Роль взаимодействия семьи и школы в профилактической работе на начальной ступени образования

Вопрос взаимодействия семьи и школы  весьма актуален, так как сегодня многие семьи беспокоит,  прежде всего экономическое благополучие, родители большую часть дня проводят на работе, и дома предпочитают обсуждать денежные проблемы. Усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов  воспитания и личностного развития ребёнка.       Создавшееся положение наряду с другими объективными и субъективными причинами способствует росту детской безнадзорности, преступности, ... ·         Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители?
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль взаимодействия семьи и школы в профилактической работе на начальной ступени образования.



Семья - это счастье, потому что семья помогает

нам постоянно, ежедневно ощущать, что есть

кто-то, кого мы любим более чем себя. Извест-

но, например, что родители, как правило, любят

детей больше, чем дети родителей.

Священник Павел Гумеров.

Вопрос взаимодействия семьи и школы весьма актуален, так как сегодня многие семьи беспокоит, прежде всего экономическое благополучие, родители большую часть дня проводят на работе, и дома предпочитают обсуждать денежные проблемы. Усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка.

Создавшееся положение наряду с другими объективными и субъективными причинами способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных влияний в детской, подростковой и молодежной среде. Поэтому перед классными руководителями стоят вопросы:

  • Как сделать общение с родителями живым?

  • Как привлечь родителей в школу?

  • Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать?

  • Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители?

Ведь воспитание ученика в школе и воспитание в семье - это единый неразрывный процесс. Велика роль учителя начальных классов в организации этой работы. Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса.

Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении, мною ведется в целостной системе и имеет огромное значение. Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениваться опытом, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.

Цель педагогического взаимодействия семьи и школы - это создание условий для комфортной, радостной, счастливой жизни ребёнка, для развития его индивидуальности в общем доме «школа - семья». Поэтому в организации воспитательной деятельности младших школьников особое внимание я уделяю работе с семьёй, так как воспитательные задачи нельзя решить без привлечения семьи. Только совместными усилиями можно достичь положительных результатов в развитии и воспитании, исключить негативное влияние внешней среды.

Свою работу с родителями строю на основе вовлечения родителей в совместную деятельность, используя разнообразные формы взаимодействия:

Индивидуальные: Изучение семьи: Первым шагом в объединении усилий родителей и учителя в воспитании и образовании ребёнка является социологическое исследование на основе анкетирования родителей. Анализ анкет позволяет выделить основные направления работы с отдельными родителями:

  • оказание помощи в определении методов и приёмов воспитания ребёнка;

  • создание творческих групп родителей;

  • приглашение на беседы;

  • выявление направлений внеклассной работы и т.д.

Консультации: Они помогают родителям выбрать правильный подход к детям. Главным условием успешности таких консультаций считаю доверительные отношения между мной и родителями. Памятки («Как помочь ребёнку хорошо учиться?», «Организация режима дня») помогают родителям своевременно сориентироваться в новой для них роли - родители школьника.

Коллективные: Родительские собрания, как основную форму коллективной деятельности, я стараюсь проводить в нетрадиционных формах: семинарского занятия, деловой игры, диспута. Родительские собрания сближают учителей и родителей, приближают семью к школе, помогают определить наиболее оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка.

Огромную возможность сотрудничества школы с родителями детей дает проведение совместных классных праздников. В начальной школе есть множество вариантов такого сотрудничества. Это спортивные соревнования: «Папа, мама, я - спортивная семья» , утренники «Папа, мама, я - читающая семья», викторина для детей и родителей «Играем вместе», Дни здоровья, праздники: 8 Марта, День защитника Отечества, Масленица и многие другие. Интересно и весело проходят такие праздники. Они превращаются в своеобразные открытые уроки, так как многие из них подводят итог определенному отрезку учебной деятельности. Но самое главное, что праздники и подготовка к ним - это возможность для тесного общения детей и родителей в рамках школы.

Постоянно использую еще одну форму работы с коллективом родителей - помощь родителей в подготовке и проведении традиционных школьных праздников (новогодние утренники, «Прощание с начальной школой» и др.).

