- Преподавателю
- Классному руководителю
- Воспитательная программа Цветок дружбы (на 4 года)
Воспитательная программа Цветок дружбы (на 4 года)
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мельникова Е.В. |
Дата | 23.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №90 п. Кулой»
Воспитательная программа
на 2014 - 2018 учебный год
Составила программу:
классный руководитель
Мельникова Е.В.
п. Кулой, 2014 г .
Пояснительная записка:
Цель программы: создание условий для самореализации творческой личности через организацию совместной деятельности детей и взрослых.
Задачи программы:
-
Изучение личностных качеств обучающихся, складывающихся отношений в классном коллективе;
-
Содействие формированию дружного классного коллектива и создание в нем нравственно и эмоционально благоприятной среды;
-
Профилактика социально-эмоциональных проблем у обучающихся, улучшение психологического климата в начальной школе;
-
Помочь детям лучше узнать свои характерные особенности, увидеть, что способности не статичны, а развиваются в соответствии с возрастом под влиянием социального окружения;
-
Развивать умение общаться и сотрудничать;
-
Обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка;
-
Создание условий для сотворчества. Развитие творческих способностей обучающихся;
Актуальность программы
За последние десятилетия появилось много новых программ по воспитанию и образованию младших школьников, основное внимание в них уделяется обновлению интеллектуального содержания образования, а вопросы социально-эмоционального развития ребенка раскрыты недостаточно.
Программа "Цветок Дружбы" важна и необходима, так как приносит значительные результаты в плане социализации и благополучия каждого ребенка. Формирует у детей социальные навыки поведения, уверенность в себе, понимание своих и чужих чувств, желаний и мнений.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым.
Программа организует сотрудничество с семьей, система работы предусматривает участие семьи, как в общих, так и в индивидуальных мероприятиях для родителей.
Педагогическая целесообразность
Программа "Цветок Дружбы" - новый подход к организации психолого-педагогических условий внутри школы.
Основная цель занятий - обеспечение наиболее благоприятных условий для гармоничного развития, самореализации и социализации каждого ребенка. Основные принципы полностью согласуются с базовыми принципами современного педагогического процесса: принципом развития личности за счет ее собственной активности, ориентация на субъект - субъективное взаимодействие, принципов непрерывности, открытости, гуманизации, индивидуализации.
Новизна программы: индивидуальный подход к каждому ребенку основан на принципах педагогики сотрудничества и личностно-ориентированного взаимодействия с детьми.
План работы включает в себя все виды деятельности, интегрированное взаимодействие учителей и родителей, использование запланированного, ситуативного и косвенного методов общения с детьми. Прослеживая позитивную динамику во взаимодействии педагогов с семьей в воспитании детей, можно выделить такие наиболее эффективные формы работы, как семейные клубы, тематические выставки "Руками детей и их родителей", совместные праздники и развлечения.
В программе "Цветок Дружбы" для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения используются авторские сказки. Возрождаются традиции семейного чтения.
Отличительной особенностью данной воспитательной программы является то, что ее цели и задачи решаются совместно с семьей.
Формы. Режим занятий.
Программа предусматривает в первый и последующие годы обучения.
Формы занятий могут быть разными: беседы, экскурсии, конкурсы, соревнования т.д.
Ожидаемые результаты:
-
Создание дружного коллектива детей и родителей.
-
Создание положительной репутации класса.
-
Высокий процент удовлетворенности учащихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью класса и школы.
-
Воспитанник начальной школы - творческая, жизнелюбивая, нравственная личность.
Условия эффективной реализации программы:
-
Программа предлагает систематизацию и определенную ориентацию школьников на обучение в среднем звене;
-
На становление ученика как творческой личности;
-
Она обеспечивает целостность учебно-воспитательного процесса на период обучения школьников в учебном заведении;
-
Системность, целенаправленность и регулярность в воспитательной работе, что повышает уровень нравственного развития личности;
-
Разнообразие форм и методов, формирование у воспитанников толерантности;
-
Поиск новых путей развития личности школьников.
