Дисскусия на тему «Заброшенные, одинокие, непонятные» (8-11 классы)

Цель: формирование нравственных ценностей у учащихся, представлений о добре и зле, сущности милосердия; побуждение к нравственному самосовершенствованию, к активным поступкам во имя добра.                                                                                        Задачи: раскрыть понятия: добро, зло, милосердие,  познакомить с произведениями литературы по данной теме; формировать нравственные категории и оценочные суждения, прививать культуру ведения дискуссии; воспитывать чувства не...
Раздел Классному руководителю
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дисскусия «Заброшенные, одинокие, непонятные»

Цель: формирование нравственных ценностей у учащихся, представлений о добре и зле, сущности милосердия; побуждение к нравственному самосовершенствованию, к активным поступкам во имя добра.

Задачи:

раскрыть понятия: добро, зло, милосердие, познакомить с произведениями литературы по данной теме;

формировать нравственные категории и оценочные суждения, прививать культуру ведения дискуссии;

воспитывать чувства неприятия зла, товарищества, патриотизма и сострадания, стремление совершать добрые дела.

Основные понятия:

добро и зло

доброта

милосердие

Методы обучения:

Беседа

Упражнения

Работа в группах.

Девушки и юноши! Я рада видеть вас на нашем классном часе. Друзья мои, вы готовы к работе? Если да, то посмотрите, пожалуйста, все на меня. У меня к вам просьба. Я попрошу вас сесть в круг, расслабиться и взяться за руки. Спасибо. Теперь закройте глаза и послушайте увертюру. Вы чувствуете, как эта музыка льётся прямо в наши сердца, наполняет их уверенностью и спокойствием. Мысленно скажите каждый себе: «Мне хорошо! Мне хорошо! Мне хорошо!». (Откройте теперь, пожалуйста, глазки и подарите друг другу улыбки. Что вы почувствовали? А почему, как вы думаете? Ответы детей.

Работа по группам по заданию: обсуждение в группах отрывков из произведений, жизненных ситуаций.

Дисскусия на тему «Заброшенные, одинокие, непонятные» (8-11 классы).Старик и яблони.

Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони?

Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка».

Старик сказал! «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».

Л. Толстой.

Один старый мужчина переехал жить к своему сыну, невестке и четырехлетнему внуку. Его руки дрожали, глаза плохо видели, походка была ковыляющей. Семья ела вместе за одним столом, но старые, трясущиеся дедушкины руки и слабое зрение затрудняли этот процесс. Горошины сыпались с ложки на пол, когда он зажимал в руках стакан, молоко проливалось на скатерть.

Сын и невестка стали все больше раздражаться из-за этого.

- Мы должны что-то предпринять, - сказал сын. - С меня достаточно того, как он шумно ест, пролитого им молока, и рассыпанной пищи на полу.

Муж и жена решили поставить отдельный маленький столик в углу комнаты. Там дедушка стал есть в одиночестве, в то время как остальные члены семьи наслаждались обедом. После того, как дедушка дважды разбивал тарелки, ему стали подавать еду в деревянной миске. Когда кто-то из семьи мельком взглядывал на дедушку, иногда у него были слезы в глазах, потому что он был совсем один. С тех пор единственными словами, которые он слышал в свой адрес, были колкие замечания, когда он ронял вилку или рассыпал пищу.

Четырехлетний мальчик наблюдал за всем молча. Однажды вечером, перед ужином, отец заметил его играющим с деревянной щепкой на полу. Он ласково спросил малыша:

- Чем ты занимаешься?

Так же доверчиво мальчик ответил:

- Я делаю маленькую миску для тебя и мамы, из которой вы будете кушать, когда я вырасту.

Мальчик улыбнулся и продолжил работать. Эти слова так ошеломили родителей, что они потеряли дар речи. Потом слезы заструились на их лицах. И хотя ни одного слова не было произнесено, оба знали, что надо сделать.

В тот вечер муж подошел к дедушке, взял за руку и нежно проводил его обратно к семейному столу. Все оставшиеся дни он ел вместе с семьей. И почему-то ни муж ни жена больше не беспокоились, когда падала вилка, разливалось молоко или пачкалась скатерть.

