Доклад Диагностика в работе классного руководителя

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН


ГОУ Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 13 VI вида



Доклад на тему:



«Диагностика в работе классного руководителя»

(выступление на педагогическом совете)


Руководителя МО классных руководителей

Учителя географии Бакировой Э. Н.

23.12.08 г.



Уфа - 2008

Изучение личности и коллектива подростков, а также их воспитание - единый процесс. Поэтому педагогу надо знать: что изучать, как изучать, для чего изучать. Только ясное представление о том, на что будет направлено внимание, позволит управлять учебным процессом. Изучение школьников - процесс непрерывный. Классный руко­водитель обращает внимание на особенности поведения, характера и разнообразной деятельности и на изменения, которые происходят в их развитии.

Чтобы вести воспитатель­ную работу, классный руководитель должен хорошо знать уче­ников, следить за их развитием, видеть проблемы в их воспита­нии. Как уже отмечалось выше, многие учителя считают, что они и так знают детей, «на глазок», без особых методик, однако для оптимизации работы требуется все же более профессиональный подход.

Классный руководитель должен изучать самого ребенка, его семью, его окружение, класс. Содержание диагностики обучаю­щегося можно свести к следующему: демографические данные об ученике и его семье, данные о здоровье и физическом развитии ребенка, познавательные способности (особенности внимания, памяти, воображения, мышления), эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная сферы, направленность личности (интересы, отношения, ценности), наконец, пове­дение, поступки учащегося. Кроме того, классный руководитель изучает и класс в целом как группу, коллектив: межличностные отношения в классе, сплоченность, общественное мнение, един­ство ценностей и др.

Педагогическая диагностика - это педагогическая деятельность, на­правленная на изучение объектов и субъектов педагогического процесса (отдельных школьников и учителей, ученических и учительских коллективов, педагогического процесса в целом) в целях сотрудничества с ними и управления этим процессом.

Без педагогической диагностики невозможно контролировать воспитательный процесс, грамотно формулировать педагогические задачи; невозможно организовать целенаправленный, обоснованный процесс развития личности учащегося. Не секрет, что успех воспитания во многом зависит от знания кон­кретного человека и процессов, происходящих в коллективе. Чтобы педа­гог работал профессионально, нужно знать методы изучения и правильно их применять.

К методам педагогической диагностики относятся: наблюдение, беседа, социометрия, рейтинг, тест, анкета, сочинение, педагогический консилиум, недописанный тезис, альтернативный тезис, рассказ с ошиб­ками, ранжирование, шкалирование, ролевая игра, поведенческий срез, тест-рисунок, фантастический выбор, цветограмма, тренинг и другие.

Диагностика проводится дважды - в начале учебного года и в конце - для определения эффективности воспитательной работы. Ре­зультаты, полученные в ходе педагогической диагностики, только вы­являют развивающиеся тенденции, служат средством формирования ценностных ориентации, материалом для самосознания и способом воспитания самооценки, исходным материалом для планирования, для выделения жизненных целей.

Практически невозможно провести диагностику всех качеств личности. Достаточно уточнить ведущие задачи и в соответствии с этим проследить за их реализацией в процессе формирования соот­ветствующих свойств и качеств школьника.

Первые методы в начальной диагностике - это опросы. С их по­мощью выявляются ценностные ориентации учеников, знания, уста­новки, позиции, отношение к сверстникам, окружающему миру и себе.

Наиболее доступным способом получения знаний от учащихся яв­ляется метод наблюдения: повседневное наблюдение (наблюдая за учащимися в различных условиях учебной и внеклассной работы, выявлять особенности их отношения к выполнению школьных обязанностей, черты характера, культуру поведения и т.д.).; индивидуальные и групповые диагностические беседы (Благодаря им классный руководитель может узнать, как относится тот или иной школьник к учебным занятиям, чем интересуется и занят во внеурочное время, какие трудности испытывает в овладении знаниями); изучение результатов деятельности школьников. По резуль­татам этой различной деятельности классный руководитель может судить не только об увлечениях, но и склонностях и способностях учащихся, делать прогнозы их развития); естественный эксперимент (дети включаются в какую-либо деятельность, педагог наблюдает за их поведением, изучая их особенности).

