Воспитательное занятие Чайная церемония

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МАОУ «Сорокинская коррекционная школа-интернат»












Традиции русского чаепития



Воспитатель

Крюкова Вероника Анатольевна



Руководитель: заместитель директора по ВР

Мейер Светлана Васильевна







с. Большое Сорокино

2015 год


Цель: - повышение интереса к культурному наследию

народа, хранящему дух времени и богатство традиций.

Задачи:

Обучающие:

  • Познакомить с ритуалом чаепития.

  • Учить понимать, уважать и любить культуру своей страны.

  • Учить применять полученные знания на практике.

Развивающие:

  • Развивать познавательные и творческие способности детей.

  • Развивать способность чувствовать красоту и поэтику русского быта, художественного слова.

  • Развивать навыки разговорной речи.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к народной культуре.

  • Воспитывать чувство патриотизма и национальной гордости.

  • Воспитывать потребность духовного развития и совершенствования.

  • Воспитывать культуру семейных отношений.

Оформление: чайная посуда, самовар, скатерти, рушники, салфетки,

презентация, сладости, фрукты.

Оборудование: мультимедийная система.



















Если сегодня спросить любого жителя России, какой напиток он пьет чаще всего, ответ наверняка будет один - чай. С него начинается день у каждого россиянина, им завершается любая трапеза. Главное в русском чаепитии - это атмосфера душевности, веселья, покоя и радости.

Вед: - Реки питаются ручьями,

Вед: - Ручьи - ручейками,

Вед: - Ручейки берут свое начало с маленького родника,

Вед: - А человек питается любовью и теплом своей семьи.

Вед: - Семья - удивительное слово: оно хранит уют домашнего очага,

Вед: - мамину улыбку,

Вед: - надежность крепких папиных рук,

Вед: - запах бабушкиных пирогов,

Вед: - дедушкины рассказы и небылицы.

Вед: - И неизменное место, где собирается семья - это большая горница, посреди которой

стоит стол.

Вед: - А самое почетное место на нем отведено самовару.

Вед: - «…Самовар есть самая необходимая русская вещь, - высказался как-то Федор

Михайлович Достоевский.

Вед: - И очень отрадно видеть за нашим столом тех, кто и есть наша семья.

Вед: - А также тех, кого мы считаем своими друзьями.

Вед: - Благоухающий ароматами всевозможных угощений стол, домашняя обстановка всегда

сближают людей, снимают напряжение, располагают к задушевной беседе,

которую мы и начинаем.

Слайд №1.

Чаепитие органично вписалось в старинные традиции русского гостеприимства. А традиции были весьма замечательны. Каждая эпоха привносила что-то свое, менялись формы гостевания и правила этикета, утварь и ассортимент блюд для стола, но оставались неизменными заповеди гостеприимства, предписывающие встречать гостей хлебом - солью и добрым отношением.

Чай в России с давних пор был поводом для долгой неторопливой и добродушной беседы, способом примирения и решения деловых вопросов. Главное в русском чаепитии - это общение.

Слайд № 2.

Чаепитие в России за 300 лет стало настолько популярным, что превратилось в один из национальных обычаев.

Один из иностранных путешественников заметил, что русские до того наупражнялись в приготовлении чая, что неожиданно для себя изобрели самовар.

Вот как парировали такое высказывание наши русские умельцы:

«Испокон веков русских люд мечтал о теплой печке, которая должна передвигаться сама, о скатерти-самобранке и самоваре, который сам варит-парит, потчует. О первых двух желаниях - мечтать да мечтать!.. А вот самовар был, есть и будет пока жива душа хотя бы одного россиянина».

Знаменитые русские художники Перов, Кустодиев, Рябушкин на своих полотнах изображают чаепитие как торжественный ритуал.

Слайд №3.

Обратите внимание на картину Б. Кустодиева «Купчиха за чаем».

Вы видите пышную, великолепную белотелую русскую красавицу, которая торжественно пьет чай.

Что еще вы видите на картине?

