Программа кружка Школа юного экономиста

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МАОУ СОШ№14

Ст-цы Родниковской


УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №___от ______20__ года

Председатель педсовета

_____________ Подпись, печать ОУ Ф.И.О.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

_______________________________________________

(тип программы: ориентированные на достижение результатов определённого уровня)

_______________________________________________

(кружок)

Школа юного экономиста

(наименование)

4 года

(срок реализации программы)

7-10 лет

(возраст обучающихся)

Васильева Наталья Андреевна

(Ф.И.О. учителя, составителя)



1. Пояснительная записка

Экономика всегда являлась неотъемлемой частью жизни человека и общества. С момента появления людей на Земле возникают и экономические отношения, поскольку человек отличается от всего остального живого мира тем, что может изменить мир согласно своим потребностям и приспосабливаться к окружающим его условиям жизни.

Человек осознает мотивы своего поведения, ставит перед собой конкретные цели, задачи и действует в соответствии с этими целями и собственными возможностями, пытаясь достичь при этом наилучшего результата. Именно в этом и заключается основная задача экономики.

Не надо забывать, что решающим условием улучшения жизни отдельного человека, его семьи и общества является все более высокая выработка высококачественной продукции в процессе трудовой деятельности человека. Благодаря этому каждый человек может получить от общества все большее количество товаров и услуг для удовлетворения своих потребностей.

Цель программы состоит в формировании у школьников адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов, воспитании экономической культуры мышления.

Задачи:

Развитие гражданского образования, экономического образа мышления.

  1. Воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду.

  2. Овладение умениями получать и осмысливать экономическую информацию.

  3. Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач.

Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков:

- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

- решение практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;

- умение обосновывать суждения, давать определение;

- владение основными видами пересказа, следование этическим нормам и правилам ведения диалога.

Содержание занятий включает ознакомление младших школьников с экономическими понятиями, встречающимися в повседневной жизни, доступными для данного возраста. Предлагаются разнообразные формы творческой деятельности, интересные познавательные задания, развивающие любознательность, экономическое мышление, креативность.

Типы и формы обучения. На занятиях используются игровые моменты, групповые, индивидуальные, коллективные формы работы. Курс основ экономических знаний для младших школьников имеет интегрированный характер, что осуществляется межпредметными связями с математикой (решение математических задач с экономическим содержанием, сравнение величин), с развитием речи (объяснение пословиц и поговорок, составление рассказов, анализ художественных текстов), с окружающим миром (знакомство с природными ресурсами, экологией), с изобразительным искусством (рисование рекламы, объектов экономической деятельности).

Содержание программы неоднородно. Его можно соотнести с тремя различными уровнями подачи материала, каждый из которых имеет свою специфику и требует особого подхода. С другой стороны, каждый уровень неотделим от других, образуя триединую, комплексную форму.
В качестве основного выделен морально-нравственный уровень. С этой точки зрения главный вопрос, который постоянно ставится в книге, "Для чего?"
Ученики должны четко представлять себе цель, которая достигается с помощью экономического инструментария.
Нравственное воспитание осуществляется не прямым декларированием, а преднамеренным созданием коллизий, которые ставят перед учеником проблемы морально-этического плана.
Ко второму уровню относится материал, который учит ребенка видеть экономическую целесообразность, определят выгодность, перспективность любого дела, уметь делать выбор.
К следующему, третьему уровню относится материал, направленный на изучение способов, которыми достигается поставленная цель, осуществляется выбранный вариант. Этот материал подлежит прочному усвоению. Он расширяет и углубляет понимание основных экономических категорий, закладывает основу для овладения важнейшими знаниями по экономике на более поздних этапах обучения. Материал этого уровня учит проникать в суть явлений, видеть за внешней формой экономическую сущность. Форма подачи материала побуждает ребенка к поисково-исследовательской деятельности.

Виды УУД при изучении кружка «Школа юного экономиста»:

Личностные УУД:

  1. Формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру;

  2. Использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий;

  3. Действие нравственно-этического оценивания.

Регулятивные УУД:

  1. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодоления препятствий;

  2. Прогнозирование, умение спланировать свою работу.

Познавательные УУД:

  1. Способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение, обобщение и т.д.)

