Создание комфортной ситуации для ребёнка при организации образовательного и воспитательного процесса

В материале представлена теория и практика создания комфортной ситуации при организации обучения и воспитания  младшего школьника .Материал имеет чёткий  прикладной характер,представляет интерес для педагогов и родителей .В  настоящее время большое количествошкольников испытывают неустойчивое,дискомфортное состояние,затрудняющее выполнение школьных требований,испытывающих трудности в общении с педагогами и сос сверстниками.решение этой проблемы заключается в достижении младшими школьниками комфр...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Создание комфортной среды как приоритетное направление в работе
классного руководителя

XXI век… каким ему быть- во многом зависит от нас, учителей, т.к. именно через систему образования старшее поколение передает младшему опыт и знания, которые позволяют ему развиваться дальше.

В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта.
Это декларируется в законе РФ "Об образовании". В статье 32.3 говорится "Образовательное учреждение несет ответственность за качество образования своих выпускников".
Статья 28.2 в Конвенции ООН о правах ребенка гласит: "Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией".
Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает влияние на состояние психики школьника, его желание учиться, а в итоге - на его успеваемость.

Стратегические цели реформ в системе образования четко обозначены в правительственном документе « Модернизация образования. Стратегия российской реформы.»

Одна из них- формирование комфортной образовательной среды. Для ее решения приоритетными ориентирами в образовании личности становятся:

  • Предоставление возможности выражать свое «я», делать выбор в соответствии со своими ценностными ориентирами;

  • Поощрение генерирования идей, выдвижение разного рода инициатив, внесение интересных предложений;

  • Развитие готовности и умения брать на себя ответственность;

  • Создание условий для самоутверждения ребенка с учетом сильных сторон его личности;

  • Формирование взгляда на другого человека как на безусловную личность.

К сожалению, сегодня в образовательном процессе присутствуют негативные тенденции: падение интереса к знаниям, снижение познавательной активности, пропуски уроков учащимися, жалобы родителей и учащихся на поведение учителей, конфликтные ситуации, возникающие на уроках. Постоянное состояние повышенной тревожности учащихся на уроках приводит к нервным срывам. Согласно статистике, комфортно чувствуют себя в школе лишь 58 % учащихся, 28 % - часто конфликтуют с учителями.

Задача школы - создать такое психологическое пространство, чтобы в нем было хорошо каждому ребенку.

Специальными исследованиями установлено также и непосредственное влияние внутришкольной комфортной среды на формирование здоровья учащихся.

Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь.

В настоящее время большое количество школьников испытывают неустойчивое, дискомфортное состояние, затрудняющее выполнение школьных требований, испытывающих трудности в общении с педагогами и сверстниками. Решение этой проблемы - в достижении школьниками комфорта во время учебного процесса.

Поэтому именно созданию комфортности обучения, как одному из приоритетных направлений я хотела бы сегодня посвятить свое выступление.

Целью своей воспитательной работы ставлю:

Создание комфортной, правовой, толерантной среды, при которой создаются условия для диалога между учителем и учениками, родителями и школой на основе уважения друг к другу, сотрудничества, взаимного доверия.

В ходе работы реализую следующие задачи:

- Формирование позитивных изменений в поведении учеников

- Развитие межличностного взаимодействия и социальной активности участников образовательного процесса.

- Создание условий для сплочения дружного коллектива учащихся и их родителей

"Толковый словарь русского языка" С.И. Ожегова дает следующее определение комфортности: "Комфортность - это условие жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют."

Существует три структурные составляющие данного понятия «комфортность»:

  • Психологическая

  • Интеллектуальная

  • Физическая

Принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя "как дома".
Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они "замешаны" на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка.

Интеллектуальная комфортность - это удовлетворённость учащимися своей мыслительной деятельностью и ее результатами на уроке, а также удовлетворение потребности в получении новой информации.

Хорошо известно, что в подавляющем большинстве общеобразовательных школ только 25 - 30 % учащихся успешно усваивают наиболее трудные предметы: математику, физику, химию, языки. Остальные либо лучше справляются с гуманитарными предметами, либо плохо успевают почти по всем предметам.

Физическая комфортность школьника - Эта комфортность связана с сенсорными процессами, характеризующими зрительные, слуховые и тактильные ощущения.

