Описание опыта работы Формирование социально адаптированной личности через совместную деятельность классного руководителя и семьи

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

Формирование социально адаптированной личности через совместную деятельность классного руководителя и семьи

Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги.

А.С.Макаренко

1. Актуальность темы.

Положения закона «Об образовании», провозглашающие «демократический, государственно-общественный характер управления образованием…» служат исходными нормами для обеспечения сотрудничества школы и родителей. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), определяя семью, как важнейший институт общества, основу и опору государства, отвечающую за социализацию новых поколений, рассматривает родителей как равноправных участников образовательного процесса. «В целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработке основной образовательной программы начального общего образования, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся».

Классный руководитель - профессия души. На наших глазах эта профессия вместе со всей системой образования входит в новую историю, обретает иной смысл и запасается новым методическим багажом. Взаимодействие с родителями - поле профессиональной деятельности классного руководителя, на котором сейчас происходят существенные изменения. Меняется статус родителей (теперь они по закону именуются «заказчиками образовательных услуг»), растет их потребность в понимании того, что и как происходит с их ребенком в школе.

В данный момент я являюсь классным руководителем 2г и 4 г класса. Систему работы с этими классами я спланировала после тщательного изучения результатов диагностики по уровню воспитанности, знаний, по типу темперамента и психологического типа учащихся. Эту работу я проводила совместно со школьным психологом. Результаты диагностики показали невысокую культуру общения между собой, не всегда доброе и уважительное отношение друг к другу, низкую культуру поведения со взрослыми. Предстояла кропотливая и разносторонняя работа по формированию социально адаптированной личности. И я решила привлечь к сотрудничеству родителей. Вот почему одним из приоритетных направлений в моей воспитательной работе стало «формирование социально адаптированной личности через совместную деятельность классного руководителя и семьи».

2.Цели и задачи совместной деятельности классного руководителя и семьи.

Сегодня одна из главных задач школы - создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров. Это отвечает современным требованиям ФГОС нового поколения.

Цель - эффективное взаимодействие классного руководителя и семьи для успешной социализации обучающихся.

Задачи:

  1. Учитывать дифференцированный, личностно - ориентированный подходы по отношению к семье, родителям.

  2. Пропагандировать семейные ценности, формировать основы педагогической культуры у родителей.

  3. Привлечь родителей к сотрудничеству со школой, к проведению общешкольных мероприятий совместно с обучающимися; повысить их социальную активность.

  4. Формировать у обучающихся осознанное отношение к будущему.

3. Направления деятельности классного руководителя и семьи

Свою воспитательную деятельность я не мыслю без родительской поддержки. Первым этапом нашей совместной работы является организация родительских групп. Задача родительских групп - это стать родителям помощниками в вопросах воспитания и создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра и взаимопомощи.

Главным направлением в организации родительских групп является формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно - воспитательному процессу.

Родители делятся на группы (5-7 человек)

Группа «Учебная часть»

Содержание работы (взаимодействие с родителями):

  • группа составляет план своей работы;

  • интересуется учебной работой учащихся;

  • привлекает родителей к работе по профориентации и оказанию необходимой психологической помощи;

  • оказывает посильную помощь учителям-предметникам в организации учебных экскурсий;

  • по возможности вместе с родителями оказывает помощь учащимся, отстающим в учебе;

Вместе с классным руководителем и родителями ученика способствует формированию мотивации и ответственного отношения к учебе, сознательной дисциплины в классе во время учебных занятий и вне учебной деятельности.

Группа «Воспитательная часть»

Содержание работы:

  • организует помощь родителей в организации экскурсий, походов, развлекательных мероприятий, посещения музеев, театров, кинотеатров;

  • привлекает родителей для организации кружков, проведения классных часов, вечеров;

Группа «АХЧ»

Содержание работы:

  • группа организует соблюдения санитарного состояния класса (заклейка окон, чистота окон, занавесок и т. д.); уборки;

  • организует участие в совместных субботниках в классе, школе, на пришкольной территории;

Группа «Творческая»

Содержание работы:

  • группа организует помощь родителей для: оформления класса (учебного помещения);

Группа «Здоровье»

Содержание работы:

  • организует совместные вечера, спортивные соревнования и т. д.

