Дети с ЗПР

Дети с ЗПР – многочисленная категория, разнородная по своему составу. Часть из них имеет негрубого нарушения со стороны центральной нервной системы, вследствие ее раннего органического поражения. У других детей ЗПР возникает на фоне функциональной незрелости ЦНС. Соматическая  ослабленность, наличие хронического заболевания также могут стать причиной отставания в нервно –психическом развитии.  Неблагоприятные микросоциальные условия, психотравмирующие ситуации являются еще одной причиной ЗПР у д...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дети с ЗПР - многочисленная категория, разнородная по своему составу. Часть из них имеет негрубого нарушения со стороны центральной нервной системы, вследствие ее раннего органического поражения. У других детей ЗПР возникает на фоне функциональной незрелости ЦНС. Соматическая ослабленность, наличие хронического заболевания также могут стать причиной отставания в нервно -психическом развитии. Неблагоприятные микросоциальные условия, психотравмирующие ситуации являются еще одной причиной ЗПР у детей.

Задержка психического развития это различные по происхождению и клиническим проявлениям состояния легкой интеллектуальной недостаточности, характеризующиеся замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы.

Данная категория была выделена в связи с резким повышением числа стойко неуспевающих детей, вызванным переходом школы на новые, усложненные программы обучения.

Критерии дифференциации ЗПР от легких вариантов умственной отсталости.
1. Парциальностъ психического недоразвития: у детей с ЗПР, наряду с нарушенными либо незрелыми психическими функциями, обнаруживаются и сохранные, в то время как для умственной отсталости характерна тотальность психического недоразвития. Как правило, отмечается незрелость межсистемного взаимодействия (интеграции) психических процессов, которое, по сути, обеспечивает познавательную (интеллектуальную) деятельность.
2. Способность к обучению по общеобразовательным программам: дети с ЗПР могут усвоить учебный материал в объеме общеобразовательной средней школы при условии разумного распределения нагрузки, организации специального режима занятий и учета индивидуальных особенностей.

3. Достаточно высокая восприимчивость к помощи: школьники с ЗПР, как правило, способны воспользоваться опосредованной помощью со стороны учителя в виде наводящих вопросов, уточнения задания, предваряющих упражнений, организации учебной деятельности и т.п. Умственно отсталым детям в случае затруднения обычно требуется непосредственный показ способа действия, поскольку оказания опосредованной помощи им недостаточно.
4. Способность к логическому переносу усвоенных знаний и приобретенных навыков на новые условия: дети с ЗПР могут пользоваться усвоенным способом действия в изменившихся условиях, в то время как умственно отсталыми даже незначительное изменение внешних условий воспринимается как совершенно новая, незнакомая ситуация.
Таким образом, несмотря на существенные недостатки в интеллектуальном и личностном развитии, у детей с ЗПР сохранны предпосылки для усвоения учебного материала по общеобразовательным программам при условии индивидуального и дифференцированного подхода к ним.
Обобщая имеющиеся научные данные (К.С. Лебединская, М.С. Певзнер, Т.А. Власова, Ю.Г. Демьянов, С.Г. Шевченко и др.), можно выделить основные формы ЗПР.

ЗПР конституционального происхождения (психофизический инфантилизм)

Причины - наследственные факторы (предрасположенность к более длительным срокам физиологического и психологического "созревания", негрубая патология беременности и родов, истощающие заболевания периода раннего детства (хронические дистрофия, диспепсия, тяжелая дизентерия, дисбактериоз и пр).

Выделяют три варианта ЗПР по типу психофизического инфантилизма.
1. Гармонический инфантилизм

Дети по своим физическим и психологическим характеристикам отстают от своих сверстников на 2-3 года. Они, как правило, невысокие, хрупкие, несколько бледные. Непосредственны, жизнерадостны, любопытны, неутомимы в игре. У них уже есть достаточно выраженное стремление все знать, однако оно проявляется в форме, напоминающей скорее период "почемучек" у детей 4-5 лет, т.е. фактически ребенок еще только осваивает отдельные мыслительные операции: задерживает внимание на каком-либо объекте, явлении или процессе, задается вопросом и, возможно, осмысливает ответ. Психологически эти дети не готовы, а потому не способны к длительным волевым усилиям, необходимым для усвоения сложного учебного материала и подчинения школьным требованиям. Подчас они и ведут себя в классе так же, как в группе детского сада или у себя дома, могут капризничать, не реагировать на замечания, необидчивы.

Значительных нарушений восприятия, внимания, памяти, воображения, речи, мышления при гармоническом инфантилизме не наблюдается. Однако эти процессы функционируют как бы независимо друг от друга, еще не взаимодействуя на уровне, необходимом для полноценного усвоения учебных знаний.

