Специфика использования педагогической технологии в соответствии с особенностями различных категорий детей

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Специфика использования педагогической технологии в соответствии с особенностями различных категорий детей..


I. Дети с высокими способностями к обучению (одаренность)

Одаренность принято определять тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познавательной сферы, психологическим развитием и физическими данными.

Исходя из этого, можно условно выделить четыре вида детской одаренности:

1) Интеллектуальная или академическая;

2) Художественно-эстетическая;

3) Спортивно-физическая;

4) Социально-лидерская.

Хочется обратить внимание на трудности, с которыми могут столкнуться одаренные дети в ходе обучения в школе:

- негативное отношение к школе и учебе;

- нарушение отношений с родителями;

- подверженность частым перепадам настроения;

- дух противоречия;

- депрессия;

- низкая самооценка;

- высокая тревожность;

- чувство непохожести на других;

- тенденция к самооправданию;

- перекладывание вины на других;

- недостаток настойчивости;

- неприятие руководства;

- неприятие состязаний;

- чувствительность к критике при любви покритиковать других;

- некоторая надменность;

Наличие одной из трудностей или их сочетания является показанием к психолого-педагогическому сопровождению.

II. СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ.

Система работы с одаренными детьми заключается :

1. в диагностики потенциальных возможностей;

2. в помощи одаренным ученикам в самореализации их творческой направленности: организация концертов, творческих конкурсов различного уровня;

3. в контроле за развитнем их познавательной деятельности;

4. в дополнительных и качественных занятиях с одаренными детьми, в индивидуальном подборе программы, в колличестве и сложности изучаемых произведений;

5. в работе с родителями: совместная практическая деятельность,

6. во взаимодействии образовательного учреждения с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одаренных детей

III. Характеристика детей «группы риска»

В настоящее время понятие «дети группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Понятие дети группы риска может считаться сегодня общепринятым, однако существуют различные его трактовки, поэтому оно нуждается в уточнении и развитии.

Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.

Фактически речь идет о двух сторонах риска. С одной стороны, это риск для общества, который создают дети данной категории. Это понятие позволяло выделять категории людей, семей, поведение которых могло представлять определенную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым нормам и правилам.

Однако в последнее время эта категория детей рассматривается специалистами прежде всего с точки зрения того риска, которому постоянно подвергаются они сами: риска потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития и т. д.

Разные ученые выделяют различные группы факторов, позволяющих отнести детей и подростков к данной категории.

Л. В. Мардахаев относит к группе риска группу, члены которой уязвимы или могут понести ущерб от определенных социальных обстоятельств или воздействий окружающей среды. Так группой риска он считает многодетные, неполные семьи; семьи, имеющие детей - инвалидов; детей, оставшихся без попечения родителей. Что касается детей, подростков группы риска, то к ним он относит детей, которые в силу различных причин генетического, биологического и социального свойства уже приходят в школу психически и соматически ослабленными, социально запущенными, с риском школьной и социальной дезадаптации.

В. Е. Летунова выделяет следующую группу факторов риска:

  • медико-биологические (группы здоровья, наследственные причины, врожденные свойства, нарушение в психическом и физическом развитии, условия рождения ребенка, заболевания матери и ее образ жизни, травмы внутриутробного развития);

  • социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, семьи, ведущие аморальный образ жизни; неприспособленность к жизни в обществе: бегство, бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, убийства, попытки суицида, агрессивное повеление, употребление спиртных напитков, наркотиков);

  • психологические (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические реакции, нарушение общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми);

  • педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интересов к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника).

Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева дают следующие определение детям группы риска: категория детей, которые в силу определенных обстоятельств жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.

. Основными такими причинами являются следующие обстоятельства жизни этих детей: пьянство одного или обоих родителей; их асоциальное поведение (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция и прочее); устройство на квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов; отбывание одним из родителей срока тюремного заключения; лечение одного из родителей от алкоголизма, психического заболевания; жестокое обращение с детьми (побои, избиение с нанесением тяжелых травм, голод); оставление малолетних детей одних без еды и воды; отсутствие крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства; побеги из дома, конфликты со сверстниками, чрезмерная опека со стороны взрослых и т. д.

IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ.

Здоровый ребенок - первое условие успешного обучения. На уроках избегаю перегрузок детской психики (особенно в начальных классах), стараюсь переключать внимание ученика чередованием видов деятельности. Использую упражнения, направленные на развитие координации и внимания. Также использую в работе упражнения для корпуса. Стараюсь создать в классе творческую и доброжелательную обстановку. Регулярно включаю физкультминутки, дыхательную гимнастику А.Стрельниковой, слежу за чистотой воздуха в классе, температурным режимом, освещенностью, что прямо влияет на здоровье ученика. Составляю сбалансированное расписание по системе Селевко. В кабинете всегда есть питьевая вода и одноразовые стаканчики.