  • встречи с медицинскими работниками для профилактических бесед.

Каждый родитель какой-то период в группе должен проработать организатором деятельности родителей. Совместная деятельность родителей, детей и классного руководителя в нашем классе успешна, потому что:

- дети, родители и классный руководитель положительно настроены на совместную работу, желают действовать сообща, осознают ее цели и находят в ней личностный смысл;

- осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности; с учетом желания и возможностей участников работы распределены роли, функции, сферы деятельности;

- создаются ситуации свободного выбора участниками различных видов, способов, форм и своей позиции в совместной работе;

- отсутствует навязывание, давление на детей и родителей; действия, стиль классного руководителя способствуют самореализации и самовыражению участников деятельности.

Совместно с родителями нами была создана программа «Воспитай человека», которая включает в себя следующие модули:

  1. Я и мой класс, школа.

Главные идеи модуля:

  • Формирование культуры образовательного учреждения, класса.

  • Создание традиций и обычаев внеклассной работы в ученическом коллективе.



  1. Я и моя семья.

Главные идеи модуля:

  • Семья - основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне.

  • Ребенок должен сохранить устои семьи, знать ее корни, быть опорой и надеждой для родителей.

  • Школа должна помочь ребенку сохранить и укрепить связь с семьей, родным домом.



  1. Я и общество.

Главные идеи модуля:

  • Принятие учащимися нравственных ценностей и обусловленных ими принципов поведения в обществе в систему собственных ценностей, знаний и убеждений.

  • Осознание учащимися необходимости толерантного отношения и уважения других людей.



  1. Я и мое здоровье.

Главные идеи модуля:

  • Забота и сохранение своего здоровья - одна из основных обязанностей человека.

  • Образ жизни, отношение к своему здоровью определяет здоровье будущих поколений.

  • Социальное благополучие и успешность человека невозможны без сохранения физического и психического здоровья.

В работе с родителями я использую следующие формы работы:

  • Формы познавательной деятельности (дни открытых уроков, творческие отчеты по предметам)

  • Формы трудовой деятельности (оформление кабинета, посадка памятных аллей)

  • Формы досуга (совместные праздники, конкурсы)

  • Родительские собрания

  • Ролевые игры

  • Диспуты

  • Посещение семей учащихся

  • Переписка с родителями ( Для связи с родителями использую электронный дневник или электронную почту, SMS рассылки. Помню о главном условии переписки - доброжелательный тон, радость общения.)

  • Индивидуальные консультации

  • Родительские собрания с участием детей

4.Достигнутые результаты.

Представляю вашему вниманию основные результаты моей работы.


  • Определенных успехов удалось достичь в деле сплочения коллектива: дети проявляют заботу друг о друге, поддерживают отношения с учениками параллельных классов, самостоятельно организуют проведение праздников, поздравляют друг друга с днем рождения.

  • Ребята приобрели навыки уважительного отношения к людям.

  • Увеличился уровень познавательной активности учащихся: возросло количество участников олимпиад и интеллектуальных игр, возрос интерес к музеям, улучшилась успеваемость, темы классных часов определяются исходя из интересов самих учащихся. ( «У лжи короткие ноги», «Как справиться со злостью», «Загляни в мамины глаза»)

  • Возрос уровень самостоятельности: дети планируют коллективные творческие дела, выступают с интересными предложениями о проведении досуга, несут ответственность за свою успеваемость и поведение, говорят родителям о своих учебных неудачах, серьезно относятся к своим обязанностям в классе, анализируют свою работу.

  • Почти все учащиеся занимаются в кружках, спортивных секциях, факультативах, музыкальной и художественной школах.

  • Нет детей, состоящих на учете в школе и ПДН.