  2. Использование логических операций (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем.)

Коммуникативные УУД:

  1. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций учащихся;

  2. формирование умения объяснить свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

  3. Формирование умения работать в парах в малых группах.

Согласно программе всего на изучение кружка «Школа юного экономиста» в начальной школе выделяется 135 часов, из них в 1-м классе - 33 часа (1 ч. в неделю, 33 учебные недели); по 34 часа во 2-х, 3-х и 4-х классах (1 ч. в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

2. Учебно-тематический план

Наименование тем, разделов

Всего часов

1 класс

2 класс

3 класс

4класс

1

«Наши семьи»

9

5

2

2

2

«Наука экономика. Потребности и возможности»

13

5

3

5

3

«Натуральное и товарное хозяйство.»

8

4

2

2

4

«Предприятия нашей станицы»

7

5

2

5

«Деньги. История развития денег»

8

3

2

1

2

6

«Расходы. Бюджет семьи»

7

3

2

2

7

«Наша станица. Мой микрорайон»

9

3

2

2

2

8

«Мы потребители»

7

5

2

9

Капитал. Отличие капитала от суммы денег

4

2

2

10

Этика и мораль предпринимательства

4

2

2

11

Реклама.

7

4

1

2

12

Акционерная форма капитала. Акционер. Учредители.

3

2

1

13

Таможня и таможенные пошлины. Пошлины на импорт и пошлины на экспорт. Транспортные расходы.

4

2

2

14

Услуги. Услуги как особый вид деятельности. Плата за услуги

5

3

2

15

Экономические системы

5

2

3

16

Рыночное равновесие

6

2

4

17

Теневая экономика. Налоги.

7

2

2

3

18

Товар. Товарооборот.

7

2

3

2

19

Собственность.

8

3

5

20

Предприниматель.

7

1

6

Итого часов:

135

33

34

34

34


3. Содержание программы.

1. «Наши семьи» учащиеся должны узнать, что такое семья, кто является членами семьи, познакомиться с видами семей: полная и неполная.

В результате изучения данной темы ученик должен

Знать: учащиеся должны узнать, что представляют собой понятия «зависимость членов семьи друг от друга» и «домашняя работа»; как члены семьи живут и работают вместе.

Уметь: различать виды семей.

2. «Наука экономика. Потребности и возможности» потребности, факторы, влияющие на формирование потребностей. Ограниченность возможностей для удовлетворения потребностей. Необ­ходимость выбора. Товары и услуги. Потребитель. Потребление.

В результате изучения данной темы ученик должен

Знать:что такое потребности; почему люди не могут иметь все, что хотят, и им приходится делать выбор; почему всякий раз, когда делается выбор, от чего-то приходится отказываться; что та­кое товары и услуги, кто такой потребитель.

Уметь: приводить примеры потребностей; объяс­нять, что влияет на формирование потребностей; объяснять, почему из-за ограниченности возможностей необходимо делать выбор; описать конкретную ситуацию, в которой нужно делать выбор; выбрать одну игрушку из трех и четко объяснить, от чего при этом пришлось отка­заться; приводить примеры товаров и услуг; правильно подбирать това­ры и услуги, удовлетворяющие каждую потребность в определенном списке потребностей.

3. «Натуральное и товарное хозяйство.» Что такое натуральное и товарное хозяйство. Отличие натурального хозяйства от товарного. Почему весь мир пользуется товарным хозяйством.

В результате изучения данной темы ученик должен:

Знать: понимать разницу междунатуральным и товарным хозяйствами, знать преимущество товарного хозяйства.

Уметь: приводить примеры натурального и товарного хозяйства.

4.«Предприятия нашей станицы» учащиеся должны иметь представления о требованиях к упаковкам иметь представление о понятиях «производство», «брак».

Знать: учащиеся должны знать представления о требованиях к упаковкам.

Уметь: пользоваться информацией на упаковке.

5.«Деньги. История развития денег.» История возникновения денег. Роль денег. Бумажные деньги. Познакомить учащихся с историей денежной единицы России.

В результате изучения данной темы ученик должен

Знать: Что такое деньги. Для чего они нужны. Учащиеся должны чётко понимать, что количество денег и богатство страны - не одно и то же; за что банки получают проценты, выгодно ли давать деньги в кредит, в результате чего может наступить банкротство банка.

