Внеклассное мероприятие Мир профессий и твое место в нем

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

"Мир профессий и твое место в нем"


для 6-9 классов




















Цель: Выявление учащимися своей профессиональной направленности.

Задачи:

  1. Познакомить с особенностями некоторых профессий.

  2. Подготовить учащихся к выбору будущей профессии.

  3. Объяснить, какие факторы влияют на выбор будущей профессии.

  4. Формировать осознанность, ответственность за выбор будущей профессии.

  5. Продолжить работу по улучшению нравственного климата в классе.

План:

  1. Специфика положения молодежи на рынке труда.

  2. Профессия, специальность, должность.

  3. Мотивы выбора профессий.

  4. Выступления представителей различных профессий.

  5. Игра-разминка. Обобщение.

Подготовительный этап: Учащиеся получили опережающее задание: найти материал о современных профессиях (индивидуальные поручения), подготовить выступление о любой профессии (парное поручение).

Оборудование: чистые листочки, ручки, рекламные объявления, наглядные пособия, опросник Йовайши, литература по профориентации, ТСО.

Ход классного часа

Стихотворение В.Маяковского " Кем быть?" (читает уч-ся)

Мы вспомнили стихотворение, которое вы учили в детстве. Тогда для вас это было просто стихотворение, сейчас оно приобрело особый смысл, актуальность.

В 16-17 лет происходит активный поиск и выбор вида будущей профессиональной деятельности. Успешность этого выбора зависит от того, насколько широко может ознакомиться подросток с миром профессий и специальностей, насколько реальны его представления о будущей собственной трудовой деятельности.

Молодой человек предлагает свой труд. Труд - это товар. Товар - это способности, возможности, квалификация. Все материальные блага человек добывает собственным трудом.

Каждый хотел бы стать профессионалом. Выбирая профессию, необходимо учесть мнения всех сведущих по данной проблеме людей:

  1. Экскурсии на предприятия, в учреждения (увидеть рабочее место, условия труда, особенности рабочего процесса, темп работы).

  2. Опыт работающих друзей.

  3. Опыт знакомых. ( Нравится ли работа им, сколько зарабатывают)

  4. Родительский опыт (вы наблюдаете за их работой каждый день)

  5. Наблюдая за работой профессионалов. ( учителя, врачи, работники торговли, транспорта, артисты и т.д.)

  6. День открытых дверей в высших и средних специальных учебных заведениях.

  7. Собственный опыт. ( Производственная практика, занятия в кружках, чтение литературы, просмотр передач)

Что мы имеем в виду, когда произносим слово "профессия?" Профессия - понятие многозначное:

  • общность всех людей, занятых данным видом труда.

  • необходимая для общества и ограниченная область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность существования и развития.

Если посмотреть в словарь, слово "профессия" означает "говорить публично".

По американским меркам понятие "профессия" предполагает отличное качество выполнения работы, высокий уровень мастерства и квалификации.

Наряду со словом " профессия" часто упоминаются и другие термины.

"Специальность" - обозначение того, чем и как занят человек, что он знает и умеет, в чем совершенствует свое мастерство.

Например, профессия - врач. Специальность - стоматолог, хирург. Узкая специализация - нейрохирург.

Таким образом, профессия - это группа родственных специальностей.

Упражнение. Из списка назвать специальности: токарь, хирург, директор школы, пианист, преподаватель, столяр, монтажник, художник, ткачиха.

Упражнение. Из списка выбрать профессии: учитель, резчик по камню, токарь, продавец книг, инженер, парикмахер, водитель, швея, повар, учитель истории.

С некоторыми профессиями мы сейчас познакомимся. ( Выступления гостей и детей)

Как говорят философы, ничего нет постоянного. Это же явление происходит и с миром профессий. Каждая профессия имеет свойство стареть, исчезать, получать новое содержание. Среди ушедших в прошлое такие профессии, как кучер, пряха, белошвейка.

Вместе с тем возникают новые специальности. Некоторые профессии получают новое дополненное содержание: среди них дизайнеры, профессии сферы управления.

(ответы детей о новых, современных профессиях)

Выбор профессии - сложное дело. Когда человек выбирает профессию, он принимает важное решение.

Подумай и ответь, согласен ли ты с утверждениями и запиши, с какими ты согласен, а с какими нет:

  • профессия выбирается раз и навсегда.

  • выбор профессии зависит от толщины кошелька.

  • нужно найти ту профессию, в которой ты будешь лучшим.

  • профессия предназначена человеку от рождения.