У меня большой класс. Все ученики очень разные и по возрасту и по способностям. В классе всегда есть лидер, на которого ориентируются все ученики и их родители. «Лентяй» в моем классе появляется редко. Главное - это индивидуальный подход к каждому ученику, что необходимо учитывать как при составлении программы, так и при использовании методов обучения. Урок планируется с учетом психологических и физических особенностей каждого ученика, соблюдается дидактический принцип «От простого к сложному». В своей работе использую словесные и практические методы обучения. В каждом направлении существует дифференцация задач и содержания, а также темпы освоения программного материала и оценки достижений. Стараюсь поддерживать на уроках доброжелательную атмосферу. К ученикам отношусь с любовью и уважением, поддерживаю с ними доверительные отношения. Очень помогают родители, которые контролируют учебный процесс и являются моими единомышленниками

2.Творческая деятельность школьника начинается с начальной школы. Период начального обучения рассматривается как подготовительный этап участия школьников в целенаправленной научно-исследовательской деятельности в дальнейшем.

Необходимо помочь детям раскрыть таланты, открыть перспективы для будущего развития личности, дать возможность каждому ученику самоутвердиться.

А что лучше может развить ребёнка, помочь ему приобрести опыт разнообразной деятельности, чем проектно-исследовательская технология?

Проектно-исследовательская технология как система интегрированных процедур в образовательном процессе включает многие известные методы и способы активного обучения, как то: метод проектов, методы сбора и обработки данных, исследовательский и проблемный методы, анализ справочных и литературных источников, поисковый эксперимент, опытная работа, обобщение результатов и другие. Её изначальной формой является метод проектов, который успешно используется в современном процессе обучения.

Метод проектов предполагает процесс разработки и создания проекта. Проектно-исследовательская деятельность учащихся способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность.

Возможны два пути формирования проектно-исследовательских навыков в педагогической деятельности. Это использование проектно-исследовательского метода: в учебном процессе и во внеурочной деятельности учащихся. В процессе своей педагогической деятельности я использую проектно-исследовательский метод во внеурочной деятельности учащихся, поскольку именно он предполагает неформальное общение педагогов и учащихся, даёт возможность для реализации особенностей детей, развития их индивидуальности.

Главные цели проектно-исследовательского метода состоят в следующем: заинтересовать обучающихся, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.

Целесообразно не навязывать детям темы исследования. Пусть они возникают из вопросов самих детей при изучении каких-либо тем. Темы проектно-исследовательских работ: «Что такое вулкан?», «Сколько звёзд на небе?», «Зачем поют птицы?», «Почему цветы красивые и душистые?» «Почему у кукурузы такое смешное имя?». Предполагается, что каждый ученик изучает то, что для него интересно и значимо. Дети с большим интересом исследовали повадки и характер животных. Им интересны темы космоса, природные явления, традиции своей семьи, история своего имени и так далее. Конечно, работы детям помогали оформлять родители. Но всё равно дети - являлись исследователями!

Занятия, проведённые с использованием проектно-исследовательской технологий помогли достич следующих результатов:
-возрос познавательный интерес учащихся;
- повысилась мотивация к учебной деятельности;
- совместная деятельность ребят ускорила процесс сплочения коллектива;
- повысилась активность на занятиях, самостоятельность, коммуникабельность; исчезла боязнь неправильного ответа.
Работа над проектами с детьми младшего школьного возраста связана с определёнными трудностями:
- низкая техника чтения, что затрудняет работу с большими объёмами информации;
- ребята с трудом могут самостоятельно выбрать главную, значимую информацию;
- не всегда получается аккуратно оформить продукт своей деятельности.

Но все эти трудности незначительны по сравнению с приобретёнными в процессе работы универсальными учебными действиями. Выполняя различные проекты дети научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с источниками информации. Они стали творчески мыслить и проявлять инициативу. Проведённая в начальной школе работа с использованием проектно-исследовательской технологии, поможет ученикам не только в дальнейшем обучении, но и во взрослой жизни.

  • 3.Информационно и коммуникационные технологии (ИКТ).

Сегодня невозможно представить организацию внеурочной деятельности без использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ): проектора, цифровых фотоаппаратов, музыкального центра и видеокамер. Мы имеем возможность зафиксировать любое мероприятие, обработать его и собрать фото - видеокопилку. Большая роль на кружках отводится театрализации, концертной деятельности. Здесь опять на помощь приходят ИКТ. Через презентации дети знакомятся с основами театра, кукольным театром. Очень интересно проходят занятия по артикуляционной гимнастике, когда дети, повторяют упражнения для губ и языка, подражая героям на экране. Невозможно обойтись без компьютера и при подготовке к инсценированию сказки.

