Тематичекая экскурсия на тему Есть в жизни место подвигу (5-9 класс)

Раздел Классному руководителю
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Тематическая экскурсия


«Есть в жизни место подвигу»

Сагадиева Е.А.

учитель истории и обществознания

МБОУ «Школа №103» гУфа РБ


Тема внеклассного мероприятия

«Есть в жизни место подвигу»

Форма внеклассного мероприятия

Тематическая военно-историческая экскурсия

Цели

Способствовать историко-патриотическому и гражданственному воспитанию обучающихся; показать подвиг и вклад в победу в Великой Отечественной войне родственников учащихся СОШ №103;

Возраст

Средний и старший школьный возраст

Продолжительность

45 минут

Оборудование

Экспонаты и краеведческие материалы фонда музея МБОУ СОШ №103 Дёмского района ГО г.Уфа РБ

















Прошло более полувека со дня победы народа нашей страны над фашисткой Германией. Срок немалый. Тихо, незаметно уходят из жизни ветераны войны. Выросли новые поколения, никогда не видавшие ужасов войны, не испытавшие голода, холода, оккупации.

Бывают события, даже весьма значительные для своего времени, которые по прошествии десятилетий стираются из памяти народов. Но некоторые из них не тускнеют от неумолимого бега времени, более того - их значение только возрастает, что объясняется величием и определяющей ролью этих событий в истории. К ним, безусловно, относится победа народа нашей страны в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов.

Ребята, почему эта война получила название Великой Отечественной?

Возвращаясь вновь и вновь к великой победе, мы становимся лучше, чище, сильнее. Мы гордимся нашей страной, внесший решающий вклад в достижение победы. Мы гордимся участниками войны уроженцами республики Башкортостан.

Есть такая профессия защищать родину - и вот о таких защитниках нашего Отечества нам хотелось бы вам рассказать: учителях, учениках нашей школы и их родных.

Выразительное чтение стихотворения Мустая Карима «Неизвестному солдату».

Памятник поставлен, говорят,

Этот - неизвестному солдату…

Память, не известен ли солдат?

Может, знала ты его когда-то?

Мы в атаку вместе поднялись,

Пули вместе с ним меня достали.

Я воскрес на время. Он же, ввысь

Устремясь навек застыл в металле.

Полыхают маки перед ним,

Память алым пламенем тревожа,

Птицы на заре поют над ним,

И щебечут дети у подножья.

И беззвучно женщина над ним

Плачет… Не земли ли мать седая?

Сколько лет она и сколько зим,

К камню прислоняясь,

Стоит - рыдая…

О победа!

Солнца торжество

На щеке твоей я вижу снова!

На другой же - свет луны суровый…

Радость бьет из глаза одного,

Льются, льются слезы из другого…

Вот, что вспоминает о войне мой прадед, Петр Гаврилович Лазарев. В 1943 году в свои 17 лет был призван в ряды Красной Армии. Окончил снайперскую школу - и на фронт. Служил в разведотряде в составе 1-го Белорусского фронта в Прибалтике. Боевое крещение принял западнее Шауляя - получил осколочное ранение в местечке Ауцы, был госпитализирован, но вскоре снова вернулся в строй. Участвовал в боях за Тельшай, Калантай, Приекуле, был ранен вторично в руку. Пролежав 2,5 месяца в госпитале, по выздоровлению попал в свою часть - 87 стрелковую Перекопскую Краснознаменную дивизию, в1379 полк, в разведку (см. приложение).

Инсценированный рассказ.

Мне, не смотря на свой юнный возраст, пришлось нести тяжелую ношу войны. Конечно, были и успехи, и отступления. Враг был силен, но мы одержали победу над фашистами. За время нахождения на фронте пришлось служить в разных подразделениях. Был автоматчиком, сапером, артиллеристом, ходил в разведку, добывая ценных языков.

За проявленный героизм мой прадед награжден орденом Славы 3-й степени, орденом Отечественной войны 2-й степени, медалями (см. приложение).

«В тяжелые боевые будни до боли начинало щемить сердце - так сильна была тоска по дому, по запаху свежего сена, по всему родному!» вспоминают фронтовики.

Такой связующей нитью солдат на передовой и тыла, их родных и близких являлись письма «треугольники надежды и радости». Все с нетерпением ждали вестей с фронта. Бывало, письма с фронта читали в слух всем селом. С известиями о положении на фронте выпускали листовки.

«Уходим из дома

Туда, где бои,

Веря в сердце свое.

Веря в руки свои…..»

Р. Рождественский.