Стратегические направления развития воспитательной программы класса.
-
Создание условий для адаптивного воспитания.
-
Создание условий для организации внеурочной жизни класса.
-
Психологическое сопровождение воспитательной программы класса
-
Повышение профессиональной компетенции.
-
Реализация модели воспитательной программы класса.
I. Создание условий для адаптивного воспитания.
-
обучение обучающихся рефлексивной деятельности: познанию, проектированию, созиданию;
-
освоение инновационных технологий, позволяющих создать ситуацию успеха обучающихся;
-
програмно-методическое обеспечение базовых и вариативных предметных курсов (3-4 класс);
-
подготовка методических пособий, разработка авторских сценариев, способствующих адаптивному воспитанию школьников.
-
создание семейного клуба.
II. Создание условий для организации внеурочной жизни класса.
-
создание единого воспитательного пространства;
-
развитие у учащихся чувства личной причастности к жизни, гражданственности, ответственности, патриотизма по отношению к своей семье, народу, Родине;
-
преемственность и единство основного и дополнительного образования как условия развития целостной личности;
-
развитие самоуправления.
III. Психологическое сопровождение воспитательной системы класса.
-
организация групповых занятий с учетом индивидуальных особенностей обучающихся;
-
осуществлять психологическое просвещение всех участников воспитательного пространства;
-
использование в работе активных методов обучения и воспитания, снимающих физическое и психическое напряжение в учебной деятельности учебно-воспитательного процесса;
-
создать условия для обеспечения преемственности при переходе учащихся на следующую возрастную ступень: детский сад-школа, 4 класс-5 класс.
-
дифференцированный подход в воспитании и оценивание уровня достижений обучающихся;
-
создание портфолио учеников;
-
осуществлять работу по профилактике здорового образа жизни;
-
создание условий для психического здоровья обучающихся;
-
взаимодействие с педагогом-психологом, школьным врачом, социальным педагогом.
IV. Совершенствование демократического стиля управления
-
создание благоприятных условий для раскрытия творческого потенциала ребенка;
-
сохранять открытость программы для корректировки;
-
поддерживать необходимый для успешного развития каждого ученика и каждого родителя морально-психологический фон, стимулирующий всех участников воспитательного процесса на активное участие в реализации программы развития класса;
V. Повышение профессиональной компетенции.
-
повышение квалификации, творческой реализации;
-
освоение новых воспитательных технологий;
-
расширение содержания воспитания за счет традиций школы и класса;
-
совершенствование работы с родителями обучающихся;
Модель выпускника начальной школы
Это творческая личность, умеющая жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.
Личностные качества (черты характера):
-
сознательная дисциплинированность;
-
умение дружить;
-
порядочность;
-
честность;
-
правдивость.
Отношение к окружающим:
-
уважение, гуманность;
-
забота о других;
-
милосердие;
-
интерес к людям, общительность;
-
доброжелательность, склонность к сотрудничеству;
-
толерантность, уступчивость.
Интеллектуальное развитие
-
информационный кругозор;
-
потребность применять знания на практике.
Отношение к труду, деятельности, обязанностям:
-
добросовестность;
-
старательность;
-
осознанность.
Человек - творец самого себя:
-
"любящий себя" - значит уважающий себя и других;
-
стремление к саморазвитию.
Культура поведения:
-
умение жить вместе с другими;
-
культура речи.
Здоровый образ жизни:
-
отношение к своему здоровью как к важной личной и общественной ценности;
-
любовь и интерес к спорту
-
отсутствие вредных привычек
-
знание способов поддержания здоровья;
Эстетическая культура
-
умение видеть прекрасное в природе и жизни.
