- Преподавателю
- Классному руководителю
- Классный час в 6 кл. Сделай себя сам
Классный час в 6 кл. Сделай себя сам
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 6 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Богданова Н.В. |
Дата | 30.01.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Богдпнова Н.В.
Классный час на тему: «Сделай себя сам» в 6 «А» классе.
Цель: дать ученикам возможность осмыслить отношение к себе самим, показать, что каждый ребенок сам себе воспитатель, убедить в необходимости стремления к самопознанию и совершенствованию.
Подготовительная работа: подготовка презентации, подготовка детьми рассказов об известных людях, листы бумаги и карандаши.
Эпиграф:
Все победы в жизни начинаются с победы над самим собой.
Народная мудрость.
Принято считать, что детей воспитывают, т. е. учат как вести себя, как относиться к людям, природе, окружающей среде. Воспитывают родители, учителя, друзья и т. д. Выходит, что человек есть то, что из него сделали воспитатели. Это неверно. Разве вы следуете всему, что вам советуют старшие? Разве вы не решаете возникающие проблемы по - своему, не слушая ничьих советов? Это значит, что вы сами делаете себя, воспитываете себя.
Самовоспитание - это работа над собой, чтобы сформировать в себе определенные качества.
Ученик:
Во мне два я - два полюса планеты,
Два разных человека, два врага.
Когда один стремится на балеты,
Другой стремится прямо на бега.
Я лишнего и в мыслях не позволю,
Когда живу от первого лица,-
Второе я в обличье подлеца.
И я борюсь, давлю в себя мерзавца,
О, участь беспокойная моя,
Боюсь ошибки: может оказаться,
Что я давно не то второе я.
Не думайте, что лишь некоторым приходиться бороться с сами собой, что есть люди, не испытывающие таких трудностей. Это не так. Люди не рождаются с каким-либо клеймом: добряк, злодей, счастливчик или неудачник. Человек такой, каким он стремиться быть. Легко быть злым, глупым, неудачником, а обратное - требует постоянного труда и борьбы, прежде всего с самим собой.
Если вы интересуетесь биографиями великих людей или просто поговорите со взрослыми, уважаемыми людьми, то убедитесь, что большинство из них своими заслугами обязаны себе самим. Проще - они сделали себя сами: воспитали характер, образовывали ум, закаляли волю, постигали искусство самосовершенствования.
Ученик:
Как воспитывал себя Л. Н. Толстой:
Вот что записал он в своем дневнике:
«Я дурен собой, неловок … скучен для других, нескромен, нетерпим и стыдлив как ребенок.
Я невоздержан, нерешителен, непостоянен, … Яне храбр.
Я неаккуратен в жизни и так ленив, что праздность сделалась для меня почти неодолимой привычкой.
Я умен, но ум мой еще никогда ни на чем не был основательно испытан.
Я честен, т. е. я люблю добро, … но есть вещи, которые я люблю больше добра - славу».
На основе такого самоанализа Л. Н. Толстой намечает программу исправления себя:
«Важнее всего для меня в жизни исправление трех главных пороков: бесхарактерности, раздражительности и лени».
В дневнике Льва Николаевича находим результаты работы над собой.
«Я много переменился; но все еще не достиг той степени совершенства (в занятиях), которого бы мне хотелось достигнуть».
«Я совершенно доволен собою за вчерашний день. Я начинаю приобретать волю телесную; но умственная еще очень слаба.
Терпение и прилежание, и я уверен, что достигну всего, что я хочу».
Ученик:
Как шел к цели А. В. Суворов
Будущий великий полководец Александр Васильевич Суворов рос неудачником - мал, тощ телом, слаб, некрасив. Мечтать о военной карьере ему было трудно. Он мечтал стать полковником и решил себя посвятить этой цели. Однако в ребячьих играх он терпел поражения. Тогда он решил научить себя переносить усталость и холод, закалять свое тело, тренировать выносливость, волю и силу. Вставая рано, он обливался холодной водой, скакал на коне в одной рубашке навстречу осеннему ветру и дождю. Был настойчив в достижении цели, упорен, даже непреклонен. Серьезно занимался математикой, картографией и военной историей. Старый приятель отца Саши А. П. Ганнибал проэкзаменовал мальчика, дав его работе над собой высокую оценку. И сказал отцу: «Не препятствуй человеку заниматься тем, к чему он назначен. Блаженной памяти Петр Алексеевич поцеловал бы его в лоб за настойчивость и труды!».
Когда Ньютона спрашивали, как он сделал свои открытия, он отвечал: «Я постоянно думал о них… Я постоянно держу в уме предмет своего исследования и терпеливо жду, пока первый проблеск постепенно и мало-помалу не превратится в полный и блестящий свет». Над разработкой своего открытия Ньютон работал 20 лет и даже заболел от переутомления. Так где же здесь его величество случай?