Если же ребенок с гармоническим инфантилизмом все-таки обучается в школьном классе, следует тщательно продумать педагогическую тактику индивидуального подхода с учетом особенностей его интеллектуальной деятельности и эмоционально-волевой сферы.

2. Дисгармонический психический инфантилизм

Причины данного варианта ЗПР - не грубое повреждение мозга на ранних стадиях развития.

У части детей встречается отставание в физическом статусе. Основная же характеристика заключается в замедлении личностного созревания, причем эмоционально-волевая сфера и поведение характеризуются негрубыми патологическими свойствами: неустойчивостью, эмоциональной возбудимостью, лживостью, склонностью к демонстративному поведению, отсутствием чувства ответственности и стойких привязанностей, пониженной самокритичностью и повышенной требовательностью к другим (С.Г. Шевченко, 1999), конфликтностью, драчливостью, жадностью, эгоистичностью (Ю.Г. Демьянов, 1999).

Все эти черты весьма негативно сказываются на взаимоотношениях с окружающими (как в школе, так нередко и в семье).
Следует отметить, что коррекция данного варианта ЗПР весьма затруднительна. Порой требуется дополнительное медикаментозное воздействие (как правило, у этих детей наблюдаются остаточные неврологические проявления). Помимо этого, необходимо грамотное психолого-педагогическое сопровождение. Следует постепенно, ненавязчиво, но последовательно вырабатывать навыки произвольного поведения, волевой регуляции действий, самостоятельности, ответственности. При этом необходимо постоянно отслеживать полноту усвоения ребенком изученного материала, чтобы не появились пробелы в знаниях.
Особенно важно сохранять теплое и доброжелательное отношение к таким детям со стороны родителей, учителей и сверстников (а это достаточно сложно при таком поведении!). Тогда по мере нормализации функционирования центральной нервной системы постепенно сгладятся и негативные черты характера. И наоборот, при постоянном негативном отношении со стороны взрослых и сверстников нарушения характера и поведения могут закрепиться. Более того, в подростковом возрасте ребенок, отвергнутый коллективом сверстников, невольно станет искать референтную группу, где он будет принят и признан. Нередко именно поэтому школьники попадают в компании асоциального характера.

3. Психофизический инфантилизм при эндокринной недостаточности
Этот вариант ЗПР встречается довольно редко.

Такие дети тоже отстают в темпе физического развития, но, кроме этого, их телосложение отличается диспластичностью, недостаточно сформирована психомоторика: движения часто неловки, неуклюжи, нарушены их переключаемость, координация, точность, последовательность.
Сверстники нередко насмехаются над их внешними недостатками, дети тяжело переживают это, но тем не менее, стремятся к общению, не избегают участия в мероприятиях. Как правило, они робки, пугливы, привязаны к близким. Им свойственны медленное включение в работу, повышенная отвлекаемость, отсутствие инициативы, гибкости и яркости воображения. Темп психической деятельности замедлен (Ю.Г. Демьянов, 1999).
Вышеперечисленные особенности служат причиной как затруднений в учебной деятельности, так и достаточно сложных
межличностных взаимоотношении и низкой социальной адаптации. Коррекционная работа предполагает обязательную психологическую поддержку. Крайне желательно включение та кого ребенка в тренинговые группы (тренинги общения, самоопределения, самостоятельности).

Педагогическое сопровождение предполагает воспитание самостоятельности, ответственности, уверенности, решительности и т.д. Однако при этом следует особо подчеркнуть, что ни в коем случае нельзя требовать от этих детей активизации тем па деятельности. Их медлительность обусловлена особенностями биохимической организации мозга, изменить которую не возможно. Ваши попытки заставить малыша действовать быстрее приведут к тому, что ребенок окажется в стрессовой ситуации, которая может вызвать у него различные реакции от истерики до ступора.

ЗПР соматогенного происхождения

Причины:

1.Частые соматические заболевания истощающего характера: хроническая пневмония, тонзиллит, гайморит, тяжелые аллергические состояния, хронические заболевания и патология внутренних органов → это приводит к хронической интоксикации (отравления) организма, к снижению физического и психического тонуса, активности, уровня устойчивости к нагрузкам (в том числе и умственным), работоспособности.