Разнообразие снеди на столе с сочным спелым арбузом, который венчает это чаепитие.

Обратите внимание, как купчиха держит в руке блюдце, отставив мизинец далеко в сторону. Разве пить так удобнее? Конечно, нет. Эти искусственные приемы придумывали когда - то купчихи, чтобы отличаться от простых крестьянок. Вот, мол, мы какие деликатные, даже чашку держим по - особенному!

Посмотрите на картину еще раз, на ней хорошо видно, что же подавали к чаю раньше?

(Ответы детей.)

А что подают к чаю сейчас? Как сервируют стол к чаепитию?

Без чего невозможно традиционное русское чаепитие?

(Ответы детей.)

Правильно, без самовара. Этот красавец быстро занял почетное место за обеденным столом, объединял всех членов семьи и сопровождал человека всю жизнь. «При самоваре мы родимся, при самоваре и умрем» - говорили в народе. Недаром вторым по важности предметом в приданом невесты после иконы был самовар.

Попробуем описать традиционное русское чаепитие. Сделать это не так-то просто, как кажется, ведь за последнее время в жизни и быте русских людей произошло довольно много изменений. И, тем не менее, традиции остаются традициями.

Итак, прежде всего чайный стол покрывается скатертью: нарядной, праздничной - для особых случаев, а для каждодневных чаепитий - простой. Первейшим и непременным атрибутом русского чайного стола является, конечно же, самовар. Самовар в России - больше, чем предмет кухонной утвари. Самовар - это символ уюта, домашнего тепла, он - живое существо, настоящий хозяин дома. Без самовара просто невозможно представить традиционное русское чаепитие. «Император белых чашек, чайников архимандрит» - так писал о самоваре знаменитый писатель Н. Заболоцкий. Самовар всегда ставится в центре стола, что подчеркивает его особую важность. Интересно, что в самоварах всегда ценилась «музыкальность». То, как закипал самовар, влияло на настроение собравшихся. Если он «пыхтел», потрескивал углями, что-то шептал или пел песни, все радовались: это к добру. Благодаря своей форме, он обладает способностью издавать разные звуки, точно передающие состояние кипящей воды: на первой стадии самовар «поет», на второй - «шумит», на третьей - «бурлит». Все это придавало чайному столу уют и домашнее тепло. Кроме того, что самовар - очень удобное экономичное устройство для нагревания воды, нередко это еще и настоящее произведение искусства. Самыми знаменитыми у нас по праву считаются тульские самовары.

Слайды самоваров.

В обязательный список предметов классического русского праздничного чаепития входили: самовар, подставка или поднос для самовара, сервиз, который состоял из заварника, чайных пар (чашки и блюдца), молочника и сахарницы, щипцы для рафинада, ситечко для заварника, вазы для сладостей.

Вообще для гостей в доме держится специальный «праздничный» сервиз, который не принимает участия в будничных чаепитиях. В советское время красивый чайный сервиз был показателем статуса хозяев. Лучшими считались «заграничные», те, которые сложно было найти.

Кроме самовара на стол ставится чайник для заварки. Находится он ближе к месту хозяйки, ведь именно она должна разливать чай и угощать гостей и только в крайнем случае это действо доверялось старшей из дочерей, что соответствовало неписаному правилу - чай должен разливать всегда один и тот же человек, хорошо с этим делом знакомый.

Скажите, ребята, как вы думаете, какой чай готовили во времена ваших бабушек, в далекую старину?

( Ответы детей.)

Слайд № 5 .

Наши предки знали только зеленый и желтый чай, пили его без сахара. Возможно, поэтому долгое время чай не пили женщины. Горьковатый вкус напитка был непривычен в сравнении с традиционными русскими напитками (сбитень, мед), имевшими сладковатый вкус.

