Разработка родительского собрания Права ребенка-обязанности родителей

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 с. АРЗГИР

АРЗГИРСКОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ





















Родительское собрание: «Права ребёнка - обязанности родителей».





Классный руководитель

МОУ СОШ №2 с. Арзгир

Яломыст Ирина

Владимировна



2010 г.

с. АРЗГИР

Родительское собрание: «Права ребёнка - обязанности родителей».

Цели: формирование правовой культуры взаимодействия родителей и детей в семье.

Задачи:

- познакомить родителей с нормативными документами в вопросах защиты прав ребенка;

- довести до родителей истину, что право и обязанность воспитания детей принадлежит им;

- пополнить знания родителей о воспитании детей общедоступными научными сведениями;

- оказывать помощь в разумном выстраивании отношений с ребенком.

Ход собрания

  1. Вступление

- Уважаемые родители! Я всегда рада видеть вас на родительских собраниях.

Сегодняшняя наша встреча - еще один шаг на трудном и благородном пути воспитания детей.

Ответьте громко и хором, друзья:

Деток своих все вы любите? (Да)

С работы пришли, сил совсем нет,

Вам хочется лекции слушать здесь? (Нет)

Я Вас понимаю… Как быть, господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да)

Дайте мне тогда ответ:

«Помочь откажетесь нам?» (Нет)

Последнее спрошу Вас я:

«Активными все будем?» (Да)

Замечательно! Молодцы!

Тема нашего собрания: «Права ребенка - обязанности родителей»


  1. Основная часть

- Я расскажу вам одну притчу.

"Путник, идущий вдоль бурной реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать его на помощь. Тот стал помогать тем, кто еще держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали и его на помощь... Но он, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги…

- "Разве тебе безразлична судьба детей?"- спросили спасатели.

Третий путник им ответил:

"Я вижу, что вы вдвоем справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь предотвратить это".

Давайте обсудим эту притчу. Где бы в этой ситуации оказались вы и почему: спасали бы тонущих детей из реки или бы попытались бы выяснить и устранить причину, по которой дети тонут?

- Прозвучали разные мнения, а какое же правильное? Вот на этот вопрос мы и попытаемся ответить, обсуждая тему собрания. Надеюсь, что в поисках истины, мы, опираясь на нормативные документы, пополним знания о воспитании детей и выстраивании отношений с ними.

Обсуждение ситуации

- Давайте обсудим вот такую ситуацию. Анна Сергеевна оставила дома старшего сына Антона присматривать за младшей сестрой Катей. А сама пошла по своим делам. Антон пропустил занятия в школе.

- Правильно ли поступила мать?

- Что было нарушено по отношению к ребенку?

- Что же такое право?

Право - это нормы и правила, устанавливаемые и охраняемые государством, регулирующие отношения людей в обществе

- Какие вы знаете права?

Задание 1.

Выбираем права.

- Представьте себе, что вы живете в обществе, где нет никаких законов. Определите 5 главных прав, которые необходимы вам для нормальной жизни и запишите их, выберите спикера, который будет отстаивать ваше общее мнение.

- Вы выбрали некоторые из прав, которыми пользуется человек в своей жизни.

- Все эти права собраны в нормативные документы.

Правовой всеобуч

К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся:

- Декларация прав человека (1959)

- Декларация прав ребенка является первым международным документом. В 30 статьях, изложенных в Декларации, провозглашаются права человека.

На основе Декларации прав человека был разработан международный документ - Конвенция о правах ребенка.

- Конвенция ООН о правах ребенка (1989)

- Конвенция о правах ребенка детализирует права каждого человека в возрасте до 18 лет, признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения определенные права и увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей.

- На основе Конвенции разрабатываются нормативно-правовые документы федерального и регионального уровней.

3. Права детей в России.

- Какими законами регулируются права детей в России?

- Сегодня в России права детей регулируются следующими основными законами:

- Конституция Российской Федерации;

- Семейный кодекс Российской Федерации

- Раздел IV Семейного Кодекса РФ целиком посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляют глава 11 «Права несовершеннолетних детей» и глава 12 «Права и обязанности родителей».

- Федеральный закон об образовании;

- Закон «Об образовании» утверждает право детей на «уважение их человеческого достоинства» (ст. 5) и предусматривает наказание за физическое и психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» (ст. 56).

- Школа в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, Типовым положением о школьном образовательном учреждении и другими постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, в том числе и Уставом школы- нормативным документ, в котором представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.

- Как мы видим документов, регулирующих права детей немало. Но как сказал Фридрих Великий:

«Дурные законы в хороших руках исполнителей - хороши; и самые лучшие законы в руках дурных исполнителей - вредны.»

- Ребенок не может изучить эти права самостоятельно. Взрослые должны прийти на помощь. Прежде чем знакомить ребенка с его правами мы сами должны освоить права детей. Родители в первую очередь сами должны знать права и обязанности, ведь первоначальные сведения о праве ребенок получает в семье, дома.