  • Класс занимает призовые места в спортивных соревнованиях и общешкольных и городских мероприятиях.

  • Найден тесный контакт с родителями; родительские собрания посещают все родители.

  1. Заключение

Семья и школа - это два звена в одной цепи. Их общая задача: образование и воспитание будущего поколения, создание комфортных условий для полноценного развития социально адаптированной личности.

Значит, школа и семья в тесном взаимодействии должны не только обучать и воспитывать своих детей, но и заботиться о том, что создать все условия для радостной и творческой их жизни. В процессе такой жизни дети и подготовятся к взрослой жизни, к труду и созиданию.

Семья - это общество в миниатюре, от целостности

которого зависит безопасность всего большого общества.

Феликс Адлер







Приложение 1

Программа «Воспитай человека»

  1. Модуль «Я и мой класс, школа».

Главные идеи:

  • Формирование культуры образовательного учреждения, класса.

  • Создание традиций и обычаев внеклассной работы в ученическом коллективе.

Главная цель: формирование чувства сплоченности и ответственности за развитие своего ОУ, класса.

Задачи воспитания:

  1. Создавать клубы, кружки, секции с учетом интересов и потребностей учащихся.

  2. Стимулировать активное участие учащихся в развитии своего класса.

  3. Формировать у учащихся осознание принадлежности к классному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов.

  4. Воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения.

Содержание воспитательной работы.

  1. Изучение интересов и запросов учащихся, их способностей и желаний участвовать в общественной жизни класса, школы.

  2. Изучение запросов родителей.

  3. Поддержка инициативы учащихся, их самостоятельности в общественной деятельности на благо класса, школы.

  4. Формирование школьных и классных ученических органов самоуправления.

Средства реализации модуля

  1. Создание символов класса.

  2. Проект «Класс, который видим мы», разработка правил и законов класса.

  3. Создание фото- и видео- летописи «Наши достижения».

  4. Акция «Неделя сюрпризов и добра в классе».

  5. Деятельность классного органа ученического самоуправления.

  6. Традиционные праздники: «День рождения класса», «Дни рождения учащихся»

2.Модуль «Я и моя семья».

Главные идеи:

  • Семья - основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне.

  • Ребенок должен сохранить устои семьи, знать ее корни, быть опорой и надеждой для родителей.

  • Школа должна помочь ребенку сохранить и укрепить связь с семьей, родным домом.

Главная цель: осознание учащимися всех возрастов значимости семьи в жизни любого человека.

Задачи воспитания:

  1. Создание условий для активного участия семьи в воспитательном процессе класса.

  2. Позитивное влияние на формирование у детей и родителей семейных ценностей.

  3. Создание системы целенаправленной воспитательной работы для психолого - педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей.

Содержание воспитательной работы.

  1. Создание банка данных о семьях учащихся и потребностно - ценностной сфере детей и родителей.

  2. Изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся.

  3. Удовлетворение потребностей родителей и консультативной помощи в воспитании детей, просвещение по вопросам психологии и педагогики.

  4. Привлечение родителей к активному участию в жизни класса.

  5. Демонстрация достижений родителей в воспитании детей, положительного опыта семейного воспитания.

Средства реализации модуля

  1. Тематические классные часы «Родительский дом - начало начал»

  2. Неделя Семьи.

  3. Психолого-педагогические лектории и индивидуальные консультации.

  4. Заседания круглого стола «Дети, родители, учитель» (Вечер вопросов и ответов).

  5. Совместные семейные праздники походы и экскурсии.

  6. Проведение встреч родителей со специалистами.

  7. Участие родителей в управлении классом в составе родительского комитета.

3.Модуль «Я и общество».

Главные идеи:

  • Принятие учащимися нравственных ценностей и обусловленных ими принципов поведения в обществе в систему собственных ценностей, знаний и убеждений.

  • Осознание учащимися необходимости толерантного отношения и уважения других людей.

Главная цель: воспитание нравственного человека, способного к принятию решений, проявлению нравственного поведения и общению с окружающими людьми.

