Кладовая мудрости

Урок предназначен для обучающихся 7-9 классов. Цели данного урока: показать роль книги в жизни человека, сформировать читательский интерес, способствовать развитию коммуникативных качеств. Дети познакомятся с первым возникновением библиотек, расширят свой кругозор, поучаствуют в викторине, поиграют в игру «Продолжи пословицу», познакомятся с группами псевдонимов, узнают о писателях, которые подписывались под своими произведениями, используя псевдонимы, узнают о появлении первых библиотек. К меро...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Орлинская средняя общеобразовательная школа»



«Библиотечный урок XXI века»,

посвящённый общероссийскому дню библиотек.













Разработан Каменской Ольгой Дмитриевной,

учителем МОУ Орлинская СОШ



2013

Кладовая мудрости (1 слайд)

Библиотечный урок посвящён Общероссийскому дню библиотек (для обучающиеся 7-9 классов).

Цель урока:

- показать роль книги в жизни человека;

- способствовать формированию читательского интереса;

- способствовать развитию коммуникативных качеств.

Советы организаторам: беседа о книгах и библиотеках перемежается небольшими викторинами, которые проводит Затейник. За каждый правильный ответ ребята получают жетоны. Те, кто набрал наибольшее количество жетонов, в конце урока получают призы.

Действующие лица: ведущий, библиотекарь, Затейник.

Ведущий: Вся история развития человеческого разума связана с книгами и библиотеками. Это совсем не спокойная история! За книги сражались, их сжигали, теряли, находили, отрывали в толще погребённых временем городов, спасали от вражеского нашествия как самое дорогое. Сегодняшняя библиотека кажется воплощением тишины, покоя и порядка. Как и во все времена она служит людям. А что же означает слово «библиотека»?

Библиотекарь: В переводе с греческого «библио» - значит «книга», «тека» - «хранилище книг».

Ведущий: Немного истории… Библиотекарь - старинная профессия. Первые хранилища памятников письменности возникли в глубокой древности.

Библиотекарь: С возникновением первых книгохранилищ появились библиотекари. На эту должность приглашались образованные люди: учёные, писатели, поэты. В прошлом веке стать почётным библиотекарем - существовало такое звание - было труднее, чем академиком. Известный баснописец Иван Андреевич Крылов (2 слайд) работал в Императорской публичной библиотеке с 1812 года сначала «библиотекарским помощником», а затем библиотекарем Русского отдела. Он прослужил в библиотеке почти тридцать лет, получил орден Святого Владимира IV степени. Двенадцать лет был директором библиотеки Казанского университета великий русский математик Н.И.Лобачевский (3 слайд).

Ведущий: В античные времена получила большую известность Александрийская библиотека, создание которой приписывают Птоломею (4 слайд). В её фондах насчитывалось до 700 тысяч рукописных книг. Правители из династии Птоломеев активно пополняли библиотеку. Они просто отбирали их у всех, кто приплывал в Александрию, выдавая взамен копии. Часть Александрийской библиотеки не сохранилась: пожар 273 года уничтожил редкие издания. Намного старше Александрийской библиотеки библиотека Древнего Египта. В Древнем Риме был обычай устраивать публичные библиотеки при храмах.

Библиотекарь: В 1849 году английский путешественник О.Г.Лэйард (5 слайд) при раскопках холма на берегу реки Тигр под слоем земли обнаружил развалины дворца царя Ашшурбанипала - правителя государства Ассирии (6 слайд). Вход во дворец охраняли огромные статуи, стены комнат украшали рельефы, изображающие сцены военных походов. Среди прочих находок во дворце оказалось около 30 тысяч небольших глиняных табличек, исписанных мелкими клинообразными значками. Сначала этой находке не придали значения, так как клинопись ещё не умели читать. Таблички пролежали около 20 лет в Британском музее в Лондоне. Когда учёным удалось расшифровать клинопись, стало ясно, что это целая библиотека глиняных книг. Каждая такая «книга» состояла из «листов» - табличек одинакового размера. На каждой табличке было название книги (начальные слова первой таблички), а также стоял номер «листа». Книги размещались в строгом порядке, имелись каталоги - списки с указанием названий книг и числа строк в каждой табличке. Стоял и библиотечный штамп: «Дворец Ашшурбанипала, царя Вселенной, царя Ассирии».

Затейник: Да-а-а! работа у библиотекаря непыльная: болтай себе языком, одну книжку с полки дал, другую получил. Нет работы проще!

