Внеклассное мероприятие на тему Устное народное творчество

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок - путешествие:

«Устное народное творчество»


Цель: воспитание гражданственности, чувства любви к родине.

Задачи: обобщить знания учащихся о малых жанрах фольклора; развивать творческие способности учащихся.

Планируемые результаты:

- формирование умения подбирать тексты в соответствии с заданием;

- формирование умения работать в группе;

- знание произведений устного народного творчества;

- выразительное рассказывание произведений устного народного творчества;

- формирование умения создавать инсценировки и сценарии.

Ресурсы-оборудование:

- пазлы: загадки; карточки с заданиями; карта; музыкальное сопровождение; ноутбук; игры.

Ход мероприятия:

Ведущая: Сегодня мы узнаем частицу нашей истории и для этого отправимся в путешествие в страну «Устное народное творчество».

Кто из вас знает, что такое «Устное народное творчество»?

Ведущая: Давай те с вами вспомним, какие виды устного народного творчества мы знаем, (мифы, пословицы, поговорки, загадки, частушки, сказки, песни и др.)

Ведущая: Устное народное творчество - это «народная мудрость». Русский народ создал мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки, прибаутки, потешки. В давние времена их сочиняли талантливые люди из народа. Мы не знаем их имён. Созданные ими произведения никто не записывал. Они передавались устно из поколения в поколение. Бабушки и дедушки, матери и отцы рассказывали сказки, пели песни, загадывали загадки своим внукам и детям. Когда те вырастали, они пересказывали то, что услышали своим детям. Каждый рассказчик добавлял, изменял или пропускал какую-то часть, для того, чтобы было ещё интереснее. Получалось, что над сказкой, песней, пословицей или загадкой работал не один человек, а много людей. Все это переходило из уст в уста, из поколения в поколение, от отца к сыну, от бабушки к внукам.


Ведущая: Итак, наше путешествие начинается! Во время путешествия необходимо соблюдать следующие правила: быть весёлыми и активными; внимательно слушать вопросы; не шуметь; не перебивать друг друга; не перебивать другую команду. А теперь пришло время представиться командам.

Первая команда __________________________________________________

Вторая команда_______________________________________________________

Ведущая: Команды готовы?

Дети: Да

Ведущая: Тогда начнём наше увлекательное путешествие, (стук в дверь) Ребята мы еще кого - то ждём? Как вы думаете, кто бы это мог быть?

Ведущая: Давайте посмотрим. Ух ты! Так это же почтальон! Ребята как вы думаете, что он нам принёс? Ну, конечно же, это карта и она нам будет помогать. Мы с вами путешествуем по станциям, и выполняем задания за правильные ответы которых, получаем жетоны. Победит та команда, которая наберёт большее количество жетонов.

Ведущая: Перед вами карта, посмотри на неё, наша первая станция

«Частушечный переполох».

Ведущая: Частушка - интереснейший жанр устного народного творчества, короткая русская народная песня юмористического содержания, передаваемая обычно устно.

(Ребята выходят по командам 3 человека выходят по очереди и исполняют частушки ( даётся жетон).

Ведущая: Спасибо за выступление, присаживайтесь. Аплодисменты.

Ведущая: Следующая станция называется «Пословицы».

«Без пословицы не проживёшь», - говорит старинная пословица, с этим трудно не согласиться. Пословицы складывались на Руси задолго до того, как появилась грамота. Старинные пословицы и поговорки живут в нашем родном языке и сегодня. Они украшают нашу речь, делают её ярче, живее, остроумнее. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь. В народных пословицах отразились все стороны жизни народа.

(Командам предлагается закончить пословицы, кто быстрее и правильнее это сделает тот и выиграл за каждую пословицу - жетон).


1 команда:

Старый друг лучше…(новых двух).
Ученье свет, …(а неученье тьма).

2 команда:

Терпение и труд…(всё перетрут).
Не имей сто рублей, …(а имей сто друзей).

Ведущая: Следующая станция называется «Загадочная загадка»

Загадка - это мудрёный вопрос, данный человеку для того, чтобы развивать в нём догадливость. Для загадок нет мелочей, нет ничего неинтересного. Загадка - игра на узнавание, отгадывание. Разоблачение того, что спрятано и скрыто.