Уметь: учащиеся должны иметь представление об обмене товара на деньги - продаже; обмене денег на товар - покупке; о цене; знать свойства и функции денег. Иметь представление об эмиссии денег и понимать термин «инфляция»; уметь рассчитывать проценты.

Практическая работа.


  1. «Расходы. Бюджет семьи.» учащиеся должны познакомиться с понятием «бюджет»; объяснить учащимся, для чего нужны сбережения;

Знать: понятие «бюджет»; «Расход»; «Доход».Учащиеся должны узнать, что такое банки и где банки берут деньги.

Уметь: вести семейный бюджет.


  1. «Наша станица» учащиеся должны узнать о некоторых строительных специальностях, о значении их качественной работы; познакомиться с понятиями «специализация», «проект», «масштаб», «дизайнер»; учащиеся должны узнать о значении планирования сельского строительства для его экономического развития.

В результате изучения данной темы ученик должен

Знать: учащиеся должны четко уяснить, что надо производить то, что продаётся, а не продавать то, что производится.

Уметь: различать профессии.


  1. «Мы потребители» учащиеся должны иметь представление об экономном отношении ко всем видам ресурсов, о понятиях «экономия», «бережливость», «скупость»; учащиеся должны иметь представление о работе продавца, о правах покупателей, о местах торговли.

Знать: учащиеся должны знать права покупателя; понятия «Экономия», «бережливость», «скупость».

Уметь: учащиеся должны уметь экономить.

  1. « Капитал. Отличие капитала от суммы денег. Первичный капитал»

Знать: о капитале как о деньгах, приносящих прибыль,
Уметь: использовать понятие капитал.


  1. «Этика и мораль предпринимательства» учащиеся должны иметь представление о морально-этический кодекс цивилизованного предпринимателя - как развитие представлений об общечеловеческих ценностях и нормах морали.

Знать: морально-этический кодекс цивилизованного предпринимателя.

Уметь применять понятия мораль и этика.

  1. «Реклама.» Учащиеся должны узнать о рекламе как коммерческой информации.

Знать: о рекламе как коммерческой информации, имеющей целью привлечь потребителей и увеличить спрос,
Уметь: делать рекламу товару.


  1. «Акционерная форма капитала. Акционер. Учредители.» учащиеся должны узнать об акциях, об акционерных компаниях,
    о курсе акций и их номинальной стоимости,
    о контрольном пакете акций как способе осуществления финансового контроля.

Знать: что такое акции.

Уметь: уметь приводить примеры об акционерных акциях.


  1. «Таможня и таможенные пошлины. Пошлины на импорт и пошлины на экспорт. Транспортные расходы.» Учащиеся должны иметь представление о таможенных пошлинах как разновидности налогов, взимаемых государством с товаров, провозимых через границу,
    о финансировании как предоставлении денежных средств на определенные цели.

Знать: понятия : лицензия, пошлина, таможенная пошлина.

Уметь: различать виды налогов.


  1. «Услуги. Услуги как особый вид деятельности. Плата за услуги» иметь представление об услугах как особой форме коммерческой деятельности

Знать: что такое услуги

Уметь: пользоваться услугами.

15. Экономические системы.

Определение понятия свободного рынка, его преимущества и недостатки. Перепроизводство. Кризис перепроизводства и его последствия. Невозможность рассчитать заранее, сколько необходимо произвести товаров. Отсутствие гарантий у правительства, что все планы государства будут выполнены. Кризис недопроизводства.

В результате изучения данной темы ученик должен

Знать: плюсы и минусы свободного рынка и единого плана.

Уметь: Самостоятельно и аргументировано сделать вывод о том, какая наиболее из предложенных систем наиболее эффективна.

Экономическая игра. «Незнайка на Луне».

16. Рыночное равновесие.

Последствия нарушения рыночного равновесия; т. е. дисбаланса спроса и предложения. Условия появления дефицита борьба с ним. Конкуренция между частными производителями и концернами. Реклама, маркетинг, монополия.

В результате изучения данной темы ученик должен

Знать: учащиеся должны четко уяснить, что надо производить то, что продаётся, а не продавать то, что производится.