Состояние физической комфортности несет с собой чувство удовлетворения собственной деятельностью, положительные мотивы к ее продолжению, что ведет к индивидуальному росту каждого учащегося.

Для того, чтобы оценить комфортность учащихся на уроке я решила провести тест на определение напряженности, т.к. напряженность является противоположным значением комфортности, следовательно, чем выше напряженность учащихся на уроке, тем ниже их комфортность.

Тест был проведен среди учащихся 3 классов нашей школы, что составило 50 учащихся, принявших участие в мониторинге. Результаты теста можно увидеть в виде диаграммы.

Анализируя результаты мониторинга обследуемых учащихся, подвожу итог:

  • высокий уровень напряженности составляет 4%

  • повышенный уровень напряженности составляет 7%

  • нормальный уровень напряженности составляет 46%

  • и чрезмерно спокойный уровень напряженности составляет 43%.

Высокая степень напряженности, как правило, наблюдается у тех детей, у которых психологическая адаптация была связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, как правило, они плохо справляются с учебной программой.

Проанализировав результаты мониторинга на напряженность учебной среды, можно с уверенностью сказать, что учащиеся чувствуют себя комфортно на уроках, следовательно комфортность учебной среды в данном случае достаточно высокая.

Если говорить о комфортности образовательной среды и исходить из положений Конвенции о правах ребенка, то воспитательный процесс, по моему мнению, должен охватывать как познавательные потребности детей, так и их физическое, социальное, эмоциональное, эстетическое и духовное развитие.

Поэтому выделяю такие приоритетные направления в работе классного руководителя, как:

  • Направление «Здоровье»

  • Направление «Взаимодействие»

  • Направление «Нравственность»

  • Направление «Интеллект»

  • Направление «Досуг»

  • Направление «Семья»

В настоящее время в современном вариативном учебно- воспитательном пространстве появилась возможность выбора форм деятельности: проведение классных часов, экскурсий, викторин, анкетирование.

Внеклассные мероприятия стимулируют умение совершенствоваться в коллективе, формируют понимание значения дружбы для каждого ребенка, способствуют созданию комфортной среды, при которой создаются условия для диалога между учителем и учениками, родителями и школой.

Так, например, мной были проведены беседы на классных часах : «Если хочешь быть здоров», «Как избавиться от прозвищ» , «Если дружбой дорожить», « Ваши права и обязанности», театрализованное представление «Путешествие в Страну прав», фольклорно развлекательная программа «Картошкины именины» , праздник «Королева Осени», конкурс «Мама и дочка» ко Дню Российской матери , игра -путешествие «За лесами, за горами…» ,анкетирование «Мой досуг», «Что я знаю о себе», «Творческий потенциал ребенка», «Школа-правовое пространство»; выставка рисунков «Здоровье» , «Твои права» ,«Здравствуй, гостья зима!» Выставка поделок «Проделки осени». Прошел конкурс - защита проектов «Школа моей мечты». Это мероприятие в очередной раз показало, насколько богата фантазия детей. Но какой бы ни была школа, главным её содержанием дети считают следующее: « Школа будущего- это школа, куда дети идут учиться с радостью», там где действительно есть условия для создания комфортной среды.

Проводить эти мероприятия мне помогают ученики и их родители, школьный библиотекарь, вожатая.

Диагностические методы изучения личности ребенка позволяют проследить динамику и выявить трудности, испытываемые ребенком в школе, а также наметить пути их преодоления. Все мы очень часто спешим, но давайте остановимся и подумаем.

Относитесь ли вы ко всем ученикам как к личностям?

-Обращаетесь ли вы к ним по имени?

- Стараетесь ли вы устанавливать с учениками зрительный или тактильный контакт, чтобы заверить их в вашем внимании к ним и участии?

- Извиняетесь ли вы, если допустили ошибку?

- Позволяете ли вы своим ученикам принимать важные решения?

- Улыбаетесь ли вы в классе?

- Поощряете ли вы класс за что - то хорошо сделанное вместе?

-Приклеиваете ли вы ярлыки «плохой» или «хороший» своим ученикам?

Темп нашей современной жизни усложняют взаимоотношения родителей и детей. Статистические данные говорят, что родители общаются с ребенком 20-30 минут в день. Некоторые родители, не могут найти времени, чтобы узнать, как и чем живет ребенок вне семьи. Классной руководитель и родители должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и реализации.

