- Преподавателю
- Классному руководителю
- Создание комфортной ситуации для ребёнка при организации образовательного и воспитательного процесса
Создание комфортной ситуации для ребёнка при организации образовательного и воспитательного процесса
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Тесты |
Автор | Антипова И.И. |
Дата | 04.04.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Создание комфортной среды как приоритетное направление в работе
классного руководителя
XXI век… каким ему быть- во многом зависит от нас, учителей, т.к. именно через систему образования старшее поколение передает младшему опыт и знания, которые позволяют ему развиваться дальше.
В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта.
Это декларируется в законе РФ "Об образовании". В статье 32.3 говорится "Образовательное учреждение несет ответственность за качество образования своих выпускников".
Статья 28.2 в Конвенции ООН о правах ребенка гласит: "Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией".
Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает влияние на состояние психики школьника, его желание учиться, а в итоге - на его успеваемость.
Стратегические цели реформ в системе образования четко обозначены в правительственном документе « Модернизация образования. Стратегия российской реформы.»
Одна из них- формирование комфортной образовательной среды. Для ее решения приоритетными ориентирами в образовании личности становятся:
-
Предоставление возможности выражать свое «я», делать выбор в соответствии со своими ценностными ориентирами;
-
Поощрение генерирования идей, выдвижение разного рода инициатив, внесение интересных предложений;
-
Развитие готовности и умения брать на себя ответственность;
-
Создание условий для самоутверждения ребенка с учетом сильных сторон его личности;
-
Формирование взгляда на другого человека как на безусловную личность.
К сожалению, сегодня в образовательном процессе присутствуют негативные тенденции: падение интереса к знаниям, снижение познавательной активности, пропуски уроков учащимися, жалобы родителей и учащихся на поведение учителей, конфликтные ситуации, возникающие на уроках. Постоянное состояние повышенной тревожности учащихся на уроках приводит к нервным срывам. Согласно статистике, комфортно чувствуют себя в школе лишь 58 % учащихся, 28 % - часто конфликтуют с учителями.
Задача школы - создать такое психологическое пространство, чтобы в нем было хорошо каждому ребенку.
Специальными исследованиями установлено также и непосредственное влияние внутришкольной комфортной среды на формирование здоровья учащихся.
Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь.
В настоящее время большое количество школьников испытывают неустойчивое, дискомфортное состояние, затрудняющее выполнение школьных требований, испытывающих трудности в общении с педагогами и сверстниками. Решение этой проблемы - в достижении школьниками комфорта во время учебного процесса.
Поэтому именно созданию комфортности обучения, как одному из приоритетных направлений я хотела бы сегодня посвятить свое выступление.
Целью своей воспитательной работы ставлю:
Создание комфортной, правовой, толерантной среды, при которой создаются условия для диалога между учителем и учениками, родителями и школой на основе уважения друг к другу, сотрудничества, взаимного доверия.
В ходе работы реализую следующие задачи:
- Формирование позитивных изменений в поведении учеников
- Развитие межличностного взаимодействия и социальной активности участников образовательного процесса.
- Создание условий для сплочения дружного коллектива учащихся и их родителей
"Толковый словарь русского языка" С.И. Ожегова дает следующее определение комфортности: "Комфортность - это условие жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют."
Существует три структурные составляющие данного понятия «комфортность»:
-
Психологическая
-
Интеллектуальная
-
Физическая
Принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя "как дома".
Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они "замешаны" на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка.
Интеллектуальная комфортность - это удовлетворённость учащимися своей мыслительной деятельностью и ее результатами на уроке, а также удовлетворение потребности в получении новой информации.
Хорошо известно, что в подавляющем большинстве общеобразовательных школ только 25 - 30 % учащихся успешно усваивают наиболее трудные предметы: математику, физику, химию, языки. Остальные либо лучше справляются с гуманитарными предметами, либо плохо успевают почти по всем предметам.
Физическая комфортность школьника - Эта комфортность связана с сенсорными процессами, характеризующими зрительные, слуховые и тактильные ощущения.
Состояние физической комфортности несет с собой чувство удовлетворения собственной деятельностью, положительные мотивы к ее продолжению, что ведет к индивидуальному росту каждого учащегося.
