Конспект выступления Применение коррекционно-развивающих технологий в деятельности классного руководителя

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Применение коррекционно-развивающих технологий в деятельности классного руководителя

Здоровье человека относится к числу наиболее интригующих, сложных и не утрачивающих своей актуальности проблем. В современной науке понятие «здоровье» не имеет общепринятого унифицированного толкования. Согласно определению, которое было приведено в преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения в 1948 году, здоровье - это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие.

В современной России проблема здоровья детей приобрела актуальный, обостренный социальный характер. Это в особой мере относится к начальной школе. Особого внимания заслуживают проблемы психической и всех других видов адаптации детей на этапе новой для них эпохи - начала школьного обучения. Начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Поступление в школу вносит большие перемены в его жизнь. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, гордости или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. Ребенок, переступивший порог школы, часто с трудом адаптируется к новым условиям жизни. К нему предъявляется много требований на уроке и во внеурочное время, а он ещё не имеет достаточных психологических ресурсов и даже физических сил для выполнения этих требований. С вступлением в школьную жизнь ребенок вынужден адаптироваться и выстраивать отношения с учителями и сверстниками. И не только через восприятие и оценку по детскому принципу «нравится или не нравится», но и через обучение общению с окружающими на основе выполнения новых для него обязанностей - решения задач учебной деятельности. У первоклассников в первые дни, недели и даже месяцы посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными отклонениями. Наблюдения за первоклассниками показали, что психосоциальная адаптация может происходить по-разному. Значительная часть детей адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Другим детям требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу соглашаются выполнить требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами. У этих детей могут быть трудности в усвоении учебных программ. В каждом классе есть дети, у которых к значительным трудностям в учебной работе прибавляются трудности болезненной и длительной адаптации. Они отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Когда речь идет об успешности и безболезненности адаптации к школе, следовательно, и о здоровье детей, то в основе своей подразумевается определенный комплекс психолого-педагогических, интеллектуальных, физиологических (бытовых), методических и духовно-нравственных условий и мероприятий, позволяющий младшему школьнику успешно адаптироваться, при этом, сохранять и развивать работоспособность и активность в освоении образовательных программ. Процесс адаптации будет протекать значительно легче при специально организованной психолого-педагогической работе.

В чем же заключается воспитательная деятельность классного руководителя начальных классов? Это, прежде всего, забота о здоровье детей, а, именно, создание наиболее оптимальных условий для безболезненного вхождения обучающихся в школьную жизнь, обеспечение условий, направленных на умение продуктивно общаться со сверстниками и взрослыми.

Мы хотим поделиться опытом применения коррекционно-развивающих технологий в деятельности классного руководителя. В течение первого года обучения реализуется программа психологического тренинга по адаптации младших школьников к процессу школьного обучения «Путешествие в страну Понимания». Данная программа разработана для успешной адаптации ребёнка к школе, приспособления его к основным школьным требованиям. Занятия проводятся со всеми первоклассниками и направлены на знакомство детей друг с другом, с педагогом, с правилами школьной жизни. Занятия проводятся в течение первого года обучения.

Цель тренинга:

Задачи:

  1. Осознание и принятие правил поведения в школе, на уроке, по отношению к различным людям;

  2. Обучение навыкам конструктивного общения: развитие навыков слушания собеседника, формирование конструктивного способа привлечения внимания, развитие уважения и интереса к личности другого человека;

  3. Формирование самоконтроля в процессе общения.

Структура занятий.

Этапы:

- разминка, которая направлена на включение детей в тренинговый процесс;

- работа со сказкой, выполнение упражнений, нацеленных на введение детей в тематику занятия, на поиск путей решения заявленной проблемы;

- обсуждение после каждого упражнения, предполагающее отреагирование упражнения на эмоциональном и рациональном уровнях;

- ритуал завершения занятия, целью которого является создание комфортного климата в коллективе.

Время проведения

Продолжительность каждого занятия - 45 минут, 1 раз в 2 недели

Программа состоит из 5 блоков.