Чай первоначально пришел в Россию из Монголии в качестве дорогого подарка царю Михаилу Федоровичу. В следующий раз новая партия чая была привезена уже из Китая и был он настолько дорог, что был доступен весьма ограниченному кругу состоятельных людей. Чай обменивался на дорогие меха и облагался пошлиной. В дворянских домах хозяйка, как правило, берегла чай как зеницу ока и поэтому нередко хранила его не в кладовой с другими продуктами, а в собственной спальне в особых ларцах - чайницах. Таким образом, в народе чаепитие долго оставалось символом зажиточности и богатства, а знакомое всем выражение «дать на чай» означало проявление особой щедрости. Поэтому многие почитатели этого напитка добавляли к нему разных лечебных травок - экономии ради и здоровья для. Добавляли высушенные ягоды, цветы, которые исстари использовались славянами для приготовления душистых отваров и настоев. Особенно широко в качестве добавок использовались листья мяты, черной смородины, малины, брусники, моркови, липовый цвет, яблочный и т.д.

Сегодня подобные напитки называются чайными бальзамами. Они несравнимо вкуснее обычного чая, но главное их достоинство - исключительная полезность для организма.

Большинству же жителей России такой напиток был в диковинку, а чаще всего и недоступен по причине своей дороговизны и пили они его лишь в особых случаях. Поэтому возникло выражение «чайком побаловаться». Многие бедняки даже и не знали, как заваривать чай. Вашему вниманию предлагается версия именно такого случая.

Чтение шуточного стихотворения.

Я думаю, что с вами такого не случится, потому что о том, как правильно заваривать чай мы сейчас узнаем.

Чай заваривается в большом толстостенном фарфоровом чайнике. Чайник обдается кипятком, засыпается заварка. Для сохранения тепла его обычно накрывают специальными грелками из плотного материала. В народе их часто называют «Баба на чайник». Кроме колоритных русских красавиц такие грелки могут принимать форму сказочных животных, матрешек и часто являются настоящими произведениями народного декоративного искусства.

Слайды грелок.

Чайник прикрывают на 5 минут так, чтобы носик чайника остался открытым, иначе чай изменит свой вкус. За это время он упаривается. Потом чай «женят». Что это значит? Чай из заварочного чайника отливается в кружку. Затем он выливается назад. При этом все взвешенные частицы чая оседают на дно чайника. Правильно заваренный чай образует на поверхности пену, которую ни в коем случае нельзя снимать.

Сейчас для удобства заваривания чая повсеместно продаются пакетики и принято считать, что это английское изобретение. Ан нет! Это придумка экономных русских хозяек, потчевавших за столом большие компании: чай клали в чистую кисейку на тесемочке, опускали ее прямо в большой самовар (не в заварник!) и давали чаю настояться. Быстро и выгодно.

Молоко или сливки на нашем столе также не случайны: соседство с Монголией. Причем они подавались непременно в подогретом виде и добавлялись в чашки до чая.

К незабеленному чаю подают лимон.

Принято считать, что золотой ломтик лимона в чашке с ароматным крепким чаем - исконно русское изобретение, которым мы обязаны нашим ужасным дорогам. Путешествовать на перекладных в 19в приходилось неделями, и поездка с тряской и укачиванием становилась сущей мукой. На почтовых станциях путешественники часто отказывались от пищи, отпивались чаем. Соленые огурцы и квашеная капуста тоже хорошо помогали в борьбе с этими симптомами «морской болезни». Поэтому и х к чаю и подавали. Сначала всем подряд, но однажды какой-то сметливый станционный смотритель предложил путешественникам, что побогаче, замену огурцу - лимон, заморский фрукт. Он пришелся гостям по вкусу, они в свою очередь рассказали об этом на других станциях, затем своим друзьям, и новация быстро распространилась в салонах и клубах двух столиц, вскоре став модой, а потом уже и традицией.

Слайд № 7 (посуда для чаепития).

Кроме самовара и заварочного чайника на стол выставляется фарфоровый или фаянсовый сервиз: чашки и блюдца, сахарница. Чайная пара - чашка и блюдце - а также тарелочка для пирога ставятся напротив каждого места за столом.

