- Преподавателю
- Классному руководителю
- Описание опыта работы Формирование социально адаптированной личности через совместную деятельность классного руководителя и семьи
Описание опыта работы Формирование социально адаптированной личности через совместную деятельность классного руководителя и семьи
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Тесты |
Автор | Лихачева О.А. |
Дата | 13.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
Формирование социально адаптированной личности через совместную деятельность классного руководителя и семьи
Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги.
А.С.Макаренко
1. Актуальность темы.
Положения закона «Об образовании», провозглашающие «демократический, государственно-общественный характер управления образованием…» служат исходными нормами для обеспечения сотрудничества школы и родителей. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), определяя семью, как важнейший институт общества, основу и опору государства, отвечающую за социализацию новых поколений, рассматривает родителей как равноправных участников образовательного процесса. «В целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработке основной образовательной программы начального общего образования, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся».
Классный руководитель - профессия души. На наших глазах эта профессия вместе со всей системой образования входит в новую историю, обретает иной смысл и запасается новым методическим багажом. Взаимодействие с родителями - поле профессиональной деятельности классного руководителя, на котором сейчас происходят существенные изменения. Меняется статус родителей (теперь они по закону именуются «заказчиками образовательных услуг»), растет их потребность в понимании того, что и как происходит с их ребенком в школе.
В данный момент я являюсь классным руководителем 2г и 4 г класса. Систему работы с этими классами я спланировала после тщательного изучения результатов диагностики по уровню воспитанности, знаний, по типу темперамента и психологического типа учащихся. Эту работу я проводила совместно со школьным психологом. Результаты диагностики показали невысокую культуру общения между собой, не всегда доброе и уважительное отношение друг к другу, низкую культуру поведения со взрослыми. Предстояла кропотливая и разносторонняя работа по формированию социально адаптированной личности. И я решила привлечь к сотрудничеству родителей. Вот почему одним из приоритетных направлений в моей воспитательной работе стало «формирование социально адаптированной личности через совместную деятельность классного руководителя и семьи».
2.Цели и задачи совместной деятельности классного руководителя и семьи.
Сегодня одна из главных задач школы - создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров. Это отвечает современным требованиям ФГОС нового поколения.
Цель - эффективное взаимодействие классного руководителя и семьи для успешной социализации обучающихся.
Задачи:
-
Учитывать дифференцированный, личностно - ориентированный подходы по отношению к семье, родителям.
-
Пропагандировать семейные ценности, формировать основы педагогической культуры у родителей.
-
Привлечь родителей к сотрудничеству со школой, к проведению общешкольных мероприятий совместно с обучающимися; повысить их социальную активность.
-
Формировать у обучающихся осознанное отношение к будущему.
3. Направления деятельности классного руководителя и семьи
Свою воспитательную деятельность я не мыслю без родительской поддержки. Первым этапом нашей совместной работы является организация родительских групп. Задача родительских групп - это стать родителям помощниками в вопросах воспитания и создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра и взаимопомощи.
Главным направлением в организации родительских групп является формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно - воспитательному процессу.
Родители делятся на группы (5-7 человек)
Группа «Учебная часть»
Содержание работы (взаимодействие с родителями):
-
группа составляет план своей работы;
-
интересуется учебной работой учащихся;
-
привлекает родителей к работе по профориентации и оказанию необходимой психологической помощи;
-
оказывает посильную помощь учителям-предметникам в организации учебных экскурсий;
-
по возможности вместе с родителями оказывает помощь учащимся, отстающим в учебе;
Вместе с классным руководителем и родителями ученика способствует формированию мотивации и ответственного отношения к учебе, сознательной дисциплины в классе во время учебных занятий и вне учебной деятельности.