Блок № 1. «Зачем человеку правила?» Блок состоит из 4 занятий.

Цель: формирование положительного отношения к правилам поведения в школе у младших школьников

Задачи: дать представление детям о необходимости правил в различных взаимоотношениях; побудить учащихся к изменению отношения к правилам, устанавливаемым в школе, к дисциплинарным требованиям; разработать структуру правил, которые способствовали бы конструктивному взаимодействию между учениками и учителями

Блок № 2. «Услышь меня!» В блоке 4 занятия.

Цель: мотивация детей на внимательное отношение к словам собеседника.

Задачи: понимание необходимости уметь слышать и слушать в процессе общения; изменение отношения к процессу слушания, обучение способам выслушивать друг друга, учителя, сдерживать эмоциональную реакцию на действия учителя, взрослого.

Блок № 3 «Кажется, мы расшалились!» Блок состоит из 3 занятий.

Цель: развитие самоконтроля, рефлексивной позиции.

Задачи: помощь в осознании последствий неконтролируемых эмоций; изменение отношения к сиюминутному выражению эмоций; демонстрация важности умения сдерживать эмоции; разработка системы приемов, позволяющей сдерживать эмоции.

Блок № 4 «Хорошо ли я общаюсь?» В блоке 5 занятий

Цель: научить детей понимать взаимосвязь их поведения с поведением других людей

Задачи: показать взаимосвязь поведения людей в процессе общения; изменить отношение к различным требованиям, идущим вразрез с твоими желаниями, заинтересовать изучением состояния другого человека; формировать умение вставать на позицию другого человека (развитие рефлексивной позиции); разработать систему приемов, позволяющую стать хорошим собеседником.

Блок № 5 «Пожалуйста, посмотрите на меня!» В блоке 3 занятия

Цель: развитие у детей навыков конструктивного привлечения внимания

Задачи: осознать различные варианты привлечения внимания, показать необходимость внимания для человека; изменить отношение к деструктивным способам привлечения внимания, вызвать интерес к конструктивным способам привлечения внимания; разработать систему приемов, позволяющих конструктивно привлекать внимание.

Программа воспитания «Навстречу» направлена на развитие коммуникативной культуры детей. Темы занятий отражают личные проблемы детей данного возраста, поэтому они могут использоваться для всех школьников в качестве профилактики неблагоприятных процессов, неизбежно возникающих в детских коллективах и являются логичным продолжением программы «Путешествие в страну Понимания». На занятиях дети получают знания о том, как общаться, упражняются в применении приемлемых способов поведения, овладевают навыками эффективного общения. Данный курс помогает наладить адекватные межличностные взаимоотношения, повысить коммуникабельность, укрепить уважение к окружающим и чувство собственного достоинства, скорректировать свое поведение, что позволяет сохранить психологическое здоровье школьников, помочь встать на человеческий путь и устоять на нем.

Цель программы:

Задачи:

  1. Закрепление навыков бесконфликтного общения на разных уровнях

  2. Мотивация учащихся на обращение к внутреннему миру, анализ собственных поступков

  3. Развитие позитивных моральных позиций по отношению к окружающему миру, другим людям, к себе.

Методы и формы работы: беседа, ролевая игра, упражнения по межличностной коммуникации, дыхательные и двигательные упражнения, методы самовыражения (в рисунке, в создании образа).

Программа состоит из 10 занятий, продолжительность - 45 минут.

Структура занятия.

Этапы:

- приветствие, разминка

- анализ домашнего задания (в зависимости от темы)

- работа по теме занятия

- рефлексия, домашнее задание

Темы занятий:

  1. «Разрешите представиться»

  2. «Привет индивидуальность, или чем я отличаюсь от других»

  3. «Я в мире людей»

  4. «Поведение и культура»

  5. «Общение в моей жизни»

  6. «Общение и уважение»

  7. «Конфликт - неизбежность или…»

  8. «Комплимент - дело серьёзное?»

