  • составляет для конкретного класса (группы) план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;

  • организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;

  • ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);

  • помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;

  • организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;

  • организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;

  • оказывает помощь школьному социальному педагогу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;

  • проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению;

  • организует встречи учащихся с выпускниками школы - студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.

Учителя-предметники:

  • способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:

  • обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;

  • способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;

  • проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;

Библиотекарь:

  • регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;

  • изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;

  • обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);

  • регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д.)

Социальный педагог:

  • способствует формированию у школьников групп риска и коррекции адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена;

  • оказывает педагогическую поддержку детям групп риска и коррекции в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;

  • осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;

  • оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.

  • изучает профессиональные интересы и склонности учащихся

  • осуществляет мониторинг готовности учащегося к профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;

  • проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;

  • проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;

  • осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;

  • способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;

  • приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии, привлекает их для работы руководителями кружков;

  • оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;

  • создает базу данных по профдиагностике.

Организатор ОБЖ:

  • используя разнообразные формы, методы, средства, способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни;

  • проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;

  • оказывает консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;

  • оказывает помощь классному руководителю и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся.

Направления и формы работы.

Организационно-методическая деятельность

  • Работа координаторов по профориентационной работе с уч-ся.

  • Методическая помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт.

Работа с учащимися

  • Комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры;

  • Консультации по выбору элективных курсов (инд., групп.).

  • Анкетирование

  • Организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия)

  • Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.

Работа с родителями

  • проведение родительских собраний, (общешк., классн.);

  • лектории для родителей.

  • индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;

  • анкетирование родителей учащихся;

  • привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами;

  • привлечение родителей учащихся для работы руководителями кружков, спортивных секций, художественных студий, ученических театров, общественных ученических организаций;

  • помощь родителей в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях;

  • помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;

  • избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;

  • создание попечительского совета, включающего работников общеобразовательного учебного заведения, родителей учащихся, частных предпринимателей, оказывающих спонсорскую помощь школе, представителей шефских организаций и т.д.

Оценка эффективности профориентации школьников

К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относится;

  • достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.

  • Следующий результативный критерий - потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии - это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.

  • Результативным критерием является и уверенность школьника в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся VIII-XI классов отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.

  • В качестве результативного критерия можно выделить также степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.

  • Последний результативный критерий - наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.

В качестве процессуальных критериев эффективности профориентационной работы выделяются следующие:

  • индивидуальный характер любого профориентационного воздействия (учет индивидуальных особенностей школьника, характера семейных взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств);

  • направленность профориентационных воздействий прежде всего на всестороннее развитие личности (предоставление свободы в выборе профессии, создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана).

Ожидаемые результаты



В результате реализации данной программы школа окажет профориентационную поддержку учащимся в процессе выбора будущей профессиональной деятельности, а значит, будет способствовать успешной социализации каждого своего выпускника.

Система занятий по профориентации выработает у школьников сознательное отношения к труду, успешное профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.




Изучение и использование литературы



1.Программы общеобразовательных учреждений: Твоя профессиональная карьера: 8-9 класс.

2. Твоя профессиональная карьера. Учебник. 8-9 класс.

2.Выбор. Справочник профессий. Иркутск, ОГУ «Молодёжный кадровый центр», 2004.

3.Газарян С. Ты выбираешь профессию. - М., 1985.

4.Карнеги Д. Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей; Как перестать беспокоиться и начать жить: пер. с англ. - М., 1990.

5.Кон И. С. В поисках себя: личность и её самосознание. - М.,1984.

6.Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии. - М., 1995.

7.Поляков В. Технология карьеры. - М., 1995.

8.Журнал «Школа и производство»

9.Журнал «Воспитание школьника»

























Утверждаю__________

Директор школы________

В.В. Чистяков

План работы школы по профориентации на учебный год

Что сделать

Класс

Сроки

Ответственный

1









2





3



4

5

6





7



8

9



10

11

12



13



14

15

.Введение в программу 9 класса блока занятий «Мир профессионального труда» (34 часа). Разделы блока - «Профессиональное самоопределение» и «Технология обработки конструкционных материалов».



Введение в программу 8 класса блока занятий «Твоя профессиональная карьера» (12 часов)



Введение в программу 10 класса блока занятий «Технология профессионального успеха» (12 часов)





Разработка и проведение в данном учебном году элективного курса по технологии «Девушка и карьера».

Развитие связей с районным Центром занятости населения, ПУ-58 пос. Юрты, Тайшетским медучилищем , ПУ-21 г. Тайшета

Анкетирование по темам:

«Лист выбора профессий»

«Анкета для старшеклассника»

«Ты выбираешь профессию учитель?»

«Дифференциально-диагностический опросник»

«Изучение общительности»

«Коммуникативные и организаторские склонности»

«Мои жизненные ценности»

«Мои ценности труда»



Родительские собрания:

«Чтобы ребёнок был успешным»

«Будущая профессия ваших детей»



«Где могут приобрести профессию дети класса коррекции»

Экскурсии

в ПУ - 58 п. Юрты, на предприятия Тайшета и района, в ПУ-21



Встречи

С учащимися ПУ-58,

с выпускниками школы прошлых лет,

с ветеранами педагогического труда



Тематический вечер «Защита профессий»

Оформление стендов

«Куда пойти учиться?»

«Выбирая профессию -выбираешь жизнь»



Внеклассная работа по Технологии

Групповая дискуссия «Распределение благ»

Шоу-программа для девочек «Своей кукле шью сама»

«Путешествие в страну Кулинарию»

Методическая работа с педагогами

Заседание МО классных руководителей «Трудовые ценностные ориентации старшеклассников»

Психолого-педагогическое консультирование (по запросам)«Мотивы выбора профессии», «Работа над Портфолио» и др.

Работа классных руководителей, социальных педагогов, организаторов ОБЖ по планам



Участие в районных мероприятиях

Выставка детского творчества

Выставка рисунков «Профессии моей семьи»

Краеведческая конференция (промыслы)


9









8



10



8



8-10







5-10

















1-10

8-10







9-10



5-10

10-9



5-10











8-10

3-7



8-10



5-10



1-10







1-10







1-10

3-7



8

Начало уч.года







Начало уч.года





Начало уч.года



В течение года



Март





1 и 4 четверти





Декабрь

Март

Апрель

Март, каникулы

Февраль

Октябрь

ноябрь

март

ноябрь

7марта

6 марта

Ноябрь

В течение года

В течение года

Март

Март

ноябрь

Чистова , учитель Технологии







Чистова , учитель Технологии

Чистова , учитель Технологии







Чистова , учитель Технологии

Шашурина, соц педагог





Кл. рук-ли,соц педагог, учителя Технологии



















Чистова,ЗДВР

Кл. рук-ли



Соц педагог





Кл. рук-ли





ЗДВР





Чистова Т.С., Хвостова Н.В., учителя Технологии

Чистова Т.С., Хвостова Н.В., учителя Технологии



Чистова Т.С., Хвостова Н.В., учителя Технологии





Чистова, ЗДВР



Чистова, ЗДВР











ХвостоваН.В., Чистяков В.В.

Шашурина В.Ф.



Чистова, ЗДВР












































© 2010-2022