Доклад Влияние семейной культуры на нравственное развитие на личность ребенка

Дух семьи, характер отношений в ней общий стиль и тон общения организация досуга, семейные традиции - все это можно назвать семейной культурой, а она является одним из главных составляющих нравственного воспитания детей. Для нормальной благополучной семьи характерная отмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность, открытость, проявление ими любви заботы и переживания. Поэтому важным фактором в нравственном развитии человека является семейная атмосфера, ее эмоциональный и духовный фон. ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад на общешкольное родительское собрание

«Влияние семейной культуры на нравственное развитие

личности ребенка»

Внутренний мир ребёнка - это всегда

отражение мира внешнего

Т.А. Флоренская

Семья-это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слезы, и смех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья- это то, что с тобою всегда.

Пусть мчаться секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом -

Сердце навеки останется в нем!

В раннем детстве ребёнок весь мир воспринимает через семью. Он любит то, что любит мама, радуется тому, чему радуется отец. Опыт общения родителей с миром наиболее ценен для него. Семейное общение, реальные каждодневные ситуации создают дух семьи, который формирует отношение ребёнка к другим людям, окружающей действительности с точки зрения нравственности. Поэтому важным фактором в нравственном развитии человека является семейная атмосфера, её эмоциональный и духовный фон. Атмосфера может создаваться уровнем доброжелательности или недоброжелательности друг к другу, уважительным или пренебрежительным отношением к интересам друг друга, тактичным, деликатным прикосновением к душевному миру другого или бесцеремонным вмешательством в этот мир. И прежде чем ребёнок научится различать, кто и что вносит в семью, он уже впитывает семейную атмосферу, владеет неким тоном общения с другими людьми.

Для нормальной благополучной семьи характерна атмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы и переживания. В такой семье умеют радоваться успехам других, отмечать приятные черты друг друга, спокойно делиться своими переживаниями, не опасаясь быть не понятым. Для такой семейной атмосферы противоестественны крики, оскорбления, брань. Здесь отдают предпочтение спокойной форме общения, на основе любви и взаимопонимания.

Сам дух семьи, характер отношений в ней, общий стиль и тон общения, взаимоотношение представителей разных поколений, организация досуга, семейные традиции - всё это можно называть семейной культурой, которая является одной из главных предпосылок для нравственного воспитания детей.

Рассмотрим такие значимые составляющие семейной культуры как «фактор слова» и особенности межпоколенного общения.

Родители и дети составляют одно целое, в котором родители являются основой, базой для психического развития детей. Маленький ребенок учится у своих родителей мыслить, говорить, понимать и контролировать свои реакции. Часто родители не осознают меру ответственности за будущее развитие личности ребенка, его жизненных установок, предпочтений, привычек, стиля поведения. Они редко задумываются над тем, как их ссоры повлияют на психику ребёнка, который полностью зависит от родителей, атмосферы в семье и отношения к нему.

Родители - первые наставники ребёнка и они должны объяснить ему, «что такое хорошо и что такое плохо», но только объяснения недостаточно, важен родительский пример, который оказывает решающее значение на формирование нравственных принципов у ребёнка. Выделяя среди факторов, влияющих на нравственное развитие ребенка, «фактора слова» в семье, мы основываемся на том положении, что через вербальное общение у ребёнка формируются основные смыслы, которые впоследствии определяют жизненные стратегии человека, формируют «индивидуальную духовную матрицу».

Данные современной психологии подтвер-ждают, что «навешивание ярлыков», ругательства, оскорбления являются способами программирования детей. Крик же оглушает ребёнка, делает его невосприимчивым к окружающему миру. Сильное разрушительное влияние на детскую душу оказывают бранные, ругательные слова, «крепкие словечки», которые взрослые употребляют в семье, и не только по отношению к взрослым членам семьи, а также и детям. Ни одно слово, произнесённое нами, не теряется в пространстве бесследно. Оно всегда оставляет глубокий, неизгладимый след, оно живет среди нас и действует на наши сердца. Знали об этом и наши мудрые предки и охраняли души детей от проникновения грубых, бранных слов, поскольку негативный заряд, который несут такие слова, изменяет духовную природу ребёнка: уходит доброта, нежность, чувствительность к другим людям, к их переживаниям и боли, теряется сама способность любить.