Но что надо в себе побеждать, как это выяснить? Известный немецкий поэт, государственный деятель, мыслитель и естествоиспытатель Иога́нн Во́льфганг фон Гёте говорил:
«Как познать себя? Не путем созерцания, но только путем деятельности. Попробуй выполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть».
(И.В. Гёте)
В прошлом году на классном часе мы уже пробовали разобраться в чертах своей личности, задумывались над тем, какие у нас есть положительные и отрицательные качества характера. Но при этом мы помним, что личность никогда не бывает однозначной, она всегда противоречива и изменчива. В каждом обязательно есть что-то ценное, неповторимое, индивидуальное и интересное.
«Самосовершенствование уже потому свойственно человеку, что он никогда, если он правдив, не сможет быть доволен собой».
(Л.Н.Толстой.)
Видеоролик:
«Чем отличается неудачник от успешного человека»
Чтобы стремиться к самосовершенствованию, давайте вспомним правила самопознания:
• Выясни, на что ты способен, каковы твои положительные качества - это поможет тебе ответить на самый главный вопрос: зачем ты живешь на свете?
• Всегда думай над тем, как относятся к тебе люди. Плохо если ты не признаешь своих недостатков и не исправляешь их.
• Хочешь знать себя хорошо - пробуй силы в различных видах деятельности. Помни: чем разнообразнее деятельность, тем полнее в ней развиваются способности и дарования, тем точнее ответишь на вопросы: «На что я способен? Где мое место в жизни?».
• Суди о себе по результатам своей деятельности и поведения.
Не сваливай вину на других, если что-либо у тебя не
получается, ищи причину в себе самом.
• Правильно воспринимай критику. Помни: враг твоих недостатков - твой лучший друг. Не верь друзьям, которые тебя хвалят.
• Всегда будь готов к действию. Намечая любые варианты решения, отбирая лучших из них, проявляя такие черты характера, как целеустремленность, энергия, деловитость, должен осуществить принятое решение.
• Умей достойно преодолевать трудности. Помни: борьба_ это цепь поражений, неизменно ведущих к победе.
Как видите, реализовать себя можно каждому, но для этого необходимо добиться определенных жизненных высот, мало одного желания, необходимо обладать стойкостью, настойчивостью, целеустремленностью, большой силой воли в достижении поставленных задач.
Что же такое воля?
(ответы учащихся).
Воля - это способность человека совершать целенаправленные действия и поступки, требующие преодоления трудностей и возникающих эмоций.
(запись на доске)
Как выработать в себе силу воли и научиться управлять собой?
Воля воспитывается при тренировке определенных качеств. Необходимо знать эти качества и воспитывать их постепенно и систематично.
Какие это качества?
(Учащиеся зачитывают качества и их характеристику)
Целеустремленность - умение ставить и достигать важные цели.
Решительность - быстрый и обдуманный выбор цели, определение способов ее достижения.
Настойчивость - способность длительное время направлять и контролировать поведение в соответствии с намеченной целью.
Выдержка и самообладание - способность сдерживать психические и физические проявления, мешающие достижению цели.
Самостоятельность - умение по собственной инициативе ставить цели, находить пути ее достижения и практически выполнять принятые решения.
И так, чтобы добиться каких-то результатов, нужно немало потрудиться, ведь порой необходимо себя полностью переделать. А это очень сложно.
План самообразования
-
Качества, которые у меня развиты для достижения поставленных жизненных целей.
-
Качества, которых у меня нет, или они развиты недостаточно, чтобы способствовать успеху.
-
Что нужно сделать, чтобы эти качества в себе развивать.
После того как мы подумали над своими сильными и слабыми сторонами, над которыми нам надо работать, я предлагаю вам
сыграть в игру, которая называется «Волшебный магазин». Представьте себе, что вы пришли в магазин. Магазин, в котором есть все человеческие свойства, чувства, поступки, проблемы, способности, умения. Все это можно «купить» в обмен на то, что вам не нужно, что вы считаете для себя лишним, ненужным, вредным. Обязательно нужно описать то, что «продаешь», и то, что «покупаешь».
А мы заканчиваем классный час вот таким детским стихотворением:
Ученики:
Точка, точка, запятая-
Вышла рожица смешная,
Ручки, ножки, огуречик-
Получился человечек...
Что увидят эти точки?
Что построят эти ручки?
Далеко ли эти ножки уведут его?
Как он будет жить на свете?
Мы за это не в ответе.
Мы его нарисовали - только и всего.
Что вы! Что вы! Это важно!
Чтобы вырос он отважным,
Чтобы мог найти дорогу,
Рассчитать разбег.
Это трудно, это сложно,
Но иначе невозможно.
Только так из человека
Выйдет человек.