Статья Проектная деятельность - один из способов реализации требований ФГОС

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектная деятельность - один из способов реализации требований ФГОС.

З.В.Черкашина, учитель русского языка

и литературы.

Почему метод проектов, разработанный еще в первой половине XX века, вновь становится актуальным в современном образовании?

Во-первых, главная педагогическая цель любого проекта - формирование универсальных учебных действий, что является одним из способов реализации требований ФГОС.

Во-вторых, метод проектов отвечает требованиям системно-деятельностного подхода, что актуально при переходе на новые образовательные стандарты.

В-третьих, его можно использовать в рамках любого школьного предмета как в урочной, так и внеурочной деятельности.

В-четвертых, он учит ребенка адаптироваться в стремительно меняющемся мире.

Какие факторы способствуют успешности проекта?

  1. Выбор темы по запросу учащихся.

  2. Признание учителя в том, что он не знает ответа на поставленный вопрос. (Ученик сам должен найти ответ на возникший вопрос.)

  3. Определение круга вопросов.

4. Составление плана исследования.

5. Распределение поручений. (На мой взгляд, проект должен быть групповым, так как тогда он станет коллективным творческим делом, которое, кроме познавательного, будет иметь и воспитательное значение для всего классного коллектива).

6. Результаты исследования должны быть представлены общественности, что послужит формированию активной гражданской позиции.

Самым трудным и важным этапом организации работы является выбор темы. Главное условие успешности проекта - интерес ученика к проекту, проблеме, которую он решает, поэтому учителю очень важно услышать, не проигнорировать вопрос ученика. Уверена, что на любом уроке возникают вопросы, на которые нет сиюминутных ответов. Учителю надо предложить найти ответ на этот вопрос вместе. Приведу несколько примеров того, как возникает темы и вопросы проектов.

Тема проекта в 8 классе «Людьми и Господом хранимы» появилась в ходе работы над сочинением «Архитектурные памятники города». Дома ребята, разделившиеся на группы, должны были приготовить сообщения об архитектурных памятниках Иркутска: Спасской церкви, соборе Богоявления, Амурских и Московских воротах. После прослушивания докладов возник вопрос: почему одни архитектурные памятники уходят безвозвратно, а другие, вопреки всему, остаются жить?

Статья Проектная деятельность - один из способов реализации требований ФГОС.

Вывод, который был сделан ребятами в ходе работы над проектом.

Проведенное исследование дает нам право утверждать, что наша гипотеза нашла подтверждение:

триумфальные арки в определенный исторический период времени выполнили важную политическую функцию, в данный момент нет острой необходимости восстановить их немедленно, о чем говорит выше приведенный пример;

первые иркутские церкви, несмотря на все перипетии, действуют по сей день, приход их растет, восстанавливают их, по-прежнему, всем миром,

Следовательно, духовная значимость исторических памятников выше политических.

И тем не менее, ребята отправили в оргкомитет по подготовке 350-летия города пожелание о восстановлении триумфальных арок. Через три года, к юбилею города, Московские ворота были восстановлены. Ребята ликовали: они были причастны к этому событию.

Тема проекта «Иркутск юбилейный: памятник Петру и Февронии
МУРОМСКИМ» также возникла на уроке. В 7 классе по литературе изучается «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Изучение этой повести в 7 классе совпало с юбилеем города. В ходе подготовки к 350-летию возникла проблема: не хватает денег на восстановление памятников. И вдруг накануне юбилея открывают памятник выше названным героям. У ребят возникли вопросы.

1.Почему именно этот памятник решили установитьв нашем городе в то время, когда на другие запланированные памятники средств не хватило в городском бюджете?

2.Почему выбрано это место?

3.Оправдана ли установка памятника святым в нашем городе?

Проработав статьи в СМИ, Интернете ребята выяснили, что решение о создании памятника святым Петру и Февронии Муромским было принято на заседании попечительского совета Иркутского отделения общенациональной программы «В кругу семьи». В рамках этой программы во всех регионах России разбивают парки и скверы, устанавливают памятники. Для Иркутска этот памятник стал подарком к юбилею. Решили установить около Спасской церкови, самой первой церкви в городе, потому что это самое подходящее место для новобрачных: все после бракосочетания приезжают к Вечному огню, который расположен рядом. Предполагается, что в Спасской церкви будут проводить венчание, и молодожены после обряда смогут поклониться святым, покровителям семьи, любви и верности, получив у них благословение.

Статья Проектная деятельность - один из способов реализации требований ФГОС.


Рефлексия, проведенная в конце урока литературы в 8 классе «Основной конфликт трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта», выявила, что ребята хотят продолжить работу по данной теме. (1.Возникло желание посмотреть мюзикл «Ромео и Джульетта» (реж. Ф. Дзефирелли, Б. Лурман)?

2. Возникло желание посмотреть спектакль Иркутского драмтеатра имени Н.П.Охлопкова по этому произведению? 3. Не возникло таких желаний.)

