Мастер-класс Изучение и учёт психофизиологических индивидуальных особенностей школьника. doc

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Изучение и учёт психофизиологических индивидуальных особенностей школьника - основа организации учебно-воспитательного процесса с одаренными детьми

Известный русский педагог П. П. Блонский считал отношение учителя к ребёнку основным критерием его профессиональности: «Сейчас я быстро разгадаю, что за педагог передо мною, смотря по тому, говорит ли он о детях и их психологии, или же говорит он о программах, требованиях начальства, методиках и т.д.» К сожалению, на данный момент сам ребёнок, его возможности и особенности как бы исключены из сферы внимания педагога. Учебная деятельность ребенка - фактор риска для здоровья ребенкаЗнание ребёнка - сложнейшая наука. Это и умение увидеть и понять в каждом что-то особенное, индивидуальное, что отличает его от всех, и то общее, что характеризует его возрастные особенности; это и умение понять и принять ребёнка таким, какой он есть, понимать и любить не только хорошего, послушного, того, кто не требует особых сил, но и того, к которому нужно найти подход, которому нужно вовремя помочь, которого нельзя оставить без внимания. Сегодня уже никого не нужно убеждать, что все дети разные.

Они по-разному воспринимают информацию, по-разному её анализируют, у них разная работоспособность, разное внимание, память и т.д. Но не все педагоги понимают, как использовать в своей работе то общее, что характерно для всех детей и то индивидуальное,

что отличает каждого ребёнка. С первых дней обучения учителю необходимо выделить существенное и несущественное, то, что влияет на успешность обучения, либо не оказывает никакого влияния.

В процессе обучения необходимо иметь в виду: темперамент; интеллект; память; внимание; восприятие; особенности мышления; развитие речи; мелкую моторику: личностные особенности и многое другое.

Однако, прежде всего учителю необходимо знать о том, что способы восприятия и переработ-

ки информации в процессе обучения, особенности мышления, памяти, речи, эмоций школь-

ников зависят от того, какое из полушарий головного мозга приобретает у них ведущее значение.
Лево- и правополушарный интеллект.

В последнее время мы получаем все больше информации о, так называемой, мозговой асимметрии. Нельзя утверждать, что полушария головного мозга человека, симметричные по своему строению, абсолютно одинаковы по функциям. Согласно традиционным взглядам, у взрослых людей (правшей) левое полушарие считается главным. Оно управляет движениями главной - правой руки и речью. Более ста лет назад английский невролог Х.Джексон высказал предположение, что правое полушарие ответственно за наглядное восприятие внешнего мира, в отличие от левого, которое управляет речью и связанными с ней процессами. Лауреат Нобелевской премии Р.Сперри (США) однажды рискнул в лечебных целях рассечь межполушарные связи у больных и обнаружил, что два полушария единого мозга ведут себя

как два совершенно различных мозга и не всегда понимают друг друга. Человек, у которого отключено правое полушарие, а работало левое, сохранял способность к речевому общению, правильно реагировал на слова, цифры и другие знаки, но оказывался беспомощным, когда требовалось что-то сделать с предметами материального мира или их изображениями. Когда работало только правое полушарие, пациент хорошо разбирался в произведениях живописи, мелодиях и интонациях речи, ориентировался в пространстве, но терял способность понимать сложные словесные конструкции и совершенно не мог связно говорить."

Особенности левополушарного интеллекта:

1) Это речевой интеллект.
2) Логик ( классифицирует по существенным признакам).
3) Аналитик (анализирует и детализирует, применяя дедуктивный способ).
4) Легко выявляет причинно-следственные связи.
5) Левое полушарие отвечает за временное (медленное), последовательное мышление. Такой человек трудно ориентируется во времени.
6) Отвечает за волю человека, за центр социальной адаптации.
7) Мышление алгоритмичное, символичное, схематичное.
Среди "левополушарных" много инженеров, математиков, философов, лингвистов. Эти люди подчеркнуто рациональны, логичны, много пишут, легко овладевают иностранными языками, имеют грамматически правильную речь. У них обострено чувство долга, ответственности, принципиальности.

Особенности правополушарного интеллекта.Этот тип интеллекта намного глубже.
1) Отвечает за образное, непрагматичное, чувственно-эмоциональное, образное, опосредованное мышление.
2) Это мышление поисковое, творческое.
3) Синтетическое (целостное восприятие), конкретное, неабстрактное.
4) Отвечает за пространственное мышление. (Люди, обладающие этим типом интеллекта, хорошо ориентируются в пространстве).
5) Отвечает за центры биологической адаптации (такие люди дольше живут, имеют большой потенциал здоровья).

"Правополушарные" люди обладают конкретным, образным, эмоциональным мышлением. Среди них много художников, литераторов, артистов, исполнителей эстрадной музыки, организаторы. Они открыты и непосредственны в выражениях чувств, наивны, доверчивы и внушаемы. Поступают "по велению сердца". Они вначале делают, а потом думают. Интуитивны, хорошо ориентируются в новой обстановке. Правополушарные люди - цвет нации. Имеют высокие творческие способности. Среди левополушарных - инженеры, философы, лингвисты.
Если не развивать правое полушарие, то центры биологической адаптации атрофируются.
Если не развивать и не работать на правом (ведущим у человека) полушарии, он будет отставать в учебе, не реализует свой потенциал. Это сломанные судьбы людей. Именно в начальной школе 80% заболеваний получают будущие мужчины.
Среди женщин обладают "правополушарные", среди мужчин - "левополушарные", что имеет, по всей видимости, определенный биологический смысл. Межполушарные различия у новорожденных несформированы и являются процессом онтогенеза. Межполушарная асимметрия наблюдается почти у половины человечества и является одним из важнейших свойств индивидуальности. Если доминирует левое полушарие, то преобладает словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению. Если доминирует правое полушарие, то преобладает конкретно-образное мышление, развито воображение, чувственное восприятие, хорошая ориентация в пространстве, творчество. У равнополушарных людей все процессы уравновешены.
Правополушарным легче говорить, чем писать, а левополушарным - легче писать, чем говорить. Главное отличие левого полушария от правого состоит в том, что только в нем расположены речевые центры. Оно как бы дробит картину мира на детали, отбрасывает несущественное, анализирует и классифицирует. Правое же схватывает картину мира целостно, синтезируя единый образ во всей совокупности проявлений.
Таким образом, левое полушарие можно назвать аналитическим, классификационным, абстрактным, алгоритмическим, рационально-логическим. А правое полушарие - пространственно-образным, интуитивным, тесно связанным с эмоциональной сферой.
К каждому из полушарий мозга идут нервные пути от органов чувств. Правое полушарие в основном "обслуживает" левую сторону тела, а левое - правую. Таким образом, леворукость, ведущий левый глаз или левое ухо могут указывать на преобладающую роль правого полушария в восприятии и анализе информации.
Тех людей, у которых преобладает эмоционально-образное мышление, мы называем правополушарниками. Среди них, конечно, встречаются не только левши - большинство из них правши. Тех, у кого преобладает рационально-логическое мышление, мы называем левополушарниками.

Типы учеников по М.Гриндеру.

правополушарные

левополушарные

Преуспевает в чтении, алгебре, языке.

Преуспевает в геометрии.

Любит информацию в письменной форме.

Любит информацию в виде графиков, карт, демонстраций.

Любит проверять работу.

Не любит проверять работу

Повторяет фактическую информацию.

Любит самостоятельный выбор. Использует интуицию.

Фокусирован вовнутрь.

Фокусирован во внешнее.

Анализирует от части к целому.

Анализирует от целого к части.

Предпочитает сначала чтение, потом фильм.

Любит смотреть фильм до чтения книги.

Сосредоточен.

Отвлекается.

Испытывает дискомфорт с неясными незавершенными инструкциями

Не принимает авторитарности.

Реагирует на словесные замечания

Реагирует на невербальные сообщения при дисциплинировании.

Видит символы (слова, буквы).

Видит конкретные объекты.

Как определить полушарие человека?

Напишите десять пар двузначных чисел, причем в каждой паре первое двузначное число должно быть больше, чем второе. Сложите числа первого столбика, полученная сумма будет

n1. Сумму чисел второго столбика обозначим как n2.

Рассчитаем коэффициент по формуле: k =n1: n2
K = 1 - 1,2 - выраженный аналитик
K = 1,2 - 1,5 - аналитик, ближе к синтетику(дифференциалист)
K = 1,5 - 1,8 - синтетик (категоризатор)
K = более 1,8 - ярко выраженный синтетик, застревающий в синтезе.
K = менее 1 - ярко выраженный аналитик, застревающий в анализе.

