Доклад к педсовету Работа с родителями в условиях модернизации системы образования

      Основная цель модернизации сложившейся в последние десятилетия системы образования – повышение качества образования, которое отвечало бы актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.      Очевидно, что успехи в развитии общества сегодня должны быть связаны не только с научно-техническими достижениями и новыми информационными технологиями, но и с нравственным преображением личности.      В докладе обобщён опыт работы классного руководителя по взаимодействию семьи...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Волово Воловского муниципального района Липецкой области













Доклад



«Совершенствование работы с родителями

в условиях модернизации

системы образования»



Подготовила:

классный руководитель

Ибрагимова И. В.

январь 2013 г.

Модернизация - введение усовершенствований, отвечающих современным требованиям.

Основная цель модернизации сложившейся в последние десятилетия системы образования - повышение качества образования, которое отвечало бы актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.

Очевидно, что успехи в развитии общества сегодня должны быть связаны не только с научно-техническими достижениями и новыми информационными технологиями, но и с нравственным преображением личности.

На сегодняшний день в обществе складывается страшная тенденция. Всё чаще с экранов телевидения звучат леденящие душу новости о преступлении против детей. По статистике, более половины преступлений против детей совершаются их близкими родственниками. Такие данные привел уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павел Астахов. К сожалению, жестокость по отношению к собственным детям, вообще к детям, стала отличительно особенностью нашего времени. Это факт. Если посмотреть печальную статистику по убийству детей, мы увидим страшную тенденцию: у нас более половины таких преступлений совершаются близкими ребенку людьми - родителями, отчимами, сожителями матерей этих детей.

Некоторые преступления по своей жестокости не имеют прецедентов. То, сколько детей избито родителями, сбито на пешеходных переходах, изнасиловано педофилами, брошено и предоставлено самим себе, можно перечислять долго. По всей стране подобных случаев предостаточно. Специалисты, работающие в сфере защиты прав ребенка, утверждают: жестокость взрослых по отношению к детям переросла все разумные пределы. «Из года в год число преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних, возрастает. По многолетним наблюдениям Ирины Потаповой, в большинстве случаев главная причина жестокого обращения с детьми - алкоголь. Как правило, избиения, оскорбления и надругательства происходят в семьях, ведущих асоциальный образ жизни. Однако, по мнению специалиста, жестокое обращение с детьми, которое преследуется по закону, нередко происходит и в благополучных семьях, более того, на глазах у общественности. «Не ошибусь, если скажу, что большинство из нас видели, как на улице мама бьет или оскорбляет своего ребенка, пытается обращаться с ним как со взрослым, унижая достоинство человека, который еще не в состоянии осознать, за что, собственно, его наказывают», - говорит Ирина Потапова.

По мнению психолога, это происходит потому, что современные родители имеют слабое представление об институте семьи как таковом. «Сейчас выросло поколение молодых родителей, которые фактически не воспитывались в семье. Их родителям было некогда заниматься детьми, некогда было любить их и прививать семейные ценности. Раньше эти функции частично брала на себя школа. Детей воспитывали там. Но в 90-е годы школа сложила с себя эти обязанности. Она только учит. И выходит, что воспитывать детей некому. Откуда же у молодежи появится представление о полноценных отношениях в семье?» - рассуждает психолог.

Проблема организации работы с родителями всегда была актуальна в рамках учебно-воспитательного процесса школы. Сейчас эта тема приобрела новое звучание и значение на этапе модернизации Российского образования. Изменились социально-экономические условия, в которых проживают семьи наших учащихся, изменился правовой статус образовательных учреждений. Изменился в целом социальный портрет семьи, изменились запросы, отношение родителей к школе. В период нового этапа реформирования школы в центре внимания, как и прежде, стоит ребёнок. Но без совместной работы семьи и школы невозможно воспитать личность, имеющую свою позицию, умеющую избирать приоритеты, определять значимость своих поступков, находить собственный смысл в жизни, принимать решения, брать ответственность на себя, осознавать себя и в итоге найти своё дело.

Концепция модернизации российскогообразования на период до 2010 года подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 -2017 годы» объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей, предусмотрено развитие государственной семейной политики. Дети должны стать активными участниками в реализации этих важнейших задач, направленных на возрождение и всемерное укрепление социального института семьи, семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества и государства.