Традицией стали экскурсии в лес вместе с родителями, проведение ДНЕЙ ЗДОРОВЬЯ.

Ежегодно ездим на учебно-познавательные экскурсии:

  • в город Невьянск;

  • в заповедник «Оленьи ручьи» ,

  • в село Кашино, в центр по реабилитации птиц;

  • в село Арамашево;

  • ходим в театры, кинотеатры, музеи, цирк.

Учебно-познавательные экскурсии расширяют кругозор обучающихся.

В рамках работы социума успешно осуществляется партнёрство с ДОУ № 317 и 339, с библиотекой № 36. Каждый год проводим совместно с сотрудниками библиотеки № 36 праздник «День матери» для жителей микрорайона и мам (дети пишут сочинения и стихи о маме).

Все эти мероприятия формируют взаимную чуткость друг к другу, душевную способность познавать и умом и душой чужие радости и горести, а также создают мотивацию для участия в различных интеллектуальных и творческих мероприятиях.

Общие дела и интересы школы сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребенка. Дети и родители находятся в постоянном поиске. Современная семья имеет большой интеллектуальный потенциал, и задача учителя - привлечь и умело использовать его при организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными как для здоровья, так и для ума делами.

Ежегодно обучающиеся участвуют в районных, городских, региональных, всероссийских конкурсам и становятся победителями:

2012 г. - 3 место в региональном этапе конкурса «Учителями славится Россия»;

2012 г. - 3 место во Всероссийском дистанционном конкурсе «Творческие заморочки»;

2012 г. - 2 место в городском конкурсе «Вторая жизнь упаковки»;

2013 г. - 2 место во 2 Всероссийской дистанционной викторине «Васины задачки».

2014 г. - победитель районного этапа городского конкурса «Юный эрудит».

Эти конкурсы объединяют учеников, педагогов, родителей, побуждают их к сотрудничеству.

Педагоги многих школ ищут решения проблем, понимая и осознавая, что взаимоотношения учителей, родителей и учеников замкнутый треугольник.

Роль взаимодействия семьи и школы в профилактической работе на начальной ступени образования.

Учителя Ученики

Родители

И если стороны треугольника совпадают, то это прочнейшая фигура, а несовпадения и разногласия, приводят к ухудшению взаимодействия и взаимоотношения всех «сторон».

Я думаю, что при работе с нынешним своим четвёртым классом стороны треугольника фактически совпали.


Литература

  1. Деятельность классного руководителя в организации воспитательно-профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями / Криволап Н. С. - 3-е изд., перераб. и доп. - Минск: Красико-Принт, 2002. - 96 с. - ISBN 985-405-121-8. Анкеты и тесты для родителей; Положение о классном руководителе.


  1. Дементьева И. Работа школы с детьми группы риска // Воспитание школьников. - 2002.-N 7. - с.21-28.

3. Конвенция о правах ребенка, 1989.

4. Каминер А.М., Майорова Е.А. Психолого-педагогические аспекты девиантного поведения подростков и молодёжи. М., 2003

5. Федеральный закон РФ № 120 от 24 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

6. Шульга Т.И., Олиференко Л.Я. Взаимодействие специалистов в работе с неблагополучной семьёй. Методические рекомендации специалистам. М., 1999












Открытое занятие.

«Группа развития»

Учитель: Михневич Мария Семеновна.

МБОУ СОШ № 95

Г.Екатеринбург

ЦЕЛЬ: 1)познакомить родителей с особенностью учебного занятия при подготовке детей к школе;

2) показать родителям чему научились дети на занятиях.

У нас сегодня необычное занятие. Послушайте внимательно.

Все кошки ловят мышей. Такая уж у них работа. Но жил на Мурлыкиной улице в доме №8, кВ.16 ужасно добрый кот. По имени Леопольд. А по соседству с ним, в Писклявом переулке жили два зловредных хулиганистых мышонка- Серый и Белый. Они только тем и занимались, что делали разные пакости.