Первый директор нашей 103 школы, стоявший у истоков ее создания - Николай Васильевич Севастьянов окончил 10 классов, когда началась война. он попросился добровольцем на фронт. Его направили в артиллерийское училище, по окончании которого присвоили звание младшего лейтенанта и отправили на фронт. В бою, в районе озера Балатон, в Венгрии Николай Васильевич получил ранение в спину, и была раздроблена лучевая кость правой руки. Спас его адъютант. После лечения в госпитале его комиссовали, и он вернулся в родную Дему(см. приложение).

Второй директор нашей школы - Еникеев Касым Фазлетдинович был призван на фронт со школьной скамьи, будучи десятиклассником, в 1943 году. С начала Великой Отечественной войны три его старших брата с первых дней были призваны в армию. На одного из братьев получили похоронку, а два других пропали без вести. После окончания шестимесячной снайперской школы Касым Фазлетдинович был направлен в 98-ю гвардейскую воздушно-десантную дивизию, где обучался прыжкам с парашютом. В конце 1944 года дивизия была отправлена на фронт. Первое боевое крещение Касым Фазлетдинович получил в районе озера Балатон (Венгрия). 98-я дивизия приняла активное участие в освобождении города Будапешта, Вены, на территории Чехословакии при ликвидации особых группировок эсесовцев. В ходе боевых действий имел ранения и был контужен. За боевые заслуги награжден наградами (см. приложение).

Инсценированный рассказ. Разные истории приключались на фронте. Однажды, когда наш отряд спускался на парашютах , один солдат - новичек, приземлился и накрыл своим парашютом корову, ранее им не замеченную. Корова очень испугалась и понесла. А солдат, сначала не поняв в чем дело, тоже испугался и растерялся. В это время весь отряд, наблюдая за необычной картиной, смеялся. Потом все, конечно, помогли солдату, но эта история еще долго вспоминалась.

Во время войны люди часто теряли связь со своими близкими, и долгое время не знали ничего о своей семье, кто жив, а кого уже нет в живых. А я на фронте встретился со своим братом, считавшимся без вести пропавшем. Наши взводы шли в разных направлениях и совершенно случайно наши взгляды встретились. Мы узнали друг друга. Времени было немного, мы успели лишь обняться и обменяться несколькими фразами. Но какую радость принесла эта кратковременная встреча. Брат был жив! Какое счастье было увидеть его и узнать о том, что он здоров.

Но на войне случались не только веселые истории, чаще они были драматичными и опасными. Это было в Венгрии. В течении долгих трех недель шли бои за город Стенефехервар. Этот город «брали» то наши, то немцы, около пяти - шести раз. Однажды утром, на рассвете, немцы неожиданно бросили в атаку большие силы и прорвали оборону. Нашим войскам пришлось отступать. Мы с тремя товарищами укрылись в трубе, находившейся в котельной. По трубе мы поднялись по лестнице вверх. Через некоторое время я услышал голоса приближающихся немцев, немецкий солдат открыл люк и заглянул в топку, но не поднял глаз наверх. Только благодаря этому мы остались живы. отступавшие немцы оставили страшную картину: русские солдаты, попавшие в руки к фашистам были убиты, тела их обезображены, глаза выколоты, а на груди вырезаны звезды.

Исход войны решался не только на полях сражения, но и у станков, в шахтах, на нефтепромыслах, колхозных полях. Трудовой героизм тружеников тыла, их самопожертвование сыграли огромную роль в победе над врагом.

В годы Отечественной войне жители Дёмы провели сбор денег на танковую дивизию, работали на торфоразработках, на территории района в зданиях школ были размещены госпитали для солдат. Также в соседнем здании школы №101 размещался госпиталь для немецких военнопленных. Силами пленных немецких солдат были построены жилые трехэтажные здания по улице Центральная. Символично, что на фоне этих зданий расположен памятник 112-й кавалерийской дивизии.

« Семья моей бабушки работала в тылу. Моя прабабушка сплавляла лес по реке Инзер и Белой, а потом работала в колхозе трактористкой» - рассказывает ученик нашей школы Яныбаев Альберт. Родители бабушки умерли во время войны от голода, оставив ее и старшую сестру сиротами. Старшая сестра - моя тетя - работала на металлургическом комбинате в Белорецке. Ей тогда было всего лишь тринадцать лет. Она работала наравне со взрослыми: делала снаряды для фронта, стоя на ящике, так как была еще мала ростом. Моя бабушка воспитывалась в детском доме. В годы войны все дети помогали советским солдатам, как могли: вязали теплые носки и варежки, писали письма неизвестным солдатам с просьбой поскорее разгромить врага.

«Во время войны школу, где я училась, закрыли, из нее сделали военный склад» - вспоминает Сафина Фагима Идиятулловна, бабушка ученицы нашей школы Сафиной Кристины.