Группа «Воспитательная часть»
Содержание работы:
-
организует помощь родителей в организации экскурсий, походов, развлекательных мероприятий, посещения музеев, театров, кинотеатров;
-
привлекает родителей для организации кружков, проведения классных часов, вечеров;
Группа «АХЧ»
Содержание работы:
-
группа организует соблюдения санитарного состояния класса (заклейка окон, чистота окон, занавесок и т. д.); уборки;
-
организует участие в совместных субботниках в классе, школе, на пришкольной территории;
Группа «Творческая»
Содержание работы:
-
группа организует помощь родителей для: оформления класса (учебного помещения);
Группа «Здоровье»
Содержание работы:
-
организует совместные вечера, спортивные соревнования и т. д.
-
встречи с медицинскими работниками для профилактических бесед.
Каждый родитель какой-то период в группе должен проработать организатором деятельности родителей. Совместная деятельность родителей, детей и классного руководителя в нашем классе успешна, потому что:
- дети, родители и классный руководитель положительно настроены на совместную работу, желают действовать сообща, осознают ее цели и находят в ней личностный смысл;
- осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности; с учетом желания и возможностей участников работы распределены роли, функции, сферы деятельности;
- создаются ситуации свободного выбора участниками различных видов, способов, форм и своей позиции в совместной работе;
- отсутствует навязывание, давление на детей и родителей; действия, стиль классного руководителя способствуют самореализации и самовыражению участников деятельности.
Совместно с родителями нами была создана программа «Воспитай человека», которая включает в себя следующие модули:
-
Я и мой класс, школа.
Главные идеи модуля:
-
Формирование культуры образовательного учреждения, класса.
-
Создание традиций и обычаев внеклассной работы в ученическом коллективе.
-
Я и моя семья.
Главные идеи модуля:
-
Семья - основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне.
-
Ребенок должен сохранить устои семьи, знать ее корни, быть опорой и надеждой для родителей.
-
Школа должна помочь ребенку сохранить и укрепить связь с семьей, родным домом.
-
Я и общество.
Главные идеи модуля:
-
Принятие учащимися нравственных ценностей и обусловленных ими принципов поведения в обществе в систему собственных ценностей, знаний и убеждений.
-
Осознание учащимися необходимости толерантного отношения и уважения других людей.
-
Я и мое здоровье.
Главные идеи модуля:
-
Забота и сохранение своего здоровья - одна из основных обязанностей человека.
-
Образ жизни, отношение к своему здоровью определяет здоровье будущих поколений.
-
Социальное благополучие и успешность человека невозможны без сохранения физического и психического здоровья.
В работе с родителями я использую следующие формы работы:
-
Формы познавательной деятельности (дни открытых уроков, творческие отчеты по предметам)
-
Формы трудовой деятельности (оформление кабинета, посадка памятных аллей)
-
Формы досуга (совместные праздники, конкурсы)
-
Родительские собрания
-
Ролевые игры
-
Диспуты
-
Посещение семей учащихся
-
Переписка с родителями ( Для связи с родителями использую электронный дневник или электронную почту, SMS рассылки. Помню о главном условии переписки - доброжелательный тон, радость общения.)
-
Индивидуальные консультации
-
Родительские собрания с участием детей
4.Достигнутые результаты.
Представляю вашему вниманию основные результаты моей работы.
-
Определенных успехов удалось достичь в деле сплочения коллектива: дети проявляют заботу друг о друге, поддерживают отношения с учениками параллельных классов, самостоятельно организуют проведение праздников, поздравляют друг друга с днем рождения.
-
Ребята приобрели навыки уважительного отношения к людям.
-
Увеличился уровень познавательной активности учащихся: возросло количество участников олимпиад и интеллектуальных игр, возрос интерес к музеям, улучшилась успеваемость, темы классных часов определяются исходя из интересов самих учащихся. ( «У лжи короткие ноги», «Как справиться со злостью», «Загляни в мамины глаза»)
-
Возрос уровень самостоятельности: дети планируют коллективные творческие дела, выступают с интересными предложениями о проведении досуга, несут ответственность за свою успеваемость и поведение, говорят родителям о своих учебных неудачах, серьезно относятся к своим обязанностям в классе, анализируют свою работу.