К сожалению, все наши учебники созданы для левополушарных детей (аналитиков) с использованием схем, таблиц, правил, алгоритмов. Правополушарные дети постоянно испытывают дискомфорт на уроке (во время объяснения учителем материала, чтения учебника), дома (при выполнении домашней работы).
Чтобы урок был продуктивным, а обучение - эффективным, учитель должен использовать приемы для обучения правополушарных детей. Предлагаю некоторые из них:

1. Фантазирование - сочинение с различными заданиями по физике.
2. Составление загадок, скороговорок, сочинений.
3. Составление сказок по темам.
4. Прием изменения окраски. (Шагнули в картинку. Что увидели, услышали, почувствовали? Какими красками вы бы изобразили эту технику? Что можно добавить, убрать? Почему?)

5. Суд над физическим явлением.

6. Фантастический рассказ на данное явление (Я-гид на морском дне)
7. Метод описания. Предложить описать город. село будущего.
8. Метод изменения в подсистеме техники.Внести вместо одного изобретения - другоге. Что бы изменилось бы в жизни?

9. Эпизоды из жизни ученых-физиков
10 Прием оживления. Предложить детям описать явление стихами по опорным словам.
11 Словесное рисование.Придумать свою картинку, свой музыкальный инструмент и т.д.
12 Метод чудесных превращений.(Описать добрые дела, которые можно сделать используя это явление…).
13 Прием жизнь в плоскости (аморфное состояние).Предложить представить себя на месте того героя, что есть в изучаемом материале (козленок, медведь, старик, золотая рыбка).
14 Системный лифт.(Круговорот воды в природе).
15 Прием синтеза. Выводы после наблюдений.(Название явления - каково может быть - почему?)
16 Метод проб и ошибок.(Помоги себе сам, займи себя, найди то, что тебе дорого, по душе).
17 Проблемный вопрос.Как можно путешествовать, не выходя из дома? -виртуально
18 Метод дополнения.Учитель начинает - дети заканчивают.
19 Метод звукового ощущения.Какие звуки издает дождь, свет, музыка весны, зимы и т.д.?
20 Метод ассоциации. (Методы работы взяты из программы РТВ).

До 9 - 10 лет дети в большинстве своём являются правополушарными, а процесс обучения направлен на работу левого полушария, игнорируя половину возможностей ребёнка. Известно, что правое полушарие связано с развитием творческого мышления и интуиции.

В дошкольном возрасте недопустимо раннее обучение тех детей, которые имели задержку

речи в первые годы жизни или до сих пор не выговаривают отчётливо ряд звуков. Это означает, что у них по-прежнему доминирует правое полушарие (неречевое). Преждевременные повышенные требования могут привести к заиканию и неврозу. Поэтому особое внимание нужно обращать на детей пришедших в 1 класс из логопедических групп и в первые же дни в школе обследовать у логопеда домашних детей и просто необходимо при приёме в 1 класс проводить собеседование с родителями по этому поводу.В начальной школе правополушарные дети испытывают трудности в освоении русского языка и математики. Не зная или не помня о том, что ребёнок до 9-10 лет в основе своей правополушарный, учитель начальных классов, руководствуясь желанием добиться учебных успехов от ученика, увеличивает нагрузку по

этим предметам, эксплуатируя мотив «долга» ученика, мотив «отверженного» родителя. И в результате повышенная утомляемость, которую невозможно снять физкультминуткой, которая ведёт к неврозу. Нельзя требовать от этих детей выполнять всё чисто, без помарок. Для ребёнка это непосильная задача. Но ведь методика Л. Занкова рассчитана на левополушарных детей.

Как помочь детям начальной школы?

1 .Уменьшить нагрузку на левое полушарие за счёт применения новых технологий.

2. Эмоционально активизировать правое полушарие. Необходимо усвоить: неэмоционального развития не может быть. Но для этого сам педагог должен быть эмоционально богатым.

Исходя из особенностей сенсорного восприятия детей для правополушарных классная доска должна быть светлой, мел тёмным, посадка полукругом. Игнорирование этого положения приводит к потере до 30 % качества усвоения учебной информации.

Для левополушарных - доска тёмная, мел светлый, посадка за партами.

Наша школа, большинство наших учебников жёстко «левополушарные», строятся по схеме формула - решение задачи - приведение примеров. Процесс обучения левополушарный (мужской), а по форме организации - правополушарный - женский, так как требует прилежания, дисциплины, усидчивости.

"Левополушарники" способны разъять целое на части, предложения на слова, слова на слоги, буквы, фонемы и оперировать с ними. Для "правополушарников" главное - смысл. Они видят целостно. Они могут достраивать до смысловой единицы даже искаженные слова, слова с ошибками, то есть видеть смысл сквозь помехи. Задание на нахождение ошибок в словах для них трудновыполнимая задача.

"Правополушарники" легче усваивают правила, если они сами "схватят" принцип, причем часто на непроизвольном уровне.

Экспрессметодика определения ведущего полушария

Проведем несложный экспресс - анализ

А. Переплетите пальцы рук. Сверху оказался большой палец левой руки(Л) или правой (П)? Запишите результат.

Б. Сделайте в лист бумаги небольшое отверстие и посмотрите сквозь него двумя глазами на какой - нибудь предмет. Поочередно закрывайте то один, то другой глаз. Предмет смещается, если вы закрываете правый глаз или левый?

В. Станьте а «позу Наполеона», скрестив руками на груди. Какая рука оказалась сверху?

Г. Попробуйте изобразить «бурные аплодисменты». Какая ладонь сверху?

Расшифровка полученного кода

ПППП. Ориентация на общепринятое мнение (стереотипы). Консервативный тип, наиболее стабильное (правильное) поведение.
ПППЛ. Невыраженный консерватизм. Возможны проявления неуверенности и частые колебания.
ППЛП. Способность к решительным действиям, отличное чувство юмора, активность, энергичность, артистизм. При общении с ними необходим юмор и решительность, поскольку эти люди не воспринимают слабости и занудства.
ППЛЛ. Редкий и самостоятельный тип поведения. Таким людям присуще отличное чувство юмора и артистизм. При общении с ними необходимы юмор и решительность, так как это люди сильного характера и не воспринимают слабые типы.
ПЛПП. Деловой тип, сочетающий аналитический склад ума и мягкость характера. Чаще встречается у женщин. Общепринятый тип «деловой женщины». Таким людям свойственно долгое привыкание, осторожность. Чаще всего они не идут на открытый конфликт, у них преобладает расчет, терпимость, медлительность в отношениях.
ПЛПЛ. Самый слабый тип характера, очень редок. Возможны проявления беззащитности и слабости. Такие люди сильно подвержены влиянию других людей.
ПЛЛП. Склонность к новым впечатлениям и способность избегать конфликтов. Возможны проявления непостоянства. Не склонны демонстрировать свои эмоции. Проявляют простоту в общении, быстро переключаются на новый тип поведения. Чаще встречается у женщин.
ПЛЛЛ. Непостоянный и независимый характер. Отличительная черта - аналитический склад ума. Встречается достаточно редко.
ЛППП. Часто встречающийся тип с высокими адаптивными способностями к меняющимся условиям. Ярко выраженные эмоции в сочетании с недостаточной решительностью часто проявляются при принятии стратегических решений. Высокая подверженность влиянию авторитетной фигуры. Легко контактирует с людьми. У мужчин данного типа эмоциональная компонента выражена менее ярко, чем у женщин, может проявляться склонность к флегматичности.
ЛППЛ. Данному типу свойственны такие черты, как мягкость, уступчивость, порой даже наивность. Такие люди часто требуют к себе повышенного внимания.
ЛПЛП. Самый сильный тип характера. Имеет свои взгляды и убеждения, способен проявить настойчивость в ситуации, когда уверен в своей правоте. Ярко выраженная индивидуальность, энергичность, способность к преодолению трудностей. Возможны проявления недостаточного внимания к чужой точке зрения. Такие люди очень не любят проявлений инфантильности.
ЛПЛЛ. Люди данного типа отличаются способностью искусно маскировать свои эмоции. Способны быстро вступать во взаимодействие, однако не всегда могут быстро достичь взаимопонимания.
ЛЛПП. Этот тип отличается дружелюбием и простотой. Временами наблюдается разбросанность интересов.
ЛЛПЛ. Данный тип встречается крайне редко (практически исключена возможность встретить среди мужчин). Эти люди крайне доверчивы, мягкосердечны, простодушны.
ЛЛЛП. Решительность и энергичность в сочетании с эмоциональностью могут приводить к необдуманным поспешным решениям.
ЛЛЛЛ. Способность по-новому взглянуть на вещи, открытость к новым идеям. Ярко выражена эмоциональная компонента.

Определение функционального доминирования полушарий по И.П. Павлову

Для определения наличия выраженной функциональной ассиметрии мозговых полушарий используется метод Павлова, при котором испытуемого предъявляется набор из 9 карточек со словами: окунь, орел, овца, бегать, летать, плавать, чешуя, перья, шерсть.