Анкеты и другие опросные методы дают разные сведения о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах дея­тельности учеников. По форме анкеты бывают открытые (свобод­ный ответ формулирует ученик) и закрытые (нужно выбрать сре­ди предложенных ответов).

Для изучения личностных особенностей используют также анализ документов, творческих работ учеников (сочинения, рисунки).

Тест - стандартизованное задание, «прибор», изме­ряющий или обнаруживающий определенные свойства личнос­ти. Одна группа тестов позволяет судить об ученике на основе успешности выполнения деятельности. Это тесты интеллекта, способностей и тесты достижений, проверки знаний. В другой группе диагностика основывается на самоописании и сведениях, получаемых из ответов на серии вопросов, составляющих так называемые опросники. Третья группа - проективные методики. Данные здесь получают на основе анализа действий испытуемо­го с материалом, в работе с которым открываются особенности его восприятия, поведения. Работая с предложенным материа­лом, он, сам того не осознавая, рассказывает о себе.

Если тесты первых двух групп создаются и используются в ос­новном специалистами и психологами, то некоторые проектив­ные тесты может применять классный руководитель. К ним надо отнести: методику незаконченного предложения, рассказа; ис­толкование какого-либо события, ситуации; рисование или до­полнение рисунка; разыгрывание ситуации. Например, в своем 9б классе я проводила диагностику на выявление общего взгляда на некоторые ценности жизни «Недописанный тезис». Некоторые вопросы учащиеся не давали, ответа.

  • Хорошая жизнь - это... когда все хорошо, все хватает

  • Быть человеком -значит... состояться в жизни, понимать людей, быть умным

  • Самое главное в жизни... родители, отношения с людьми

  • Нельзя прожить жизнь без... денег, дома, еды, любви, общества, здоровья

  • Чтобы иметь друзей, надо...быть хорошим человеком, быть общительным

  • Когда никого нет вокруг, я... одна

  • Когда есть свободное время... играю в спортивные игры, печатаю на компьютере, читаю, смотрю телевизор, гуляю

  • Если видишь недостатки человека, надо... сказать ему

  • Когда вижу, как мой товарищ совершает что-то дурное, я... делаю ему замечание

  • Встретив вежливого человека, я всегда... отворачиваюсь, радуюсь

  • Пожилые люди обычно... обсуждают

  • Лучшее хобби - это... играть в боулинг, теннис

  • Я думаю, что мои родители... хорошие,

  • Через пять лет я... буду банкиром, экономистом

  • Через двадцать лет я... буду предпринимателем, состоявшейся личностью

  • Я благодарен ... учителям и родителям

АНКЕТА «ЧТО ВАМ ИНТЕРЕСНО?»

1. Что Вас больше всего привлекает в нашем учебном заведе­нии? (Нужное подчеркнуть.)

а) Общение с друзьями;

б) общественная работа;

в) получение оценок;

г) узнавание нового;

д) сам процесс учения;

е) самостоятельная работа; ж)другое___________

2. Какой учебный предмет Вам кажется наиболее трудным и почему? Черчении, химия

3. Какой учебный предмет Вам наиболее интересен и почему? Труд, химия, физика, потому что на этих уроках проводятся много опытов, биология, т.к. изучает человека

4. Какой из учебных предметов Вам кажется наиболее полез­ным для будущей жизни после окончания школы? Укажите, в чем именно его польза. английский язык, нужен для общения в другой стране, труд, потому что учит делать своими руками,

5. Какие учебные предметы, по Вашему мнению, можно было бы не изучать и почему?-

6. Какие учебные предметы, по Вашему мнению, нужно было бы включить в учебную программу и почему?-

7. Кто Вам помогает готовиться к урокам? сами, или одноклассники

8. Трудны ли для Вас гуманитарные дисциплины?_______________

9. Совпадает ли специальность, о которой Вы мечтаете, с той, которую вам советуют приобрести родители? да

10. Сколько времени тратите на подготовку к урокам? 2 часа

11. По какому предмету больше и почему? Алгебра, надо думать

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ ПОДРОСТКОВ

Цель: установить интенсивность познавательных потребностей подростков.

