Программа для классных руководителей Мотивы межличностных отношений подростков

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МОТИВОВ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ 12 - 15 ЛЕТ







РАЗРАБОТЧИК:

педагог-психолог Бочарникова А.А






г.Воронеж






Настоящая программа предназначена для развития мотивов, лежащих в основе межличностных отношений подростков - осознания опасений и страхов, желания «быть как все» и следовать принятым социальным нормам, любопытства в основе действий и поступков по отношению к другим людям, а также развития чувства благодарности, эмпатии, ценности другого человека и себя самого как мотивов межличностных отношений. Данная программа предназначена для подростков 12 - 15 лет.

В силу того, что мотивационно - смысловая система школьников еще не сформирована и открыта позитивным изменениям, групповая психотерапия создает наилучшие возможности для ее развития. Особое значение также приобретает взаимодействие подростков в группе по причине особой ценности общения для данного возраста. Важно, чтобы подросток понял, что в жизни они могут быть любимы или вызывать неприязнь, быть понятыми окружающими или не понятыми, признаваемы в своих правах или нет, поэтому, не стоит манипулировать другими в попытке обрести их любовь, приходить в негодование от того, что окружающие тебя не понимают, какой ты есть, что следует признавать за другими ровно столько же прав, сколько считаешь необходимым иметь сам.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Развитие мотивации межличностных отношений как определяющего фактора многообразия отношений индивида с другими людьми. Обеспечение психологического благополучия как показателя личностного здоровья. Создать условия эмпатийного принятия других людей как деятельности для другого человека. Создание атмосферы открытости и спонтанности, где каждый из участников может делиться своими чувствами и личным опытом без боязни быть осужденным или не принятым сверстниками. Поддержание доброжелательного и заинтересованного отношения к другим людям.

ЗАДАЧИ:

  • развитие доверия к окружающим людям;

  • осознание различных видов мотивов межличностных отношений;

  • развитие представлений о ценности другого человека и себя самого;

  • усвоение способов разрешения собственных проблем;

  • позитивное развитие мотивов межличностных отношений.

По окончании программы подростки ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

Принимать друг друга на основе общих проблем, находить в себе ресурсы для преодоления собственных трудностей

ЭТАПЫ ПРОГРАММЫ:

  • ознакомительный;

  • этап самораскрытия;

  • развивающий.

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ:

Помещение, в котором можно расставить стулья для участников по кругу. Бумага для рисования и записей. Наборы цветных карандашей по числу участников группы. Булавки для «бейджиков». Листки бумаги для «бланков телеграмм».

Программа рассчитана на 10 полуторачасовых занятий. Частота проведения: один раз в неделю.

Ведущий должен иметь опыт самостоятельного ведения подростковых групп. Особое внимание уделять детям с повышенным страхом самораскрытия в общении, неуверенностью в себе, агрессивностью и другими особенностями, отрицательно сказывающимися в межличностных отношениях ребенка. Поддерживать атмосферу открытости и доверия между участниками группы, руководствуясь принципом «здесь и теперь».

ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ

Занятие 1. Тема: Знакомство. Обучение релаксации. Создание предпосылок для более свободного выражения своих чувств.

Материалы: Небольшие листки бумаги с булавками для именных табличек.

Ведущий: «Мы начинаем с того, что каждый по кругу назовет свое имя и скажет несколько слов о себе. Перед этим предлагаю каждому из вас взять по табличке и написать на ней свое имя. Не обязательно это будет ваше настоящее имя, вы можете назвать себя по-другому. Если вы решили взять другое имя, то, представляясь, скажите и настоящее, а потом попытайтесь сказать, почему вы решили его сменить. Через один-два занятия мы запомним, как зовут друг друга, и сможем обходиться без табличек. Может быть те имена, которые были взяты на сегодня, потом и не понадобятся, но если нужно, каждый сможет взять свою табличку и, например, что-то рассказать о себе под другим именем. Начинаем».

Упражнение 1. Учимся расслабляться.

«Ребята, когда вы испытываете напряжение, «зажатость», тревогу, можно помочь себе, расслабляясь с помощью простых приемов, которые помогают не только почувствовать себя комфортнее и спокойнее, но и создать условия для более взвешенного, обдуманного поведения, которое не наносит ущерб интересам другого человека».