Помимо этого, обменно-трофические нарушения, возникающие при хронической интоксикации организма вредными веществами, образующимися в очаге хронической инфекции, влияют на темп созревания нервной системы и могут привести к негрубой задержке развития мозга, к задержке созревания эмоционально-волевой сферы (А.О. Дробинская, 1999).
В дошкольном возрасте незрелость эмоционально-личностной сферы у таких детей проявляется в виде повышенной чувствительности , впечатлительности, страха перед новым, чрезмерной привязанности к близким (особенно к матери) и выраженной заторможенности в контактах с чужими людьми вплоть до отказа от речевого общения (А.О. Дробинская, 1999).

Родители соотносят эти проявления инфантилизма с общим болезненным состоянием ребенка, сочувствуют ему, жалеют. Оберегают от лишних нагрузок, ограничивают контакты со сверстниками, стараются следовать его желаниям и капризам. При этом они считают, что в школе все изменится само собой, и ребенок сам "догонит" сверстников, созреет в эмоционально-личностном плане, тем более что предпосылки интеллекта (память, внимание, восприятие, речь, мышление, воображение) у таких детей обычно соответствуют возрастной норме.

Но в школе такие дети оказываются в числе неуспешных, дезадаптированных по целому ряду причин.

  1. Систематическая учебная нагрузка и ежедневное, по несколько часов пребывание в детском коллективе оказываются для них непосильными: у детей быстро наступает утомление (дети истощаются задолго до конца урока, не успевают отдохнуть за перемену).
    Накапливающееся утомление при отсутствии достаточно длительного отдыха приводит к формированию хронической усталости или переутомления. При психофизиологическом переутомлении работоспособность после отдыха не восстанавливается до исходного уровня, утомление накладывается на утомление, приводя к серьезным сдвигам в общем состоянии здоровья (А.О. Дробинская, 1999). Это приводит к интенсификации болезненного процесса.

  2. Трудности в адаптации к школе непосредственно связаны и с незрелостью эмоционально-личностной сферы: несамостоятельностью, пугливостью, робостью, зависимостью от взрослых, повышенной впечатлительностью, плаксивостью, которые существенно усиливаются вследствие переутомления. Ребенок становится раздражительным, эмоционально неустойчивым.

  3. Учебная деятельность у таких детей к началу обучения в школе несформирована. Высшие психические функции еще не готовы интегрировать и взаимодействовать в процессе познания. Дети не "дозрели" до осознания необходимости обучения. Можно тщательно готовить ребенка к школе и не сформировать у него желаемой мотивации. Поэтому требования со стороны взрослых (подчас весьма жесткие либо противоречивые) упираются, с одной стороны, в резко сниженную работоспособность ребенка; с другой в несформированность школьной мотивации; с третьей в незрелость эмоционально-волевой и когнитивной сфер.

  4. Частые болезни могут привести и к возникновению довольно серьезных пробелов в знаниях.


Меры педагогического воздействия - избавиться от первопричины болезни , системное взаимодействие медицинских работников, педагогов, психологов и родителей в плане сопровождения детей данной категории.
ЗПР психогенного происхождения

ЗПР церебрально-органического происхождения

Причины - органическая недостаточность мозга, характеризующаяся как специфическим недоразвитием личностной сферы по типу органического инфантилизма, так и значительным нарушением познавательной деятельности (А.О. Дробинская, 1999). Нарушения в эмоционально-личностной и когнитивной сферах при данной форме ЗПР более выражены и стойки, чем при других вариантах ЗПР.

Основой церебрально-органической задержки развития выступают выраженные варианты минимальной мозговой дисфункции (ММД), относительно легкие варианты патологии центральной нервной системы, возникающие вследствие повреждения мозговых тканей, имеющие остаточный (резидуальный) характер и выражающиеся в нарушении формирования структурно-функциональных
систем мозга.

В раннем и дошкольном детстве проявления ММД выражаются в основном в виде двигательных, эмоциональных и вегетативных расстройств (двигательная расторможенность, некоординированность, общая моторная неловкость; возбудимость и неустойчивость настроения, раздражительность, импульсивность, порой назойливость; нарушения сна, склонность к пищевым расстройствам, потливость). Одновременно может быть рассеянная неврологическая симптоматика: легкое заикание, тики, асимметрия силы движений, стертая либо выраженная дизартрия (смазанность, нечеткость речи).
В старшем дошкольном возрасте проявляются слабость волевой регуляции, концентрации и целенаправленности внимания, недостаточная координированность тонкой моторики, недоразвитие лексико-грамматического строя речи, слабая выраженность интеллектуальных интересов.
Такие проявления редко настораживают взрослых или побуждают их к кардинальным мерам по подготовке ребенка к школе, усиленным занятиям по развитию высших психических процессов, формированию волевых качеств и пр. Но эти меры не приводят к желаемому результату, а в худших случаях вызывают обострение симптомов мозговой недостаточности.

© 2010-2022