Праздничный сервиз, который был гордостью всей семьи, хозяйка доставала из шкафа - купе, когда все собирались за столом. Это могла быть и фаянсовая посуда, и серебро, и китайский фарфор.

Слайд № 8 (угощение к чаю).

Далее на стол ставится угощение, разнообразие которого зависело от достатка хозяев. Оно хранится в буфете, все дверцы у него закрывались на ключ, который хозяйка никому не доверяла и носила в кармане.

Как вы думаете, что могло храниться в буфете?

(Ответы детей.)

На чайном столе обязательно должно стоять варенье. Это исконно русское лакомство. Ягоды должны быть целыми, сироп - тягучим. Вообще, в России чай принято пить с любой сладкой выпечкой, но на чайном столе могут присутствовать и соленый пироги, бутерброды с ветчиной и сыром.

Любили российские горожане и сельские жители пряники, баранки, сушки. Были известны на всю страну места, где эти изделия производились. Издавна славился пряничным производством волжский Городец. Валдай был известен своими кренделями, баранками, сушками. Пряники выпекали в монастырях и на специальных заводах в Туле, Ярославле, Твери, Вязьме и других русских городах.

Печеные сладости с появлением на Руси пряностей стали называть пряниками. До того времени пряник с узорами, так же как и каравай, называли коврижкой. Они являлись непременным элементом праздничной трапезы: их пекли по случаю поминовения усопших и к Прощенному воскресенью, дарили на именины и новоселье. Пряник подносили невесте на свадьбе, а в конце пиршества по кусочку раздавали гостям, что означало - праздник окончен и можно расходиться по домам. Такой пряник получил название - разгонный.

А правда, хорош обычай! Когда с пряником провожают, вежливее как-то. Оно и понятно. Обидеть гостя считали за верх неприличия.

Тут свой чин, своя культура.

В старину утром во время завтрака чай пили с хлебом, булками или баранками, сушками, калачами или печеньем. По воскресным дням и для званых гостей в купеческих домах пекли пироги, а среди интеллигенции было принято подавать бутерброды, халву, пирожные, фрукты, ягоды, орехи или восточные сладости.

На купеческом столе, кроме хорошего чая, были также ореховые вафли, французское и американское печенье, шоколадные конфеты, а крестьяне пили недорогой чай, заваривая его мятой, листьями смородины, земляники или вишни, добавляя в него яблоки.

Чай также пили со сладким вишневым, клубничным, яблочным вареньем, с медом или вприкуску с кусочком колотого сахара. Варенье намазывали на хлеб или ели ложечкой из блюдца.

Сахар в 19 веке был совсем непохож на нынешний, рассыпной. Он был неосветленным и кусочками - хозяин дома откалывал его от большого куска, так называемой «сахарной головы», а чай с ним пили «в прикуску». В отличие от рафинада, колотый сахар не растворялся моментально , а был долгоиграющим, как леденец, что помогало растянуть удовольствие. И, конечно, как и сегодня, в чай в России добавляли иногда и фруктовые наливки.

Стоит упомянуть и о том, каким образом в чай добавляют сахар. Итак, на стол ставится сахарница с ложечкой. Каждый гость насыпает себе в чашку сахар этой ложечкой, но не опускает ее в чашку. Для размешивания сахара у каждого гостя есть своя индивидуальная ложечка, которая находится рядом с чайной парой. Правила хорошего тона диктовали, что ложечка не должна касаться стенок чашки, а по окончании размешивания не оставаться в чашке. А чайная ложечка в пустой чашке была знаком того, что гость больше не хочет чаю.

Отдельно хочется сказать о знаменитом питье из блюдец. Во многих семьях купцов и мещан было принято пить чай подобным образом. Однако чаще всего это было возможно только в узком семейном кругу, потому как такой способ чаепития считался неприличным и вульгарным. Но, как известно, чай по - купечески опровергал все заморские правила и предоставлял большую свободу за чайным столом.