Отношение к природе:
-
готовность охранять и защищать природу;
-
бережное отношение к окружающей среде;
Основные (примерные) мероприятия
по реализации программы:
1 класс "Мой дом - моя крепость"
-
успешная адаптация к школьной жизни;
-
эмоциональная устойчивость обучающихся;
-
создание предпосылок для формирования классного коллектива;
-
активное участие родителей в жизни класса, школы.
НАПРАВЛЕНИЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ
"Спорт и здоровье"
- формировать понимание значимости здорового образа жизни;
- мотивировать на посещение спортивных кружков и секций.
"Азбука Здоровья"
"Как правильно организовать свой день, чтобы всегда быть здоровым, опрятным и не знать скуки"
"Панорама развивающих курсов"
"Зимние забавы"
«Тропа здоровья»
конкурс рисунков
беседа о режиме дня
знакомство со спортивными секциями и кружками в школе
спортивный праздник на природе
мероприятие по сохранения и укреплению здоровья
"Труд и порядок"
- формировать бережное отношение к окружающему миру, положительное отношение к труду.
"Любимая школа - чистая школа"
"Содержи в порядке книжки и тетрадки"
"Как трудится моя семья"
"Мои поручения в классе и дома"
экскурсия
беседа
выставка рисунков
игра, отчет
"Патриот"
- формировать нравственную культуру семьи;
- формировать патриотические чувства на основе прошлого и настоящего.
"Ветеран живёт рядом"
"Достопримечательности нашего города"
"Символика родного края"
"Символика России"
«Россия есть, была и будет»
изготовление поздравительной открытки
фотовыставка
беседа
беседа
выставка рисунков
"Наука и образование"
- формировать любознательность, интерес к знаниям.
"Мои любимые уроки"
"Мы уже писать умеем"
"Кто лучше считает?"
"Клуб Почемучек"
"Что? Где? Когда?"
викторина - игра
поздравительная открытка
математический ринг
поисковая деятельность
викторина
"Досуг"
- создавать дружескую и творческую атмосферу, пробуждающую у детей интерес к различным видам деятельности.
"День рожденья только раз в году!"
"Мамы всякие важны, мамы всякие нужны"
«А, ну, как девочки!»
«Проводы зимы»
«Это я, это я, это - вся моя семья!»
"В стране Мультфильмии"
праздник
концерт для мам и бабушек
игра, праздник
праздник Масленица, рисунки
конкурс на лучшую семейную фотографию
игра
"Мир прекрасного"
- показывать разнообразие культурных и человеческих ценностей;
- направлять семейное воспитание на всестороннее развитие детей.
"Помоги братьям меньшим"
"Птицам нужна помощь"
"Алло, мы ищем таланты!"
"Картинная галерея"
«Моя семья»
акция " Помощь зоопарку"
изготовление кормушек, рейды "Проверь кормушку"
час творчества
путешествие в мир творчества
конкурс рисунков
2 класс "Что такое - хорошо, что такое - плохо?"
-
устойчивые положительные результаты обучения;
-
активное участие детей в жизни класса, школы;
-
негативное отношение к вредным привычкам;
-
создание органов классного самоуправления.
НАПРАВЛЕНИЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ
"Спорт и здоровье"
- формировать необходимые знания, умения, навыки по ведению здорового образа жизни.
"Полезные привычки"
"Осенний кросс"
"Весёлые старты"
"Береги здоровье смолоду"
викторина
соревнование в параллели классов
спортивный праздник
конкурс семейных плакатов
"Труд и порядок"
- приобщать к общественно - полезной деятельности
"Книжкина больница"
"Данила - мастер"
Операция "Чистюлька"
операция
выставка - конкурс
трудовой десант
"Патриот"
- приобщать обучающихся к общечеловеческим ценностям;
- знакомить с общественно - политической жизнью страны.
"Герои города в названиях улиц" "Подарок ветерану"
"Символика России"
обзорная экскурсия
благотворительная ярмарка
поисковая работа
"Наука и образование"
- расширять кругозор;
- воспитывать культуру умственного труда.
Праздник первой отметки
Лингвистический кросс
Математический кросс
"Что? Где? Когда?"