Карточки должны быть одинакового размера, надписи должны быть сделаны одинаковым шрифтом одного и того же размера. Эти 9 карточек в произвольном порядке лежат перед учеником, он должен разложить их в три группы по три карточки «по смыслу».

Если ученик делит слова в соответствии с их формальными признаками (в одну группу попадают все названия животных: окунь+орел+овца, в другую - глаголы, втретью - названия внешних покровов всех животных), то, скорее всего, этот ребёнок реализует левополушарный тип мышления. Ребёнок с доминированием правового полушария «соберет» из слов три образца (овца+бегать+шерсть; орел+летать+перья; окунь+плавать+чешуя). Если ученик собирает одним способом, но при этом говорит, что может собрать и по-другому и демонстрирует это, то этот ребенок не обладает ярко выраженным доминированием какого-либо полушария, и мы назовём такого ребёнка «равнополушарным».

В наших исследованиях мы использовали модифицированный метод Павлова, дополнив его подобными наборами карточек со словами из разных областей знаний и практической деятельностью детей. Такие наборы мы тиражировали для учителей предметников, которые выбирали из них наиболее соответствующие предмету и возрасту учащихся. Мы приводим в данном приложении пять таких наборов для практического использования читателями.

куст

малина

ягода

дерево

дуб

желудь

трава

пшеница

зерно

хоккей

тайм

Шайба

теннис

сет

мяч

шахматы

партия

пешка

молоко

кошка

мяукать

мясо

собака

лаять

трава

корова

мычать

длина

метр

ткань

объём

литр

вода

вес

килограмм

печенье

Типы учеников на основе функциональной асимметрии полушарий головного мозга

Левополушарные

Правополушарные

Видят символы (буквы, слова) Оценки выше «тройки»

Видят конкретные целостные образы и рискуют отставать в чтении

Преуспевают в чтении, алгебре, языке

Преуспевают в геометрии, литературе, истории, географии

Любят информацию в письменном виде

Любят информацию в виде демонстрации опыта, карт, наглядных пособий

Готовы работать по инструкциям, схемам, алгоритмам

Неохотно принимают такой вид работ

Доминирует мотив ответственности, познания

Ведущий мотив - мотив самореализации, достижения немедленного успеха.

Меньше допускают ошибок после работы с правилами в 5 раз

Больше допускают ошибок в 5 раз после работы с правилами

Фокусированы вовнутрь (интраверт)

Фокусированы на внешнее (экстраверт)

Быстрая эмоциональная завершённость (уже не слышит слов нотации)

Долговременная эмоциональная реакция

Анализ осуществляется от части к целому, видят детали

Анализируют от целого к части (не замечает деталей)

Любят проверять работу, анализировать учебные действия

Не любят проверять, анализировать

Предпочитают прочтение художественного текста фильму

Предпочитают сначала посмотреть фильм, а потом прочесть книгу

Сосредоточены, сконцентрированы

Часто отвлекаются, способны к саморазвлечению

Испытывают дискомфорт с незавершёнными творческими инструкциями

Любит творчество, самостоятельный выбор, использует интуицию

Реагирует на словесные замечания

Преобладает реакция на невербальные замечания (тон, интонация, взгляд, прикосновения)

Необходимы ясные письменные инструкции

Отвечает на личностные отношения, а не авторитарные

Повторяет фактическую информацию

Творчество, интуиция

Переживает реальность после чтения о ней

Переживает реальность до чтения о ней

Навыки, связанные с полушарной специализацией

Левое полушарие

Правое полушарие

Письмо

Случайное осознание

Символы

Пространственные связи

Язык

Формы

Чтение

Математические вычисления

Фонетика

Цветовая чувствительность

Расположение деталей

Пение, музыка

Разговор и декламирование

Артистичность

Аудиальные ассоциации

Чувства и эмоции

Дифференцированное обучение учащихся с разной функциональной асимметрией полушарий

Общество переоценивает роль левого полушария и логического мышления в становлении мыслительной деятельности ребенка. Школьные методики обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие, игнорируя, по крайней мере, половину возможностей ребенка. Известно, что правое полушарие связано с развитием творческого мышления и интуиции. Основным типом мышления младшего школьника является наглядно-образное, тесно связанное с эмоциональной сферой. Это предполагает участие правого полушария в обучении.

Процитируем ведущих специалистов в области нейропедагогики обучения. Это воспитывает людей, не способных к реальным действиям в реальной ситуации».

Профессор Хризман: «Исчезают правополушарники - генераторы идей. Вопрос стоит серьезно: надо спасать нацию».

Профессор Колесов: «Истинное мышление - образное, комплексное, когда важно не только обозначить понятием, но и понять комплексно».

Учение, как и деятельность, можно представить в виде последовательности действий:

  1. установка на деятельность (подготовка ученика для решения учебной задачи);

  2. обеспечение деятельности ученика с учетом его индивидуальных психологических и половых особенностей (создание условий для успешного решения учебной задачи);

  3. сравнение полученных результатов с предполагаемыми (осознанное отношение к результату своего учебного труда).

Оптимальные психолого-педагогические условия для реализации потенциальных возможностей ребенка, для создания ситуации успеха должны формироваться с учетом мозговой организации познавательных процессов. Рассмотрим организацию ситуации успеха поэтапно с учетом психофизиологических особенностей учащихся.

Мотивационный этап (установка на деятельность)

Учитель формирует у учеников мотив достижения успеха. Ситуация успеха, связанная с мотивационной сферой, на данном этапе определяется в основном психологическими аспектами индивидуальности ребенка.

Для правополушарных учащихся необходимо делать упор на социальную значимость того или иного вида деятельности, так как у них высоко выражена потребность в самореализации. Мотивы, побуждающие изучать школьные предметы, связаны со становлением личности, со стремлением к самопознанию, с желанием разобраться во взаимоотношениях людей, осознать свое положение в мире. Для них характерна ориентация на высокую оценку и похвалу. Большой интерес у правополушарных школьников вызывает эстетическая сторона предметов.

Для формирования мотивации к учебной деятельности у левополушарных учащихся необходимо делать упор на познавательные мотивы. Их привлекает сам процесс усвоения знаний. Им свойственна высокая потребность в постоянной умственной деятельности. Социальным мотивом является возможность продолжения образования. Занятия школьными науками рассматриваются как средство для развития мышления. Выражена потребность в самосовершенствовании ума и волевых качеств.

Особенности сенсорного восприятия.

Познавательная активность, возникающая в левом полушарии, запускает движения глаз в правую сторону (и наоборот). Поэтому можно предположить, что те, кто отводят глаза влево

в процессе мышления, являются правополушарными, а вправо - левополушарными. Следовательно, для правополушарных учащихся наиболее значимой является левая полусфера, а для левополушарных - правая полусфера.

Часто ученики во время общения с учителем начинают смотреть в сторону или «закатывать глаза к потолку». Эта реакция не случайна. Глаза в сторону - нет интереса к учителю и его информации. Учитель, пытаясь вернуть внимание ученика, ускоряет темп и громкость речи. Ученик же в этот момент перерабатывает ту информацию, которую не успел переработать. В данный момент он не воспринимает речь учителя. Более того, ускорение речи учителем воспринимается учеником как своеобразная агрессия по отношению к нему. Возникает раздражение и защитная реакция. Если во время разговора глаза ученика уходят в сторону, сделайте паузу. Дайте ему возможность усвоить полученную информацию.

Для наиболее эффективного восприятия информации с классной доски для правополушарных сочетание цветов должно быть таким: светлая доска и темный мел. Посадить же учеников необходимо полукругом. Вне этих условий потеря информации может составлять до 30%. Для левополушарных учащихся наиболее значима правая полусфера; сочетание цветов на доске: темный фон и светлый мел; классическая посадка за партами.

Операционный этап (обеспечение деятельности).

Задача учителя - дать такое задание, которое учитывало бы его психофизиологические особенности и доставляло бы ему удовольствие в ходе выполнения работы.

Обычно учителя предпочитают абстрактный, линейный стиль изложения информации, неоднократное повторение учебного материала, что развивает навыки левого полушария. Большинство учебников строится по этому же принципу: информация в них преподносится логично, последовательно и в абстрактной форме. Учащихся ставят перед необходимостью самостоятельно связывать информацию с реальностью.

В учебных планах редко разрабатывается более одного стиля обучения. Поэтому именно на школьного учителя ложится ответственность за изменение и дополнение плана. Если способы преподавания учителя не совпадают с психофизиологическими возможностями учащихся, то возникает внутренний конфликт: способ изложения информации не совпадает с типом восприятия этой информации учеником.

Дети с доминированием правого полушария не контролируют правильность своей речи. Виды деятельности, требующие постоянного самоконтроля, выполняются ими плохо. В Возможны смысловые пропуски, особенно, если правополушарный ученик еще и импульсивен.