«Сядем удобно. Спина расслаблена, опирается на спинку стула, руки спокойно лежат на коленях. Можно закрыть глаза. Вообразите себе ситуацию, которая обычно вызывает у вас волнение, напряжение. Произнесите про себя: «Я спокоен». Сделаем по десять глубоких вдохов и выдохов. Чтобы замедлить их, вдыхая, сосчитаем про себя до семи, а выдыхая - до девяти. Можно и не считать, - смотря как легче. Начнем».

По окончании: «Теперь можно открыть глаза. Расскажем, что испытали, что почувствовали, выполняя упражнение». Ведущий может дать пример, как говорить о своих чувствах, стараясь описать то, что испытал, поподробнее.

Упражнение 2. «Глаза в глаза».

«Уважаемые учащиеся, часто люди довольствуются поверхностными, неглубокими контактами друг с другом, не пытаясь увидеть, что чувствует, переживает другой человек. Давайте попытаемся в течение 3 - 5 минут смотреть в глаза другим, стараясь установить контакт с каждым членом группы». По окончании ведущий спрашивает о чувствах, испытанных во время упражнения, кому и почему было трудно установить зрительный контакт.

Далее ведущий предлагает правила поведения в группе. Особо подчеркивая, что эти правила распространяются и на него самого.

Правила поведения на занятиях:

  1. Добровольность участия при четком определении своей позиции (не хочешь говорить или выполнять какое-нибудь задание - не делай этого, но сообщи об этом с помощью условного знака).

  2. Не существует правильных или неправильных ответов. Правильный ответ тот, который на самом деле выражает твое мнение.

  3. Анонимность рассказываемых ситуаций, случаев из жизни и т.п. Нельзя превращать занятия в классный час по разбору поведения кого-либо.

  4. Лучше промолчать, чем говорить не то, что ты думаешь, или просто врать.

  5. Нельзя давать оценку выступлению другого участника, если он сам тебя об этом не просит.

  6. Нельзя вне занятий обсуждать то, что мы узнаем друг о друге на занятиях, и то, как разные ребята ведут себя на них. Все, что происходит на занятиях, должно остаться нашей общей тайной.

После изложения правил, плакат с правилами укрепляется на доске. Ведущий отмечает, что этот плакат на занятиях всегда будет у них перед глазами.

Занятие 2. Тема: Осознание себя. Внимание к поведению другого. Умение вести разговор.

Материалы: Бумага, наборы цветных карандашей (6 цветов).

Упражнение3. Части моего «Я».

Ведущий предлагает детям вспомнить, какими они бывают в разных ситуациях, в зависимости от обстоятельств (порой на столько не похожими на самих себя, будто это разные люди), как они, случается, ведут внутренний диалог с собой. После этого предлагается нарисовать эти разные части своего «Я». Это можно сделать так, как получится, может быть, символически.

После выполнения задания участники и ведущий, по очереди показывая свои рисунки группе, рассказывают, что на них изображено. Далее обмениваются впечатлениями: трудно ли было выполнить задание, трудно ли рассказать, что изобразили.

При согласии каждого из участников ведущий собирает рисунки с условием, что они не будут показаны никому из учеников или учителей, но участники могут посмотреть их до и после занятий.

Упражнение 4. Игра-тренинг «Таможня».

Ведущий: «Предлагаю попрактиковаться в наблюдательности, внимательном анализу поведения другого человека, умении понять его душевное состояние. Итак, наша группа - пассажиры, идущие на рейс самолета. Один из них - контрабандист. Он пытается вывезти из страны уникальное ювелирное изделие». В качестве «предмета контрабанды» используется реальный маленький предмет - ключ, монета. «Кто хочет быть таможенником?» Взявший на себя эту роль выходит. Один из участников группы, по желанию, прячет у себя ключ, после чего впускают «таможенника». Мимо него по одному проходят «пассажиры», он пытается определить, кто из них «провозит контрабанду». Чтобы облегчить задачу, ему предоставляют две или три попытки. После того, как в роли «таможенника» побывали двое-трое подростков, ведущий просит их рассказать, на что они ориентировались, определяя «контрабандиста». Желательно, чтобы сам ведущий побывал в роли и «таможенника», и «контрабандиста».