Задачи воспитания:

  1. Вовлечение учащихся в активную жизнь в социуме.

  2. Изучение учащимися правовых норм и законов государства и формирование ответственного к ним отношения.

  3. Создание условий для нравственного самовоспитания учащихся.

  4. Развитие у учащихся потребности в совершении нравственных поступков.

Содержание воспитательной работы.

  1. Изучение уровня сформированности социально - нравственных ценностей и отношений учащимися к ним.

  2. Привлечение возможностей социума для формирования нравственной культуры учащихся.

  3. Создание условий для проявления учащимися собственных достижений в проявлении своих нравственных качеств.

Средства реализации модуля

  1. Неделя благодарения (к 9 мая).

  2. Неделя Мужества (к 23 февраля).

  3. Неделя Народного Единства (к 4 ноября).

  4. Уроки Мужества.

  5. Встречи с ветеранами войны.

  6. Экскурсии в музеи.

  7. Викторины, конкурсы на знание государственных символов.

8.Система тематических воспитательных классных часов.

9.Весенняя неделя Добра.

4.Модуль «Я и мое здоровье».

Главные идеи:

  • Забота и сохранение своего здоровья - одна из основных обязанностей человека.

  • Образ жизни, отношение к своему здоровью определяет здоровье будущих поколений.

  • Социальное благополучие и успешность человека невозможны без сохранения физического и психического здоровья.

Главная цель: формирование у учащихся всех возрастов понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения.

Задачи воспитания:

  1. Развитие мотивации, у учащихся, сознательного отношения к своему здоровью.

  2. Создание условий для формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья.

  3. Способствовать преодолению вредных привычек учащихся средствами физической культуры и занятиями спортом.

  4. Организация и проведение мероприятий спортивно - оздоровительного направления.

Содержание воспитательной работы.

  1. Изучение состояния физического здоровья учащихся и определение путей преодоления физического нездоровья.

  2. Изучение отношения родителей и детей к данной проблеме в школе и дома.

  3. Изучение возможностей социума для создания условий по формированию ЗОЖ в семье.

  4. Изучение спортивных интересов и потребностей в занятиях спортом.

  5. Разностороннее просвещение и активное привлечение учащихся к занятиям физкультурой и спортом.

  6. Привлечение родителей - энтузиастов спортивного движения для пропаганды ЗОЖ в семье.

Средства реализации модуля

  • Соревнования «Мама, папа, я - спортивная семья»

  • Беседы на темы: «Школа безопасности», «Юный спасатель».

  • Районные и городские соревнования (индивидуальные и командные)

  • Походы, спортивные игры «Зарница».



















Приложение 2


ЦИКЛОГРАММА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.


Ежедневно:


  1. Выяснение причин отсутствия учащихся.

  2. Организация питания учащихся.

  3. Индивидуальная работа с учащимися.

  4. Работа с электронным журналом

Еженедельно:


  1. Проверка дневников учащихся.

  2. Проведение мероприятий по плану.

  3. Работа с родителями (встречи с родителями по субботам).

  4. Работа с учителями-предметниками (по ситуации).

  5. Совещание по планированию работы.

  6. Работа с журналом (списки учащихся, текущие оценки).

Ежемесячно:


  1. Посещение уроков в своём классе.

  2. Консультации у школьного психолога.

  3. Встреча с родительским активом.

  4. Работа в методическом объединении классных руководителей (по плану).

Раз в четверть:


  1. Оформление классного журнала по итогам четверти.

  2. Сдача отчёта по классу курирующему завучу.

  3. Анализ выполнения плана работы за четверть.

  4. Проведение родительского собрания.

  5. Участие в общешкольном мероприятии

Раз в год:


  1. Проведение открытого мероприятия.

  2. Оформление личных дел учащихся.

  3. Анализ и составление плана работы класса.

  4. Проведение социометрического исследования.

Статистические данные класса на начало учебного года.

© 2010-2022