Дети с доминированием левого полушария контролируют свою речь. Но если их попросить подвести итоги, они встретятся с определенными трудностями. Однако точность в употреблении слов и применении правил у них обычно выше, чем у правополушарных одноклассников. Тем не менее, левополушарные ученики обычно медленнее выполняют письменные работы.

На операционном этапе у некоторых детей наступает критический период: с одной стороны, необходимо выполнить работу, а с другой - не хватает условий для реализации задачи. Именно на этом этапе неоценима организованная учителем ситуация, которая помогает ребенку включиться в работу, стимулирует его деятельность Современные педагогические методики в основном ориентированы на левополушарное восприятие. Таким образом, правополушарные учащиеся оказываются в невыгодном положении, так как нуждаются в гештальте, музыкальном фоне на уроке, творческих заданиях, контексте.

Учитель может модифицировать задания таким образом, чтобы адаптировать их ко всем ученикам класса, как лево - так и правополушарным. В этом случае неуспеваемость резко снижается, а положительные результаты быстро растут.

Анализируя деятельность учащихся, можно отметить, что правополушарные люди обладают прекрасной пространственной ориентацией, чувством тела, высокой координацией движений. Успешны в командных видах спорта (экстравертированность, интуиция, невербальное общение). Левополушарные дети обладают чувством времени, нескоординированны,

мышечно выносливы. Им следует выбирать одиночные виды спорта.

Например, соотношение между активностью правого и левого полушария различно при восприятии художественных и технических текстов. При чтении технических текстов больше активизируется левое полушарие, а при чтении художественных - правое. Достоверно установлено, что при чтении левое полушарие мозга кодирует печатные символы, а правое находит значение декодируемой информации. Левополушарные оценивают и читают слова, «атакуя» их, поэтому для них необходимо использовать фонетический (дискретный) подход (от части к целому). Правополушарные обучаются от целого к части, что объясняет их неуспехи в обучении чтению левополушарными методами (методика Зайцева, система Занкова).

Дифференцируя эффективные обучающие стили нужно учитывать различие между пониманием математики -физики учащимися с разным типом межполушарной организации. Так, правополушарные более успешны в изучении геометрии-астрономии благодаря ее пространственной природе. Алгебра-физика требует логики, последовательного мышления, что является преимуществом левополушарных учащихся.

Вот пример из области геометрии. Детям предлагается задача, в которой необходимо доказать равенство треугольников. Пространственное мышление - привилегия правого полушария. Правополушарные решают ее пространственным методом: мысленно поворачивают рисунок одного из треугольников в пространстве и накладывают его на другой, а потом переводят решение в речевой план и доказывают равенство, действуя методом «от противного» («если бы они не были равны, то...»).

Левополушарные учащиеся решают пространственную задачу речевым, знаковым методом. Они обозначают все углы и стороны буквами и, не обращая внимания на чертеж, оперируют только этими буквенными обозначениями.

Запись решения в тетради выглядит и у тех, и у других одинаково, а стратегия решения при этом совершенно разная. Если же ребенок решает задачу у доски, то часто получает двойку только потому, что у учительницы не хватает терпения дослушать ход его мыслей до конца.

Подбор контекста в преподавании математики - выполнимая задача. Распространенная ошибка, когда в классах для неуспевающих, переполненных правополушарными детьми, математика подается с введением еще более мелких категорий, то есть в еще более аналитической манере, чем в обычных классах. Правополушарные учащиеся на таких уроках часто терпят окончательную неудачу.

Среди выдающихся физиков преобладают левополушарные. Пифагор говорил: «Все есть число...», а Ферма мыслил формулами. Однако правополушарный Ньютон открыл закон всемирного тяготения с помощью яблока и понял, что свет является одновременно потоком частиц и волной. Правополушарный Эйнштейн решил проблему, которая не давала покоя ведущим физикам мира, создал теорию относительности. Теория относительности не вписывается в те цепочки умозаключений, которые способны выстроить ученые левополушарного типа. Для ее создания необходимо было охватить целостным нетрадиционным взглядом все сложные и противоречивые факты, отрешиться от штампов и классификаций, которые расчленяют, искусственно дробят целостную картину мира. На такое способна только правополушарная стратегия мышления. На олимпиадах выигрывают левополушарные, а открытия в наш век делают левополушарные.

Вместе с тем, Эйнштейн страдал дислексией, обнаруживал слабые способности по, физике,

был изгнан из школы. Он и в современной школе имел бы двойку по физике и считался бы неспособным, так как был не склонен к логическому мышлению. О математике он шутливо говорил так: «Математика - единственный совершенный метод, позволяющий провести

самого себя за нос».

Правополушарные учащиеся находятся на уроке в состоянии постоянного стресса, так как учитель требует от них работы с внеконтекстным материалом. Эти же ученики достигают успеха на уроках, где те же задачи подаются в контексте (алгебраические построения используются для расчета бытовых расходов, знакомство с новыми терминами происходит при чтении текста.

Левополушарные учащиеся редко имеют большие проблемы на уроках, так как

многое происходит вне контекста. В худшем случае, они могут оказаться в ситуации затруднения из-за сочинения на свободную тему, математической задачи в

картинках, некоторых видов самостоятельной работы. Они не могут видеть за частями целого, не умеют выводить правила, предпочитают, чтобы правила им показали.

В обычной массовой школе легко учиться детям с низкой функциональной асимметрией полушарий (равнополушарным), то есть тем, которые при обучении знаковым системам способны использовать не только левополушарные, но и правополушарные стратегии.

В классах, где преобладают ученики правополушарного типа, вне зависимости от учебных предпочтений учителя, любая деятельность превращается в синтетическую. В этом случае левополушарные дети попадают в группу риска. Напротив, в классах с преобладанием левополушарных учащихся дети правополушарного типа мышления «вязнут» в деталях, особенно если учитель также относится к аналитическому типу, а учебный план имеет абстрактно-линейный характер.

В своей деятельности я использую то, что ученики с противоположными стилями обучения могут реально помочь друг другу. Например, ученик правополушарного типа мышления, работая в паре с левополушарным над заданием, может показать своему товарищу такие стратегии обучения, как синтез, применение схем, привлечение данных из контекста, выделение сути, поиск известной информации и сопоставление фактов. Левополушарный ученик может поделиться со своим партнером способами выделения нужных деталей, выявления различий, создания категорий.

В последнее время прогресс в обучении связывали с постепенной заменой освоения учащимися практических навыков накоплением теоретических знаний: увеличилось число теоретических курсов, повысился уровень метапредметности в изучении учебного материала, усилилась математизация и алгоритмизация материала при изучении гуманитарных дисциплин. В результате снизилась общая эмоциональность изложения, язык стал сухим, уменьшилась доля ярких выразительных примеров, редко используются ритмы - речевые и музыкальные, которые сами по себе активизируют эмоциональную и непроизвольную память. Иными словами, при обучении акцентируются механизмы левого полушария при одновременном ослаблении вовлеченности правого полушария. Это привело к тому, что учащиеся могут только грамотно воспроизводить выученный материал, но оказываются беспомощными в практическом применении знаний. Таким образом, современное образование является теоретическим, а не практическим. Востребованным оказывается логический компонент мышления. В западных же странах образование ориентировано на практическое применение получаемой информации.

Большинство из принятых в наше время методов развития левополушарных способностей не опирается на образные представления. Между тем немецкий педагог Гербард писал, что плохой учитель преподносит истину, а хороший учит ее находить. К сожалению, 80% вопросов учителя к ученикам требуют только механического воспроизведения выученного.

Результативный этап (сравнение предполагаемой оценки с реальной).

Педагог имеет установку на поиск ошибок, ученик - как можно меньше их сделать. Это приводит к формированию исполнительского стиля у ребенка и дидактичности у педагога. Подобное положение чревато множеством негативных последствий.

Исполнительский стиль мышления формируется у детей уже в детском саду. Педагоги художественных школ отмечают, что одного года пребывания в детском саду оказывается достаточно для стандартизации мышления ребенка. Недаром существует закон: в детских творческих работах учителю запрещается исправлять даже самые вопиющие ошибки. Тем не менее, итог учебной работы обычно сводится к оценке. Учитель оценивает грамотность, аккуратность, правильность и т.д. Ученик же надеется, что оценят не только итог, но и его усилия.При выборе методов проверки знаний учащихся необходимо учитывать межполушарную асимметрию головного мозга.

Для левополушарных учащихся наиболее предпочтительными будут: решение задач, письменные опросы с неограниченным сроком выполнения, вопросы «закрытого» типа. Письменное решение задач позволяет левополушарным проявить свои способности к анализу, а на вопросы «закрытого» типа они успешно подберут ответ из предлагаемых вариантов.

Для правополушарных учащихся подойдут методы устного опроса, задания с «открытыми» вопросами, с фиксированным сроком выполнения. Вопросы «открытого» типа дают им возможность проявить творческие способности, продемонстрировать собственный развернутый ответ.