Использование во внеурочной деятельности мультимедиа-презентаций и фильмов приводит к целому ряду положительных эффектов:

• придаёт занятию эмоциональную окрашенность;

• психологически облегчает процесс усвоения;

• возбуждает живой интерес к предмету познания;

• расширяет общий кругозор;

• повышается производительность труда учителя.

Применение ИКТ во внеурочной деятельности в начальной школе просто необходимо. Как важно заинтересовать ребёнка этической проблемой, вызвать его на дискуссию, организовать конкурс, игру так, чтобы он активно участвовал, хотел рассуждать, спорить! Дети и сами учатся работать с компьютером.

Необходимо всегда помнить, что маленькому человеку особенно важны и нужны положительные эмоции. Ученик, погружённый в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. Именно поэтому малышам необходима внеурочная деятельность, насыщенная праздниками, развлечениями, играми.

Внеурочная деятельность с использованием ИКТ обеспечивает широкую творческую деятельность учащегося в информационной среде, положительный эмоциональный настрой, создает ситуацию успеха. Информационные технологии позволяют разнообразить формы работы с учащимися, сделать их творческими, упрощается процесс общения с учениками и их родителями.


  • 4. Работа в группах.

  • Специфика работы в группах: поддержка, сотрудничество, ответственность, оптимизм, комфорт, мобилизация ресурсов, терпимость и т.п. Создаются ситуации для определения лидера. Лидер берет на себя ответственность за коллектив, а коллектив поддерживает лидера. Групповая работа эффективна, если она моделирует командный способ. Основные правила: даются задания такие, что их не может решить один школьник, задание должно провоцировать, задания должны задавать стиль работы. Группы формируются.

  • 5. Проблемно-диалогическая технология

даёт развернутый ответ на вопрос, как научить воспитанников ставить и решать проблемы. В соответствии с данной технологией на занятиях введения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Постановка проблемы - это этап формулирования темы занятия или вопроса для исследования. Поиск решения - этап формулирования нового знания. Постановку проблемы и поиск решения учащиеся осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Эта технология, прежде всего, формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счёт использования диалога - коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. - познавательных.

  • 6. Технология оценивания.

образовательных достижений (личных учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех. Избавление учеников от страха перед контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье. Данная технология направлена, прежде всего, на формирование регулятивных универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие умения определять, достигнут ли результат деятельности. Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий: за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы. Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному развитию ученика.

  • 7. Технология «Портфолио»

обеспечивает личностно-ориентированный подход в образовании. Работа над портфолио в начальной школе - это первый этап долгосрочного проекта, успех которого будет зависеть от грамотно спланированной деятельности ученика.

Задачи портфолио:

  • создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки уверенности в собственных возможностях;

  • максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации в различных областях школьной и внешкольной жизни;

  • развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

  • формирование установки и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;

  • стимулирование стремления к самосовершенствованию.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности.

8. Педагогическую игру можно успешно использовать на уроках и во внеурочной деятельности как средство коррекционно-воспитательной работы со школьниками, так и для более успешного вовлечения детей, испытывающих трудности в обучении, в серьёзную учебную деятельность.

Игры развивают у детей: самостоятельность, способность автономно, независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность к элементарной творческой и познавательной активности.

Мною игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельной технологии для освоения комплекса понятий, темы и даже раздела учебного предмета;

- в качестве одного из методов проведения урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

- как технология проведения внеурочной работы по предмету.

Игра помогает мне как педагогу, сплотить детский коллектив, включаясь в активную деятельность, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки и мнение других.

При организации самостоятельной работы игра может быть групповой или индивидуальной. В этом случае следует использовать игровые карточки. Я провожу игру со слабыми учащимися по - разному.

В одном случае я могу вызвать их к доске, когда другие заняты самостоятельной работой, напомнить им правила игры, выполнив с ними на доске 1-2 игровых действия, и предложить закончить игру по карточкам на своем рабочем месте.

В другом случае я организую игру слабого ученика в паре с сильным, который помогает первому выполнить игровые действия. В тех случаях, когда слабые ученики хорошо усваивают правила той или иной игры, им предлагают игру с раздаточными карточками. В индивидуальных и групповых играх сложна проверка результатов игры. К ней учитель должен тщательно готовиться.

Я разбила игры на группы по характеру познавательной деятельности.

а).Игры, требующие исполнительской деятельности.

В данных играх дети выполняют действия по образцу или указанию. В процессе таких игр дети знакомятся с простейшими геометрическими фигурами. Их свойствами, овладевают пространственными представлениями. Эти игры часто применяются в первые месяцы обучения в 1-м классе.

б)Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность.

К этой группе относятся игры, которые способствуют формированию вычислительных навыков и навыков правописания.

в)Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность.