утренник
интеллектуальный конкурс в рамках программы
викторина
"Досуг"
- создавать условия для проявления творческой индивидуальности;
- воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства.
"Кто что любит и умеет делать"
"А, ну-ка, мальчики"
"В стране Мультфильмии"
"О бабушках и дедушках"
конкурс- викторина
игра - соревнование на открытом воздухе
игра -путешествие
устный журнал
"Мир прекрасного"
- создавать условия для творческой самореализации обучающихся;
- приобщать к традициям школьного коллектива.
"Ярмарка чудес"
"Тропинка школьная моя"
"Мы крутим глобус"
творческий конкурс
создание классного альбома
стендовый доклад
3 класс "Мир человеческих чувств"
-
проявление интеллектуальных способностей на уровне класса, школы;
-
знание истории своей семьи, школы, достопримечательностей города;
-
умение организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия;
-
ощущение ответственности за совершаемые поступки.
НАПРАВЛЕНИЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ
"Спорт и здоровье"
- формировать способности управлять своим здоровьем.
"Скажем:"НЕТ!" вредным привычкам"
"Мои спортивные успехи и достижения"
театрализация
круглый стол
"Труд и порядок"
- развивать навыки взаимопомощи, формировать самостоятельность.
"Кто работы не боится, у того она и спорится"
Образ лицеиста
"Мои поручения в классе и дома"
субботник
конкурс
отчёт
"Патриот"
- формировать у обучающихся понимание и осознание значимости исторического прошлого.
"С чего начинается Родина?"
"Дети - герои"
"Имею право. Мои права"
дискуссия
групповая поисковая деятельность
игра
"Наука и образование"
- приобщать к разнообразной творческой деятельности;
- формировать потребность в самообразовании.
Олимпиада по русскому языку
Математическая олимпиада
Литературная викторина
"Я - исследователь"
интеллектуальный конкурс в рамках программы
конкурс исследовательских работ
"Досуг"
- формировать желание проявлять творческую инициативу.
"Сотвори солнце в себе"
"Рыцарский турнир"
Операция "Новый год"
Проводы зимы
акция добра
праздник
изготовление игрушек на городские ёлки
праздник "Масленица"
"Мир прекрасного"
- формировать эстетический вкус, стремление к красоте во всех проявлениях жизни;
- создать атмосферу взаимной заинтересованности.
"Самым любимым и родным"
"Прекрасное в моей жизни"
"Правила хорошего тона"
"Учимся правильно жить и дружить"
"Сделай мир добрее"
конкурс стихов
коллаж
учебная игра
практическая игра
акция
4 класс "Жизнь дана на добрые дела"
-
овладение методами самовоспитания, самоконтроля;
-
проявление самостоятельной творческой активности;
-
умение самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;
-
готовность к самоопределению в социуме.
-
создание благоприятных условий и возможностей для полноценной работы над реализацией программы со стороны администрации школы, педагогического коллектива и коллектива обучающихся;
-
обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и школы;
-
мотивированность субъектов воспитания на совместную деятельность.
НАПРАВЛЕНИЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ
"Спорт и здоровье"
- формировать умение анализировать и нести ответственность за своё здоровье.
"Посеешь привычку - пожнёшь характер"
"Экологическая тропа"
"Всей семьёй - на старт!"
устный журнал
игра - путешествие
семейная спартакиада
"Труд и порядок"
- формировать умение контролировать и проявлять самостоятельность в поддержании порядка в школьном учреждении.
"Порядок в труде - порядок в знаниях"
"Школьный двор - лучший двор"
рейд, конкурс сочинений о рабочем месте дома
трудовая акция
"Патриот"
- развивать стремление к самостоятельному изучению родного края и своей страны;
- обучать пониманию смысла человеческого существования.