  • по названию вуза можно судить о том, кого он готовит.

  • профессии. Можно выбрать, опираясь на знания родителей и друзей.

  • профессию следует выбирать, уже став взрослым.

  • чтобы получить хорошее образование, нужно идти в престижный вуз.

  • если у тебя есть деньги, то профориентация не нужна.

  • психолог - не помощник в выборе профессии.

(на самом деле все утверждения являются ложными)

Посчитай, со сколькими заблуждениями ты согласился.

Ты прекрасно справляешься с проблемой выбора профессии, твой уровень информированности о мире профессии и том, как выбирать, почти равен компетентности специалиста.

  • 3-5. Тебе не хватает информации и уверенности в том, как выбирать профессию.

  • 7 и больше. Попробуй честно ответить на вопрос: " Почему мне так трудно взять ответственность на себя?" Возможно, ответив на него, ты сможешь понять, как стать более самостоятельным.

Итак, этим вопросником мы утверждаем, что выбирать профессию очень важное дело в жизни каждого человека.

  • Таким образом, для того, чтобы правильно выбрать себе профессию, нужно еще определить условия выбора профессии. Для этого надо:

  • определить, каковы ваши профессиональные интересы и склонности, мечты о профессии. (анкета "Ориентир")

  • оценить, каковы ваши профессионально-важные качества: способности, состояние здоровья, характер, темперамент и т.п. Или проще сказать - это наше "могу". (анкета "могу")

  • узнать, какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда, иначе говоря, каково сегодня "надо"

Формула выбора профессии: ХОЧУ + МОГУ + НАДО

Выявить область ваших интересов поможет классификация профессий, разработанная академиком Е. Климовым:

  • человек - техника (Т)

  • человек - человек (Ч)

  • человек - природа (П)

  • человек - знаковая система (З)

  • человек - художественный образ (Х)

Игра-разминка: типы профессий.

Я буду называть профессию, а вы будете определять ее тип.

  • Ч - Т: топните ногой

  • Ч - Ч: пожать руки справа и слева сидящим от вас.

  • Ч - П: поменяться местами.

  • Ч - З: встать - сесть

  • Ч - Х поаплодировать.

Игра "Кто есть кто?"

Смысл: дать возможность учащимся соотнести свой образ с различными профессиями на основании знания учащихся друг о друге. Игра проводится в круге.

Я буду называть профессии, каждый в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет в наибольшей степени. Далее я хлопну в ладоши и все по команде одновременно должны показать рукой на выбранного человека.

Итак, вы получили информацию о мире профессий. Многим стоит задуматься, как лучше использовать особенности своего характера, свои способности при выборе профессии.

Самое главное, следует помнить, что окончательный выбор только за вами, ибо, выбирая профессию, вы выбираете судьбу. Профессия должна приносить удовольствие (положительные эмоции вам) и обеспечивать максимальную реализацию ваших возможностей ( пользу обществу).

А помогут вам в этом данные центра занятости (по району, республике), литература, Интернет и консультация школьного психолога, который может дать более конкретные советы по выбору профессии.

Нет профессий плохих и хороших, бывают плохие и хорошие работники.

У всех у вас растут года,

Стало вам 16.

Где работать вам, друзья,

Чем заниматься?

В заключение мероприятия всем присутствующим предлагается пройти тест, разработанный литовским психологом Л.А. Йовайши.

Йовайша выделяет в структуре личности школьника четыре компонента, определяющие выбор профессии: активность, возможность, стиль и направленность. Эти компоненты образуют две взаимно пересекающиеся линии: активность-направленность и стиль-возможности.

Личность изучается по проявлениям активности (в том числе при выборе профессии) и характеру самовыражения (целостная организация индивида, представленная в направленности, возможностях и стиле деятельности человека).

Все эти качества личности проявляются во всех областях жизнедеятельности, в том числе в профессиональной деятельности и при выборе профессии. При этом в выборе профессии основополагающее значение принадлежит системе ценностей человека, определяемых его глубокими, коренными потребностями. Каждая конкретная личность характеризуется своей иерархией типов ценностей и направленностью активности в соответствии с преобладающими у нее потребностями.

Л.А. Йовайша выделяет следующие типы ценностей:

1. Общение (тип социальной коммуникативности) - включает ценности, которые помогают организовать деятельность других, убеждать, учить, воспитывать. Из людей с преобладанием этого типа ценностей получаются хорошие организаторы, учителя, юристы, работники сферы обслуживания.

