Доклад Виды жестокого обращения с детьми и формы его проявления

         Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми:  физическое насилие, сексуальное насилие и развращение, психическое насилие и моральная жестокость .Любой вид жестокого обращения с детьми наносит ущерб  физическому и психическому здоровью  ребёнка. Особенно это видно на примере детских домов ,разрабатывающих  план мероприятий для работы с такими детьми на основании информации о состоянии их здоровья.В нашем детском доме акцент в этой работе делается на построении взаимоотн...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Виды жестокого обращения с детьми и формы его проявления»

Ермилова В.Б., воспитатель Егорьевского детского дома

В наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия становится все более и более актуальной. Конвенция о правах ребенка предусматривает обязательство государства защитить детей от жестокого обращения.

Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми или насилия над детьми: физическое, сексуальное, психическое (эмоциональное) насилие, моральная жестокость (пренебрежение основными физическими и социально-психологическими нуждами ребёнка).

1.Физическое насилие - это преднамеренное нанесение детям физических повреждений. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии.

Физическое насилие можно распознать по характерным особенностям внешнего вида ребёнка и по характеру имеющихся травм.

особенности физических травм при насилии:

-множественные физические повреждения, имеющие специфический характер: синяки от хватки пальцами, следы от порки ремнём, даже сигаретные ожоги;

- задержка физического развития (отставание в весе и росте), обезвоживание;

- признаки плохого ухода: гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, краснота, сыпь, язвы на коже .

2. Сексуальное насилие и развращение - это вовлечение детей в сексуальные отношения, с согласия детей или без их согласия, осознаваемое или неосознаваемое ими .Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его не насильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий; демонстрация порнографических и эротических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов; подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур.

По некоторым данным, в нашей стране ежегодно регистрируется 7 -8 тысяч случаев сексуального насилия над детьми, однако реальное число пострадавших, по меньшей мере, в десять раз больше.

3. Психическое (эмоциональное) насилие - это периодическое, длительное или постоянное психическое (психологическое) резко негативное воздействие родителей (опекунов) и других взрослых на ребёнка, приводящее к формированию у него патологических черт характера или же тормозящее развитие личности.

К психологической форме насилия относятся:

-открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

-угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме;

-замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

-преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;

-ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;

-однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму;

-унижение и насмешки, вызывающие у ребенка негативные чувства по отношению к себе;

-угрозы бросить ребенка ,игра на чувствах ребенка.

4. Моральная жестокость - это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. Социально-экономическими и социально-психологическими причинами неудовлетворения основных потребностей детей могут быть:

-отсутствие адекватного возрасту и физическим потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

-отсутствие должного внимания или заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая;

-нанесение оскорблений, вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, а также в совершение правонарушений.

Также моральным проявлением жестокости во взаимодействии с ребёнком является отсутствие у женщины-матери любви и внимания к ребёнку в перинатальный (внутриутробный) период. Будучи эмоционально и морально отвергнутыми ещё до рождения, такие дети рождаются раньше срока в два раза чаще по сравнению детьми от желанной беременности, они чаще имеют низкую массу тела, чаще болеют, хуже физиологически развиваются.

Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но все виды жестокости по отношению к детям объединяет одно - ущерб для физического и/или психического здоровья ребёнка. Требуется длительное время и усилия, чтобы залечить душевные раны, психику ребенка, пострадавшего от насилия.

В России функционирует сеть детских домов , где находятся дети, которые пребывали до этого в особенно сложных и чрезвычайных условиях.

У большинства этих детей, живших в семьях, в которых имела место страшная безбожная ругань в адрес ребёнка, тяжелое физическое наказание, или в семьях, где дети начисто лишены внимания и заботы, например, в семьях законченных алкоголиков, наркоманов, уголовников-рецидивистов, - имеются признаки существенной задержки физического и нервно-психического развития.