Упражнение 5. Умение вести разговор.

Ведущий говорит о том, что за неумением вести разговор, поддержать беседу часто скрывается отсутствие интереса к другому человеку, недостаток сопереживания, живого участия по отношению к нему, боязнь тесных контактов с людьми. Преодолевать эти черты начинают с навыков ведения и поддержания разговора.

Группа разбивается на пары. Темы выбираются самостоятельно, но несколько примеров подсказывает ведущий:

  • что беспокоит в школе;

  • что трудно в отношениях с родителями;

  • что хотелось бы развить в себе, участвуя в групповых занятиях.

На первом этапе разрешается задавать только «открытые» вопросы, на которые нельзя ответить «да» или «нет». Например, «Почему тебе нравится поболтать с Олегом?» Ответы также предлагается давать подробные, развернутые. После трех-пяти минут диалога партнеры меняются ролями.

На втором этапе упражнения участники самостоятельно высказывают свой личный опыт, дают личную информацию.

Занятие 3. Тема: Умение слушать. Люди значимые для меня. Работа с чувствами.

Упражнение 6. «Слушаем молча».

«Уважаемые учащиеся, в жизни важно не только уметь поддерживать разговор, проявляя собственную активность. Умение выслушать собеседника, подчас, является не менее важным проявлением участия, сопереживания другому.

Подростки разбиваются на пары. Сначала один из участников рассказывает о себе нечто, что его волнует, беспокоит, на что он не находит ответа. Партнеру разрешается только невербальное выражение чувств по отношению к словам собеседника. Потом подростки меняются местами и тот, кто выступал в роли слушателя, говорит о себе. Обмен чувствами, возникшими во время упражнения, можно провести и при работе в парах, но следует сделать это в конце упражнения, когда группа собирается снова в полном составе.

Упражнение 7. Значимые люди.

Материалы: Бумага, наборы цветных карандашей.

Ведущий просит подростков нарисовать трех самых значимых для них людей. Это могут быть не обязательно люди, с которыми ребенок постоянно общается в настоящее время, но непременно те, кто значит больше, чем все остальные, кого он знал, кто для него дороже всех. Ведущий также выполняет рисунок.

После того, как рисунки выполнены, ведущий просит участников группы по очереди показывать рисунки, рассказывая при этом об изображенных там людях:

-кто они;

-чем значимы для подростка, чем дороги;

-так же ли близки они теперь, если речь идет о прошлом;

-хотели бы они им что-нибудь сказать, будь у них такая возможность, прямо сейчас (например, есть невыраженное чувство благодарности).

Если кому-то из участников группы действительно хотелось бы поговорить с дорогим ему человеком, можно использовать практикуемую в гештальттерапии технику «пустого стула».

По окончании желающие оставляют свои рисунки с условием, аналогичным указанному в упражнении 3.

Упражнение 8. Список чувств.

Материалы: Бумага, ручки.

Ведущий: «В жизни все мы испытываем различные чувства - положительные, отрицательные. Вспомните их названия. Запишите их в два столбика: слева - положительные, справа - отрицательные.

На выполнение задания дается примерно 5 минут. После этого ведущий просит подчеркнуть название самого приятного чувства среди первых и самого неприятного - среди вторых; спрашивает, сколько вспомнилось положительного, и сколько - отрицательного.

Данное задание имеет диагностическое значение. Благополучным признаком является преобладание у подростка количества названных положительных эмоций над количеством отрицательных. Если наоборот, то подростку требуется больше внимания и поддержки, ибо у него, возможно, большой негативный опыт межличностных отношений. В таких случаях можно спросить, когда (в какой ситуации) возникает то чувство, которое выделено как самое неприятное, а когда - самое приятное.

Занятие 4. Тема: Типичные проблемы. Игровой тренинг.

Упражнение 9. «Мои проблемы».

Материалы: Бумага, ручка.