  9. «А без друзей на свете трудно жить…»

  10. «На пути к гармонии…»

Эти программы в своей совокупности направлены на создание оптимальных условий для безболезненного вхождения в школьную жизнь, на развитие конструктивного взаимодействия в окружающем социуме, что в свою очередь дает положительные результаты работы классного руководителя. Анализируя результаты работы с классом можно отметить, что уровень воспитанности у 16 из 19 обучающихся высокий на момент окончания начальной ступени обучения. Эти дети стремятся получить хорошие отметки, всегда выполняют домашнее задание, с интересом находят ответы на непонятные вопросы, они старательны, могут помочь другим и сами обращаются за помощью, активно участвуют в делах класса. 3 обучающихся имеют хороший уровень воспитанности.

При переходе на новую ступень обучения выпускники успешно прошли адаптационный период. Качество обучения и успеваемость остались на прежнем уровне, а по некоторым учебным дисциплинам стали выше. Педагоги отзываются о них, как о внимательных, прилежных, исполнительных, дисциплинированных, ответственных, старательных детях, которые стремятся получить новые знания, они являются участниками классных, школьных и муниципальных мероприятий, они умеют продуктивно общаться со взрослыми и сверстниками, уверенно чувствуют себя в информационном поле. Эти программы эффективны, доступны, занятия интересны и понятны детям. Коррекционно-развивающие технологии на основе этих программ я планирую использовать и в будущем в своей работе.









Литература

  1. Артюхова И. В первом классе без проблем/ И. Артюхова. - М.: Чистые пруды, 2008. - 32с.

  2. Артюхова И. Профилактика дезадаптации первоклассников: Психологические технологии/ И. Артюхова. - М.: Чистые пруды, 2008. - 32с.

  3. Брагуца А.В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности// Начальная школа. - 2011. - №6

  4. Гайтукаева И.Ю., Елизарова Е.М. Методическое сопровождение адаптационного периода первоклассников: рекомендации, конспекты уроков, игры и упражнения/ И.Ю. Гайтукаева, Е.М. Елизарова. - Волгоград: Учитель, 2009, - 297с.

  5. Гусарова Е.В. Использование здоровьесберегающих образовательных технологий как средство предупреждения учебных перегрузок учащихся// Начальная школа. - 2013. -№11

  6. Кулагина Л.И. Процесс адаптации к школе в контексте здорового образа жизни// Начальная школа. - 2013. - №5

  7. Силина О. Путешествие в страну Понимания// Школьный психолог.- 2007.- №16

  8. Шкуричева Н. А. Методическая работа учителей по формированию позитивных межличностных отношений первоклассников// Начальная школа. - 2010. - №7

  9. Шувалов А. Очерки психологии здоровья: мировоззренческий, научный и практический аспекты/ А. Шувалов. - М.: Чистые пруды, 2009. - 32с.

  10. Юдина Н. Программа «Навстречу»//Школьный психолог. - 2007.- №12



Приложение 1

Приложение к программе «Путешествие в страну Понимания»

Упражнения для разминки.

«Слушай команду» звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети свободно передвигаются. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесённую шопотом команду ведущего (например: «Положите правую руку на плечо соседа») и тотчас её выполняют. Затем снова звучи музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются в разной последовательности: спокойные и энергичные. Игра продолжается до тех пор, пока группа в состоянии слушать и выполнять задание.

«Привет!» Всем известно, что слово «привет» можно заменить жестами - пожать руку, снять шляпу, даже потереться носами. Участникам предлагается поздороваться жестами, которые могли бы быть у туземцев:

- племени танцующих дикарей Ай-яй-яй

- племени прыгающих дикарей Ля-ля-ля

  1. «Молекулы». Представим себе, что все мы атомы (показать, как выглядят атомы). Атомы постоянно двигаются и объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно определяется тем, какое число я назову. Мы сейчас начнем быстро двигаться, и я буду говорить, например, три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по три атома в каждый.

Упражнения, нацеленные на тематику занятий:

  1. На что похожи правила? Ребята мы сегодня говорим о правилах, об их значении в жизни. Правила очень нужны: они помогают человеку жить. Давайте попробуем нарисовать правило. Может оно похоже на забор, который не пускает, или на милиционера.

