Статья Сделай свой выбор

      В современной школе существует достаточное разнообразие форм и направлений воспитательной работы с учащимися. Некоторые из них пришли к нам из прошлого, другие являются попытками заглянуть в будущее. Так как интересы наших воспитанников в современности необыкновенно разнообразны и затрагивают нередко сферу рыночных отношений, предпринимательства, экономики как науки и практики,  практикум «Школьная компания» как раз направлен на то, чтобы помочь молодым людям, которым предстоит стать произ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Сделай свой выбор.

В современной школе существует достаточное разнообразие форм и направлений воспитательной работы с учащимися. Некоторые из них пришли к нам из прошлого, другие являются попытками заглянуть в будущее. Так как интересы наших воспитанников в современности необыкновенно разнообразны и затрагивают нередко сферу рыночных отношений, предпринимательства, экономики как науки и практики, практикум «Школьная компания» как раз направлен на то, чтобы помочь молодым людям, которым предстоит стать производителями и потребителями, работниками и работодателями, инвесторами и вкладчиками, больше узнать о бизнесе, понять связанные с ним выгоды и риски, выяснить какую роль он играет в экономике.

Мне бы хотелось поделиться некоторым опытом проведения Школьной кампании «Полезные мелочи» в нашей школе. Приобретение практических навыков организации небольшой коммерческой фирмы даст возможности учащимся преодолеть психологический барьер, научиться искусству, руководить и проявлять инициативу, рисковать в принятии решений и испытать свои возможности, таким образом, экономическое образование и воспитание переплетаются самым тесным образом.

1-й этап. Организационный.

В начале своей деятельности учащиеся поставили перед собой следующие цели:

- на практике проверить полученные знания различных аспектов хозяйственной деятельности и управления;

- получить и развить навыки, которые впоследствии окажутся полезными при организации предпринимательской деятельности или устройства на работу;

- расширять контакты со школьниками всех классов.

Так как начало бизнеса требует тщательного планирования и сотрудничества в достижении поставленных целей, на первом же организационном собрании ребята знакомятся с обязанностями служащих и руководства компании, обсуждают устав. Путем голосования проводятся выборы на следующие должности управляющих:

1) президент, который руководит всей деятельностью;

2) вице-президент по финансам, который ведет финансовый учет и отчетность по затратам и прибыли;

3) вице-президент по персоналу, ведущий учет кадров, отвечающий за соответствие занимаемым должностям и отношения между служащими;

4) вице-президент по производству готовит персонал к производственному процессу, планирует и управляет технологическим процессом и отвечает за качество продукции;

5) вице-президент по маркетингу, который занимается рекламой и торговлей;

6) секретарь, ответственный за ведение документации.

После этого остальные участники ШК распределяются по командам управленцев и обсуждают свои функции, соотнося их с личными способностями. Все учащиеся заполняют заявления для приема на работу в школьную компанию (ШК). Обсуждается и готовится к утверждению у администрации школы устав. Ученическая компания приобретает название. На этом предварительный этап заканчивается.

2-й этап. Производственный. Выбор и реализация продукции.

1. Далее следует этап аргументированного выбора продукции. Так как участники школьной компании уже подготовили разнообразные предложения по производству товаров или предоставлению услуг вполне определенных, необходимо провести комплексное исследование конкретных рынков и основных качеств товаров и определить их соответствие. По результатам обсуждения наиболее перспективным и реально выполненным ребята посчитали производство прихваток, записных книжек, косметичек, анатомических подушек, шкатулок, футляры для очков и мобильных телефонов.

2. Для начала непосредственно процесса производства необходимо решить вопрос об источниках финансирования, т.к. для производства этих товаров понадобится определенная сумма денег. Было решено, что эту наличность ребята сформируют путем выпуска и продажи акций ШК «Полезные мелочи» в школе среди учащихся, учителей и родителей.

3. Подошло время для составления достаточно подробного плана деятельности - бизнес-плана, что требует серьезного подхода со стороны всех управляющих школьной компании. Каждый из вице-президентов отвечает за определенную составляющую часть бизнес-плана, который должен содержать подробное описание продукта, цели его производства, сведения о финансовых потребностях, выплатах и прибыли, данные о трудовых ресурсах, перспективы объема производства и торговли и т.д. На первом заседании правления все части бизнес-плана обсуждаются, координируются и утверждаются путём открытого голосования президентом и вице-президентами.

4. В последующем начинается самый интересный для школьников этап реализации идеи, этап проверки достоверности всех предшествующих планов, этап вовлечения в школьную компанию в качестве потребителей все более широкого круга школьников разных возрастов. В пределах временного промежутка 18 недель ребята, организовавшие школьную компанию, осуществляют параллельно процессы производства - изготовление товаров и реализации - продажи их на ярмарках устроенных в школе для учащихся, учителей и родителей. Для этого в специально отведенном общедоступном месте, в фойе школы, размешается торговое представительство, где проводится рекламная компания, осуществляется продажа товаров ШК «Полезные мелочи».

В целях защиты оригинальности товара, привлечения большего круга потенциальных потребителей и стимулирования реального спроса, а также для формирования большей прибыли, которая будет направлена на оплату труда членам ШК, благотворительность в школьную библиотеку, а также выплату дивидендов акционерам, велась огромная рекламная работа, делали ее более разнообразной, привлекательной и недорогой. Популярность товаров была велика в первый год работы ШК, а, следовательно, и спрос на данный товар, был значительный, особенно в первый год реализации.

При продуманном распределении функций между участниками школьной компании работа находится всем: и производственной группе, и контролеру качества товара, и кассиру, и бухгалтеру, и продавцам, и менеджерам по рекламе и так далее, не говоря о координирующей функции вице-президентов и президента. Все без исключения имеют возможность проявить личную инициативу, добросовестность, чувство коллективизма и взаимопомощи.

3-й этап. Подведение итогов.

При завершении деятельности школьной компании практически весь товар продан, так как ребята продуманно отнеслись к формированию резервов сырья для производства. Начинается комплексная проверка и оценка работы каждой вице-президентской группы служащих, для чего каждый из заместителей руководителя оформляет отчет для итогового заседания правления.

Особый интерес, конечно, представляет финансовый отчет, счет прибылей и убытков.

Все служащие получают в итоге небольшую заработную плату, пропорциональную вкладу в работу школьной компании. На общем собрании школьной компании утверждается ликвидационный отчет (приложение) за данный период деятельности.
Если говорить об итогах проведения школьной компании, надо отметить, что наиболее трудным, кропотливым и длительным был этап обсуждения и сбора необходимого пакета документов для создания малого предприятия. В пакет документов вошли заявления о приёме на работу, протоколы общего собрания и заседаний президентской группы, устав школьной компании, учредительный договор, утвержденные у администрации школы, подробный бизнес-план и прочие официальные документы, в том числе бухгалтерские. Для того чтобы избежать упрощенчества, примитивного толкования путей решения разнообразных заданий и проблем, требовались консультации у местных предпринимателей, у родителей детей, учителей, с помощью которых все уточнялось, корректировалось.

Такие деловые игры расширяют кругозор учащихся, позволяют приобрести умения защищать свои позиции, способствует обогащению знаний о различных профессиях. Они учатся работать в коллективе. Приобретают культуру делового общения: учатся высказывать свое мнение, воспринимать мнение другого человека, достигать компромисса, слышать друг друга. Работа в школьной кампании развивает у школьников инициативу, предприимчивость, уверенность в себе хозяйственный подход к делу. Таким образом, очевидным становится использование преимущества профильного экономического образования в процессе воспитания ребят.

© 2010-2022