-
Почти все учащиеся занимаются в кружках, спортивных секциях, факультативах, музыкальной и художественной школах.
-
Нет детей, состоящих на учете в школе и ПДН.
-
Класс занимает призовые места в спортивных соревнованиях и общешкольных и городских мероприятиях.
-
Найден тесный контакт с родителями; родительские собрания посещают все родители.
-
Заключение
Семья и школа - это два звена в одной цепи. Их общая задача: образование и воспитание будущего поколения, создание комфортных условий для полноценного развития социально адаптированной личности.
Значит, школа и семья в тесном взаимодействии должны не только обучать и воспитывать своих детей, но и заботиться о том, что создать все условия для радостной и творческой их жизни. В процессе такой жизни дети и подготовятся к взрослой жизни, к труду и созиданию.
Семья - это общество в миниатюре, от целостности
которого зависит безопасность всего большого общества.
Феликс Адлер
Приложение 1
Программа «Воспитай человека»
-
Модуль «Я и мой класс, школа».
Главные идеи:
-
Формирование культуры образовательного учреждения, класса.
-
Создание традиций и обычаев внеклассной работы в ученическом коллективе.
Главная цель: формирование чувства сплоченности и ответственности за развитие своего ОУ, класса.
Задачи воспитания:
-
Создавать клубы, кружки, секции с учетом интересов и потребностей учащихся.
-
Стимулировать активное участие учащихся в развитии своего класса.
-
Формировать у учащихся осознание принадлежности к классному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов.
-
Воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения.
Содержание воспитательной работы.
-
Изучение интересов и запросов учащихся, их способностей и желаний участвовать в общественной жизни класса, школы.
-
Изучение запросов родителей.
-
Поддержка инициативы учащихся, их самостоятельности в общественной деятельности на благо класса, школы.
-
Формирование школьных и классных ученических органов самоуправления.
Средства реализации модуля
-
Создание символов класса.
-
Проект «Класс, который видим мы», разработка правил и законов класса.
-
Создание фото- и видео- летописи «Наши достижения».
-
Акция «Неделя сюрпризов и добра в классе».
-
Деятельность классного органа ученического самоуправления.
-
Традиционные праздники: «День рождения класса», «Дни рождения учащихся»
2.Модуль «Я и моя семья».
Главные идеи:
-
Семья - основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне.
-
Ребенок должен сохранить устои семьи, знать ее корни, быть опорой и надеждой для родителей.
-
Школа должна помочь ребенку сохранить и укрепить связь с семьей, родным домом.
Главная цель: осознание учащимися всех возрастов значимости семьи в жизни любого человека.
Задачи воспитания:
-
Создание условий для активного участия семьи в воспитательном процессе класса.
-
Позитивное влияние на формирование у детей и родителей семейных ценностей.
-
Создание системы целенаправленной воспитательной работы для психолого - педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей.
Содержание воспитательной работы.
-
Создание банка данных о семьях учащихся и потребностно - ценностной сфере детей и родителей.
-
Изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся.
-
Удовлетворение потребностей родителей и консультативной помощи в воспитании детей, просвещение по вопросам психологии и педагогики.
-
Привлечение родителей к активному участию в жизни класса.
-
Демонстрация достижений родителей в воспитании детей, положительного опыта семейного воспитания.
Средства реализации модуля
-
Тематические классные часы «Родительский дом - начало начал»
-
Неделя Семьи.
-
Психолого-педагогические лектории и индивидуальные консультации.
-
Заседания круглого стола «Дети, родители, учитель» (Вечер вопросов и ответов).
-
Совместные семейные праздники походы и экскурсии.
-
Проведение встреч родителей со специалистами.
-
Участие родителей в управлении классом в составе родительского комитета.
3.Модуль «Я и общество».
Главные идеи:
-
Принятие учащимися нравственных ценностей и обусловленных ими принципов поведения в обществе в систему собственных ценностей, знаний и убеждений.