Почти вся наша жизнь строится на основе семьи. С рождения до подросткового возраста мы живём в доме наших родителей. Через несколько лет мы женимся и создаём нашу собственную семью. В семье мы переживаем наш первый опыт любви в отношениях с нашими родителями. Эта любовь создаёт наш характер. Не важно - какая у нас позиция в обществе, какой уровень образования, богатства или известности - семья это то место, где создаётся окружение долгосрочных отношений, заботы и даже образца для нашего развития. Семья - это и школа любви, и школа нравственности, источник наших самых сокровенных ценностей.

Предыдущий опыт работы в качестве классного руководителя показал, что сотрудничество семьи и школы становится всё более актуальным и востребованным. Поэтому, разрабатывая воспитательную систему для своего нового класса я остановила выбор на теме «Когда семья вместе, то и душа на месте». Ни для кого не секрет, что личность учителя, его наклонности играют не последнюю роль в воспитании обучающихся. Как бы то ни было, но я всё чаще замечаю, что у спокойного, мудрого воспитателя тихие воспитанники, у воспитателя харизматичного, яркого, нестандартного непоседливые, шустрые, озорные ученики.

Для меня всегда самым главным жизненным приоритетом были семейные ценности. И всегда эти важные ценности я стремилась распространять и на школьную семью тоже, потому что школа это большая семья, в которой рядом сосуществуют родственные души: коллеги, ученики, их родители, порывы которых объединены общими целями и задачами. И я очень надеюсь, что именно эта, а не какая-нибудь другая отличительная черта моего характера оставит неизгладимый след в душах моих воспитанников.

Формирование семейных ценностей, безусловно, очень важный и сложноорганизованный процесс, требующий больших энергозатрат со стороны всех членов семьи в течение длительного времени. Каждая семья уникальна и неповторима, но существует ряд неизменных во все времена ценностей, таких как взаимопонимание, внимательное отношение к родным и близким, доверительные и уважительные отношения между членами семью, готовность прийти на помощь и оказать всяческую поддержку.

Научиться жить в семье, чтобы всем было комфортно - это труд, повседневная деятельность всех без исключения членов семьи - и детей и взрослых. По-разному складывается процесс формирования адекватных семейных традиций и ценностей - в одних семьях это удается, а другим требуется поддержка, просветительское сопровождение. Поэтому я ставлю перед собой следующие задачи:

  • помочь детям и родителям сделать семейную жизнь богатой по содержанию, многогранной, радостной;

  • воздействовать на утверждение психологических, этических и социальных семейных ценностей;

  • формировать чувство обязанности, чувство отственности, идеал межличностных отношений.

В повышении педагогической культуры, просвещении родителей использую традиционные формы работы: родительские собрания, направленные на обсуждение с родителями общих и наиболее актуальных вопросов воспитания детей в семье и образовательном учреждении, индивидуальные беседы с родителями, посещение ребёнка на дому.

Подготовку к родительскому собранию всегда начинаю заранее. К собранию стараюсь разослать красочные приглашения, в которых отражена тема собрания и вопросы, которые будут рассмотрены, место и время проведения, а также слова благодарности и признательности за то, что родители найдут время прийти в школу. (Примеры приглашений распечатать, сделать цветными). За два с половиной года классного руководства явка на родительские собрания никогда не опускалась ниже 70%.

Собранию обязательно предшествует одноимённый классный час с детьми, на котором обсуждаются аналогичные вопросы. Всегда интересно выслушать мнения взрослых и детей, чаще всего они не совпадают. Данные анкет, опросов привожу на родительских собраниях в количественном или процентном соотношении, не называя фамилий. Свою задачу вижу в нахождении компромиссов, чтобы найти путь в решении вопросов с той и другой стороны, а иногда даже примирить конфликтные стороны. (Примеры собраний)

Классный час «Родители и мы: конфликт или компромисс?» Ребята обсудили, что такое конфликт, пытались разобраться в причинах конфликтов, написали пожелания родителям по поводу своего воспитания, (зачитать) ответили на вопросы анкет, результаты которых были использованы на родительском собрании. На родительском собрании «Проблемы ранней юности и пути их решения» были рассмотрены проблемы взаимоотношений подростков и родителей. Фраза Б. Спока «Любите вашего ребёнка таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет. Результат воспитания зависит не от степени строгости и мягкости, а от ваших чувств к ребёнку и от жизненных принципов, которые вы ему прививаете» стала эпиграфом к этому собранию.

