- Преподавателю
- Классному руководителю
- Роль взаимодействия семьи и школы в профилактической работе на начальной ступени образования
Роль взаимодействия семьи и школы в профилактической работе на начальной ступени образования
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бондарь Е.Н. |
Дата | 20.04.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Роль взаимодействия семьи и школы в профилактической работе на начальной ступени образования.
Семья - это счастье, потому что семья помогает
нам постоянно, ежедневно ощущать, что есть
кто-то, кого мы любим более чем себя. Извест-
но, например, что родители, как правило, любят
детей больше, чем дети родителей.
Священник Павел Гумеров.
Вопрос взаимодействия семьи и школы весьма актуален, так как сегодня многие семьи беспокоит, прежде всего экономическое благополучие, родители большую часть дня проводят на работе, и дома предпочитают обсуждать денежные проблемы. Усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка.
Создавшееся положение наряду с другими объективными и субъективными причинами способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных влияний в детской, подростковой и молодежной среде. Поэтому перед классными руководителями стоят вопросы:
-
Как сделать общение с родителями живым?
-
Как привлечь родителей в школу?
-
Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать?
-
Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители?
Ведь воспитание ученика в школе и воспитание в семье - это единый неразрывный процесс. Велика роль учителя начальных классов в организации этой работы. Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса.
Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении, мною ведется в целостной системе и имеет огромное значение. Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениваться опытом, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения.
Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.
Цель педагогического взаимодействия семьи и школы - это создание условий для комфортной, радостной, счастливой жизни ребёнка, для развития его индивидуальности в общем доме «школа - семья». Поэтому в организации воспитательной деятельности младших школьников особое внимание я уделяю работе с семьёй, так как воспитательные задачи нельзя решить без привлечения семьи. Только совместными усилиями можно достичь положительных результатов в развитии и воспитании, исключить негативное влияние внешней среды.
Свою работу с родителями строю на основе вовлечения родителей в совместную деятельность, используя разнообразные формы взаимодействия:
Индивидуальные: Изучение семьи: Первым шагом в объединении усилий родителей и учителя в воспитании и образовании ребёнка является социологическое исследование на основе анкетирования родителей. Анализ анкет позволяет выделить основные направления работы с отдельными родителями:
-
оказание помощи в определении методов и приёмов воспитания ребёнка;
-
создание творческих групп родителей;
-
приглашение на беседы;
-
выявление направлений внеклассной работы и т.д.
Консультации: Они помогают родителям выбрать правильный подход к детям. Главным условием успешности таких консультаций считаю доверительные отношения между мной и родителями. Памятки («Как помочь ребёнку хорошо учиться?», «Организация режима дня») помогают родителям своевременно сориентироваться в новой для них роли - родители школьника.
Коллективные: Родительские собрания, как основную форму коллективной деятельности, я стараюсь проводить в нетрадиционных формах: семинарского занятия, деловой игры, диспута. Родительские собрания сближают учителей и родителей, приближают семью к школе, помогают определить наиболее оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка.
Огромную возможность сотрудничества школы с родителями детей дает проведение совместных классных праздников. В начальной школе есть множество вариантов такого сотрудничества. Это спортивные соревнования: «Папа, мама, я - спортивная семья» , утренники «Папа, мама, я - читающая семья», викторина для детей и родителей «Играем вместе», Дни здоровья, праздники: 8 Марта, День защитника Отечества, Масленица и многие другие. Интересно и весело проходят такие праздники. Они превращаются в своеобразные открытые уроки, так как многие из них подводят итог определенному отрезку учебной деятельности. Но самое главное, что праздники и подготовка к ним - это возможность для тесного общения детей и родителей в рамках школы.
Постоянно использую еще одну форму работы с коллективом родителей - помощь родителей в подготовке и проведении традиционных школьных праздников (новогодние утренники, «Прощание с начальной школой» и др.).
Традицией стали экскурсии в лес вместе с родителями, проведение ДНЕЙ ЗДОРОВЬЯ.