-
Осознание учащимися необходимости толерантного отношения и уважения других людей.
Главная цель: воспитание нравственного человека, способного к принятию решений, проявлению нравственного поведения и общению с окружающими людьми.
Задачи воспитания:
-
Вовлечение учащихся в активную жизнь в социуме.
-
Изучение учащимися правовых норм и законов государства и формирование ответственного к ним отношения.
-
Создание условий для нравственного самовоспитания учащихся.
-
Развитие у учащихся потребности в совершении нравственных поступков.
Содержание воспитательной работы.
-
Изучение уровня сформированности социально - нравственных ценностей и отношений учащимися к ним.
-
Привлечение возможностей социума для формирования нравственной культуры учащихся.
-
Создание условий для проявления учащимися собственных достижений в проявлении своих нравственных качеств.
Средства реализации модуля
-
Неделя благодарения (к 9 мая).
-
Неделя Мужества (к 23 февраля).
-
Неделя Народного Единства (к 4 ноября).
-
Уроки Мужества.
-
Встречи с ветеранами войны.
-
Экскурсии в музеи.
-
Викторины, конкурсы на знание государственных символов.
8.Система тематических воспитательных классных часов.
9.Весенняя неделя Добра.
4.Модуль «Я и мое здоровье».
Главные идеи:
-
Забота и сохранение своего здоровья - одна из основных обязанностей человека.
-
Образ жизни, отношение к своему здоровью определяет здоровье будущих поколений.
-
Социальное благополучие и успешность человека невозможны без сохранения физического и психического здоровья.
Главная цель: формирование у учащихся всех возрастов понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения.
Задачи воспитания:
-
Развитие мотивации, у учащихся, сознательного отношения к своему здоровью.
-
Создание условий для формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья.
-
Способствовать преодолению вредных привычек учащихся средствами физической культуры и занятиями спортом.
-
Организация и проведение мероприятий спортивно - оздоровительного направления.
Содержание воспитательной работы.
-
Изучение состояния физического здоровья учащихся и определение путей преодоления физического нездоровья.
-
Изучение отношения родителей и детей к данной проблеме в школе и дома.
-
Изучение возможностей социума для создания условий по формированию ЗОЖ в семье.
-
Изучение спортивных интересов и потребностей в занятиях спортом.
-
Разностороннее просвещение и активное привлечение учащихся к занятиям физкультурой и спортом.
-
Привлечение родителей - энтузиастов спортивного движения для пропаганды ЗОЖ в семье.
Средства реализации модуля
-
Соревнования «Мама, папа, я - спортивная семья»
-
Беседы на темы: «Школа безопасности», «Юный спасатель».
-
Районные и городские соревнования (индивидуальные и командные)
-
Походы, спортивные игры «Зарница».
Приложение 2
ЦИКЛОГРАММА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.
Ежедневно:
-
Выяснение причин отсутствия учащихся.
-
Организация питания учащихся.
-
Индивидуальная работа с учащимися.
-
Работа с электронным журналом
Еженедельно:
-
Проверка дневников учащихся.
-
Проведение мероприятий по плану.
-
Работа с родителями (встречи с родителями по субботам).
-
Работа с учителями-предметниками (по ситуации).
-
Совещание по планированию работы.
-
Работа с журналом (списки учащихся, текущие оценки).
Ежемесячно:
-
Посещение уроков в своём классе.
-
Консультации у школьного психолога.
-
Встреча с родительским активом.
-
Работа в методическом объединении классных руководителей (по плану).
Раз в четверть:
-
Оформление классного журнала по итогам четверти.
-
Сдача отчёта по классу курирующему завучу.
-
Анализ выполнения плана работы за четверть.
-
Проведение родительского собрания.
-
Участие в общешкольном мероприятии
Раз в год:
-
Проведение открытого мероприятия.
-
Оформление личных дел учащихся.
-
Анализ и составление плана работы класса.
-
Проведение социометрического исследования.
Статистические данные класса на начало учебного года.