Родительское собрание «Сквернословие и здоровье» прошло совместно с детьми. Эта проблема стояла у нас очень остро, матерились даже девушки. Логан Пирсолл Смит говорил «нет музыки слаще, чем ангельские голоса ребятишек, если не особенно вслушиваться в произносимые ими слова. Собрание заставило задуматься над своим поведением не только детей, но и их родителей. Собрание прошло с использованием АМО. Родители и их дети говорили о словах с большой буквы, приняли участие в игре «Эстафета добрых слов», дискуссии по теме «Нужен ли нам мат?», выполняли творческие задания, в частности создавали антирекламу сквернословия, узнали, что оказывается, нецензурная брань, оказывает влияние на здоровье, симптомы редкого психического заболевания «копролалия» встречаются у многих здоровых людей. Так в медицине называют болезненное, иногда непреодолимое влечение к циничной и нецензурной брани безо всякого повода. Группа учёных под руководством кандидата биологических наук П. П. Гаряева доказала, что бранные слова как бы взрываются в генетическом аппарате человека, вледствие этого происходят мутации, которые с каждым поколением ведут к вырождению человека. Учёные зафиксировали, что бранные слова вызывают мутагенный эффект, подобный тому, что даёт радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген. Другая группа учёных под руководством доктора биологических наук И. Б. Белявского - 17 лет занимались проблемой сквернословия, и они доказали, что заядлые матерщинники живут наного меньше, чем те, которые не сквернословят. Потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни. Более того, сквернословие негативно влияет на здоровье не только тех, кто ругается, но и кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивали. И словом же исцеляли больных. Завершили собрание древней библейской мудрость., которая гласит: «Если тебя преследуют неудачи, наведи порядок в своей голове». Порядок в мыслях приведёт к порядку в словах, а доброе слово очистит и тело от болезней и вредных привычек. А здоровые люди - это здоровый народ, процветающая страна.

Не менее интересно прошли родительские собрания:

  • А если это любовь?

  • Выбор профессии - дело серьёзное!

  • Нормативно-правовая база ЕГЭ.

В нынешнем учебном году проведены родительские собрания:

Ваш ребёнок пятиклассник. (Расмотрены проблемы адаптации) Приглашение продемонстрировать («Приглашение на родительское собрание» Приложение 1)

Знаете ли вы своего ребёнка? (Концерт ко дню матери). Команда наших мам участвовала в общешкольном празднике, затем собрание было продолжено в стенах кабинета, где дети продемонстрировали любимым мамам свои таланты, вручили им сувениры, приготовленные собственными руками. («Видео с Данилой» Приложение 2)

ЗОЖ на примере родителей. Были рассмотрены многие составляющие здоровья: физическое, духовно-нравственное, говорили о стилях воспитания, были озвучены результаты анкетирования младших подростков. Поскольку собрание называлось «ЗОЖ на примере родителей», я предложила им устроить совместный праздник на свежем воздухе и провести Новогодний утренников в лесочке. Многие родители были обеспокоены состоянием здоровья своих детей, решили, что для подобного мероприятия неподходящая погода. В итоге пришли к компромиссу: провести соревнования между командой родителей и детей на стадионе, а затем продолжить празднование в помещении. Праздник удался.

Вместе с тем хочется отметить, что именно проведение не совсем стандартных форм родительского всеобуча, таких как совместное посещение культурных мероприятий, вылазки на природу, совместное проведение самых различных праздников вызывает наиболее яркие, положительные, запоминающиеся эмоции, и именно они оказывают наибольшее влияние на укрепление семейных взаимоотношений. (Демонстрация клипа «Зимние забавы» Приложение 3).

Надо сказать, что чаще всего я стараюсь заснять наиболее интересные моменты на память, однако не всегда это удаётся, так как оказываешься полностью поглощенным мероприятием, иногда забываешь об этом, а иногда не хочется нарушать таинственную атмосферу праздника. Это был как раз такой случай. Я говорю о празднике Весны 2011 года. И когда Алла Ивановна предложила поучаствовать в конкурсе портфолио классных руководителей, мне очень захотелось рассказать и об этом событии нашей школьной жизни. Я попросила ребят, чтобы мамы написали свои ощущения от праздника, не афишируя вовсе, что это для конкурса. Несколько воспоминаний я очень бережно храню и милее, дороже этой оценки моего труда как классного руководителя для меня не существует. Если позволите я зачитаю… (зачитываю отзывы родителей)

Семья - не просто жизнь людей

С детьми под крышею одной…

Нет в мире никого родней,

Чем те, кого зовём семьёй…



А после шторма будет штиль

И нужно вместе переждать…

Ведь ссоры - это просто пыль,

Что нужно прочь метлою гнать…



Бывает горьким даже мёд,

Но ветром прочный дом не сдуть.

И нужно помнить об одном:

Семья - есть жизнь и в этом суть…

6


© 2010-2022