Ежегодно ездим на учебно-познавательные экскурсии:
-
в город Невьянск;
-
в заповедник «Оленьи ручьи» ,
-
в село Кашино, в центр по реабилитации птиц;
-
в село Арамашево;
-
ходим в театры, кинотеатры, музеи, цирк.
Учебно-познавательные экскурсии расширяют кругозор обучающихся.
В рамках работы социума успешно осуществляется партнёрство с ДОУ № 317 и 339, с библиотекой № 36. Каждый год проводим совместно с сотрудниками библиотеки № 36 праздник «День матери» для жителей микрорайона и мам (дети пишут сочинения и стихи о маме).
Все эти мероприятия формируют взаимную чуткость друг к другу, душевную способность познавать и умом и душой чужие радости и горести, а также создают мотивацию для участия в различных интеллектуальных и творческих мероприятиях.
Общие дела и интересы школы сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребенка. Дети и родители находятся в постоянном поиске. Современная семья имеет большой интеллектуальный потенциал, и задача учителя - привлечь и умело использовать его при организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными как для здоровья, так и для ума делами.
Ежегодно обучающиеся участвуют в районных, городских, региональных, всероссийских конкурсам и становятся победителями:
2012 г. - 3 место в региональном этапе конкурса «Учителями славится Россия»;
2012 г. - 3 место во Всероссийском дистанционном конкурсе «Творческие заморочки»;
2012 г. - 2 место в городском конкурсе «Вторая жизнь упаковки»;
2013 г. - 2 место во 2 Всероссийской дистанционной викторине «Васины задачки».
2014 г. - победитель районного этапа городского конкурса «Юный эрудит».
Эти конкурсы объединяют учеников, педагогов, родителей, побуждают их к сотрудничеству.
Педагоги многих школ ищут решения проблем, понимая и осознавая, что взаимоотношения учителей, родителей и учеников замкнутый треугольник.
Учителя Ученики
Родители
И если стороны треугольника совпадают, то это прочнейшая фигура, а несовпадения и разногласия, приводят к ухудшению взаимодействия и взаимоотношения всех «сторон».
Я думаю, что при работе с нынешним своим четвёртым классом стороны треугольника фактически совпали.
Литература
-
Деятельность классного руководителя в организации воспитательно-профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями / Криволап Н. С. - 3-е изд., перераб. и доп. - Минск: Красико-Принт, 2002. - 96 с. - ISBN 985-405-121-8. Анкеты и тесты для родителей; Положение о классном руководителе.
-
Дементьева И. Работа школы с детьми группы риска // Воспитание школьников. - 2002.-N 7. - с.21-28.
3. Конвенция о правах ребенка, 1989.
4. Каминер А.М., Майорова Е.А. Психолого-педагогические аспекты девиантного поведения подростков и молодёжи. М., 2003
5. Федеральный закон РФ № 120 от 24 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
6. Шульга Т.И., Олиференко Л.Я. Взаимодействие специалистов в работе с неблагополучной семьёй. Методические рекомендации специалистам. М., 1999
Открытое занятие.
«Группа развития»
Учитель: Михневич Мария Семеновна.
МБОУ СОШ № 95
Г.Екатеринбург
ЦЕЛЬ: 1)познакомить родителей с особенностью учебного занятия при подготовке детей к школе;
2) показать родителям чему научились дети на занятиях.
У нас сегодня необычное занятие. Послушайте внимательно.
Все кошки ловят мышей. Такая уж у них работа. Но жил на Мурлыкиной улице в доме №8, кВ.16 ужасно добрый кот. По имени Леопольд. А по соседству с ним, в Писклявом переулке жили два зловредных хулиганистых мышонка- Серый и Белый. Они только тем и занимались, что делали разные пакости.
а) На пути Леопольда первая преграда-калитка с секретным замком. Замок раскроется. Если вы решите весёлые задачи:
Ёжик по лесу шёл, В кружку сорвала Марина
На обед грибы нашёл- Четыре ягоды малины.