Старость может быть разная

Если бы я хорошо умела рисовать, то создала бы два полотна, нарисовала бы две картинки про возможное стечение обстоятельств, отражающих нашу жизнь в старости.

Первая картинка. Два очень старых дерева. Одно чересчур уж тонкое и прямое. Другое имеет такой объёмистый ствол, что не обхватить руками. Деревья эти практически срослись-сплелись корнями, зацепились друг за друга уже больными ветвями. Кажется со стороны, что ветви этого другого дерева помогают устоять своему спутнику, поддерживают его и оберегают. Хотя иногда, это впечатление меняется и предстаёт другое видение: будто деревья пытаются оттолкнуться друг от друга, освободиться, распутать соединившиеся навек ветви - и не могут. Мешают страхи, болезни и привычки. Рядом с этими деревьями ничто больше не растёт. Лишь раскинулся ровный гладкий ковёр постриженного газона однотонно-зелёного цвета, да раскинулась парочка клумб правильной формы с цветами, расцветающими в отведённый им срок. Поодаль, на безопасном расстоянии, растут другие деревья побольше и поменьше, и совсем крохотные. Это наследники и знакомые двух стариков, считающих себя одинокими, брошенными и никому не нужными. В их краю очень часто идёт холодный дождь, и осенний ветер срывает последние листья. Конечно, им можно очень посочувствовать. Но как им помочь, если они всю свою жизнь считали, что им не нужна помощь?

Вторая картинка. Совсем близко стоят несколько деревьев разного возраста, разной высоты, «комплекции» и породы. Растут вперемежку и очень старые, почти трухлявые и совсем малюсенькие, которые выросли между могучими замшелыми корнями стариков, и статные зрелые красавицы. Рядом ещё деревья - это друзья, которые стали родными и знакомые, которые стали друзьями. Вокруг много ярких цветов и пахучих трав, среди которых жужжат пчёлы, порхают бабочки, подчёркивают прозрачность небес стрекозы. Чирикают воробышки, квакают лягушки, поют жаворонки. В их мире очень короткая зима и длинное-длинное лето, весна и осень, которые приходят в свой черёд.

Почему получается так, как получается? И каждый ли разглядит справедливость и красоту помыслов Вселенной?

Дискуссия «Брошенные дети».

Дважды брошенные

Оленька была в детском доме всеобщей любимицей. Общительная, ласковая, добрая. Ей было

3 года, когда ее мама погибла. Так Оленька попала в детский дом, находящийся неподалеку от города. Девочка была очень хорошенькой, с длинными светлыми волосами и широко распахнутыми, голубыми глазами.

Первое время Оленька плакала, от всех пряталась и спрашивала про маму. Постепенно девочка начала идти на контакт с воспитателями и другими детьми и ожила.

Когда ей исполнилось 4 года, ее забрала из детского дома супружеская пара. Обеспеченные, образованные, они казались идеальными родителями для девочки. Своих детей Людмила иметь не могла, а потому они с Сергеем решили удочерить девочку. Их выбор пал на Олю. Педагоги говорили им, что девочка замечательная, общительная и добрая, что им жаль с ней расставаться.

Все документы были собраны, счастливые родители забрали Оленьку и перевезли ее в свой дом.

Отдельная комната, море игрушек, красивые платья… все было приготовлено там для Оли. Казалось, живи да радуйся. Вот только любовь в сердца новых мамы и папы так и не пришла. Прошло немного времени, и все начало их раздражать в девочке: не так говорит, не так ходит, слишком любопытная, лезет везде, где не надо, пытается помочь и портит дорогие вещи. Люда начала раздражаться и срываться на малышку. К тому же, неожиданно, она узнала о своей беременности. Несмотря на все уверения врачей, что такое невозможно.

После этого Людмила и Сергей «разудочерили» Олю и отвезли ее обратно в детский дом.

По данным статистики примерно 20% усыновленных детей родители возвращают в приюты обратно. Это страшная цифра. Дело в том, что на этих детей как бы ставится «черная метка», и у них уже очень мало шансов на усыновление.