Для того, чтобы оценить комфортность учащихся на уроке я решила провести тест на определение напряженности, т.к. напряженность является противоположным значением комфортности, следовательно, чем выше напряженность учащихся на уроке, тем ниже их комфортность.
Тест был проведен среди учащихся 3 классов нашей школы, что составило 50 учащихся, принявших участие в мониторинге. Результаты теста можно увидеть в виде диаграммы.
Анализируя результаты мониторинга обследуемых учащихся, подвожу итог:
-
высокий уровень напряженности составляет 4%
-
повышенный уровень напряженности составляет 7%
-
нормальный уровень напряженности составляет 46%
-
и чрезмерно спокойный уровень напряженности составляет 43%.
Высокая степень напряженности, как правило, наблюдается у тех детей, у которых психологическая адаптация была связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, как правило, они плохо справляются с учебной программой.
Проанализировав результаты мониторинга на напряженность учебной среды, можно с уверенностью сказать, что учащиеся чувствуют себя комфортно на уроках, следовательно комфортность учебной среды в данном случае достаточно высокая.
Если говорить о комфортности образовательной среды и исходить из положений Конвенции о правах ребенка, то воспитательный процесс, по моему мнению, должен охватывать как познавательные потребности детей, так и их физическое, социальное, эмоциональное, эстетическое и духовное развитие.
Поэтому выделяю такие приоритетные направления в работе классного руководителя, как:
-
Направление «Здоровье»
-
Направление «Взаимодействие»
-
Направление «Нравственность»
-
Направление «Интеллект»
-
Направление «Досуг»
-
Направление «Семья»
В настоящее время в современном вариативном учебно- воспитательном пространстве появилась возможность выбора форм деятельности: проведение классных часов, экскурсий, викторин, анкетирование.
Внеклассные мероприятия стимулируют умение совершенствоваться в коллективе, формируют понимание значения дружбы для каждого ребенка, способствуют созданию комфортной среды, при которой создаются условия для диалога между учителем и учениками, родителями и школой.
Так, например, мной были проведены беседы на классных часах : «Если хочешь быть здоров», «Как избавиться от прозвищ» , «Если дружбой дорожить», « Ваши права и обязанности», театрализованное представление «Путешествие в Страну прав», фольклорно развлекательная программа «Картошкины именины» , праздник «Королева Осени», конкурс «Мама и дочка» ко Дню Российской матери , игра -путешествие «За лесами, за горами…» ,анкетирование «Мой досуг», «Что я знаю о себе», «Творческий потенциал ребенка», «Школа-правовое пространство»; выставка рисунков «Здоровье» , «Твои права» ,«Здравствуй, гостья зима!» Выставка поделок «Проделки осени». Прошел конкурс - защита проектов «Школа моей мечты». Это мероприятие в очередной раз показало, насколько богата фантазия детей. Но какой бы ни была школа, главным её содержанием дети считают следующее: « Школа будущего- это школа, куда дети идут учиться с радостью», там где действительно есть условия для создания комфортной среды.
Проводить эти мероприятия мне помогают ученики и их родители, школьный библиотекарь, вожатая.
Диагностические методы изучения личности ребенка позволяют проследить динамику и выявить трудности, испытываемые ребенком в школе, а также наметить пути их преодоления. Все мы очень часто спешим, но давайте остановимся и подумаем.
Относитесь ли вы ко всем ученикам как к личностям?
-Обращаетесь ли вы к ним по имени?
- Стараетесь ли вы устанавливать с учениками зрительный или тактильный контакт, чтобы заверить их в вашем внимании к ним и участии?
- Извиняетесь ли вы, если допустили ошибку?
- Позволяете ли вы своим ученикам принимать важные решения?
- Улыбаетесь ли вы в классе?
- Поощряете ли вы класс за что - то хорошо сделанное вместе?
-Приклеиваете ли вы ярлыки «плохой» или «хороший» своим ученикам?
Темп нашей современной жизни усложняют взаимоотношения родителей и детей. Статистические данные говорят, что родители общаются с ребенком 20-30 минут в день. Некоторые родители, не могут найти времени, чтобы узнать, как и чем живет ребенок вне семьи. Классной руководитель и родители должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и реализации.