Чай пили утром, в полдень и обязательно в 4 часа. В это время в каждом доме кипели самовары. Чайные и трактиры были полны. Обычно такие заведения имели по три помещения. В одном находилась кухня, другое представляло собой своеобразную нотариальную контору, где мелкий грамотный люд составлял различные жалобы и прошения, давал советы. И только третье помещение предназначалось собственно для чаепития. На общие столы (а там были только общие столы) подавались большие самовары с кипятком, чайники с заваркой и разнообразные вкусности. Иногда для развлечения посетителей хозяева имели небольшую библиотеку, бильярд, граммофон.

Слайд № 9.

Чай на Руси пили по-разному. Дворяне старались копировать английскую чайную традицию, и такой чай, откушиваемый в салонах и клубах, был больше поводом для общения, нежели обильным застольем. Купеческо-помещичья культура чаепития - это тот самый самовар и обязательно большое количество сладостей и еды. Нередко подобные чаепития являлись хитрым способом не голодать во время постов - вроде и не еда, а чашек семь-восемь с постными пирожками выпьешь, душа и заликует. Мещане-чиновники, служащие, лавочники пили чай с оглядкой на дворян и купцов. От купечества пытались перенимать изобилие еды на столах, а от дворянского - культурную программу. Существует версия, что именно благодаря чайным посиделкам мещан сформировался такой музыкальный жанр, как романс.

Звучит романс

Чай пили вечером, пили, когда взгрустнется, пили и от нечего делать, и «просто так». Пили с молоком, с лимоном, с вареньем, а главное - с удовольствием.

Слайд № 10.

Вед: - А теперь давайте и мы попробуем «откушать» своего чайку.

Дети: - С удовольствием!

Вед: - С чего начнем?

(Проговаривание всех этапов чаепития.)

Вед: - У каждого стола есть своя хозяйка, столы накрыты, пора приглашать к столу

гостей.

У меня в руке чайная пара. Пусть она будет символом приглашения к чаю. Передавая ее из рук в руки, подумайте, кого бы вы сейчас пригласили на чай? Какие найдете для этого слова? Ведь очень важно, как прозвучит приглашение.

Идет тренинг «Приглашение к чаю» под музыку Вебера «Приглашение к танцу».

Оценка коллективной работы детей.

Мне очень хочется, чтобы все, что вы сегодня узнали, осталось с вами навсегда, чтобы вы всегда умели правильно принять гостей, чтобы ваш дом был радостным и уютным, и на сердце у каждого вошедшего в него было тепло от этого.

Слайд №11.


Библиография:

  1. Добрынин Ю. «Самоварец, самовар, самоварище», из-во «Малыш», М., 1989г.

  2. Хармс Д. «Иван Иваныч Самовар», из-во «Малыш», М., 1986г.

  3. Ж-л «Воспитание школьников» №2, 2011, стр. 42-45.

  4. Ж-л «Народное творчество» №2, 2005, стр.57.

  5. Ж-л «Народное творчество» №3, 2006, стр. 54-55.

  6. Ж-л «Народное творчество» №1, 2007, стр. 50-55.

  7. Ж-л «Народное творчество» №6, 2008, стр.41-47.

  8. Ж-л «Народное творчество» №5, 2009, стр. 12.

  9. Ж-л «Народное творчество» №6, 2009, стр. 25-27.

  10. Ж-л «Народное творчество» №4, 2010,стр. 58-60.

  11. Ж-л «Досуг в школе» №3, 2008, стр. 29-30.

  12. Ж-л «Педсовет» …»В гости к самовару», стр. 13-15.

  13. «Экономическое воспитание в школе» 5-9 кл., вып.№2.

  14. Ж-л «Домашняя энциклопедия» №2, 1998, стр.9-10.

  15. Ж-л «Маруся» №10, стр. 54-55.

  16. Ж-л «Югра» №8, 2008, стр. 88-89.

  17. Ж-л «Лиза» №3, 2004, стр.32-37.


© 2010-2022