2. Интеллектуальная активность. Этот тип ценностей неоднороден. В нем могут преобладать различные ценности:

• теоретические (характерно стремление теоретизировать, обобщать знания, философствовать);

• открытия (характерна способность замечать новые свойства предметов и явлений, раскрывать их связи и взаимоотношения);

• лингвистические;

• планирования (конструирование, проектирование);

• переписки, делопроизводства.

3. Практико-технический тип - активность проявляется в изготовлении предметов, обслуживании машин, выращивании растений, уходе за животными.

4. Художественная активность - стремление что-то выражать, творить. По способу проявления можно выделить художественную, музыкальную, театральную и др. виды активности.

5. Соматический тип - проявление своих ценностей в моторной активности.

6. Материально-экономический тип - характеризуется ярко выраженной потребностью в сохранении и продолжении своей жизни, что проявляется в придании особого значения материальным ценностям, их правильному распределению, использованию и сохранению.

Тест представляет собой опросник из 30 вопросов, каждый из которых содержит два варианта ответа ("а' и "6) и предназначен для изучения профессиональной направленности школьников старших классов и выпускников средних школ, а также молодежи, недавно закончившей школу.


Опросник


Инструкция: Прочтите последовательно вопросы в соответствующих клетках "Бланка ответов" отметьте свое отношение к одному из двух вариантов ответа на каждый из вопросов (Что вы предпочитаете?).

Некоторые ответы могут оказаться одинаково интересными, все равно необходимо отдать предпочтение одному из них.

Свои ответы оцените в баллах: 1, 2, 3.

Если Вы полностью согласны с вариантом "а" и не согласны с вариантом "б", то в клетку с цифрой, соответствующей номеру вопроса и буквой "а", поставьте цифру 3, а в клетку с буквой "б" - 0.

Если Вы полностью согласны с вариантом 'б" и не согласны с вариантом "а", то в клетку с цифрой, соответствующей номеру вопроса и буквой "б" поставьте цифру 3, а в клетку с буквой "а" - 0.

Если вы отдаете незначительное предпочтение варианту "а" но сравнению с вариантом 'б", поставьте в клетку "а" цифру 2 и в клетку "б" цифру 1.

Если Вы отдаете незначительное предпочтение варианту "б" по сравнению с вариантом "а", поставьте в клетку "б" цифру 2 и в клетку "а" цифру 1





Опросник

1. Вы на выставке. Что вас больше привлекает в экспонатах:

а - цвет, совершенство форм;

б - их внутреннее устройство (как и из чего они сделаны)?

2. Какие черты характера в человеке вам больше нравятся:

а - дружелюбие, чуткость, отсутствие корысти;

б - мужество, смелость, выносливость?

3. Служба быта оказывает людям различные услуги (изготавливает обувь, шьет одежду ...); считаете ли вы необходимым:

а - и впредь развивать эту отрасль, чтобы всесторонне обслуживать людей;

б - лучше создавать такую технику, которой можно было бы самим пользоваться в быту?

4. Какое награждение вас больше бы обрадовало:

а - за общественную деятельность на благо общества,

б - за научное изобретение?

5. Вы смотрите военный или спортивный парад. Что больше привлекает ваше внимание:

а- слаженность ходьбы, грациозность участников парада

б - внешнее оформление колонн (знамена, одежда и пр.)

6. Представьте, что у вас много свободного времени. Чем бы вы охотнее занялись:

а - чем-либо практическим (ручным трудом)

б - общественной работой (на добровольных началах)?

7. Какую выставку вы бы с большим удовольствием посмотрели:

а - новинок научной аппаратуры (в области физики, химии, биологии):

б - новые продовольственные товары?

8. Если бы в школе было только два кружка, какой бы вы выбрали:

а - музыкальный;

б - технический?

9. Если бы вам предоставили пост директора школы, на что бы вы обратили больше внимания:

а - на сплочение коллектива

б - на создание необходимых удобств?

10. Какие журналы вы бы с большим удовольствием читали:

а - литературно-художественные

б - научно-популярные?

11. Что важнее для человека:

а - создавать себе благополучный, удобный быт;

б - жить без некоторых удобств, но иметь возможность пользоваться сокровищами искусства, создавать искусство?

12. для благополучия общества необходимо:

а - техника;

б - правосудие?

13. Какую из двух книг вы бы с большим удовольствием читали:

а - о развитии науки в нашей страны;

б - о достижениях спортсменов нашей стране?