Наиболее грамотными являются равнополушарные учащиеся. Левое полушарие у них берет на себя основную работу по организации переработки зрительной и слуховой информации, моторного акта письма. Такие дети замечают и исправляют почти все допущенные ошибки.

Правополушарные, не думая о правилах, пишут без ошибок. Но стоит им остановиться, задуматься, и ошибка неминуема. Этой группе детей нельзя расчленять слово на части, нарушать его целостный образ, единство смысловых, слуховых и моторных характеристик. Нарушается целостность восприятия, автоматизм написания, разрушается врожденная грамотность. Их нельзя во время письма останавливать Такие дети, написав без ошибок, часто не могут справиться с заданием нааргументацию. При проверке читают текст быстро, ошибок и описок не замечают. Для них главное - понимание смысла прочитанного, поэтому самопроверок они не любят.

Для ребенка важно, имеет ли оценка личностный смысл. Когда ребенка ругают или хвалят, из кратковременной памяти воспроизводится тот рисунок межцентральных взаимодействий в коре мозга, который был в момент деятельности. Запускают этот сложный механизм эмоции.

Эти процессы четко проявляются у мальчиков. Слово «молодец» для них наиболее значимо. При этом в коре головного мозга мальчиков повышается общий уровень функциональной активности .У девочек совершенно иная организация- у них повышается уровень функциональной активности не передних, а задних отделов коры (а также слуховых отделов левого полушария, играющих важную роль в понимании значения слов). Для мальчиков очень важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек - кто их оценивает и как. Мальчиков интересует суть оценки, а девочки более заинтересованы в эмоциональном общении со взрослыми. Для девочек важно, какое они произвели впечатление.

Когда мы оцениваем мальчика, он вновь переживает те фрагменты деятельности, которые оцениваются. Для мальчика не имеют смысла оценки типа: «Я тобой не доволен». Мальчик должен знать, чем конкретно вы не довольны, и вновь «проиграть» в мозгу свои действия. Девочки эмоционально реагируют на любые оценки, при этом у них активизируются все отделы мозга.Любой педагогический процесс двухсторонний. Его успех одинаково зависит как от учителя, так и от ученика, от их типа функциональной организации мозга.

Оценки учителей с разным типом функциональной асимметрии полушарий значительно расходятся для 74% мальчиков и для 50% девочек. Это так называемый закон нейропсихологического соответствия учителя и ученика.

Левополушарный учитель в 82% случаев лучше оценивает детей своего типа, правополушарный и равнополушарный учитель в 73% случаев дает положительную оценку детям своего типа. Для учителя главным является его способность научить ребенка по своей методике: «Люблю того, кого умею научить». Если же у учителя возникают проблемы при обучении, то он подсознательно связывает их не с выбором методики, не со своей способностью научить, а с особенностями отстающего. В результате этого ребенок, постоянно страдает от неуспеха.

Согласно этой структуре, мы на каждом этапе должны так учитывать особенности "правополушарных" и "левополушарных" детей: (слайд22)

1 этап (мотивационный)

"правополушарные" дети

"левополушарные" дети

Пространственная организация (часть доски)

левая

правая

Цветовая организация(цвет доски и мела)

светлая доска и темный мел

темная доска и белый мел

Условия для успешной деятельности

образы, контекст, связь информации с реальностью, с практикой, творческие задания, эксперименты, музыкальный фон, речевой ритм

технология, детали, абстрактный, линейный стиль изложения информации, неоднократное повторение учебного материала, тишина на уроке

Формирование мотивации

завоевание авторитета, престижность положения в коллективе, установление новых контактов, социальная значимость деятельности

Стремление к самостоятельности, глубина знаний, высокая потребность в умственной деятельности, в образовании

2 этап (операционный)

Восприятие материала

целостное, зрительное, интонация речи

дискретное (по частям), смысл речи

Переработка

быстрая, мгновенная

медленная, последовательная

Интеллект

несловесный, интуитивный

словесный, логический

Деятельность

практическая

теоретическая

Эмоции

экстравертированность, страх, гнев, печаль, ярость

интравертированность, радость, чувство наслаждения

Память

непроизвольная, наглядно-образная

произвольная, знаковая

Мышление

наглядно-образное, спонтанное, эмоциональное, интуитивное, трехмерное

абстрактно-логическое, формальное, рациональное, программируемое, двухмерное

3 этап (результативный)

Самоконтроль

не контролируют правильности речи, смысловые пропуски, свободная конверсация

высокий самоконтроль речи, изложения материала

Характерные ошибки

ударные гласные, словарные слова, пропуски букв, описки, имена собственные пишут со строчной буквы

безударные гласные, пропуск мягкого знака, написание лишних букв, замена одних согласных другими, падежные окончания

Методы проверки

устный опрос, ограниченный срок выполнения задания, вопросы открытого типа (собственный развернутый ответ)

письменный опрос, неограниченный срок опроса, вопросы закрытого типа (выбрать готовый вариант ответа)

Перечисленные виды деятельности облегчают обучение детей с одним учебным стилем и затрудняют обучение детей с противоположным учебным стилем или дают учителю верное представление об их знаниях и способностях, поэтому нужно применять методы дифференцированного подхода в обучении.

Осуществляя дифференцированный подход в обучении "правополушарных" и "левополушарных" детей, необходимо понять, что нужно не только ориентироваться на индивидуальные психофизиологические особенности, но и развивать их. Поэтому я постоянно собираю в свою методическую "копилку" те приемы, которые развивают внимание; логическое, аналитическое мышление; учат сопоставлять, выделять главное; настраивают на дальнейшую конкретную деятельность, то есть развивают левое полушарие головного мозга. Это такие упражнения, как: "Найди логическую ошибку", "Следи за логическим рассуждением", "Расширь свой взгляд на мир"; игры-бои: суды над явлением; тесты Г. Айзенка, тест "Корректурная проба", задания типа "найди лишнее", "Составь алгоритм" и другие.

Активизировать образную память, развивать творческое воображение, умение видеть внутренние образы, эмоционально излагать материал, то есть воздействовать на правое полушарие мозга позволяют, на мой взгляд, обучающие игры: "Конкурс фантазеров", "Древо мудрости", "Волшебный карандаш", "Ученый совет". Они помогают овладевать абстракциями, обобщениями, приводят в "боевую" готовность восприятие, внимание, память, дают возможность быстро и оптимально понять учебный материал. К сожалению, в последние годы повысился уровень абстрактности в изложении материала, усилилась алгоритмизация при изложении гуманитарных дисциплин, снизилась эмоциональность учебного материала, иными словами, ослабилось вовлечение правого полушария в обучении, а ведь нельзя забывать и о наличии в классах левшей, число которых заметно увеличилось, у них доминирует правое полушарие. В наш бурный век применения новых информационных технологий больше востребованы "левополушарные" люди, способные к научной, аналитической деятельности, поэтому именно изучению личности ученика с точки зрения гемисферологии следует уделять большое внимание.

Мальчики и девочки: любить по-разному, учить по-разному. Деятельность учителя по развитию мыслительных процессов должна учитывать не только врождённые особенности функциональной организации мозга, но и половые различия.едостаток или норма?

Между мальчиками и девочками существует множество различий в мышлении и восприятии мира, которые педагоги обычно относят к индивидуальным чертам (или вообще не чувствуют),. То, что порой взрослый считает личным недостатком ребенка, оказывается нормой развития, случайно представшей в чуть более резкой форме. За различиями в психике мальчиков и девочек прежде всего стоят особенности организации мозга. С этой точки зрения принципиальные типологические отличия детей можно отчетливо наблюдать по крайней мере по двум осям: видя в них мальчиков и девочек и видя в них детей, у которых преобладает "правополушарный" или "левополушарный" тип мышления.