"Ребенок учится тому, что видит у себя в дому", - говорил известный философ И. Брант. Став взрослым, он переносит тот стиль общения, который был принят дома.
Особое место в моей деятельности по созданию комфортной среды отвожу работе с родителями, которая проходит по таким направлениям как:
-Психолого-педагогическое просвещение родителей
-Вовлечение родителей в учебно- воспитательный процесс
-Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом
Задачи работы с родителями
-
Привлекать родителей к организации образовательной, воспитательной и исследовательской деятельности учащихся.
-
Помогать родителям в решении наиболее актуальных проблем воспитания.
-
Способствовать повышению роли и значения семьи в гуманистически-ориентированном воспитании детей.
Для изучения семьи учащихся использую различные методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги, материалы детского творчества.
Одна из проблем в воспитании ребенка- это наказание ребенка, оставляющее глубокие шрамы в формировании личности ребенка, приводящие к двуличности и лжи, ощущению тревожности и напряженности и как следствие снижение комфортности в школе. Наказание детей в детстве может привести к проявлению у них вседозволенности во взрослой жизни.
Подводя итог вышесказанному, хотелось бы огласить 12 заповедей, выполнение которых благоприятно скажется на улучшении комфортности на уроке:
-
уважайте детей;
-
не навреди, ищите в детях хорошее;
-
замечайте и отмечайте малейший успех ученика, от постоянных неудач дети озлобляются;
-
не приписывайте успех себе, а вину ученику;
-
ошиблись - извинитесь, но ошибайтесь реже. Будьте великодушны, умейте прощать;
-
на уроке всегда создавайте ситуацию успеха;
-
не кричите, не оскорбляйте ученика ни при каких обстоятельствах;
-
хвалите ученика в присутствии коллектива, а прощайте наедине;
-
только приблизив к себе ребенка, можно влиять на развитие его духовного мира;
-
не ищите в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми;
-
оценивайте поступок, а не личность;
-
дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.
И в заключении хочу сказать, что школа - один из первых социальных институтов, с которым сталкивается человек в процессе своего биологического и социального становления. Пока ребенок растет и формируется, педагоги, врачи, психологи, родители должны приложить максимум усилий к тому, чтобы школа перестала быть фактором, вредящим здоровью, а наоборот, была образцом такой среды, которая способствует полному раскрытию задатков ребенка и реально готовит его к будущей жизни.
Напомню одну притчу. Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?" А сам думает: "Скажет живая - я ее умертвляю, скажет мертвая - выпущу". Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках".
Именно в наших с вами руках находится возможность создать в школе такую атмосферу благоприятного психологического климата, в которой дети будут чувствовать себя "как дома", радовать нас своими успехами и достижениями.
Использованная литература:
-
"Толковый словарь руссго языка", Ожегов С.И.
-
Смирнов Н.К. "Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе". - 2007
-
Кузнецова, Л.В. Ситуация успеха на уроке / Л.В. Кузнецова, // Начальная школа. - 2003. - №4.
-
Кореневская, В.А. Всем ли комфортно в школе? методическое пособие./ В.А. Кореневская, - Кемерово: изд. обл. ИУУ, 1999. - с.112.
Микляева А.В, Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. - СПб.: Речь, 2004.
Приложение№1
Диагностика учащихся
Что у меня на сердце
Ученикам раздаются вырезанные из бумаги сердечки. Есть выражение- ,,на сердце легко,, ,,на сердце тяжело,,. Давайте определим, когда на сердце может быть легко, а когда тяжело, и с чем это связано. Для этого на одной стороне напишем причины, отчего у вас на сердце тяжело, а на другой, отчего у вас легко. При этом вы можете раскрасить свое сердечко в тот цвет, какое у вас сейчас настроение. Это позволяет узнать причины переживаний ребенка, найти пути их преодоления.
Градусник
При высокой температуре человеку плохо, тревожно- 38º-41º, а при нормальной -36,6º тревоги отступают, он здоров. Температура может быть и 35º. При такой температуре человек испытывает слабость, усталость, отсутствие интереса и желания что-либо делать. Напротив каждого предмета предлагается записать ту температуру, которая условно появляется при назывании этого предмета. Например: математика -36,6º, русский язык -38º и тд. Это позволяет выявить степень тревожности младших школьников, которая связана с учебной деятельностью.
