Доклад на тему Работа с детской агрессией

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Работа с детской агрессией

В современной психологии различают понятия «агрессия» и «агрессивность». Первое обычно рассматривают как отдельные действия и поступки, второе - как относительно устойчивое свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное.

Агрессивность закладывается в детстве, становится устойчивой чертой характера и сохраняется на протяжении всей жизни.

Агрессивность в определенных пределах необходима любому человеку. Она может служить способом самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели. Выраженная в приемлемой форме агрессивность играет важную роль в способности ребенка адаптироваться к новой обстановке, познавать новое, добиваться успеха. В то же время агрессивность в форме враждебности и ненависти способна нанести вред, сформировать нежелательные черты характера - либо задиры и хулигана, либо труса, неспособного постоять за себя. И то и другое может привести к деструктивному поведению ребенка, даже в отношении людей, которых он любит.

При работе с агрессивным поведением необходимо помнить о том, что оно складывается из трех аспектов: познавательного, эмоционального и волевого.

Познавательный компонент заключает в себе понимание ситуации, выделение объекта и обоснование мотива для проявления агрессии.

Эмоциональный компонент представляет собой отрицательные эмоции: гнев, отвращение, презрение, злость. Эмоциональные переживания недоброжелательности, злости, мстительности часто сопровождают агрессивные действия, но не всегда приводят к агрессии. Поэтому так важно учить детей распознавать и регулировать свои эмоции.

Наконец, волевой компонент - это целеустремленность, настойчивость, решительность и инициативность. В рамках этого компонента находятся умение преодолевать импульсивность, владение навыками саморегуляции.

Степень выраженности компонентов в каждом отдельном случае может варьироваться. Кроме того, уровень агрессивности детей может меняться в зависимости от ситуации, может принимать устойчивые формы.

Агрессивное поведение может вызывать ряд психологических особенностей личности, таких, как:

  • сниженная самооценка;

  • низкий уровень самоконтроля;

  • недостаточное развитие интеллекта;

  • неразвитость коммуникативных навыков;

  • повышенная возбудимость нервной системы вследствие различных причин (травма, болезни, стресс и пр.).

Работая с агрессивным поведением, важно правильно его распознать. Выделяют несколько видов агрессивного поведения (см. рис.1).

Доклад на тему Работа с детской агрессией

Такая классификация имеет практическую значимость, поскольку позволяет более четко увидеть в каждой конкретной ситуации преимущественный вид агрессивного поведения ребенка и найти наиболее приемлемые способы коррекции.

Коррекционная работа с такими детьми традиционно ведется по нескольким направлениям.

Во-первых, необходимо научить ребенка способам выражения гнева в приемлемой форме. Сдерживая агрессию, «загоняя» ее внутрь себя, гнев рано или поздно найдет выход, причем интенсивность его выражения будет значительно выше, чем это могло было быть ранее. Помимо этого, накопление гнева может привести к развитию стресса и другим психологическим и психосоматическим расстройствам.

Во-вторых, необходимо научить ребенка некоторым способам саморегуляции, умению распознавать и контролировать свои эмоции в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.

В-третьих, необходимо дать ребенку возможность выплеснуть накопившуюся двигательную энергию и освободиться от усталости.

И, наконец, не менее важно научить ребенка способам эффективного общения и уверенного поведения, помочь ему овладеть приемами разрешения проблемных ситуаций «мирным» путем, без драк и скандалов, а также формировать у ребенка способности к эмпатии, доверию, сочувствию и сопереживанию.

Организационные принципы и условия проведения занятий

Организация коррекции агрессивного поведения детей должна строиться с учетом следующих принципов:

  • гуманизма - утверждение норм уважения и доброжелательного отношения к каждому ребенку, исключение принуждения и насилия над личностью;

  • конфиденциальности - информация, полученная педагогом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению. Участие воспитанника, должно быть сознательным и добровольным.

  • компетентности - педагог чётко определяет и учитывает границы собственной компетентности

  • ответственности - педагог заботится, прежде всего, о благополучии детей и не использует результаты работы им во вред.

В структуре тренинговых занятий используются разнообразные формы и методы работы:

  • дискуссия;

  • работа в парах;

  • работа в малых группах;

  • психологическая игра;

  • визуализация;

  • ролевое проигрывание ситуаций;

  • арттерапевтические техники;

  • проективные методы диагностики эмоциональной сферы;

  • дыхательная гимнастика.

Требования к проведению коррекционно-развивающей программы:

Групповая работа должна проводиться в достаточно просторном, хорошо проветренном помещении, в интерьере комнаты должны преобладать спокойные неяркие цвета. Структура занятий включает в себя обязательный ритуал приветствия, разминку и основное упражнение. Ритуалы приветствия и прощания выбираются в зависимости от состояния группы и приоритетов ведущего. В конце каждого занятия обязательно проводится рефлексия и ритуал прощания (при необходимости рефлексия проводится после выполнения конкретного упражнения).


© 2010-2022