Парадоксы речевого развития.Два полушария нашего мозга соединяет пучок нервов - мозолистое тело. И у детей оно непропорционально маленькое по сравнению со взрослыми, возможностей обмена информацией между полушариями меньше. Видимо, природой так закреплен некий эволюционный путь, чтобы не дать информации продублироваться в обоих полушариях, чтобы функциональная асимметрия полушарий достигла определенного уровня. Причем у мальчиков и мужчин мозолистое тело тоньше, чем у девочек и женщин. В результате у мальчиков формируется более выраженная специализация полушарий, разделение функций между ними.
Поэтому если уж у взрослых мужчин логическое мышление - то логическое, если образное - то образное. А у женщин - "странная женская логика". Потому что женщины в любое логическое рассуждение привносят образность. И наоборот: образное мышление они обязательно стараются перевести на речевую основу.
К тому же у женщин (по теории В. А. Геодакяна) вообще все возрастные периоды протекают быстрее. Девочки, по статистике, рождаются на несколько дней раньше срока, мальчики - позже. Мальчики на 2-3 месяца позже начинают ходить, на 4-6 месяцев позже - говорить. К первому классу девочки по биологическому возрасту приблизительно на год старше. В дошкольном возрасте мальчики как бы более правополушарны - они чаще склонны к образному мышлению, а девочки как бы более левополушарны, более речевые.
И получается такая странная вещь. У мальчиков лучше развита пространственно-временная ориентация за счет специализации правого полушария мозга, но обсуждать со взрослыми свои пространственные образы мальчикам сложнее, чем девочкам.
А в подростковом возрасте мальчики начинают обходить девочек по левополушарному рационально-логическому, речевому типу мышления. Но исполнительская сторона речи по-прежнему остается на низком уровне. Мальчикам трудно переложить на грамматическую основу, высказать свои идеи.
У женщин и запас слов больше, и говорят быстрее, выше скорость чтения, совершеннее правописание. Но та сторона речи, которая связана с поиском: нахождение словесных ассоциаций, решение кроссвордов, умение в важной ситуации подобрать точные слова - лучше представлена у мужчин.

Идеи, штампы, эмоции. Девочки лучше справляются с типовыми задачами, опираются на память, используют штампы. У мальчиков страдает исполнительская сторона деятельности, они лучше справляются с заданиями на сообразительность.
Другой вопрос: "О чем не знает ваша мама?"
Девочки: мама знает все.
Мальчики: про мишень, как делать самолеты, что клады ищут в песке...
Еще вопрос: "Чем может гордиться чашка?"
Девочек задание ставило в тупик: "Не знаю, ничем, потому что это предмет".
У мальчишек даже тени сомнения на лице не было: блюдцем, чаем, ручкой, она из сервиза, Из этого не следует, что только мальчики выдают идеи. С девочками тоже можно работать, чтобы и они идеи выдвигали. Зато мальчишек трудно, но необходимо включать в освоение общеупотребимых умений и знаний. Но, оценивая тех и других, важно учитывать, к чему они предрасположены природой, в чем способны выдать лучший результат, а что им дается с большим напряжением сил.Девочки чаще говорят так, как принято считать. А мальчики говорят, как они сами считают. Девочки очень любят повторение. Они утверждаются в том, что знают, помнят. У мальчиков, как только пошла работа на повторение, все, внимание ушло.

Задание общее - выполняют по-разному. Девчонки ориентируются на того, с кем они в контакте. Для них очень важна ниточка между ними и педагогом и очень важно, как педагог отреагирует. И они ловят его взгляд, мимику и корректируют свой ответ.
Раз в глаза педагогу смотрят в основном девочки, то учитель и ориентируется на них. У девочек в младшем возрасте период врабатываемости короче, а мальчики медленнее входят в работу. Девочки глазами показывают, что все поняли и готовы. Педагог уверен, что можно двигаться дальше - а мальчики еще только начали разбираться. И вот они уже отстающие.
Зато девочки раньше и устают, они уже не выдерживают нагрузки, выключаются - а у мальчиков все в порядке, работа пошла. Мальчикам нужен высокий темп. Как только начинается повторение, закрепление - они выпадают из процесса, внимание ослабевает. Девочкам быстрый темп мешает. Они лучше работают на пошаговых технологиях.
У мальчиков хорошо работает соревнование. Для девочек соревнование надо применять очень аккуратно, есть риск всех перессорить. Для девочек очень важна оценка со стороны, они болезненно воспринимают, когда кто-то их превосходит и оценка переносится на личности.
Эмоциональность глазами педагогов и родителей

Если в отношении девочек понятия "быстрый" или медлительный" однозначны, то мальчики в глазах родителей излишне медлительны, хотя воспитатели считают их быстрыми.
Иногда, наоборот - именно воспитатели жалуются на медлительность мальчиков, а родители считают, что их сыновья очень' подвижны. Опять разногласия касаются только мальчиков.

Две картинки.Провели нейропсихологическое исследование, которое состояло в том, что ребенку - каждому глазу отдельно, но одновременно - предъявлялись картинки. Они были разными, а ребенок этого не знал. Такой тест называется диоптическим присматриванием. мы показывали улыбающееся и грустное лицо: правый глаз сначала видел улыбающуюся рожицу, а левый - грустную. Через некоторое время картинки меняли местами, и уже в левый глаз поступала позитивная информация, а в правый - негативная. В результате оказалось, что независимо от того, какому глазу показывали веселую картинку, чаще говорили, что видят улыбающуюся рожицу. Грустное лицо они видели реже, т.е. глаз-то видел, в мозг информация об увиденном поступала, но в сознание не допускалась.
И вот дети пошли школе. Это колоссальная нервная нагрузка. Изменился весь привычный уклад жизни, вся внешняя среда, в которой жил ребенок, и в ответ на это начал иначе работать и его мозг. мы снова провели то же исследование с теми же детьми. У девочек картина сохранилась почти полностью и практически не различалась в разных классах. А вот мальчики стали чаще говорить, что видят грустное лицо. Результаты очень зависели от личности учителя, который
работал с детьми. У педагога авторитарного типа дети чаще оказывались настроены на неприятное переживание и игнорировали эмоционально позитивные стороны мира. У демократически настроенных учителей дети, а в первую очередь мальчики, сохранили умение видеть мир добрым и радостным. Они продолжаличаще видеть улыбающуюся рожицу

Сколько можно ругать?

Записывая биотоки мозга детей, узнали много нового о том, как мальчики и девочки воспринимают и анализируют приятные и неприятные воздействия.
Мозг девочек как бы готовится к ответу на любую неприятность, поддерживает в состоянии готовности все структуры мозга, чтобы в любую секунду отреагировать на воздействие, пришедшее с любой стороны. Видимо, этим и достигается максимальная выживаемость женского организма. Мужчины же обычно быстро снимают эмоциональное напряжение и вместо переживаний переключаются на продуктивную деятельность.
Женщинам трудно понять эту сторону жизни мальчика. Вот и получается, что мама (или педагог) долго ругает мальчика, нагнетая эмоции, и сердится оттого, что он не переживает вместе с ней, а как бы остается равнодушным к ее словам. Нет, он не равнодушен. Просто он уже дал пик эмоциональной активности, отреагировал на первых минутах разговора, но в отличие от нее не может долго удерживать эмоциональное напряжение, он к этому не приспособлен и, чтобы не сломаться, просто Отключил слуховой канал, и информация до его сознания не доходит. Он вас уже не слышит. Ваши воспитательные усилия пропадают впустую. Остановитесь. Ограничьте длину нотации, но сделайте ее более емкой по смыслу, т.к. мозг мальчика очень избирательно реагирует на эмоциональные воздействия. Если вся ваша речь сводится к двум словам: "Ты плохой", то чего вы ждете от собеседника? Он дезориентирован. Объясните ребенку ситуацию очень коротко и очень конкретно - чем же вы недовольны.

Пространство игры. Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои "богатства" - кукол, тряпочки - и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и т.д. и используют при этом все предоставленное им пространство. Мальчикам для полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если пространство мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на шкаф А умеем ли мы использовать или хотя бы понимать и учитывать эти различия при воспитании детей разного пола? И особенно детей способных?

Мы такие разные. Как мальчики и девочки отвечают на занятиях? Мальчик смотрит на парту, в сторону или перед собой и, если знает ответ, отвечает уверенно, а девочка смотрит в лицо учителю, ищет у него в глазах подтверждение правильности ответа и только после кивка взрослого продолжает уже более уверенно. Мальчики чаще задают взрослым вопросы ради получения какой-то конкретной информации (А какой у нас следующий урок?), а девочки - для установления контакта со взрослым (А вы к нам еще придете?). То есть мальчики (и мужчины) больше ориентированы на информацию, а девочки (и женщины)- на отношения между людьми.
Мужчины лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, они лучше работают, если нужно решить принципиально новую задачу, но качество, тщательность, аккуратность исполнения или оформления ее невелики. И в школе мальчик может найти новое, нестандартное решение задачи, но сделать ошибку в вычислениях и получить в результате двойку. Девочки больше направлены на результат, на похвалу. Мальчики - на процесс.
В школе этап поиска берет на себя взрослый, а от детей требуют действия по образцу. Минимальные требования к новаторству, максимальные - к тщательности исполнения. Это хорошо для девочек, а мальчика надо подтолкнуть к нахождению принципа решения. Конечно, не научим его аккуратной и последовательной записи, но только так он поймет, а значит, и запомнит принцип решения: то, до чего дошел своим умом, обычно не забывается.
В отношении мужского пола эволюция вела отбор на сообразительность, находчивость, изобретательность. Женскому полу важно выжить, и отбор шел на адаптируемость (приспосабливаем ость к меняющимся условиям жизни), воспитуемость. Поэтому когда наши педагогические воздействия не соответствуют индивидуальным особенностям психики

ребенка, девочки принимают несвойственную им стратегию решения задач, навязанную взрослым, и в определенной мере - лучше или хуже - справляются с заданиями. Мальчики в такой ситуации стараются уйти из-под контроля взрослого, не подчиниться ему, т.к. адаптироваться к несвойственным ему видам деятельности мальчику исключительно трудно.
Давайте зададимся вопросом: если у мальчиков так много разных отклонений, если среди них много двоечников и трудновоспитуемых, то почему почти все выдающиеся ученые, художники, писатели, врачи, композиторы, конструкторы - мужчины? Почему?
По-видимому, потому, что мы не умеем учить мальчиков и теряем 80. а то и 100% одаренных детей в младшем и среднем звене. Стратегия обучения чаще всего рассчитана на девочек. Да к тому же к 5-7 годам за счет ускоренного развития девочки находятся в выигрышном положении при формальном сопоставлении результатов. К подростковому возрасту этот разрыв еще увеличивается. Слово «молодец» для мальчиков наиболее значимо.