Задание 2

- Вот построен дом, но чтобы он не развалился, стоял прочно, его нужно укрепить. Добавьте недостающие кирпичики. У вас на столах Конвенция о правах ребёнка и фрагменты статей, которые нужно соединить по парам, чтобы получить определенную статью Конвенции.

Один из фрагментов лишний.

Статья 1.

ребенком является каждое человеческое существо

1.до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Статья 2.

Государства-участники уважают и обеспечивают все права

2.за каждым ребенком без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.

Статья 3.

Во всех действиях в отношении детей

3.первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

Статья 6 .

Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право

6. на жизнь.

Статья 7.

Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на

7.имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.

Статья 12

Государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право

12 .свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка.

Статья 14

Государства-участники уважают право ребенка на свободу.

14 мысли, совести и религии

Статья 17

Государства-участники признают важную роль средств массовой информации и обеспечивают,

17 чтобы ребенок имел доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников

Статья 18

Государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому,

18 чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка.

Статья 20

1. Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право

20 на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

Статья 27

1. Государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни,

27необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка.

Статья 28

1. Государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности:

28 a) вводят бесплатное и обязательное начальное образование;

Статья 31

1. Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту,

31 и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

Статья 32

1. Государства-участники признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы,

32 которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

Статья 34

Государства-участники обязуются защищать ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.

34 В этих целях государства-участники, в частности, принимают на национальном, двустороннем и многостороннем уровнях все необходимые меры для предотвращения насилия над детьми.

Статья 16

Ни один ребенок не может быть объектом.

16 произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию

- Вот из таких кирпичиков закладывается правовая основа жизни человека в обществе.

- А кто должен следить за выполнением прав ребенка? Именно мы, взрослые- родители, учителя, правозащитники. Вот главные защитники прав детей: (Астахов и Адаменко)

- Но все же главная обязанность по защите прав детей ложится на плечи родителей.

- В наших семьях иногда случаются различные ситуации, которые требуют правового разрешения. Я предлагаю вам представить себя в роли правозащитника.

Дискуссия.

- Сейчас вам будут представлены "спорные" ситуации, когда ребенок заявляет о своих правах. Прав он, не прав - разобраться придется вам.

Задание №3

Ситуация №1.

Мама: Дочь, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.

Дочь: Мама, у меня завтра контрольная.

Мама: Да решишь ты свои задачки. Нельзя же оставлять в доме беспорядок.

Дочь: Вы не имеете права заставлять меня работать, вы не даете мне учиться, и я имею право на отдых.

- Как вы разрешите подобную ситуацию? (Самообслуживание не может быть препятствием в получении образования. В ст. 32 речь идет не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации, приеме на работу и условиях труда детей.)

Ситуация №2.

Мать: Сколько раз тебе говорить - после 11 часов вечера, ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы.

Сын: Но мама! Ты же все равно в 11 еще не спишь. Кроме того, имею я право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний?

(Обсуждение ситуации).

- Ст. 15 Конвенции, утверждающая право ребенка на свободу ассоциаций и мирных собраний, имеет и пункт 2, предусматривающий определенные ограничения. В данном случае поведение сына ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в этом в этом доме, и является нарушением общественного порядка.

Ситуация № 3.

Ученик: Марья Иванна! Я к Вам на историю больше ходить не буду. Зачем она мне, если я шофером буду? Да и сами Вы истории не знаете, путаетесь часто, уроки у Вас не интересные. Пусть нам другого учителя истории найдут, поумнее.

Учитель: Как ты смеешь, Иванов, так со мной разговаривать?

Ученик: Смею, Мария Иванна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А ваше преподавание меня касается, потому что я от него вчера пострадавший - меня за вашу двойку знаете как наказали? Не разрешили в кино сходить. Так что слушайте: преподаватель Вы плохой, неумелый.

(Обсуждение ситуации).

- Конечно, мы все понимаем, каково быть наказанным. Часто сердимся на учителя - он виноват во всех наших бедах. Но, тем не менее, закон здесь на стороне Марии Ивановны. Чего нельзя было допускать, заявляя о своих правах? (Чтобы пострадала репутация других людей. Ст. 13).

3. Подведение итогов.

- Заканчивается наша встреча, которая была полезной и для меня, и для вас. Вспомните притчу и того третьего путника. Именно таким сегодня был каждый из вас: грамотным, мудрым.

4. Рефлексия.
- Каждый человек в своей жизни должен родить ребенка, построить дом, посадить дерево, плодами которого будут пользоваться ваши дети. Сегодня мы построили дом, фундаментом которого являются правовые знания, а теперь посадим дерево, а плоды которыми будут пользоваться ваши дети - это их права. Я предлагаю вам выбрать наиболее важное на ваш взгляд право и написать его на яблоке и прикрепить на наше правовое дерево.

(на плакат с изображением дерева прикрепляют плоды с надписью прав ребёнка).

- По извилистой дорожке

Шли по миру чьи - то ножки.

Вдаль смотря широкими глазами,

Шел малыш знакомиться с правами.

Рядом мама крепко за руку держала,

В путь дорогу умницу свою сопровождала.

Знать должны и взрослые и дети,

О правах, что защищают их на свете.

- Большое спасибо.

11



© 2010-2022