Библиотекарь: Я не согласен(сна). Этой профессии учат в специальных учебных заведениях - библиотечных колледжах и институтах. Приобретённые навыки помогают безошибочно ориентироваться в огромном количестве книг, давать точные ответы на любые вопросы, возникающие у читателя. Библиотекарь - знаток справочников и энциклопедий. Научившись пользоваться справочной литературой, подтверждаешь мудрость древних: «Мудр не тот, кто знает много, а тот, кто знает нужное».

Затейник: Понятно! Библиотекарь не может расслабляться, поскольку его работа связана с читающими людьми! В любой момент его подстерегают самые неожиданные вопросы. Скажем, если внезапно у него спросить: «Когда была основана первая библиотека в России?», - сможет ли он сразу правильно ответить?

Библиотекарь: Первая известная историкам библиотека в Древней Руси была основана в 1037 году Ярославом Мудрым (7 слайд) при Софийском соборе в Киеве.

Затейник: Да… Как сложно помнить сразу много вещей! Только читая самые разнообразные книги, можно много узнать. Проведём-ка интеллектуальную разминку: проверим кругозор наших гостей. (Проводит викторину)

Вопросы:

1. В Толковом словаре В.И.Даля к одному слову дано такое определение: «Это человек, читающий книги для себя». Кто это? (Читатель).

2. Для чего библиотекарь каждый день задаёт один и тот же вопрос: «Фамилия, имя, отчество, домашний адрес?» (Чтобы заполнить или найти читательский формуляр).

3. Назовите самую крупную библиотеку в нашей стране. (Российская государственная библиотека в Москве; она содержит около 40 млн. изданий).

4. В 1724 году Пётр I издал указ о создании Академии наук. Что первый российский император торжественно подарил Академии при её открытии? (Свою личную библиотеку, которую он собирал всю жизнь).

5. Что такое буквица? (Красивая заглавная буква; она больше обычных и часто включает в себя рисунок).

Ведущий: Вся человеческая мудрость хранится в книгах, а книги - в библиотеках. Библиотеки бывают разные: личные и государственные, учебные и научные, школьные и городские. Библиотеки бывают специальные: исторические, медицинские, технические, педагогические, сельскохозяйственные. Первой общедоступной библиотекой стала Публичная библиотека в Санкт-Петербурге. (8 слайд). Основана она в 1795 году. Её разрешалось посещать «всем прилично одетым гражданам» три дня в неделю с 9 утра и до захода солнца.

Затейник:

Вопрос загадкой должен стать,

Ребят проверить знанья,

Но никого не обижать…

Ведущий:

Предупреждай заранее!

Загадки:


  • Хорошо видит, а слепой. (Неграмотный)

  • Мал золотник, да мудрые пути указывает. (Перо)

  • Чёрные птички

На каждой страничке

Молчат - ожидают,

Кто их отгадает. (Буквы)

  • Семя плоско,

Поле гладко,

Кто умеет,

Тот и сеет,

Семя не всходит,

А плод приносит. (Бумага, буквы, слова)

  • Без ног приходит,

Без языка рассказывает. (Письмо)

Ведущий: Древняя книга претерпела много превращений: это были и тяжёлые глиняные таблички, и невесомые листы папируса, и тщательно обработанная телячья кожа - пергамент.

Библиотекарь: В Древнем Египте для письма использовали растение, растущее на берегу Нила. Из него научились делать свитки, которые делили на столбцы, а затем, свернув, складывали в футляры. Папирус - превосходный материал для письма. Позже египтяне запретили его вывозить из своей страны. Тогда в Пергамском царстве создали другой писчий материал - пергамент. Его изготавливали из обработанных телячьих шкур. Пергамент был прочнее папируса. Постепенно он перекочевал в другие страны. Пергаментные книги Киевской Руси дошли до наших дней. Подлинный шедевр - Остромирово Евангелие. Писали на Руси и на бересте. Берестяная книга хранится в библиотеке Академии наук России.

Затейник:

Давайте знакомые книжки откроем

И снова пойдём от страницы

к странице,

Всегда ведь приятно с любимым героем

Опять повстречаться, сильней

подружиться!

Неважно, что с книжкой давно мы

знакомы,

Пускай и с героем отлично знакомы,

И чем там закончится, тоже известно,

Хорошие книжки всегда интересны.

