- Преподавателю
- Классному руководителю
- КАК ВЕСТИ СЕБЯ С СУИЦИДАЛЬНЫМИ УЧАЩИМИСЯ
КАК ВЕСТИ СЕБЯ С СУИЦИДАЛЬНЫМИ УЧАЩИМИСЯ
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Габдуллина В.Г. |
Дата | 07.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Как вести себя с суицидальными учащимися.
Возникшие подозрения о суицидальной опасности является показанием ряда следующих мероприятий:
1. Информирование родственников подростка о суицидальной опасности или действиях.
2. Обеспечение непрерывного наблюдения за подростком как в колледже, так и в семье.
3. Привлечение для консультации детского психиатра или психотерапевта (с согласия родителей или официальных опекунов).
Алгоритм действия педагога-психолога при контакте с ребенком-суицидентом в различных психологических ситуациях:
А. При наличии признаков психических нарушений (бреда, галлюцинаций, психомоторного возбуждения).
К основным признакам бреда относятся ложные представления или умозаключения, в ошибочности которых пострадавшего невозможно разубедить (пример: «Я должен выброситься из окна и тогда люди перестанут болеть», «Я избран для великой миссии», «Я инопланетянин, я не могу разбиться, сейчас я вам это докажу»… ).
Галлюцинации характеризуются тем, что пострадавший переживает ощущение присутствия воображаемых объектов, которые в данный момент не воздействуют на соответствующие органы чувств (слышит голоса, видит людей, чувствует запахи и прочее).
В данной ситуации требуется:
-
Сообщить родителям и вызвать бригаду скорой психиатрической помощи.
-
До прибытия специалистов следить за тем, чтобы ребенок не навредил себе и окружающим. Уберите от него предметы. Представляющие потенциальную опасность. изолируйте его от детей и не оставляйте одного.
-
Говорите спокойным голосом. Соглашайтесь с ним. Помните, что в такой ситуации переубедить пострадавшего (изменить его бредовую направленность или доказать отсутствие галлюцинаций) невозможно.
Психомоторное возбуждение (потеря способность логически мыслить и принимать решения, ребенок становится похожим на животное, мечущегося в клетке движения резкие, речь ненормально громкая, не реагирует на замечания и просьбы).
В данной ситуации:
1. Используйте прием «захват»: находясь сзади, просуньте свои руки ему подмышки, прижмите его к себе и слегка опрокиньте на себя.
2. Изолируйте от других учащихся.
3. Говорите спокойным голосом о чувствах, которые он испытывает. («Тебе хочется что-то сделать, чтобы это прекратилось? Ты хочешь убежать, спрятаться от происходящего?»).
4. Не спорьте, не задавайте вопросов, в разговоре избегайте фраз с частицей «не», относящихся к нежелательным действиям, например: «не беги - стой», «Не размахивай руками - опусти руки», «Не кричи - говори тише».
5. Двигательное возбуждение обычно длится недолго и может сменяться нервной дрожью, плачем, а также агрессивным поведением.
Агрессия - один из непроизвольных способов, которым организм человека «пытается» снизить высокое внутреннее напряжение. Проявление злобы или агрессии может сохраняться достаточно длительное время.
В данной ситуации:
1. Сведите к минимуму количество окружающих (но не оставайтесь с ним один на один).
2. Дайте возможность «выпустить пар» (например, выговориться или «избить» диван, стул).
3. Демонстрируйте благожелательность. Даже если вы не согласны с ребенком, не обвиняйте его самого, а высказывайтесь по поводу его действий. Иначе агрессивное поведение будет направлено на вас. Нельзя говорить: «Что же ты за человек!». Следует сказать: «Ты ужасно злишься, тебе хочется все разнести в дребезги. Давай вместе попытаемся найти выход из этой ситуации».
4. Не старайтесь разрядить обстановку смешными комментариями или действиями.
Б. При наличии признаков психологического дискомфорта (плача, истерики).
Плач с суицидальными высказываниями.
В данной ситуации:
1. Не оставляйте его одного.
2. Установите с ним физический контакт (возьмите за руку, положите свою руку ему на плечо). Дайте ему почувствовать, что вы рядом.
3. Применяйте приемы «активного слушания» (они помогут ребенку выплеснуть свое горе): говорите о своих и его чувствах.
4. Не старайтесь успокоить ребенка. Дайте ему возможность выплакаться и выговориться, «выплеснуть» из себя горе, страх, обиду.
5. Задавайте минимум вопросов, не давайте советов. Ваша задача - выслушать.
Истерический припадок (длится от нескольких минут до несколько часов).
Основные признаки: сохраняется сознание, чрезмерное возбуждение, множество движений, театральные позы, речь эмоционально насыщенная, быстрая, крики, рыдания.
В данной ситуации:
-
Удалите зрителей, создайте спокойную обстановку. Останьтесь с ребенком наедине, если это не опасно для вас.
-
неожиданно совершите действие, которое может сильно удивить (можно дать пощечину, облить водой, с грохотом уронить предмет, резко на него крикнуть).
-
Говорите короткими фразами, уверенным тоном («Выпей воды», «Умойся»).
-
После истерики наступает упадок сил. Уложите пострадавшего спать. До прибытия родителей или медработника наблюдайте за его состоянием.
-
Не поддавайтесь его желаниям.
При контакте с суицидальным учащимся следует соблюдать баланс между дистанций и близостью.
В. В ситуациях подозрения на суицидальное поведение.
Особенности коммуникации:
-
Сохранять понимающую и вежливую позицию;
-
Дать необходимые объяснения о чувствах и поведении человека в кризисе;
-
Принять то, что мы не всегда можем предупредить суицид;
-
Принять то, что суицид - это не игра и не беспомощная попытка привлечь к себе внимание; иначе говоря, к суициду нужно относится серьезно;
-
Говорить с подростком о его чувствах, иначе его изоляция усиливается;
-
Учиться справляться с собственными страхами, в том числе через осмысление предмета и осознание его значения для себя;
-
Избегать моральных оценок и директивного тона в беседе;
-
Проявлять уважение к мнению и ценностям собеседника;
-
Избегать невыполнимые обязательства;
-
Иметь в себе мужество задавать нужные вопросы (максимально конкретные);
-
Избегать принятия решений «вместо» подростка-суицидента.
Часто подростки высказывают свою удовлетворенность беседой, что усыпляет бдительность окружающих. Следует помнить, что суицидальные мысли могут легко возвращаться в течение нескольких дней или часов.
В конце беседы следует проигрывать поведение подростка в будущих кризисных ситуациях или неразрешенной текущей. Примеры интервью (беседы) с подростком приведены в Приложении №4.
Если вы чувствуете, что подросток находится в стадии риска, самое лучшее, что вы можете сделать для себя, это не заниматься этим один на один. Пусть в это будут вовлечены другие люди (родители, родственники, специалисты службы охраны психического здоровья - детские психиатры, психотерапевты, психологи).
Госпитализация стационар осуществляется с согласия родителей или официальных опекунов ребенка:
- во всех случаях повторных суицидных попыток;
- при наличии психических расстройств;
- при наличии высокого риска суицидных действий;
- устойчивых мыслей о самоубийстве;
- высоком уровне решимости умереть в ближайшем будущем (в течение ближайших часов или дней);
- существование плана, в котором используется насильственный и высоко летальный метод;
- беспокойство или паника;
- неблагоприятной семейной ситуации.
Порядок недобровольной госпитализации определен законом РБ №337, 1999 года «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».