Три под берёзой, один у осины. Две дала своей подружке,
Сколько их будет в плетёной корзине? Две дала своей игрушке.
Сколько ягод осталось в кружке?
Карандаш один у Миши,
Карандаш один у Гриши. Два щенка-баловника
Сколько же карандашей Бегают, резвятся,
У обоих малышей? К шалунишкам три дружка
С громким лаем мчатся.
Три пушистых кошечки Вместе будет веселей.
Улеглись в лукошечке. Сколько же всего друзей?
Тут одна к ним прибежала.
Сколько вместе кошек стало?
Молодцы, ребята! Все весёлые задачи решили правильно, калитка открылась. Но на пути кота оказался куст шиповника. Обойти его нельзя. Но к палочке привязан воздушный шарик. Шарик перенесёт Леопольда через колючки, если вы правильно решите задачу.
В одном аквариуме 4 рыбки, а в другом 2 рыбки. Сколько рыбок в двух аквариумах?
Леопольд благополучно перелетел через куст. Но вот на пути мыши опять учинили препятствие: светофор. Горит красный свет. Надо проверить, какие примеры решены неверно и исправить ошибку. Тогда зажжётся зелёный свет.
-
1 + 1 = 2 3 + 2 = 5 5 - 1 = 4
-
2 + 1 = 4 4 - 1 = 3 2 + 2 = 4
Мы проверили все примеры, зажегся зелёный свет светофора. Путь открыт. Урок близится к концу, а Леопольд ещё не догнал мышей. Его выручает только автомобиль. Но все машины едут мимо. Машина остановиться. Если вы узнаете сказочных героев и сосчитаете сколько их.
-
В праздник он до объеденья Был он тучкой дождевой,
-
Ел конфеты и варенье. С Пятачком ходил домой,
-
Жил на крыше он, бедняжка. И конечно мёд любил.
-
Его звали … (Карлсон) Это …(Винни-Пух)
-
Он играет понемножку
-
Для прохожих на гармошке.
-
Музыканта знает всяк!
-
Его имя … (Крокодил Гена)
Итак, вы узнали сказочных героев, сосчитали их, машина остановилась и кот догнал мышей-хулиганов. Как должен поступить кот Леопольд? (Ребята, давайте жить дружно!)
- Правильно он поступил ?
Ребята и зал, я начинаю говорить пословицу, а вы заканчиваете:
Нет друга - ищи… ( а нашёл - береги).
Не имей сто рублей… (а имей сто друзей).
Один за всех …(и все за одного).
Человек без друзей…(что дерево без корней).
Дружба - как стекло…(разобьётся - не сложишь).
Наше занятие заканчивается. -Какие задания мышей вам больше всего понравились? Почему?
Дорогие будущие первоклассники, наше занятие закончилось. В новом учебном году мы снова встретимся с вами на уроках в нашем классе. Послушайте, какие наказы дадут вам сказочные герои: Красная Шапочка и Мальвина.
1. Вот пришёл желанный час,
Ты зачислен в первый класс.
Ты, дружок, меня послушай,
Я даю тебе наказ.
2.Утром рано просыпайся,
Хорошенько умывайся,
Чтобы в школе не зевать,
Носом парту не клевать.
3. Приучай себя к порядку
Не играй с вещами в прятки,
Каждой книжкой дорожи,
В чистоте портфель держи.
4.Одевайся аккуратно,
Чтоб смотреть было приятно,
На уроке не хихикай.
Стул туда-сюда не двигай.
5.Не дразнись, не зазнавайся,
В школе всем помочь старайся,
Зря не хмурься, будь смелей -
И найдёшь себе друзей.
6.Всем о школе расскажи,
Честью школы дорожи.
Учись писать, читать, считать,
Чтоб получать отметку «5».
7. Вот и все мои советы,
Их мудрей и проще нету.
Ты, дружок, их не забудь,
До свиданья!. В добрый путь!