Сильно выраженная 3 человека (Юнир, Азиза, Виталий), умеренно выраженная - 1 чел (Гудьшат)

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ПОДРОСТКА

Цель: выявить, в какой профессии подростки хотят себя реализовать.

1. Какая профессия Вас привлекает? Экономист, программист, медик, финансист

2. Что Вас в ней привлекает?

  • зарплата;

  • возможность развить свои способности (назовите какие);

  • интеллектуальный характер профессии;

  • творческий характер профессии;

  • возможность приносить пользу людям;

  • возможность общения с людьми;

3. Как Вы готовитесь к поступлению в вуз? (Отметить не бо­лее трех позиций.)

  • интересуетесь требованиями к выбранной профессии;

  • знакомитесь с учебными заведениями и правилами приема;

  • начали самостоятельно углубленно изучать предметы, необ­ходимые для поступления;

4. Из каких источников, от кого Вы получаете информацию о будущей профессии? Родители; родственники; друзья; СМИ; педагоги;

5. Что о Вашем выборе говорят родители? хороший выбор

6. Что, выбирая эту профессию, Вы дадите обществу? Пользу, незнают

ЗДОРОВЬЕ МОЛОДЫХ

Цель: выявить вредные привычки подростков.

2. Возраст 15-17 лет

3. Пробовали ли Вы курить? 5 человек нет, 1 - да

4. Возраст, когда впервые закурили? Все нет

5. Курили ли Вы в течение последнего месяца? Все нет

6. Где Вы обычно курите?

7. Хотите ли Вы бросить курить? да

8. Знают ли Ваши родители о том, что Вы курите? Все нет

9. Любите ли Вы пиво? Все нет

10. Как часто Вы его пьете? (Нужное отметить.)

  • Один раз в неделю;

  • 1-2 раза в месяц;

  • раз в полгода.

11. Где Вы пьете пиво и с кем? Все нет

12. Сколько Вам было лет, когда Вы попробовали спиртное? 15 лет (Марина)

13. Знают ли родители, что Вы пьете пиво? Все нет

14. Беседуют ли с Вами родители о вреде курения, пьянства, наркомании? Все да

15. Разрешите ли Вы своему будущему несовершеннолетнему ребенку курить, пить спиртное, употреблять наркотики? Все нет

Вывод: В классе никто не курит, но пробовали 1 человек, никто не пьет, но пробовали 1 человек, родители беседуют о вреде курения, пьянства, наркомании все родители, никто не разрешит своему будущему ребенку курить, пить, употреблять наркотики.

МОЯ СЕМЬЯ

Цель: выявить какие взаимоотношения в семье, какое влияние оказывают родители на развитие личности подростка.

1. Считаешь ли ты своих родителей строгими и справедливы­ми? все

2. В чем, по-твоему, они бывают несправедливы по отношению к тебе? -

3. Будешь ли ты воспитывать своих детей так, как твои родите­ли, или иначе? 4 человека - да, 2 - нет

4. Будешь ли ты строгим родителем? 3 - да, 3 - нет

5. Будешь ли баловать своих детей? Как? Все да, покупать игрушки.

6. Твоей дочери или сыну 16 лет. До которого часа ты будешь разрешать ей (ему) гулять по вечерам? До 22.00. - 23.00. ч.