В результате опроса было выявлено, что ребята хотят посмотреть и фильм, и спектакль, что и было сделано во внеурочное время. Фильм произвёл на ребят огромное впечатление. С нетерпением ждали спектакля. Наконец выход состоялся. В театре - тьма народа, в основном молодежь. Ребята чувствовали свое превосходство:

во-первых, пьеса прочитана, проанализирована, каждым проведены по трагедии мини-исследования;

во-вторых, просмотрен и обсужден мюзикл «Ромео и Джульетта» (реж. Ф. Дзефирелли, Б. Лурман);

в-третьих, познакомились с фрагментами музыкальных переложений (из оперы Гуно, симфонии Берлиоза, увертюры-фантазии Чайковского, балета Прокофьева);

в-четвертых, просмотрели иллюстрации народного художника СССР, действительного члена Академии художеств СССР Д.А.Шмаринова к трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта».

В приобретенных программках, казалось, известное: « Только любовь. Из века в век. Четыреста лет прошло с тех пор, как была написана эта трагедия, но интерес молодежи к истории любви юных Ромео и Джульетты не угасает». Из программки же узнали, что премьера экспериментального спектакля состоялась 30 мая 2008 года. В чем же суть эксперимента и оправдан ли он? В этом мы попытались разобраться…

После спектакля возникло еще больше вопросов, на которые ребятам не терпелось получить ответы.

- Необходимо провести исследование,- решили мы и стали действовать:

определили круг вопросов;

каждый написал отзыв о просмотренном спектакле; используя различные источники информации, в том числе и современные информационные технологии, нашли ответы на возникшие вопросы; систематизировали полученную информацию.

Вопросы проекта.

1.Почему МОЛОДЕЖНЫЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ«R&J»?», а не просто «трагедия У.Шекспира «Ромео и Джульетта»?

2.Зачем две Джульетты и два Ромео?

3.Почему изменен финал, ведь трагедия с самого начала, с 1595 г., когда ее увидели первые зрители, имела огромный успех?

4.Почему столь неожиданны костюмы героев?

5.Музыка и декорации вызывают недоумение… Зачем это?

Педагогические задачи проекта:

1)познакомиться с литературой, Интернет-ресурсами по данному вопросу;

2)продолжить работу над формированием коммуникативной компетенции учащихся, умением устанавливать причинно - следственные связи;

3)способствовать воспитанию у ребят потребности в наличии собственного мнения в анализе произведений искусства, источников информации;

способствовать воспитанию читателя, зрителя, слушателя произведений искусства.

Вывод, который был сделан ребятами.

Несмотря на то, что мы согласны не со всеми решениями молодежного проекта, считаем, что этот спектакль Иркутского областного академического драматического театра им. Н. П. Охлопкова способствует возникновению интереса к классике у молодежи: ведь уже в течение пяти лет спектакль идет при полном зале. Думаем, что посмотревшие его молодые люди, обязательно захотят прочитать или перечитать трагедию У. Шекспира «Ромео и Джульетта».

Итак, благодаря такой педагогической технологии, как метод проекта, ребята в процессе деятельности самостоятельно учатся находить ответы на возникшие у них вопросы из различных источников, причем делают это с большим интересом. Учатся использовать добытые знания для решения поставленных задач. В ходе работы над проектом у учащихся формируются навыки учебной деятельности: рефлексивные, поисковые (исследовательские), оценочные, коммуникативные, презентационные и другие.

Изучение истории своей семьи, своего микрорайона, города, страны дает возможность почувствовать себя ответственным за будущее своей страны, формирует активную гражданскую позицию.

  • Проект.

  • Краеведческий, исследовательский.

  • Развивает, учит, воспитывает.

  • Результат - формируются УУД.

  • Деятельность.

Бернарду Шоу принадлежит высказывание: «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность». Именно этот принцип лежит в основе метода проектов, поэтому это востребованная педагогическая технология ХХI века.

Литература.
1. Адольф В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя // Педагогика - 1998.-№1.
2. Ананьев Б.Г. Человек - предмет познания. - Л.: 1978

3. Асмолов А.Г. «Учителя не раздатчики знаний» Интернет-журнал «Эйдос». - 2009
4. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М., 1986

5. Баранова И.В. Проблемы педагогической инновации // Вестник НПЦ. - М.,1993.- С.9-12
6.Борытко Н. М. Профессионально-педагогическая компетентность педагога II Интернет-журнал «Эйдос». - 2007.
7. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии. - М., 1995.
9. Ербулатова А.К. Особенности творческого развития школьников // Образование. - Алматы, 2008
10. Жусупова Д.Ж. Развитие творческих способностей будущих учителей // Образование. - Алматы, 2007.-№6
11. Занкова Л.В. Обучение и развитие. - М.: Педагогика, 1990

12.Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал «Эйдос». - 2006. - 5 мая.
13. Муравьев Е.М., Богоявленская А.Е. Методические рекомендации по уроку как основной форме обучения в школе. - М., 1998.

15.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1988.
16.Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы.// Собр. Соч. - М., 1984г. -


© 2010-2022