Не меньшее значение для душевного состояния ребёнка имеют образы, которые будят в его подсознании услышанные слова. А образы - это тот компас, который определяет общую линию поведения человека, его ценностные ориентации. В связи с этим бесспорна истина, что дурные слова разрушают добрые нравы детей.

Говоря о культуре семейных отношений, чаще всего мы вспоминает об укладе и традициях семьи. Но нередко оставляем без внимания основное определение традиции как передачи духовного опыта от поколения к поколению. Часть этого знания передавалась от бабушек к внукам. Они не передаются на электронных носителях, это - живая связующая нить общих ценностей, что протягивается от поколения к поколению. В этом смысле возможность в семье такой ценностной нити обусловлена взаимоотношениями родителей со старшим поколением. Уважение и забота, учтивость и тактичность со стороны родителей не только формируют в сознании ребёнка нравственный образец отношения к старшим, но и дают возможность быть ближе к бабушкам и дедушкам, позволяют ребенку осознать свою связь с общими предками, позволяют гордиться своей семьей. Бабушки и дедушки имеют такие неоспоримые преимущества как неограниченность времени, неспешность и неторопливость, то чего так не хватает родителям Поэтому, они - бабушки и дедушки являются лучшими собеседниками, способными выслушать, понять и посочувствовать.

Достижения в области психологии детства говорят о подвижности детской души, больших способностях ее развития. И ответственность за это развитие лежит на взрослых. Ничто не возникает ниоткуда и не исчезает в никуда. Осознание ответственности в воспитании детей, когда ежечасно и ежеминутно происходит работа с хрупким материалом - детской душой, не позволяет пройти стороной мимо такого важного фактора нравственного развития ребёнка, как влияние культуры семейных отношений.

Давайте подведем итоги нашей сегодняшней беседы и еще раз обозначим основные приоритеты нравственного воспитания детей в семье:

1. Семейная атмосфера - это духовно-эмоциональное пространство, которое требует от каждого члена семьи обладания «повышенными» душевными качествами:

- быть отзывчивыми, чувствовать настроение другого человека, уметь поставить себя на его место;

- иметь чувство ответственности, уметь слушать и чувствовать боль другого человека;

- уметь сдерживать в себе зло, раздражение, уметь прощать обиды, не мстить;

- не позволять грубых слов, ведь замечено, что однажды произнесённое слово включается в активную лексику человека;

- помнить, что любящий язык связывает сердца, а добрая речь врачует раны, поэтому в семейном общении - «ни капли холодного, острого, злого».

2. Культура семейного общения во многом зависит от выстроенной системы взаимоотношений родителей со старшим поколением. Участие старшего поколения в воспитании современных внуков сопряжено с разными противоречиями. Однако мудрые, гибкие родители найдут пути решения проблемы ради того, чтобы их дети могли черпать духовное богатство, жизненный опыт из семейного родника.

3. «Ребёнок - зеркало родителей». Действительно, общаясь с ребенком, можно многое узнать о его родителях. Ребёнок впитывает стиль взаимоотношений, образ жизни, линии поведения, ценностные установки и в дальнейшем их репродуцирует. В этом смысле родители являются зодчими семейного счастья своих детей, потому что в созданную семью их ребёнок принесет всё то, что они в него заложили.

И в заключении хотелось бы вспомнить прекрасные слова средневекового поэта С. Бранта:

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому:

Родители пример ему…

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе

И за слова: легко толкнуть

Детей на нехороший путь.



© 2010-2022