7. Будешь ли ты наказывать своих детей? Как? 4 - да, 2 - нет

8. Кто будет заниматься воспитанием детей в твоей семье: ты или муж (жена)? Вместе все ответили

9. Кто из родителей для тебя - образец для подражания? 4 - мама, 1 - папа

10. Знаешь ли ты своих двоюродных, троюродных сестер, братьев? 5 - да, 1 - нет

11. Принято ли в вашей семье частое общение с бабушками, дедушками? 5 - да, 1 - нет

12. Хотелось бы тебе, чтобы твои внуки относились к тебе так, как ты относишься к своим престарелым родственникам? 4 - да, 2 - нет

13. Сколько бы хотел иметь собственных детей и почему? 3-2

14. Смог бы ты усыновить чужого ребенка? 1 - да, 4 - нет

15. В чем, по-твоему, главные причины конфликтов между ро­дителями и их детьми? Непонимание, разница в поколении.

АНАЛИЗ ИНТЕРЕСОВ И НАПРАВЛЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ

Цель: выявить интересы и направленности подростков.

1. Любимые занятия (интереснее всего):

а) что делать слушать музыку, рисовать, вышивать, проводить время за компьютером

б) что читать фантастику, художественную литературу, романы

в) о чем говорить обо всем, о разном

2. Что у Вас получается лучше всего? Думать, незнают

3. Интересы научные и технические:

а) любимые учебные предметы физ-ра, труд, алгебра, физика, химия, биология.

б) интересные для Вас области науки химия

в) интересные для Вас области техники

г) самые интересные ученые, изобретатели

д) область науки и техники, в какой Вы хотели бы заниматься сами

е) выдающиеся научные произведения

ж) выдающиеся изобретения _____

4. Эстетические интересы: мало

5. Участие в кружках: предметных, технических, научных, ли­тературных, музыкальных, спортивных, художественных.

а) В каких олимпиадах, конференциях принимали участие? Два человека принимали учатие

б) В каких конкурсах участвовали?три человека принимало участие

в) Какие призы и награды имеете и за что? Два человека имеют награды

6. Интерес к профессии.

а) Какие профессии Вам кажутся привлекательными? Экономист, финансист

б) Представителем какой профессии Вы видите себя в буду­щем? Банкир

в) Знаете ли Вы, кто является профессионалом в этой сфере? сестра

7. Чем привлекает Вас эта специальность? (Нужное подчерк­нуть.)

а) Возможностью приносить пользу обществу;

б) умею работать по этой специальности и имею способности к ней;

в) перспективная специальность;

г) хорошо оплачивается;

д) интересная и увлекательная.

8. В какой мере Вы уверены, что осуществите мечту? (Нуж­ное подчеркнуть.)

а) Абсолютно уверен;

б) надеюсь, что удастся;

в) не уверен, что удастся;

г) уверен, что не удастся.

ИНТЕРЕСЫ И ДОСУГ

Цель: выявить преобладающие личностные интересы подростка в сфере учебы и досуга.

1. Я учусь, потому что: мне интересно;

2. Учиться необходимо, потому что: - пригодится в жизни;

3. Мне нравится учиться: - всегда; иногда;

4. Я хожу на занятия потому, что (выберите 2-3 утверждения): - имею возможность общаться с друзьями; там интересно; нравятся педагоги;

5. Сколько времени у Вас занимают домашние задания? - 2-3 часа; 1-2 часа;

6. Что мешает хорошо выполнять домашние задания? - усталость; - неинтересность заданий;

7. Сколько времени в день (в среднем) уходит на просмотр те­левизионных передач? 2 часа

8. Сколько времени Вы гуляете?2-3 часа, много

9. Сколько времени занимаетесь с родителями каким-нибудь совместным делом?1-2 часа

10. Что входит в круг Ваших обязанностей по дому? П. Есть ли у Вас дома любимый уголок? Уборка, мытье посуды, уголка нет

12. Сколько времени уходит на чтение газет и журналов? полчаса, незнают

13. Сколько времени уходит на спортивные занятия? 1 час

14. Сколько времени уходит на прослушивание музыки? 1 час, по-разному

15. Каким видом творчества Вы занимаетесь и сколько на это уходит времени? рисованием

Изучение школьников не самоцель, а средство для улучшения учебно-воспитательной работы. Материалы диагностики являются исходной точкой при планировании и проведении со школьниками различных дел воспитающего характера.


© 2010-2022