Дети, подвергающиеся жестокому обращению и насилию, очень часто отстают в росте, массе тела, или в том и другом от своих сверстников. Они позже начинают ходить, говорить, реже смеются, значительно хуже воспитываются и учатся, чем дети из гармоничных семей. У детей, испытывающих плохое обращение, часто наблюдаются дурные привычки: сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание.

Мы, педагоги детского дома, разрабатываем план мероприятий для работы с этими детьми на основании информации о состоянии их здоровья, стараемся сформировать у воспитанников желание вести здоровый образ жизни.

Пострадавшие от насилия, испытавшие на себе аффекты взрослых, дети сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, животных. Часто агрессивность таких детей проявляется в игре. Некоторые их них наоборот чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. В обоих случаях нарушается контакт со сверстниками.

Наиболее универсальной и тяжёлой по своим долговременным последствиям для развития личности психологической реакцией детей на любого рода насилие является низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению психологических нарушений, связанных с насилием. Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины, стыда. Вследствие этого ребёнку трудно добиться успеха, уважения окружающих, общение его со сверстниками и взрослыми сильно затруднено.

Среди этих детей и подростков отмечается высокая частота депрессий. Это проявляется в приступах беспокойства, безотчетной тоски, чувстве одиночества, в нарушениях сна и аппетита.

Очень важна профилактическая работа с подростками, готовящимися к самостоятельной жизни . В своей работе мы используем игровые формы обучения навыкам самовыражения; ведь в играх может повышаться уровень самооценки, вырабатывается толерантность к другим; также могут быть заложены основы правосознания.

Дети, пережившие любой вид насилия, испытывают существенные трудности социализации: у них нарушены социальные связи со взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать авторитет среди сверстников и ровесников. Решение своих социальных проблем дети, являющиеся жертвами насилия, нередко находят в пристрастии к алкоголю, наркотикам .

Испытавшие периодическое и систематическое насилие и жестокость дети впоследствии испытывают трудности в создании собственной семьи, они не могут дать своим детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы, поэтому, для общества - это потери в их лице родителей, способных воспитать здоровых и физически и нравственно детей.

Чтобы этого не произошло с нашими детьми, мы в своей работе делаем акцент на построении взаимоотношений с детьми, профилактике конфликтных ситуаций, противодействии жестокому обращению, защите их прав, профилактике суицида среди несовершеннолетних, оказании помощи детям в трудной жизненной ситуации. В нашем детском доме создан также банк данных по воспитанникам «группы риска».

Причины жестокого обращения с детьми можно рассматривать в общем социокультурном контексте, который подразумевает в чем-то специфические для каждого общества социально-культурные установки, отношения между поколениями и полами, ролями родителей и детей. Например, в культуре существует взаимосвязь между насильственными формами поведения и представлениями о мужественности, которые вырабатывают у мальчиков, юношей и мужчин установку на господство над девочками, девушками и женщинами как лицами, принадлежащими к подчинённому полу. Другая причина - распространенные в культуре представления о методах воспитания. До сих пор физическое наказание рассматривается как хорошее средство педагогического воздействия на непослушного ребенка.

В современном мире предотвращение насилия - одна из самых актуальных задач, а наша работа направлена еще и на то ,чтобы помочь детям ,которые пережили в своих биологических семьях жестокое обращение.

Наша воспитательная работа с детьми-сиротами - привлечение их к общественной работе, индивидуальная и групповая работа, беседы, тренинги. Мы работаем в тесном контакте с классными руководителями, психологами, социальными педагогами, медицинскими работниками, инспекторами по делам несовершеннолетних. Задачей этой работы является предупреждение развития негативных психологических последствий насилия для ребенка, выявление и постановка на учет детей с девиантным поведением ,половое воспитание, вовлечение детей в спортивные секции и кружки. Нами применяются диагностические методики с целью изучения личности воспитанника. Цель педагогов детского дома - сформировать у ребенка активную жизненную позицию.







© 2010-2022