Для девочек положительная оценка менее значима. Девочкам следует давать положительные оценки, имеющие сильный эмоциональный компонент, например, «умница».Мальчик и девочка по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постараемся понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не повредить, не сломать - зависит только от нас с вами.

Разная модальность ВОСПРИЯТИЯ И СПОСОБЫ ЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ Недостатки восприятия в одной или более сенсорных модальностях, а также слабая интеграция идущей от разных модальностей информации могут быть причинами не только слабой успеваемости, но и нарушений в поведении и еще одной потерей одаренных детей.
Умелое использование преобладающего сенсорного канала позволяет учителю с большим коэффициентом полезной деятельности передавать ученикам сложную учебную информацию. Но подобный метод не есть панацея: 1помимо сенсорного канала "Вход" существует и канал "Выход", которые не всегда совпадают. 2 надо развивать все каналы, а не только тот, который уже достаточно развит. При этом можно напомнить высказывание Д. Б. Эльконина, который предлагал "ориентировать обучение не на сложившиеся, а на еще только складывающиеся особенности умственного развития".
Дети по-разному усваивают и обрабатывают информацию. Одни школьники лучше воспринимают учебный материал визуально (визуал), другие - через слуховой анализатор (аудиалы), а третьи - через ощущения, эмоциональную сферу (кинестетики). Как же определить ведущий канал восприятия? Как эффективно обучать каждого ребёнка? Учителя ориентированы на слуховой канал. (Слуховой канал является ведущим, как правило, у левополушарных детей). Ребенок со зрительным восприятием на слух информацию воспринимает очень плохо. На уроке надо задействовать все три типа канала: услышать, зрительно представить, пощупать, потрогать. Достаточно часто встречаются смешанные типы.





Модальность ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ (ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ)

Визуал

Аудиал

Кинестетик

Хорошо помнит то, что видел.

С трудом запоминает словесные инструкции (переспрашивает), при этом - хороший рассказчик. Организован, наблюдателен, как правило - спокойный.
Имеет живую, образную фантазию

При разговоре подбородок держит вверх, голос может быть высоким.

Легко повторяет услышанное. Чувствителен к интонации.

В учебе лучше счет и письмо.
Шевелит губами при чтении

Говорит ритмически.
Легко отвлекается. Часто бывает самым разговорчивым, любит дискуссии.

Лучше обучается, делая.

Вначале долго не может избавиться от привычки водить при чтении пальцами. Хорошо помнит общее впечатление о событии.

Отвечает на физическое поощрение При общении стоит близко, касается людей. Обилие движений много жестикулирует.

Раннее физическое развитие. Подбородок держит вниз, голос может быть довольно низким.

Особенности восприятия информации. Эти особенности нужно учитывать при подготовке

к урокам. Ученые отмечают, что в начальных классах преобладают кинестетики, в среднем звене - аудиалы, в старших классах - визуалы. С помощью "ключей глазного доступа" определяю в своем классе особенности восприятия учеников: взгляд вверх, вправо и

влево - визуал, горизонтально вправо и влево - аудиал, вниз влево, вправо - кинестетик. Предположим, что в классе преобладают аудиалы, следовательно, таблица, опора, алгоритм

при объяснении нового материала будут неуместны, т.к. большинство детей на данном этапе развития лучше воспринимают информацию на слух. Следовательно, более эффективным будет чтение, проговаривание вслух, а для тех нескольких учеников, которые уже визуалы, им можно предложить индивидуально разобрать материал по опорному конспекту и т.п. Если же в классе преобладают кинестетики (1 - начало 5 класса), то им необходимо потрогать руками, сложить, собрать, сконструировать, понюхать, попробовать на вкус .

Необходимо развивать все виды памяти, для этого я тоже подбираю специальные упражнения. Например, развивать аудиальную память помогают такие задания: 1) учитель тихо произносит закон, громче выделяя ключевые понятия, затем просит повторить правило, соблюдая ту же интонацию, и подумать, почему именно на эти падает логическое ударение;

В работе с опорами Меженко развивается визуальная память: 1) учитель предлагает внимательно посмотреть на опору, запомнить ее блоки, затем один блок закрывается - его нужно воспроизвести по памяти;

Кинестетическую память можно развивать, проводя немой диктант в движении (учитель присел - ученики тоже, потом притронулся, прислушался, прислонился.)"Станцуй, иллюстрируя правило". (различие в твердых телах, жидкостях, газах)

Конечно, очень трудно подготовить урок для всего класса, где есть и аудиалы, и визуалы, и кинестетики

Познакомившись с применением практической психологии в образовании, в частности, с нейролингвистическим программированием (НЛП), я пришла к выводу, что любая цель, задача урока должна быть заявлена в "позитиве", поэтому и начинаться урок должен с положительного раздражителя ("якоря" в НЛП), настраивающего на оптимальное восприятие информации, позволяющего "включить" внутренние реакции организма, условный стимул. Так, аудиальным раздражителем может быть релаксационная музыка, содержащая звуки льющейся воды, шума волн или ветра, пения птиц, что позволяет слиться с природой, почувствовать гармонию и совершенство не только в ней, но и в себе самом. Визуальным раздражителем, настраивающим на восприятие зрительной информации, станет картина, в которую учитель предложит войти, оглянуться, посмотреть по сторонам, что-то убрать в ней или добавить. Кинестетический "якорь" - духи, пряности - помогает при описании чего-либо на уроке. Простое рукопожатие, поглаживание по голове - тоже "якорь"!

Создание мотивации на обучение тоже является эффективным фактором для проведения качественного урока. Привести ребенка в проблемное состояние, когда он заинтересован в решении поставленной задачи, помогает так называемая "метафора"- своеобразная притча, поучительная история, даже анекдот, афоризм - которую мы не расшифровываем, не объясняем смысла. Но, рассказав ее в начале урока, мы воздействуем на оба полушария головного мозга, переводя ученика из проблемного состояния в желаемое. Приведу в пример одну из любимых историй Н. Песешкиана: Небольшая разница.Один восточный властелин увидел сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: " Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть: ты потеряешь одного за другим всех своих близких!" Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить несчастного в тюрьму и призвать другого толкователя. Тот, выслушав сон, произнес: " Я счастлив сообщить тебе радостную весть! Ты проживешь долгую жизнь и переживешь всех своих родных!" Властелин щедро наградил предсказателя. Придворные удивились: "Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой предшественник!" "Все зависит от того, как сказать то, что сказано". Не учитывать этого нельзя, если мы действительно хотим превратить ученика в субъект обучения.

Методика определения ведущего канала восприятия

Количество предъявляемых символов также зависит от возраста - от 7 до 15-17 единиц.
Для визуальноговосприятия - использовать буквы и цифры вперемежку (цифр меньше) в количестве примерно 10, на один символ отводится 1 - 1,5 секунды. После этого лист убирается, и испытуемый записывает все, что он запомнил (порядок можно не соблюдать).

Для определения уровня аудиального восприятия испытуемому зачитывается вслух уже другой набор букв и цифр10, с интервалом между символами 3-4 секунды. После того как все символы зачитаны, испытуемый также записывает все, что запомнил.

Для определения уровня кинестетического восприятия третий набор символов "пишется" пальцем у испытуемого на спине (после проведения небольшой тренировки). Задача ученика - понять, запомнить, и только после предъявления всех символов он их записывает.

После проведения тестирования проверяется правильность воспроизведения символов. Ведущей системой восприятия считается та система, где наибольшее количество воспроизведенных символов и допущено меньше всего ошибок. Если же таких систем две, то можно говорить о преобладании двух систем восприятия.Сравнение интеллектов при диагностике не допускается
Ведущий глаз и ведущее ухо. Застревающий лево- или правополушарный ребенок быстро утомляется на уроке, если урок ведется на противоположное полушарие. Быстро утомляется ребенок также, если на уроке не задействован его ведущий канал восприятия.