В библиотеку мы приходим часто,

Чтобы внимать поэтам, мудрецам…

Давайте пройдёмся по мудрым книгам вместе. (Проводит викторину)

Вопросы:

  1. Какого героя русского фольклора канонизировала православная церковь? (Илью Муромца)

  2. Писатель А.А.Бестужев - Марлинский писал, что читать нужно много, но не всему верить: «Пускай время будет ситом твоих мнений». Назовите писателей, которым можно поверить спустя какое-то время. (Писатели-фантасты)

  3. В каком жанре литературы чаще всего можно встретить сыщика? (В детективе; это слово и переводится с английского языка как «сыщик»)

  4. Самыми любимыми минутами в школе ученики считают минуты переменки, самым любимым временем называют каникулы. Какую книжку о таком времени вы знаете? (А.Г.Алексин «В стране вечных каникул»)

  5. В каком дневнике вы прочли о тяготах каждодневной жизни героев, оказавшихся вдали от цивилизации? (Д.Дефо «Робинзон Крузо»; дневник - литературное произведение в форме ежедневных записей)

Ведущий: Родители школьников часто удивляются тем книгам, по которым учатся их дети. Они говорят, что учились по другим учебникам. Но среди учебников бывают и «долгожители».

Библиотекарь: Учебная книга, созданная в V веке Марцианом Капеллой (9 слайд), была написана на латинском языке. В ней бог Меркурий, покровитель торговли и путешествий, посватался к богине мудрости Софии, но так как он был ещё богом обмана, то посватался ещё и к Психее. Обе богини ему ответили отказом. Бог света и разума Аполлон посоветовал Меркурию сосватать прекрасную деву Филологию… Конечно, читать такой учебник древним детишкам было интересно. До XVIII века в школах Западной Европы языком обучения оставалась латынь, а настольным учебником - учебник Марциана Капеллы.

Ведущий: Можно сказать, что самая древняя учебная литература - это мифы. Ведь в древности мифы складывали для осмысления мира - природы, людей, общества… В мифах каждое явление природы имеет своё объяснение. Гроза, например, - это священный брак Неба и Земли…

Библиотекарь: Для писателей мифы оказались богатым материалом - сказочным, религиозным или историческим. Победа героя Персея над горгоной Медузой уже в античности казалась сказочной, а Троянская война - историческим событием. И современные читатели находят в мифах каждый своё: одни - занимательные подвиги древних богатырей, другие - прославление предков, третьи - иносказательное изображение законов мироздания.

Затейник: Многие древнегреческие мифы дошли до наших дней - в самых разных пересказах. Некоторых героев этих мифов мы знаем лучше, чем персонажей современной литературы. Поговорим немного о них. (Проводит викторину)

Вопросы:

  1. О каком событии повествуется в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея»? (О Троянской войне)

  2. Какими чертами характера были наделены боги-титаны? (Жестокостью и простодушием)

  3. Почему богов-титанов победили боги-олимпийцы? (Первые не знали, что такое хитрость и коварство, и стали жертвами олимпийских богов, которые после долгой борьбы одержали верх и заключили титанов в Тартар)

  4. Что сделал титан Прометей для людей? (Подарил людям огонь, ремёсла и искусство)

  5. Что сделали в отместку олимпийские боги Прометею? (Приковали его к скале)

  6. Кто были родители богов - титанов? (Уран - бог Неба, Гея - богиня Земли)

  7. Назовите главного бога - олимпийца. (Зевс)

  8. Покровительницей чего была жена Зевса - Гера? (Семьи)

  9. Как зовут богиню мудрости и доблести, дочь Зевса? (Афина Паллада)

Ведущий: От союзов богов с людьми произошли герои. Сыном Зевса и земной женщины был Геракл. По воле богов Геракл должен был совершить двенадцать великих подвигов. Он сделал это: убил огромного льва, который наводил ужас на жителей города Немей, уничтожил чудовище с десятью головами - Лернейскую гидру, затем отправился в город Стимфала, где перебил чудовищных птиц с бронзовыми перьями и когтями… Много других подвигов совершил Геракл, за что боги даровали ему бессмертие. Геракл живёт в произведениях художников, а вместе с ним - Тезей, победивший Минотавра, Дедал и Икар, знаменитый певец Орфей, его жена, прекрасная Эвридика, и многие другие.

Затейник: С глубокой древности сочинял человек сказки, они передавались из уст в уста, каждый рассказчик добавлял своё… Пришло время сказочной викторины. (Проводит викторину)

Вопросы:

  1. Из какой сказки эти строки?

Котлы кипят чугунные,

Ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати! (Из русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

  1. В какой сказке проходит спортивное состязание, где главным призом является поцелуй царевны? (В русской народной сказке «Сивка- Бурка»)

  2. Сказочный компас - это…? (Волшебный клубочек)

  3. Какой ужасный сказочный персонаж необходим всем грязнулям и неряхам? (Мойдодыр)

Ведущий: У пословиц и поговорок нет авторов. Мы никогда не узнаем точного времени и места их появления. Но без пословиц и поговорок не обходятся литература, публицистика, живая разговорная речь. Они вобрали в себя мудрость многих поколений. Передаваясь из уст в уста, пословицы и поговорки шлифовались, совершенствовались, приобретая точность, меткость, лаконичность. Столетия отделяют нас от первоисточников. Пословицы и поговорки - неотъемлемая часть легенд и сказаний разных народов, Библии, Корана…