Начать с того, что повторно отвергнутый ребенок травмирован вдвойне, он тяжело идет на контакт, его самооценка очень низкая. Такой малыш считает себя никому не нужным, плохим, он сторонится других детей и взрослых. Ребенок винит во всем себя, становится нелюдим, агрессивен и груб.

Кроме того, эти дети уже исключены из базы данных и обратно их почему-то уже не включают. Поэтому шанса на повторное усыновление у них просто нет.

Первое время, оказавшись в детском доме во второй раз, Оленька долго не могла поверить, что это правда. Она каждый день выбегала на крылечко в надежде, что мама Люда и папа Сережа сегодня за ней вернутся. Она постоянно смотрела в окно, высматривая знакомую иномарку… Машины подъезжали, из них выходили тети и дяди, но это были чужие, незнакомые люди. Иногда они уезжали, забрав с собой кого-то из детдомовских детей, но это была не Оля…

Девочка замкнулась в себе, перестала улыбаться, по ночам она плакала, уткнувшись в подушку. Из общительного контактного ребенка Оля превратилась в угрюмого зверька с потухшим взглядом и вечной болью в глазах…

Малышок

«Прости, прощай, я ухожу»

Мне кто-то в детстве прошептал,

И это был дороже всех на свете для меня,

Любимый человек.

Не помню кто, но он любил,

Я только помню те слова,

Что он меня говорил:

«Малышка, ты не плачь,

Так надо, не пойми!

Ведь жизнь решила всё за нас,

Я не могу с тобою быть,

Нам всё равно разлуку предёться пережить,

Так лучше щас, чем позже,

Когда привыкнем мы друг к другу,

Нас разлучат, умрём мы от тоски.

Не забывай, любовь моя,

Люблю тебя, люблю тебя!»

А дальше помню спину, плащ и слёзы,

А остальное всё в тумане,

Я помню дом, где много деток,

И смех и плачь вокруг меня,

И женщины, чужие дамы,

Которых звали «Мама, мама!»

Я испугалась! Боялась плакать и смеяться тоже,

Но я спросила «Что такое мама?»

Все замолчали, и дальше отошли,

А женщины, чужие дамы,

Никак понять всё не могли,

Что я не знаю мамы.

Один ребёнок средь толпы других,

Сказал заплакав:

«Мама - это нежность и добро,

улыбки и забота,

это источник доброты,

что забирает слёзы,

есть разная любовь,

девчонки и мальчишки,

а это, материнская любовь,

сильнее всех на свете.

Так вот, Любовь девчонки и мальчишки,

Ушла из под контроля,

Случилась страшная беда,

Девчонка узнала о ребенке,

Что носит 9 месяцев в себе,

И рассказала все мальчишке,

А он безумно испугался и пропал,

Девчонка сказала все родне,

Они прогнали будущую мать,

Но ей сказал:

-Ты откажись от своего плода

и возвращайся к нам сюда,

И примем мы тебя,

Как будто ничего и не бывало.

И вот она родила нас,

А то есть множество других девчонок,

родили нас, тебя, меня и тысячи других.

Так вот они решили все ж вернуться,

А нас оставить навсегда,

Забыли нас как мягкую игрушку,

И вряд ли вспомнят нас, родных детей,

Которым дали жизнь они.

И вот мы здесь, случайная нелепость,

И как они могли? За что?

Ведь все ж они не знают, что мы достойны их любви!

И все же я люблю ее, как любят их родные малыши,

А больше презираю, и ненависть глаза мне затмевает,

И все же я спрошу ее:

За что? За что мы так обделены?

Не надо мне игрушек, не надо мне тортов,

Ведь я прошу совсем немного,

Лишь материнскую любовь,

Чем мы обделены, как ты и я, и тысячи другие!»

Воспитана в приюте,

Не знав заботы и добра,

Я б все вам отдала,

Лишь б только знать кто мать моя!

И так прошло не мало лет,

Я взросла совсем,

Готовая к бедам,

Узнавши кто родня моя.

Я попросила, чтоб нашли мне мать,

Что в муках родила меня,

«Всё хорошее в природе - от солнца,

а всё лучшее в жизни - от человека».

М.Пришвина


© 2010-2022