Уметь: отвечать на вопросы как есть ли такие товары, на которые цена растет бесконечно. Что положительного и отрицательного дает обществу конкуренция и монополия. Наносит ли ущерб обществу человек, который разорился. Что можно сделать, чтобы победить в конкурентной борьбе. Что эффективнее для страны: монополия или конкуренция и почему.

Практическая работа. Решение задач.

17.Теневая экономика. Налоги.

Две основные особенности теневой экономики: нарушение закона при организации деятельности и уклонение от уплаты налогов государству. Товары фальсификаторы.

В результате изучения данной темы ученик должен

Знать: понимать необходимость введения налогов государством и борьбы с теневой экономикой.

Уметь: отличать спекуляцию от коммерции.

Контрольная работа. Промежуточное тестирование.

18. Товарооборот. Товарные скидки, товарные биржи. Биржевой маклер. Розничная торговля. Оптовая торговля. Оптовые продавцы. Какие товары выгодно везти прямо в магазин. Почему производителю товара не проще самому продавать его. Игры на ценах.

В результате изучения данной темы ученик должен

Знать: что такое товарооборот и как расходуются деньги, полученные предпринимателем в результате товарооборота.

Уметь: Иметь представление о принципе работы на товарной бирже. Ее роли в мировой торговле.

19.Собственность.

Личная и частная собственность. Может ли личная собственность быть частной. Живые и мёртвые деньги. Себестоимость. Прибыль. Норма прибыли на вложенный капитал. Условия появления прибавочного продукта и принцип его распределения. Факторы, влияющие на его благосостояние общества. Банкротство предприятий. Причины появления безработицы. Как образуются фонды общественного потребления. От чего зависит размер зарплаты. Справедливо ли платить всем одинаковую зарплату. Верхняя и нижняя граница зарплаты. Прожиточный минимум. Кому общество должно помогать. Разница в уровнях жизни бедных и богатых.

В результате изучения данной темы ученик должен

Знать: В чём отличие денег от капитала. Отличие кругооборота денег от кругооборота капитала; когда начинается рост благосостояния общества, сто является богатством общества, нужны ли безработные, зачем создаются биржи труда, почему предприниматели готовы отдать часть своей прибыли для выплаты пособий по безработице; Знать от чего зависит верхняя и нижняя граница зарплаты. Когда повышение зарплаты становится нереальным. Может ли зарплата повышаться бесконечно. Является ли прожиточный минимум нижней границей зарплаты.

Уметь: отличать кругооборот денег от кругооборота капитала. Можно ли продать товар по цене ниже его себестоимости; подсчитывать рост безработицы.

Практическая работа. Расчет рыночной стоимости.

Практическая работа. Создай фирму!

20. Предприниматель.

Примерный перечень рассматриваемых вопросов.

Может ли предприниматель рассчитывать на ссуду банка для начала своего дела. Есть ли у человека гарантия, что, начав своё дело, он не разорится. Может ли государство гарантировать успех каждому предпринимателю. Залог. Внеурочные компании. Промышленный шпионаж. История возникновения компаний. Причины возникновения корпораций как новой формы объединения предпринимателей. Теряет ли все свое имущество каждый из членов корпорации или компании при ее разорении. Являются ли акции товаром. Имеет ли право владелец акции на часть прибыли корпорации. Может ли меняться стоимость акции. От чего зависят дивиденды. Купоны. Маклер. Фондовая биржа. Являются ли акции товаром. Имеет ли право владелец акции на часть прибыли корпорации. Может ли меняться стоимость акции. От чего зависят дивиденды. Купоны. Маклер. Фондовая биржа.

В результате изучения данной темы ученик должен

Знать: термины «коммерческая тайна» и «коммерческий риск»; значение терминов компания, корпорация; значение терминов «акция», «дивиденды», а так же знать механизм получения доходов акционерными компаниями.

Уметь: объяснить, как получить деньги в банке, не имея залога; всякая ли разработка фирмы является коммерческой тайной; мотивированно отвечать на вопрос о степени риска предпринимателя, вкладывающего свои средства в компанию или в корпорацию; рассчитывать прибыль с акций.