"Природа родного края"
"Не лозунги, а дела"
"У войны не женское лицо"
Оказание помощи ветеранам войны
"Жизнь дана на добрые дела"
посещение Краеведческого музея
акция
исследовательская деятельность
ярмарка
круглый стол в кругу друзей
"Наука и образование"
- создавать условия для реализации интересов детей и их потребностей в саморазвитии.
Предметные олимпиады
Интеллектуально - творческий марафон
Фестиваль Знаний и творчества
интеллектуальный конкурс
смотр достижений выпускников начальной школы
"Досуг"
- учить самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;
- поддерживать и направлять работу органов самоуправления.
"Мои интересы, мои возможности"
Поход в лес
"Я умею, я могу, я хочу"
"Помоги другу"
беседа
путешествие
отчёт о выполнении обязанностей
акция помощи детским домам, подшефной заставе
"Мир прекрасного"
- формировать желание активно преобразовывать действительность
Литературно-музыкальная гостиная "В мире прекрасного"
"Школьные годы чудесные"
"Гармония в природе"
поисковая работа
выпуск журнала
экологический плакат
Методическое обеспечение.
Воспитательная программа "Цветок дружбы" рассчитана на 4 года для детей 7-11 лет.
В ней предусмотрены такие формы занятий: традиционные (комбинированные) занятия, игры, ролевые ситуации, конкурсы, беседы, выставки, написание сочинений, рисование, соревнования, круглые столы, походы, КВН, ролевые ситуации, групповые этюды.
Структура занятия:
1-й этап - организационный (подготовка детей к работе на занятии, приветствие, упражнения на внимание);
2-й этап - основной (посвящен теме занятия);
3-й этап - заключительный (дать анализ и оценку достижения цели занятия, наметить перспективу работы).
В зависимости от цели занятия структура может меняться. Занятия - 1 час в неделю.
Программа предусматривает методы и приемы:
-
беседы (вопрос-ответ, обсуждение ситуаций);
-
наглядно-действенные, эмоционально-образные (интерпретация, создание ситуации выбора);
-
практические (изготовление, лепка)
-
игровые (сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации);
-
тренинг-приемы;
-
наблюдение за деятельностью детей;
-
проективные методы (тематический рисунок, поощрение).
Методы могут варьироваться, модифицироваться, добавляться. Каждое занятие, цель будут требовать подчас ситуативного выбора метода.
Программа предусматривает техническое и дидактическое оснащение занятий:
-
методическая литература
-
аудиовизуальная техника (магнитофон, видеокамера).
-
печатная бумага форматов А-3, А-4, набор файлов.
-
компьютер, ксерокс.
-
фотоаппарат.
-
игровой материал (игрушки: мягкие, технические и моторные).
Список литературы, использованный при написании программы.
-
Вербовская Е.В. Психогимнастика. Н.Новгород,2013.
-
В. Воронов Технология воспитания: пособие для преподавателей вузов, студентов и учителей Москва: Школьная пресса, 2013;
-
Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Пути к волшебству. Теория и практика сказкотерапии.- СПб., 2014.
-
Карпова Е.В.Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль, 2013.
-
Короткова Л.Д. Духовно - нравственное воспитание средствами авторских сказок. Методическое пособие. - М.:ЦГЛ, 2014.
-
Маханова М.Д., Рещикова С.В. Мы с друзьями - целый мир (социально-эмоциональное развитие детей)- М.:ТЦ Сфера, 2012.-96с.
-
Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. М.,2012.
-
Саляхова Л.И. Родительские собрания. Сценарии, рекомендации, материалы для проведения. 1-4 классы. - М.: Глобус, 2013. (классное руководство).
-
Н.Е Степанов Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2012.
-
Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел. М.,2012.
-
Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. М.: Педагогическое общество России, 2012.
-
Н.Е.Щуркова, В.Ю.Питюков, А.П.Савченко, Е.А.Осипова "Новые технологии воспитательгого процесса". Москва, 2014.
-
Юнг К.Г. Понятие коллективного бессознательного. Анатомическая психология: прошлое и настоящее.-М., 2012.