Незаконченные предложения.
Хорошая школа -это…
Плохая школа -это…
Хороший класс -это…
Плохой класс -это…
Хороший ученик -это..
Плохой ученик -это..
Хороший учитель - это…
Плохой учитель -это..
Номинация
Учащимся предлагается принять участие
в чествовании учебных предметов.
- самый интересный учебный предмет
-самый полезный учебный предмет
-самый ненужный учебный предмет
-самый трудный учебный предмет
-самый легкий учебный предмет
-самый веселый учебный предмет
Приложение№2
Тест на определение напряженности учащихся во время учебного процесса.
Школа__________Класс_________ Дата заполнения___________________
Фамилия_________________________________Имя________________________ Пол М ? Ж ?
Возраст_________лет Посещает ли группу продленного дня (да, нет)
Утверждения
Да
Не знаю
Нет
1
У меня редко бывают головные боли после длительной и напряженной деятельности
2
Меня ничто не может вывести и из хорошего расположения духа
3
Невыполненные задания или неудачи на контрольных работах не волнуют меня
4
Я не волнуюсь и не испытываю сильного сердцебиения перед контрольной работой, экзаменом, если не уверен в своих силах
5
Я захожу на экзамен в числе первых и не задумываюсь над выбором билета
6
Мне не требуется времени на обдумывание дополнительного вопроса
7
Насмешки одноклассников не портят мне настроение
8
Я спокойно сплю и меня не преследуют экзаменационные мотивы
9
В коллективе я чувствую себя легко и непринужденно
10
Мне легко организовать свой рабочий день, я всегда успеваю сделать то, что спланировал
11
Мне трудно удается сосредоточить внимание на уроке
12
Отступление преподавателя от основной темы занятия сильно отвлекает меня
13
Меня постоянно тревожат мысли о предстоящей контрольной работе или экзамене
14
Порой мне кажется что мои знания по тому или иному предмету ничтожны
15
Отчаявшись выполнять какое-либо задание, я обычно опускаю руки
16
Я не успеваю усваивать учебный материал, и это вызывает чувство неуверенности в себе
17
Я болезненно реагирую на критические замечания преподавателя
18
Неожиданный вопрос преподавателя приводит меня в замешательство
19
Меня сильно беспокоит мое положение в классе
20
Я безвольный человек и это отражается на моей успеваемости
21
Я с трудом сосредотачиваюсь на каком-либо задании или работе, и это раздражает меня
22
Несмотря на уверенность в своих знаниях, я испытываю страх перед контрольной работой, собеседованием, экзаменом
23
Порой мне кажется, что я не смогу усвоить всего учебного материала
24
Во время ответа меня смущает необходимость отвечать перед аудиторией (одноклассников)
25
Возможные неудачи в учебе тревожат меня
26
Во время выступления или ответа я от волнения начинаю заикаться
27
Мое состояние во многом зависит от успешного выполнения учебных заданий
28
Я часто ссорюсь с товарищами по классу из-за пустяков и потом сожалею об этом
29
Микроклимат в классе очень влияет на мое состояние
30
После спора или ссоры с товарищами я долго не могу успокоиться
Суммарный бал
-
Итого:
-
ПОДСЧЕТ РЕЗУЛЬТАТОВ
-
Кол- во ответов НЕТ (1-10 вопрос) + колич-во ответов ДА (11-30 вопрос) + ? ответов НЕ ЗНАЮ (1 - 30 вопрос)
-
Шкала оценки результата анализа анкеты оценки напряженности:
Уровни
Низкий
Ниже среднего
Средний
Выше среднего
Высокий
Мальчики, юноши
Меньше 8
8 - 11
12 - 15
16 - 18
Выше 18
Девочки,
девушки
Меньше 12
12 - 14
15 - 18
19 - 22
Выше 22
«Проверила» «Утверждаю»
__________ ______________
зам. директора по ВР директор школы
И. У. Рамазанова Р. Ф. Рамазанов
Создание комфортной среды как приоритетное направление в работе
классного руководителя при организации воспитательной работы
Составила: учитель начальных классов Антипова Ирина Ильинична
2013-2014 учебный год
Создание комфортной среды как приоритетное направление в работе
классного руководителя
11