4. Предполагаемые результаты реализации программы

К основным экономическим знаниям, которыми могут овладеть дети к окончанию курса, относятся знания (факты, понятия), связанные с ролью труда в жизни каждого человека и всей страны; с пониманием различий между разными видами собственности; с первоначальными представлениями о домашнем и школьном хозяйстве, семейной экономике, стоимости окружающих предметов, товаров, услуг, о рациональных приемах деятельности с целью сбережения времени и других ресурсов.

Младшим школьникам можно в доступной форме показать, что благосостояние человека и всей страны зависит от качества труда, а богатство выражается не только в деньгах, но и в сокровищах природы, искусства, результатах труда людей.

Общеизвестно, что благополучие человека и его семьи в решающей степени зависит от результатов его хозяйственной деятельности. Отсюда - глубокий интерес людей к экономике. Данные особенности очень эффективно можно использовать для изучения экономики, так как интерес у детей 7-10 лет к окружающему миру растет. Изучая элементарные экономические явления, происходящие в повседневной жизни, обучающиеся ощущают принадлежность к миру взрослых, видят свою значимость и начинают задумываться о будущей профессии.

Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков:

- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

- решение практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;

- умение обосновывать суждения, давать определение;

- владение основными видами пересказа, следование этическим нормам и правилам ведения диалога.

Требования к уровню подготовки

В результате изучения экономики ученики начальных классов должны:

Знать/понимать

Зачем люди создали экономику, необходимые ресурсы для организации производства, виды торговли, зачем нужна торговля и как она помогает развитию производства, что такое прибыль и убыток.

Уметь

- приводить примеры: общественных благ, видов натурального и товарного хозяйств; спроса и предложения.

- описывать: основные формы заработной платы, потребности людей;

- объяснять: причины неравенства доходов, виды безработицы.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- исполнения типичных экономических ролей: потребителя и производителя.

- оценки собственных экономических действий;

- совершенствования собственной познавательной деятельности;

- осуществления самостоятельного поиска экономической информации.

5. Формы и виды контроля

Формы и виды контроля знаний, умений, навыков:

  • защита проекта

  • графический диктант (верно/неверно)

  • экономические игры

  • задачи

  • кроссворды

  • проверочные работы

  • тематические игры

Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности.

Наиболее удачные проекты и работы будут вложены в портфолио учащихся.

6.Методические рекомендации

Младшим школьникам можно в доступной форме показать, что благосостояние человека и всей страны зависит от качества труда, а богатство выражается не только в деньгах, но и в сокровищах природы, искусства, результатах труда людей.

Таким образом, данная программа предназначена для преподавания курса экономики учащимся младшего школьного возраста в качестве дисциплины, позволяющей детям адаптироваться и подготовиться к жизни в современном обществе.

Задания, предлагаемые в разработках, можно видоизменять, дополнять по усмотрению педагога и выбору (возможностям) учащихся.

7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)*

1

Энциклопедии

2. Печатные пособия

1

1

2

3

  1. Для учителя:

  2. Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране Экономика -М.: Вита-Пресс, 2000

Для обучающихся:

  1. Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране Экономика -М.: Вита-Пресс, 2013

  2. Липсиц И. В. Путеводитель по стране Экономика -М.: Вита-Пресс, 2013

Я познаю мир: Дет. энцикл.: Экономика / Авт.-сост. Р. С. Белоусов, Д. С.

3. Технические средства обучения

1

Диск «Кружковая работа в школе»

4. Экранно-звуковые пособия

5. Игры и игрушки

1

Дидактические игры

  1. «Наша станица»

  2. «Магазин»

6. Оборудование класса

1

АРМ, проектор

*Библиотечный фонд должен включать в себя список литературы, рекомендуемой для детей (общий ко всей программе, либо по отдельным разделам; можно указать обязательную литературу и источники для дополнительного чтения, а также отметить книги, подлежащие реферированию), а также список литературы, рекомендуемой для педагога (требования аналогичны; наряду с литературой этот список может содержать перечень дидактических материалов, программных и нормативных документов, инструкций и т.д.)

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Протокол заседания № 1 Заместитель директора по ВР МО классных руководителей _________В.В. Шляхова

МАОУ СОШ № 14 от 29.08.2015

___________И.А.Богданова


© 2010-2022