Кроме того есть ведущий глаз и ведущее ухо. Вся учебная информация проходит только через один ведущий глаз и через одно ведущее ухо. Второй глаз дает глубину изображения. Второе ухо - дальность, фон. Если у ребенка ведущий правый глаз и правое ухо, его надо посадить в классе так, чтобы учитель был справа от него. Если левый глаз и левое ухо, надо, чтобы учитель был слева от него. Если ведущее ухо и глаз - разные, такого ребенка надо садить на средний ряд.
Это открытие американцев В нашей стране только начинает развиваться наука нейропедагогика.

Ведущий глаз

Люди с ведущим левым глазом имеют высокий биологический потенциал здоровья, но у них слабее психосоциальное здоровье. Такие люди очень эмоциональны. Тяжело берутся за организационную деятельность, административную, трудно вступают в коммуникативные отношения. У них могут быть часто неврозы, но они телесно здоровые.
Люди с ведущим правым глазом легки в коммуникативном плане. Они хорошие администраторы. У них сильная психика, но страдает биологическое здоровье.

У ребенка может поменяться глаз в результате учебной деятельности (например, в связи с сильным утомлением), в период половой зрелости (даже на всю жизнь). Девочки с ведущим левым глазом могут встретить трудности в обучении. (Проводился такой опыт с девочками: когда завязывали ведущий левый глаз, они переставали учиться вообще). Это лишь доказывает, что ломать природную организацию мозга нельзя. Нейропедагогика учит, что мы должны подстраиваться под ребенка.

Как определить ведущий глаз? 1. Надо взять лист бумаги, в середине вырезать дырку диаметром 2 - 2,5 см. Держать бумагу на расстоянии вытянутой руки и смотреть на Вас. Какой глаз Вы видите, тот и ведущий. У некоторых детей видна переносица. Эти дети без ведущего глаза. Их очень мало. Если это девочка, ничего страшного нет. Если это мальчик, это плохо. Это сопряжено с органической патологией (как правило, во время беременности). У ребенка это показатель задержки психического развития.
2. Еще один способ определения ведущего глаза.
Попытайтесь "прицелиться", выбрав себе мишень и глядя на нее через своеобразную "мушку" - карандаш или ручку. Вы заметите, что если зажмурить один глаз, то "мушка" не смещается относительно "мишени", но если Вы зажмурите другой глаз - смещается. Глаз, при котором "мушка" смещается относительно мишени, и есть ведущий глаз.

Ведущее ухо Детей с ведущим левым ухом мало. Они воспринимают не информационную, а эмоциональную сторону речи. Если такому ребенку сказать: "Молодец" грубым голосом, он заплачет. У таких детей возникают головные боли из-за шума, особенно от визжащих звуков. Такой ребенок говорит матери: "Только не кричи!" Бытовые шумы для него раздражительны. Не любит громкий голос по телевизору. Он может не слышать громкого голоса - отключается. Это способ самосохранения. Его никогда нельзя приучить к громкому голосу. Особенно это актуально для мальчиков. (Они испытывают дискомфорт в семейной жизни).Как определить ведущее ухо?Надо дать послушать часы, которые тикают очень тихо. Человек спонтанно подносит часы к такому уху, которое лучше слышит. Есть дети, у которых ухо не устоялось, т.е. нет ведущего. Для девочки - это нормально. Для мальчиков - плохо.
Если такие дети есть в классе, надо сказать родителям, чтобы сделали энцефалограмму.


Как сочетается ведущий глаз и ведущее ухо?



девочки

мальчики

правое ухо.

левое ухо.

правое ухо.

левое ухо.

Правый глаз

Учатся хорошо. Это отличницы. Из них могут получиться хорошие учителя, завучи, директора, администраторы. Они хорошо социализируются. Подчиняются нормативам, аккуратны. Если есть какие-то заболевания - соматические. Психика устойчива. Должна работать в режиме "Человек - человек".

Учатся труднее. Группа риска - эндокринные заболевания (щитовидка, поджелудочная). Во время беременности могут быть проблемы гормонального характера. Эти люди тяготеют к синтетикам. Имеют хороший художественный вкус. Деятельность не должна быть связана с жесткой аналитической работой. Бухгалтерский учет - не для них. Они плохо запоминают цифры. Их стихия - режиссура, поэзия, сочинительство или биология, но не биохимия, экология.

Хуже всех учатся. Возможно неврологическая патология. От природы низкий уровень памяти.

Такие мальчики учатся легко. Интеллектуалы. Обладают цепким умом, поэтому учатся обычно в гимназических, лицейских классах. Устойчивая психика. Реализуют себя на административной работе. Следует работать в сфере "Человек - человек".

Левый глаз

Учеба таким детям дается трудно. Если такие девочки учатся хорошо, они много работают, зубрят. У них хорошая зрительная память. Они любят рисовать. Если они в школе хорошо учились - могут стать учеными, но с правополушарным отклонением. Не на уровне исполнительства, а на уровне творчества. Их работа не должна быть регламентированной.
Заболевания носят психический характер. Перед контрольной, опросом, выступлением может быть тошнота, ладошки влажные, краснеют, снижается артериальное давление. Им нужно дольше спать. Вечером плохо работают. Плохо переносят физическую нагрузку во второй половине дня. Когда берут кровь из пальца, ребенку становится плохо. Это очень ответственные люди. Часто сами себя загоняют работой. Обладают высоким уровнем внимания. Могут часто болеть аллергией. В транспорте их укачивает. В тетрадях много исправлений.

Очень своеобразные люди: эмоциональные, своевольные. Трудно подчиняются правилам поведения, эгоистичны. Обучение зависит от того, к какому учителю попадет. Характер учителя сильно влияет. Если учитель П гл. - П ух., то найдет коса на камень. Девочку будут перекручивать, переучивать. Обладают высоким интеллектом. В жизни у нее может быть два резко противоположных пути: либо реализует свой потенциал и тогда будет счастлива, либо - нет. Болезни таких людей - неврозы, вегетоневрозы. Может подниматься высокая температура на эмоциональный стресс.

Им доступны гимназические, лицейские классы, вузы. Могут выносить большую учебную нагрузку. Самый высокий потенциал здоровья. Если социальная среда неблагополучна, то может нарушиться психика.

Таких людей очень мало. Учатся трудно, хотя смышленые. Характерны неврозы. Повышена раздражительность, утомляемость. Часто грызут ногти. Нужно найти хорошего учителя: Л гл. - П ух. Мамы часто не понимают этого ребенка. Дети пытаются увильнуть от домашнего задания. Это не поведенческая реакция, а защитная реакция организма. Если на него кричать - он тупеет, начинает трястись. С ними нужно идти на индивидуальный душевный контакт. Надо жать на самолюбие, на самооценку. Формировать мотивацию успеха. Из них получаются прекрасные мастеровые.

Психологические особенности леворуких детей.Школьные проблемы левшей.

На протяжении всей эволюции люди, отличавшиеся от большинства какими-то индивидуальными особенностями, например, левши, вызывали интерес и удивление. Однако отношение к левшам, как и другим «белым воронам» зачастую было настороженным, а иногда и резко отрицательным. В английском языке слово "леворукий" имеет дополнительные значения "неуклюжий", "лицемерный", "зловещий", "незаконный".

Согласно третьему подходу, левши обладают более высокими показателями нервно- психической деятельности и большими адаптационными возможностями, чем правши. Обосновывается это тем, что левше постоянно приходится приспосабливаться к "правостороннему" миру (действительно, возьмите хоть такие мелочи, как ножницы или турникеты в метро, созданные в расчете на правшей). Правильность этого подхода можно продемонстрировать, приведя целый список великих левшей, среди которых будут римские императоры Тиберий и Юлий Цезарь, полководцы Александр Македонский, Наполеон, ученые Дж. К. Максвелл, И. П. Павлов, художники Леонардо да Винчи, Микеланджело, писатель Льюис Кэррол, актер Чарли Чаплин, наконец, президент США У. Клинтон и многие другие. Российскими учеными было проведено исследование эмоциональной сферы через восприятие запахов. По результатам исследования был сделан вывод о том, что праворукие обнаруживают большую чувствительность к положительным эмоциям, а для леворуких и характерно преобладание отрицательных эмоций, т. е. они более пессимистичны.

Все вышесказанное, на мой взгляд, убеждает в том, что нельзя пытаться изменить природу так, как удобно учителям и родителям. Вероятно, в этой ситуации лучший выход - приспособиться к особенностям леворукого ребенка самим и помочь ему адаптироваться в правоориентированном мире.

Конечно, нельзя дать учителю никаких готовых рецептов. Знание ребёнка, знание истинное, глубокое, знание, рождающее понимание, не нуждается в рецептах, наоборот, это основа творчества учителя, поиска собственных путей в решении всех проблем.










© 2010-2022