Ведущий: «В жизни все мы испытываем все разные трудности, обнаруживая у себя черты, осложняющие нам жизнь. В то же время, если припомнить, найдутся примеры, показывающие, что мы вполне способны с этим справиться. Например, склонность откладывать на потом те дела, которые нужно сделать к определенному сроку. Мы тянем с их выполнением до последнего момента, когда уже успеть практически нереально. Но все мы можем вспомнить, наверное, случаи, когда, заблаговременно запланировав, сделать что-то успевали вовремя. Стало быть, все в наших руках». Участникам группы предлагается вспомнить и записать такие случаи (по одному), а затем рассказать о них.

После обсуждения ведущий предлагает таким же образом вспомнить о своих:

  • боязни или раздражении, вызываемых критикой в свой адрес;

  • стремлении обвинить в своих проблемах других.

Данное упражнение создает у каждого участника группы ощущение близости и общности с другими участниками группы и в трудностях, и в возможностях совладания с ними.

Упражнение 10. Ассоциации.

Участник группы, вызвавшийся на роль водящего добровольно, выходит, остальные участники группы загадывают кого-то из оставшихся. Водящий по ассоциациям должен отгадать того, кто загадан группой.

Вопросы однотипные: на что или на кого похож тот, кого загадали:

  • на какое время суток;

  • на какое время года;

  • на какую погоду;

  • на какой день недели;

  • на какой цвет радуги и т.д.

При выполнении данного упражнения важно помнить, что задание нужно выполнять так, чтобы не задеть самолюбия, не оскорбить того, кто был загадан. Также это упражнение является подготовкой к получению обратной связи.

Занятие 5. Тема: Необычный опыт общения. Осознание своих идеалов и различных черт.

Упражнение 11. «Спина к спине».

Ведущий говорит о том, что в группе имеется возможность получить опыт, недоступный в повседневной жизни. Двое участников группы садятся спиной к спине друг к другу и стараются в таком положении в течение 3 - 5 минут поддерживать разговор. По окончании они делятся своими ощущениями.

Ведущий может спросить: «Было ли это похоже на знакомые житейские ситуации, например, на телефонный разговор? В чем отличия?» «Легко ли было вести разговор?» «Какой получается беседа - более откровенной или нет?» Все участники группы могут поделиться своими чувствами.

Упражнение 12. Мои идеалы.

Материалы: Бумага, ручки.

Ведущий предлагает участникам группы выделить разные, достаточно большие периоды в своей жизни и попытаться вспомнить, кто из ныне живущих или живших в прошлом людей был для подростков примером, на кого они хотели быть похожими - в чем-то или во всем. Это могут быть не только родные и близкие, знакомые, друзья и т.п., но и вымышленные герои - персонажи книг, фильмов, пьес, исторические личности и ныне живущие знаменитости. Чем они привлекательны? Помогли они в жизни или, может, помешали в чем-то?

Упражнение 13. «Монстр».

Ведущий: «Все мы признаем за собой разные недостатки. Но так ли уж они, если вдуматься, страшны? Представьте себе, что в центре нашего круга стоит чучело - несимпатичное такое, вроде как ставят на огороде отпугивать птиц. Оно обладает всеми теми качествами, которые мы считали своими недостатками. Так, если кто-то признает за собой некоторую слабость, он говорит: «Чучело такое-то» - и называет этот недостаток. Затем каждый из нас скажет, чем, вообще-то, неплохи те качества, которые были названы. Но говорит не про те качества, которые назвал сам, а про те, которые назвали у нашего чучела другие».

Ведущий записывает, что называют участники, сам называет одну или несколько «черт чучела». После того, как все участники высказались, ведущий называет, что записал, а подростки говорят какие плюсы имеет то или иное качество.

Занятие 6. Тема: Осознание проблем в отношениях с людьми.

Упражнение 14. «Мои проблемы» (продолжение упр. 9).

Материалы: Бумага, ручки.

Ведущий предлагает участникам группы назвать примеры того, когда в их жизни проявлялись и когда удавалось совладать с:

  • манипулированием другими для того, чтобы добиться их расположения к себе и любви;

  • неумением позаботиться о другом человеке или о себе;

  • трудностью мысленно поставить себя на место другого, понять его интересы, признать его права и т.д.