а) На пути Леопольда первая преграда-калитка с секретным замком. Замок раскроется. Если вы решите весёлые задачи:

Ёжик по лесу шёл, В кружку сорвала Марина

На обед грибы нашёл- Четыре ягоды малины.

Три под берёзой, один у осины. Две дала своей подружке,

Сколько их будет в плетёной корзине? Две дала своей игрушке.

Сколько ягод осталось в кружке?

Карандаш один у Миши,

Карандаш один у Гриши. Два щенка-баловника

Сколько же карандашей Бегают, резвятся,

У обоих малышей? К шалунишкам три дружка

С громким лаем мчатся.

Три пушистых кошечки Вместе будет веселей.

Улеглись в лукошечке. Сколько же всего друзей?

Тут одна к ним прибежала.

Сколько вместе кошек стало?

Молодцы, ребята! Все весёлые задачи решили правильно, калитка открылась. Но на пути кота оказался куст шиповника. Обойти его нельзя. Но к палочке привязан воздушный шарик. Шарик перенесёт Леопольда через колючки, если вы правильно решите задачу.

В одном аквариуме 4 рыбки, а в другом 2 рыбки. Сколько рыбок в двух аквариумах?

Леопольд благополучно перелетел через куст. Но вот на пути мыши опять учинили препятствие: светофор. Горит красный свет. Надо проверить, какие примеры решены неверно и исправить ошибку. Тогда зажжётся зелёный свет.


  • 1 + 1 = 2 3 + 2 = 5 5 - 1 = 4

  • 2 + 1 = 4 4 - 1 = 3 2 + 2 = 4

Мы проверили все примеры, зажегся зелёный свет светофора. Путь открыт. Урок близится к концу, а Леопольд ещё не догнал мышей. Его выручает только автомобиль. Но все машины едут мимо. Машина остановиться. Если вы узнаете сказочных героев и сосчитаете сколько их.

  • В праздник он до объеденья Был он тучкой дождевой,

  • Ел конфеты и варенье. С Пятачком ходил домой,

  • Жил на крыше он, бедняжка. И конечно мёд любил.

  • Его звали … (Карлсон) Это …(Винни-Пух)


  • Он играет понемножку

  • Для прохожих на гармошке.

  • Музыканта знает всяк!

  • Его имя … (Крокодил Гена)

Итак, вы узнали сказочных героев, сосчитали их, машина остановилась и кот догнал мышей-хулиганов. Как должен поступить кот Леопольд? (Ребята, давайте жить дружно!)

- Правильно он поступил ?

Ребята и зал, я начинаю говорить пословицу, а вы заканчиваете:

Нет друга - ищи… ( а нашёл - береги).

Не имей сто рублей… (а имей сто друзей).

Один за всех …(и все за одного).

Человек без друзей…(что дерево без корней).

Дружба - как стекло…(разобьётся - не сложишь).

Наше занятие заканчивается. -Какие задания мышей вам больше всего понравились? Почему?

Дорогие будущие первоклассники, наше занятие закончилось. В новом учебном году мы снова встретимся с вами на уроках в нашем классе. Послушайте, какие наказы дадут вам сказочные герои: Красная Шапочка и Мальвина.

1. Вот пришёл желанный час,

Ты зачислен в первый класс.

Ты, дружок, меня послушай,

Я даю тебе наказ.

2.Утром рано просыпайся,

Хорошенько умывайся,

Чтобы в школе не зевать,

Носом парту не клевать.

3. Приучай себя к порядку

Не играй с вещами в прятки,

Каждой книжкой дорожи,

В чистоте портфель держи.

4.Одевайся аккуратно,

Чтоб смотреть было приятно,

На уроке не хихикай.

Стул туда-сюда не двигай.

5.Не дразнись, не зазнавайся,

В школе всем помочь старайся,

Зря не хмурься, будь смелей -

И найдёшь себе друзей.

6.Всем о школе расскажи,

Честью школы дорожи.

Учись писать, читать, считать,

Чтоб получать отметку «5».

7. Вот и все мои советы,

Их мудрей и проще нету.

Ты, дружок, их не забудь,

До свиданья!. В добрый путь!



© 2010-2022