Обсуждение.

  1. «Кто что говорит?»

Сейчас мы сыграем в игру. Каждый из вас получит карточку, на которой написаны слова и названия чувства, с которым надо произнести эти слова.

Примеры карточек:

Мяу-мяу - радость

Гав-гав - злость

Кар-кар - грусть

Иго-го - удивление

Хрю-хрю - страх

Произнесите то, что написано на карточке. После выступления необходимо разобрать: что слушали и что слышали? Что помогало услышать человека?

Обсуждение.

  1. «Я могу!»

Ребята, сейчас нам предстоит серьёзное испытание. Для него нам понадобится один доброволец. Доброволец садится на стул в середину нашего круга. Остальные смотрят на него и начинают говорить разные слова, которые должны затронуть нашего добровольца. Это могут быть приятные слова, а могут быть и обидные. Наш доброволец должен сохранять полное спокойствие, никак не реагировать. Но в нашем испытании есть несколько запретов: нельзя прикасаться к человеку, кричать ему в уши. Добровольцы помните: испытание считается пройденным, если вы сумеете сохранить спокойствие.

Ведущий внимательно следит за соблюдением правил.

Обсуждение.

Ритуал окончания занятия «Скажи доброе словечко»








Приложение 2

Приложение к программе «Навстречу»

Занятие № 4. «Поведение и культура»

Цель: стимулировать поведенческие изменения, обучать индивидуализированным приемам межличностного общения.

Материалы: карточки с указанием ситуации, флажки красного, зеленого и желтого цвета, листы бумаги по количеству участников.

Ход занятия:

  1. Приветствие. Все участники встают в два круга (внутренний и внешний) лицом друг к другу. Задание поприветствовать друг друга глазами, руками, головой, словами.

  2. Разминка. Упражнение «Массаж по кругу»

Все участники стоят друг за другом, ладони лежат на плечах стоящего впереди. Каждый ребенок начинает осторожно массировать плечи впереди стоящего. Через две минуты все поворачиваются и массируют плечи партнеру, стоящему с другой стороны.

  1. Работа по теме занятия. Информационный блок

Ведущий. Может ли человек, обладающей массой достоинств быть некультурным? Есть ли взаимосвязь между понятиями «культура» и «поведение»

Культурное поведение - это:

- поведение человека в соответствии с теми нормами, которые выработало и которых придерживаются в обществе;

- определённые способы общения, которые подсказывают правила поведения в той или иной ситуации.

Эти способы общения учат нас правильно вести себя за столом, быть вежливыми и предупредительными со старшими, уметь вести себя в малознакомом и хорошо знакомом обществе, уметь вести себя в школе, с друзьями.

Культура поведения воспитывается с детства. Хорошие манеры необходимы каждому и должны стать внутренней потребностью человека.

Упражнение «Ворвись в круг»

Ведущий. Встаньте в один большой круг, возьмитесь за руки. Один ребёнок должен остаться за кругом и попытаться ворваться в него. Как только ему это удастся, следующий должен выйти за круг и попытаться ворваться в него. Пожалуйста, будьте осторожны, чтобы никому не причинить боли.

Дать возможность как можно большему числу детей проникнуть в круг. Если ребенок не в состоянии это сделать это, проследите, пожалуйста, чтобы он находился вне круга не более одной минуты. Дети должны впустить ребенка в круг, а кто-то другой выходит из него и продолжает игру.

Анализ упражнения. Что вы делали для того, чтобы проникнуть в круг? Что вы чувствовали, когда были вне круга? Что вы почувствовали, когда проникли в круг?

Упражнение «Подарок»

Ведущий. Сейчас мы будем дарить друг другу подарки. Средствами пантомимы каждый изображает какой-либо предмет и дарит его соседу справа (это может быть цветок, мороженое…). За подарок необходимо поблагодарить.

  1. Рефлексия. Участники по кругу характеризуют настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии (понравилось - не понравилось, что показалось важным и полезным, какие мысли приходили в голову…)


© 2010-2022