"Ребенок учится тому, что видит у себя в дому", - говорил известный философ И. Брант. Став взрослым, он переносит тот стиль общения, который был принят дома.

Особое место в моей деятельности по созданию комфортной среды отвожу работе с родителями, которая проходит по таким направлениям как:

-Психолого-педагогическое просвещение родителей

-Вовлечение родителей в учебно- воспитательный процесс

-Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом

Задачи работы с родителями

  1. Привлекать родителей к организации образовательной, воспитательной и исследовательской деятельности учащихся.

  2. Помогать родителям в решении наиболее актуальных проблем воспитания.

  3. Способствовать повышению роли и значения семьи в гуманистически-ориентированном воспитании детей.

Для изучения семьи учащихся использую различные методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги, материалы детского творчества.

Одна из проблем в воспитании ребенка- это наказание ребенка, оставляющее глубокие шрамы в формировании личности ребенка, приводящие к двуличности и лжи, ощущению тревожности и напряженности и как следствие снижение комфортности в школе. Наказание детей в детстве может привести к проявлению у них вседозволенности во взрослой жизни.

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы огласить 12 заповедей, выполнение которых благоприятно скажется на улучшении комфортности на уроке:

  • уважайте детей;

  • не навреди, ищите в детях хорошее;

  • замечайте и отмечайте малейший успех ученика, от постоянных неудач дети озлобляются;

  • не приписывайте успех себе, а вину ученику;

  • ошиблись - извинитесь, но ошибайтесь реже. Будьте великодушны, умейте прощать;

  • на уроке всегда создавайте ситуацию успеха;

  • не кричите, не оскорбляйте ученика ни при каких обстоятельствах;

  • хвалите ученика в присутствии коллектива, а прощайте наедине;

  • только приблизив к себе ребенка, можно влиять на развитие его духовного мира;

  • не ищите в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми;

  • оценивайте поступок, а не личность;

  • дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.

И в заключении хочу сказать, что школа - один из первых социальных институтов, с которым сталкивается человек в процессе своего биологического и социального становления. Пока ребенок растет и формируется, педагоги, врачи, психологи, родители должны приложить максимум усилий к тому, чтобы школа перестала быть фактором, вредящим здоровью, а наоборот, была образцом такой среды, которая способствует полному раскрытию задатков ребенка и реально готовит его к будущей жизни.

Напомню одну притчу. Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?" А сам думает: "Скажет живая - я ее умертвляю, скажет мертвая - выпущу". Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках".

Именно в наших с вами руках находится возможность создать в школе такую атмосферу благоприятного психологического климата, в которой дети будут чувствовать себя "как дома", радовать нас своими успехами и достижениями.

Использованная литература:

  1. "Толковый словарь руссго языка", Ожегов С.И.

  2. Смирнов Н.К. "Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе". - 2007

  3. Кузнецова, Л.В. Ситуация успеха на уроке / Л.В. Кузнецова, // Начальная школа. - 2003. - №4.

  4. Кореневская, В.А. Всем ли комфортно в школе? методическое пособие./ В.А. Кореневская, - Кемерово: изд. обл. ИУУ, 1999. - с.112.

Микляева А.В, Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. - СПб.: Речь, 2004.




Приложение№1

Диагностика учащихся

Что у меня на сердце

Ученикам раздаются вырезанные из бумаги сердечки. Есть выражение- ,,на сердце легко,, ,,на сердце тяжело,,. Давайте определим, когда на сердце может быть легко, а когда тяжело, и с чем это связано. Для этого на одной стороне напишем причины, отчего у вас на сердце тяжело, а на другой, отчего у вас легко. При этом вы можете раскрасить свое сердечко в тот цвет, какое у вас сейчас настроение. Это позволяет узнать причины переживаний ребенка, найти пути их преодоления.

Градусник

При высокой температуре человеку плохо, тревожно- 38º-41º, а при нормальной -36,6º тревоги отступают, он здоров. Температура может быть и 35º. При такой температуре человек испытывает слабость, усталость, отсутствие интереса и желания что-либо делать. Напротив каждого предмета предлагается записать ту температуру, которая условно появляется при назывании этого предмета. Например: математика -36,6º, русский язык -38º и тд. Это позволяет выявить степень тревожности младших школьников, которая связана с учебной деятельностью.