К этому виду можно отнести игры " Я - учитель", " Контролёр", в которых ребята проверяют выполненную кем-то работу.

деятельность.

г) Игры, с помощью которых дети осуществляют преобразующую ключом к данным заданиям.

Игра " Придумай слово из данных букв".

ОСКОЛ - сокол, колос, кол, лоск, сок.

д)Игры, включающие элементы поисковой деятельности.

В процессе игры дети учатся анализировать, находить общее и различие.

Хорошая игра похожа на хорошую работу. В каждой игре есть рабочее усилие и усилие мысли. Игра помогает снять утомление и напряжение, поддерживает внимание. Увлечённые игрой, ученики легче усваивают программный материал, проявляют активность, находчивость, сообразительность, инициативу и смекалку. Хорошая игра похожа на хорошую работу.

Следует разделять игры по виду деятельности:

- физические (двигательные);

- интеллектуальные (умственные);

- трудовые;

- социально-педагогические.

Для игр характерна:

-игровая направленность деятельности,

-насыщение проблемными ситуациями, творческими задачами,

-наличие ситуаций поиска с элементами экспериментирования, практического исследования, схематизацией.

Обязательным требованием к играм является их развивающее воздействие.

Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. На сегодняшний день учитель получил возможность по-новому организовать внеурочную деятельность своих учеников, используя новые технологии. Еще существует много проблем, как с техническим, так и с методическим обеспечением для поддержки таких занятий, но тем не менее, работа в сторону улучшения уже идет. Жизнь не стоит на месте, поэтому современный учитель должен постоянно совершенствоваться и идти в ногу со временем.

Технология

Масштаб использования

Достигаемые результаты

Личностно-ориентированные технологии

(технологии описаны в системе Кожевниковой Н.Н.)

Используются педагогами начальных классов, на учебных предметах социально-гуманитарного и естественно-научного направлений и во внеурочной деятельности

У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации учения.

Учебные результаты, индивидуаль­ное, личностное развитие

Метод проектов

(представлен в системе работы Килиной Н.А.)

Используются на базовых учебных предметах и во внеурочной деятельности

Работа по данной методике даёт возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Метапредмет-ные результаты, личностные

Технология исследовательского обучения (представлена в программе по внеурочной деятельности Витершпан А.П.)

Используются на базовых учебных предметах и во внеурочной деятельности

Даёт возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути её решения, что важно при формировании мировоззрения. Это необходимо для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.

Учебные результаты, индивидуаль-ное, личностное развитие

Информационно -коммуникацион-ные технологии (представлены в методических разработках Романенко Г.В., Тамбовцевой Г.С., Петровой Т.Ю., Фроловой Е.А.)

Используются педагогами начальных классов, на учебных предметах социально-гуманитарного и естественно-научного направлений и во внеурочной деятельности

Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.

Метапредмет-ные, предметные результаты, личностное развитие









Игровая учебная деятельность

(статья Телковой Л.И. в сборнике методических идей «Развитие познавательной самостоятельности обучающихся на основе компетентностного подхода»)

Используется на уроках и во внеурочной деятельности

Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.

Предметные и метапредмет-ные результаты

Здоровьесберегающие технологии

(представлены в системе работы Королькова С.Г. «Формирование здорового образа жизни в образовательном процессе и применение здоровьесберегающих технологий», в методических разработках Рожковой О.В., Смакотиной Н.А.)

Используются педагогами начальной, основной и старшей школы на уроках и во внеурочной деятельности

Использование данных технологий позволяет равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что даёт положительные результаты в обучении.

Технология проблемного обучения


Используются на базовых учебных предметах и во внеурочной деятельности

Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

Учебные, личностные результаты

Технология проектирования содержания образования при построении учебных тем.

Используется в начальной школе, на предметах гуманитарного и естественно-научного направлений

Даёт возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению

Учебные результаты

Технологии организации группового взаимодействия

(в инновационной разработке Тамбовцевой Г.С.)

Используются на базовых учебных предметах и во внеурочной деятельности

Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребёнка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребёнок, применять психолого-педагогические диагностики личности.

Учебные результаты, индивиду-альное, личностное развитие

Технология «Портфолио»


Используются педагогами начальной, основной и старшей школы на уроках и во внеурочной деятельности

Формирование персонифицированного учёта достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.

Индивиду-альные достижения и личностное развитие

1. Кривобок Е.В., О.Ю. Саранюк. Исследовательская деятельность младших школьников. - Волгоград: Учитель, 2010.
2. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. - М.: Вентана-Граф, 2002.
3. Проектная деятельность в начальной школе/под ред. М.К Господникова и др. - Волгоград: Учитель, 2008.
4. Проектные задачи в начальной школе/под ред. А.Б. Воронцова. - М: Просвещение, 2011.




© 2010-2022