(Командам по очереди загадываются загадки за каждый правильный ответ - жетон отвечает один игрок команды)

1. Начинаем с загадок о человеке:
- Их не сеют, не сажают -
Они сами вырастают. (Волосы)


-Два братца через дорогу живут,
А друг друга не видят (глаза)

2. О доме:
- Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)

- Никого она не обижает, а все её толкают. (Дверь)

3.Загадки про огород:
- Сидит Игнатка на грядке весь в заплатках,
Кто его потрогает, тот и заплачет. (Лук)


- Красный нос в в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (морковь)


4. О природных явлениях:
- Крашеное коромысло
Над рекой повисло (радуга)


- Бело покрывало на земле лежало, лето пришло, оно всё сошло. (Снег)


5. О животных:

- Молоко пьёт, песенки поёт,

Чисто умывается, а с водой не знается. (Кот)

- С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живёт под крылечком,

А хвост колечком. (Собака)

Ведущая: наша следующая станция «Игровая»

В народных играх отражается образ жизни людей, их быт , труд, представления о чести, смелости, мужестве. Каждый игрок стремится показать силу, ловкость, выносливость, проявить смекалку, выдержку, находчивость, стремление к победе.

Русский народ не только хорошо трудился, но и любил отдыхать. Вот и мы с вами немного отдохнём.

Дети, стоя в кругу и не держась за руки, двигаются приставными шагами сначала в одну, а при повторе слов - в другую сторону, произнося:


Дружно танцуем мы - тра-та-та, тра-та-та,
Танец любимый наш - это "лавата".
"Мои пальчики хороши, а у соседа лучше".
Дети берут друг друга за мизинцы и повторяют слова с движениями вправо-влево.


Затем поочередно водящий дает другие задания:
Мои плечи хороши, а у соседа лучше;
Мои уши хороши, а у соседа лучше;
Мои щеки хороши, а у соседа лучше;
Моя талия хороша, а у соседа лучше;
Мои коленки хороши, а у соседа лучше;
Мои пятки хороши, а у соседа лучше.

Игра на сообразительность детям предлагается построится по росту, по размеру обуви, по длине волос.



Ведущая: Следующая станция называется «Мир сказок»

В сказках наши предки передавали свои представления о мире, свой опыт. Материалом для сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Сказка была интересна древним людям своей занимательностью, необычностью. Слабому человеку хотелось храбрых защитников, умных советчиков. Так в сказках появились животные, птицы, рыбы, которые помогают людям.

(Командам дается задание собрать картинку и сказать, какая русская народная сказка изображена /пазлы/. После сбора картинки беседа по сказкам.)

Ведущая: назови сказку и главных героев; о чем рассказывается в сказке (краткий пересказ по содержанию); чему учит данное произведение?


Ведущая: А теперь проверим смекалку наших капитанов

«Конкурс капитанов»


(Капитаны должны вставить в названия сказок пропущенные слова.

Задания для капитанов одинаковые, за каждый правильный ответ капитаны приносят 5 жетона своей команде, кто из капитанов выполнит задание правильно и быстро)


1. Поди туда - не знаю куда, __________ то - не знаю что.
2. Сестрица __________ и братец Иванушка.
3. Иван - царевич и ___________волк.
4. У страха _________ велики.
5. _________ из топора.
Слова для справок: принеси, серый, ясный, каша, Алёнушка, глаза.

Ведущая: Какие у нас капитаны молодцы и какие у них смелые и отважные команды! Давайте поаплодируем друг другу.


Ведущая: Следующая станция называется «Скороговоркино»

С помощью скороговорок тренировали правильную речь и произношение. Их нужно произносить как можно быстрее, но четко и выразительно.

(Приглашаются 2 желающих от команды, им выдаются карточки со скороговоркой. Через 2-3 минуты они должны их быстро проговорить. У кого лучше получится, тот объявляется самым скороговорящим.)

От топота копыт пыль по полю летит.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

На дворе трава, на траве дрова.

Проворонила ворона воронёнка


Ведущая: А теперь подведём итог нашего путешествия, ребята сосчитайте, сколько у вас звёздочек. Победители награждаются медалями 1 и 2 место.



Ведущая: Наше занятие подошло к концу, но не закончилось наше путешествие по стране устного народного творчества. Сегодня мы прикоснулись к малой частичке этого волшебного искусства. Спасибо всем за игру, все молодцы!







Приложение

1 команда:

Старый друг лучше_______________________________


Ученье свет, _____________________________________

2 команда:

Терпение и труд______________________________________


Не имей сто рублей, ____________________________________

1. Поди туда - не знаю куда, __________ то - не знаю что.
2. Сестрица __________ и братец Иванушка.
3. Иван - царевич и ___________волк.
4. У страха _________ велики.
5. _________ из топора.

Слова для справок: принеси, серый, ясный, каша, Алёнушка, глаза.

1. Поди туда - не знаю куда, __________ то - не знаю что.
2. Сестрица __________ и братец Иванушка.
3. Иван - царевич и ___________волк.
4. У страха _________ велики.
5. _________ из топора.

Слова для справок: принеси, серый, ясный, каша, Алёнушка, глаза.

От топота копыт пыль по полю летит.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

На дворе трава, на траве дрова.

Проворонила ворона воронёнка



© 2010-2022