Незаконченные предложения.

Хорошая школа -это…

Плохая школа -это…

Хороший класс -это…

Плохой класс -это…

Хороший ученик -это..

Плохой ученик -это..

Хороший учитель - это…

Плохой учитель -это..

Номинация

Учащимся предлагается принять участие

в чествовании учебных предметов.

- самый интересный учебный предмет

-самый полезный учебный предмет

-самый ненужный учебный предмет

-самый трудный учебный предмет

-самый легкий учебный предмет

-самый веселый учебный предмет



Приложение№2

Тест на определение напряженности учащихся во время учебного процесса.

Школа__________Класс_________ Дата заполнения___________________

Фамилия_________________________________Имя________________________ Пол М ? Ж ?

Возраст_________лет Посещает ли группу продленного дня (да, нет)

Утверждения

Да

Не знаю

Нет

1

У меня редко бывают головные боли после длительной и напряженной деятельности

2

Меня ничто не может вывести и из хорошего расположения духа

3

Невыполненные задания или неудачи на контрольных работах не волнуют меня

4

Я не волнуюсь и не испытываю сильного сердцебиения перед контрольной работой, экзаменом, если не уверен в своих силах

5

Я захожу на экзамен в числе первых и не задумываюсь над выбором билета

6

Мне не требуется времени на обдумывание дополнительного вопроса

7

Насмешки одноклассников не портят мне настроение

8

Я спокойно сплю и меня не преследуют экзаменационные мотивы

9

В коллективе я чувствую себя легко и непринужденно

10

Мне легко организовать свой рабочий день, я всегда успеваю сделать то, что спланировал

11

Мне трудно удается сосредоточить внимание на уроке

12

Отступление преподавателя от основной темы занятия сильно отвлекает меня

13

Меня постоянно тревожат мысли о предстоящей контрольной работе или экзамене

14

Порой мне кажется что мои знания по тому или иному предмету ничтожны

15

Отчаявшись выполнять какое-либо задание, я обычно опускаю руки

16

Я не успеваю усваивать учебный материал, и это вызывает чувство неуверенности в себе

17

Я болезненно реагирую на критические замечания преподавателя

18

Неожиданный вопрос преподавателя приводит меня в замешательство

19

Меня сильно беспокоит мое положение в классе

20

Я безвольный человек и это отражается на моей успеваемости

21

Я с трудом сосредотачиваюсь на каком-либо задании или работе, и это раздражает меня

22

Несмотря на уверенность в своих знаниях, я испытываю страх перед контрольной работой, собеседованием, экзаменом

23

Порой мне кажется, что я не смогу усвоить всего учебного материала

24

Во время ответа меня смущает необходимость отвечать перед аудиторией (одноклассников)

25

Возможные неудачи в учебе тревожат меня

26

Во время выступления или ответа я от волнения начинаю заикаться

27

Мое состояние во многом зависит от успешного выполнения учебных заданий

28

Я часто ссорюсь с товарищами по классу из-за пустяков и потом сожалею об этом

29

Микроклимат в классе очень влияет на мое состояние

30

После спора или ссоры с товарищами я долго не могу успокоиться

Суммарный бал

  • Итого:

  • ПОДСЧЕТ РЕЗУЛЬТАТОВ

  • Кол- во ответов НЕТ (1-10 вопрос) + колич-во ответов ДА (11-30 вопрос) + ? ответов НЕ ЗНАЮ (1 - 30 вопрос)

  • Шкала оценки результата анализа анкеты оценки напряженности:

Уровни

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Мальчики, юноши

Меньше 8

8 - 11

12 - 15

16 - 18

Выше 18

Девочки,

девушки

Меньше 12

12 - 14

15 - 18

19 - 22

Выше 22











«Проверила» «Утверждаю»

__________ ______________

зам. директора по ВР директор школы

И. У. Рамазанова Р. Ф. Рамазанов







Создание комфортной среды как приоритетное направление в работе
классного руководителя при организации воспитательной работы












Составила: учитель начальных классов Антипова Ирина Ильинична












2013-2014 учебный год






Создание комфортной среды как приоритетное направление в работе
классного руководителя

Создание комфортной ситуации для ребёнка при организации образовательного и воспитательного процессаСоздание комфортной ситуации для ребёнка при организации образовательного и воспитательного процесса

11

© 2010-2022