Затейник: Сейчас мы поиграем в игру «Продолжи пословицу». (Проводит игру)

Пословицы:

* Век живи -… (Век учись)

* Труд кормит, а лень… (Портит)

* Язык мой - …(Враг мой)

* Много хочешь знать, мало будешь…(Спать)

* Лицом детина, да разумом…(Скотина)

* С именем - Иван, без имени - …(Болван)

* Умный человек - хозяин деньгам, скупой - …(Слуга)

* Ему про Ерёму, а он про …(Фому)

* Быстрая вода до моря…(Не доходит)

Библиотекарь: Поговорки в отличие от пословиц не имеют поучительного смысла. Собиратель народного творчества В.И.Даль (10 слайд) писал: «Поговорка, по народному определению, цветочек, а пословица - ягодка; и это верно».

Затейник: Понятно! Поговорим теперь поговорками! Разъясните мне значение поговорок, которые я вам назову. (Проводит викторину по поговоркам)

Поговорки:

  • Убил двух зайцев. (Одним действием достиг сразу двух целей)

  • Семь пятниц на неделе. (Решения, мнения по какому-то вопросу меняются очень быстро и много раз)

  • Заблудился в трёх соснах. (Запутался в очень простом вопросе, заблудился там, где заблудиться очень трудно)

  • После дождичка в четверг. (Никогда)

  • Как с гуся вода. (С человеком случаются неприятности или его ругают, а он ведёт себя так, как будто ничего не случилось, он ничего не почувствовал)

Ведущий: Сегодня мы ведём разговор о литературе, авторах различных книг, истории возникновения жанров. История не сохранила для нас имён тех, кто первым сказал фразу, ставшую теперь пословицей. Но иногда автор сам не желает признаваться, что он создал данное произведение, не желает быть узнанным. Тогда он подписывается выдуманным, «ложным» именем или условным знаком - псевдонимом.

Библиотекарь: Древнегреческий драматург Аристофан (11 слайд) ставил на сцене свои пьесы под именем своих современников - комических поэтов Филонида и Каллистрата, хотя публика знала, что истинным автором является Аристофан. Под псевдонимами известны некоторые писатели эпохи Возрождения. Специалисты выделили среди псевдонимов такие группы:

аллонимы - псевдонимы, которые являются подлинными фамилиями других авторов;

национальные псевдонимы - подписи, указывающие на национальность автора или место его проживания;

титлонимы - подписи, в которых авторы указывают на принадлежность им ранее напечатанных произведений;

криптонимы - подписи в виде инициалов и разнообразных сокращений;

астронимы (астеронимы) - подписи, состоящие из одной или нескольких звёздочек;

псевдандронимы - подписи, имеющие форму мужского имени, под которым пишут женщины;

псевдогимы - псевдонимы в форме женских имён, которыми подписываются мужчины;

анаграммы - псевдонимы, составленные посредством перестановки букв;

коллективный псевдоним - псевдоним, под которым совместно пишут несколько авторов.

Затейник: Я тоже хочу придумать себе псевдоним! Но сначала задам вам несколько вопросов. (Проводит викторину по псевдонимам)

Вопросы:

  1. Кто подписывался псевдонимом Москвитянин? (В.Я.Брюсов)

  2. Кто скрывался под именем Аврора Дюпен? (Жорж Санд)

  3. Каким именем подписывался П.А Вяземский? (Адель)

  4. Кто носил коллективный псевдоним «Козьма Прутков»? (Братья Жемчужниковы Алексей, Владимир, Александр; писатель Алексей Константинович Толстой - их двоюродный брат)

Затейник: А теперь придумайте мне, пожалуйста, хороший и весёлый псевдоним.

(Ребята придумывают Затейнику псевдоним)

Ведущий: Наше путешествие по безбрежным просторам библиотек заканчивается. Путешествие - жанр, позволяющий включить в повествование письмо и дневник, сентиментальную повесть и нравоучительную проповедь, новеллу и детективный роман. Согласно распространённой метафоре, чтение - это тоже путешествие. Читатель путешествует с героем, автором по страницам книг. Набирается знаний, познаёт тяготы жизни. Грустно, но старится тоже вместе с героями и книгами.

Затейник:

Так кто же он такой - библиотекарь?

Целитель душ, наставник, проводник.

Он добрый маг и опытный аптекарь,

Настой подавший из целебных книг.

По мнению древних египтян, книги можно сравнить с лекарством, которое делает сильным ум человека, облагораживает его душу.


9


© 2010-2022