14. В газете две статьи разного содержания. Какая из них вызвала у вас большую заинтересованность:

а - статья о машине нового типа;

б - статья о новой научной теории?

15. Какая из двух работ на свежем воздухе вас больше бы привлекла:

а - ходячая работа (агроном, лесничий, дорожный мастер);

б - работа с машинами?

16. Какая, на ваш взгляд, задача школы важнее:

а - подготовить учащихся к работе с людьми, чтобы они могли помогать другим создавать материальные блага;

б - подготовить учащихся к практической деятельности, к умению создавать

материальные блага?

17. Что, на ваш взгляд, следует больше ценить у участников самодеятельности:

а - то, что они несут людям искусство и красоту;

б - то, что они выполняют общественно-полезную работу?

18. Какая, на ваш взгляд, область деятельности человека в дальнейшем будет иметь доминирующее значение:

а - физика;

б - физическая культура?

19. Что обществу принесет больше пользы:

а - забота о благосостоянии граждан:

б - изучение поведения людей?

20. Какого характера научную работу вы бы выбрали:

а - работу с книгами в библиотеке;

б - работу на свежем воздухе в экспедиции?

21. Представьте, что вы профессор университета. Какому бы предмету вы отдали предпочтение в свободное от работы время:

а - занятиям по литературе;

б - опытам по физике, химии?

22. Вам предоставляется возможность совершить путешествие в разные страны. В качестве кого вы бы охотнее поехали:

а - как известный спортсмен на международные соревнования;

б - как известный специалист внешней торговли с целью покупки необходимых товаров для нашей страны?

23. Какие лекции с большим удовольствием слушали бы вы:

а - о выдающихся художниках;

б - о выдающихся ученых?

24. Что вас больше всего привлекает при чтении книг:

а - яркое изображение смелости и храбрости героев;

б - прекрасный литературный стиль?

25. Вам предоставляется выбор профессии, Какой из них вы бы отдали предпочтение:

а - физической культуре или другой работе, связанной с движением;

б - работе малоподвижной, но связанной с созданием новой техники?

26. Какими выдающимися учеными вы больше интересуетесь.

а - Поповым и Циолковским:

б - Менделеевым и Павловым?

27. Как вам кажется, на что следовало бы в школе обратить большее внимание:

а - на спорт, так как это нужно для укрепления здоровья учащихся;

б - на успеваемость учащихся, так как эго необходимо для их будущего?

28. Что бы вас больше заинтересовало в печати:

а - сообщение о состоявшейся художественной выставке:

б - известие о прошедшем митинге в защиту прав человека?

29. Если бы вам представилась возможность занять определенный пост, какой бы вы выбрали:

а - главного инженера завода;

б - директора универмага?

30. Как вы считаете, что важнее:

а - много знать

б - создавать материальные блага?

Обработка результатов

Подсчитывается количество баллов в каждом из шести столбцов "бланка ответов". Полученные таким образом результаты заносятся в соответствующие клетки графы "Сумма ответов".

Полученные результаты соотнести с Ключом обработки.

Ключ обработки

Типы ценностей


А

Б

В

Г

Д

искусств.

техн.

люди

умств.

мотор.

мастер.



Интерпретация результатов

Полученные с помощью "Ключа обработки варианты профессиональной направленности соответствуют типам ценностей (типам направленности и активности):

• художественная активность (искусство)

• практико-техническая активность (техника);

• общение или социально-коммуникативная (люди):

• интеллектуальная активность (умственная направленность)

• соматическая активность (моторная направленность):

• материально-экономическая активность (материальная направленность).

Максимальное количество баллов, набранных по тому или иному столбцу в "Бланке ответов", свидетельствует о соответствующей профессиональной направленности человека, а также о наличии черт, характерных для данного типа ценностей.





























Бланк ответов

Ф.И.О.______________________________________________________

Пол__________________дата___________________________________


№ вопроса

А

Б

В

Г

Д

Е

1

а-

б-





2



а -


б-


3


б-




а-

4



а-

б-



5

б-




а-


6


а-

б-




7




а-


б-

8

а-

б-





9



а-



б-

10

а-



б-



11

б-





а-

12


а-

б-




13




а-

б-


14


а-


б-



15


б-



а-


16



а-



б-

17

а-


б-




18




а-

б-


19



б-



а-

20




а-

б-


21

а-



б-



22





а-

б-

23

а-


б-




24

б-




а-


25


а-



б-


26


а-


б-



27





а-

б-

28

а-


б-




29


б-




а-

30




а-


б-

Сумма









© 2010-2022