По окончании упражнения ведется обсуждение: стало ли проще понять свои проблемы, найти способ их решения.

Упражнение 15. Свое пространство.

Один из участников группы («протагонист») добровольно встает в центр круга. Ведущий предлагает представить себя «светилом», на различном расстоянии от которого находятся остальные участники группы - «планеты». «Протагонист, поворачиваясь лицом к участникам группы, просит встать их на различном расстоянии от себя так, чтобы очередной участник отошел от него на расстояние, соответствующее воображаемой дистанции в межличностных отношениях. После того, как расстановка группы завершена, ведущий спрашивает «протагониста», насколько комфортно созданное им пространство и не хотел бы он внести какие-то изменения.

Упражнение повторяется не более трех раз. Не обсуждается созданная схема. Можно только поделиться чувствами, в зависимости от того, на какое расстояние оказался удаленным тот или иной участник, порассуждать, из чего складывается это расстояние, от чего оно зависит, хочется ли его сократить (увеличить). Последнее желательно обсуждать в абстрактном плане.

Упражнение 16. Игра «Крокодил».

Ведущий говорит о том, что многие люди боятся показаться окружающим смешными, нелепыми. Спрашивает участников: «Кому знакомо это чувство?» Игра предлагается как средство избавления от этого опасения. Группа разбивается на две команды. Первая загадывает некоторое слово или словосочетание (можно название предметов, часто встречающихся в обиходе), вторая делегирует своего участника-добровольца, которому сообщается загаданное слово. «Делегат» должен изобразить это слово только с помощью мимики и жестов, а его команда - попытаться понять, что было загадано. Слова загадываются командами по очереди. После того, как в роли изображающего побывало большинство участников, можно обсудить собственные чувства, возникавшие, когда приходилось что-то изображать.

Занятие 7. Тема: Осознание мотивов межличностных отношений. Выражение чувств.

Упражнение 17. Мотивы наших поступков.

Материалы: Бумага, ручки.

Ведущий: «Наши поступки по отношению к другим людям вызваны разными побудительными силами. Мы делаем что-то для других людей и потому, что симпатизируем им, любим их, и потому, что «так положено», так принято в обществе. Важно понимать, что движет нами в том или ином случае. Например, страх, боязнь наказания иногда осознается нами, так или иначе. Иногда мы делаем что-то, может, не осознавая зачем, а может, думая, что из лучших побуждений. Однако в основе лежит все тот же страх. Вспомните два случая - один, когда вы сделали что-то для другого человека потому, что боялись его или чьего-то еще гнева, осуждения, наказания, хотя в тот момент и не осознавали этого. Другой - когда вы сделали что-то для другого человека по той же причине, но при этом, прекрасно понимая, почему вы это делаете».

Участники группы записывают примеры из жизни. Делятся ими. Затем ведущий просит таким же образом вспомнить два поступка, продиктованные стремлением следовать социальной норме, «быть как все», «не высовываться».

В конце обсуждается: что было труднее выполнить? Не было ли трудно рассказать об этом?

Упражнение 18. «Чувства без слов».

Участники группы разбиваются на пары по взаимному желанию. Пары по очереди выходят в центр круга. Один из участников загадывает некоторое чувство (такое, чтобы его можно было назвать одним словом или словосочетанием) и пытается изобразить его без помощи слов, только жестами и мимикой. Его партнер должен отгадать, что изображено. Затем подростки меняются ролями, и «отгадчик», загадав чувство, пытается его изобразить. Остальные участники группы тоже могут принимать участие в отгадывании, но только после того, как у «отгадчика» закончатся его предположения.



ЛИТЕРАТУРА:

  1. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988.

  2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1993.

  3. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.

  4. Дубровина И.В. Психологические программы развития личности. М., 2002.

  5. Игры: обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В.Петрусинского. М., 1994.

  6. Прихожан А.М. Развитие уверенности в себе и способности к самопознанию у детей 10-12 лет /Под ред. И.В.Дубровиной. Москва-Тула, 1993.

  7. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы - теория и практика. М., 1990.




9

© 2010-2022