Классный руководитель и девочки пошли устраиваться на работу на пищекомбинат. Начали работать в возрасте 15 лет. В пекарне была большая печь, и нам сказали сломать печь. Ломали мы сами, мужчин- то не было, очень было тяжело, а потом построили новую печь.

Чтобы провести в цех воду, мы копали траншеи. Воду летом возили во флягах на колясках, зимой - в бочках на салазках. Тесто месили вручную. В смену мы работали 10-12 часов, было очень трудно, тяжело. За эту работу давали 500 грамм хлеба, а когда учились в школе, нам давали хлеб по карточкам, 300 грамм в день. Мы понимали: война. Хлеб нужнее бойцу на фронте. Тогда все мы жили фронтом и для фронта. Каждый день ждали писем с фронта от отца, братьев. Молились: только не похоронка!

Пережитое часто с трудом вспоминается и рассказывается. Мой прадед - Ахметов Магасум Батыргареевич родился в 1915 году, в колхозе работал бригадиром. Участвовал в Финской войне, вернулся офицером. Как только объявили начало войны, он ушел на фронт. Моя прабабушка в то время была беременна: ждала ребенка (мою бабушку). Прадед так и не узнал, кто родился. С фронта пришло одно письмо, то ли из-под Севастополя, то ли из-под Смоленска, никто не помнит. В письме прадед наказывал прабабушке, чтобы она последний кусок делила на своих детей. Тайна жизни и смерти прадеда до сих пор не раскрыта. Почему тайна? Потому, что в начале пятидесятых годов в деревню пришло письмо прабабушке. Оно было из поселка Ивдель Свердловской области. В письме неизвестный спрашивал, кто родился, как назвали, просил беречь детей, интересовался родственниками. Говорили, что почерк похож на почерк прадеда, но других доказательств не было, потому что в каждом имени упоминавшихся не совпадали одна - две буквы. Говорили. что скорее всего он сделал это для того, чтобы не было неприятностей у семьи. Больше писем не было. Прабабушка всю жизнь ждала мужа. Может быть, он попал в плен или был в концлагере, а потом после освобождения перевезен в советский лагерь?

В годы Отечественной войне жители Демы провели сбор денег на танковую дивизию, работали на торфоразработках, на территории района в зданиях школ были размещены госпитали для солдат. Также в соседнем здании школы №101 размещался госпиталь для немецких военнопленных. Силами пленных немецких солдат были построены жилые трехэтажные здания по улице Центральная. Символично, что на фоне этих зданий расположен памятник 112-й кавалерийской дивизии.

Одержав победу в Великой Отечественной войне , люди надеялись, что их детям и внукам не придется вновь столкнуться с войной. Но, к сожалению, наша современная история не обходится без вооруженных конфликтов. И дети и внуки ветеранов Великой Отечественной в тех случаях, когда речь идет о защите родины, готовы проявить героизм и стойкость.

Выпускники нашей школы являются участниками боевых действий на северном Кавказе, в Чечне.

Гилеев Олег Борисович с 1982 по1984 год служил в Афганистане, рядовым в 53-й автомобильной бригаде. За годы армейской жизни Олег получил 7 наград за боевые заслуги. Токунов Сергей Анатольевич служил в Афганистане водителем автоколонны с 1987 по1989 год. Гилемзянов Ильдар, отец ученицы нашей школы Гилемзяновой Эльзы, военный прапорщик запаса. Службу проходил во внутренних войсках МВД. Во время служебной командировки на Северный Кавказ поселок Новогрозный ездил на бензовозе, ходил на инженерную разведку в составе боевого охранения. 2 июля 200года вечером к ним на территорию части заехал КАМАЗ, груженный взрывчаткой, управляемый смертником террористом. Прогремел сильный взрыв. Трое его друзей погибли на месте, один скончался позже в госпитале от полученных тяжелых ран. Получив тяжелые ожоги, Ильдар не покинул место боя, а продолжал помогать выносить раненых товарищей и вести бой. Многие в том бою получили тяжелые ранения. Весь личный состав, находившейся в это время на ПВД получили контузии. Все машины были уничтожены взрывом.

Огромны и невосполнимы потери родины во время войн. Наша страна в годы Великой Отечественной войны потеряла 26 мил. 600 тыс. человек. В годы войны в рядах вооруженных сил находилось 700 тыс. чел из республики Башкортостан, потери составили 322 900 человек, т.е. 46% от общего числа призванных и мобилизованных.

Наши деды и прадеды сделали все, чтобы мы с вами жили под голубым мирным небом. Их дети, наши отцы и братья доказали, что они достойны своих родителей, и если потребуется готовы отдать жизнь за свободу, за родину. Возвращаясь к нашим подвигам и победам, мы гордимся нашей родиной, ее детьми, которые готовы в любую минуту встать на ее защиту.


© 2010-2022