Доклад Технология феликсологического воспитания

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема мастер-класса: Технология феликсологического воспитания

(технология воспитания счастливого человека в школе).

Цель: познакомить с технологией феликсологического воспитания, овладевая лексикой, логикой, образностью речи, человек наиболее полно может раскрыть свое «Я» другим людям. Замысел педагога открыт в его феликсологическом векторе: быть понятым другими людьми - один из залогов счастья

Содержание занятия.

Феликсология воспитания - это научно-педагогическое направление теоретической мысли педагога, разрабатывающей содержательную характеристику воспитания, которая обеспечивает способность ребенка быть счастливым в этой на этой земле.

Речь идет о педагогическо-профессиональном содействии развитию способности ребенка проживать счастье жизни во всех ее проявлениях. Человека следует научить умению воспринимать мир во всем его удивительном многообразии, и, взаимодействуя с объектами мира, он обретает возможность обнаружить за каждым мигом такого взаимодействия ценностное содержание. Параллельная сказанному забота педагога о развитии способности осознавать себя в мире социальных связей - столь же плодотворная подготовка к счастью жизни.

Конструктором счастья является субъект, поэтому там, где отсутствует субъект, там не присутствует счастье. Не размещается счастье и там, где отсутствует смысл жизни. Таким образом,

условия феликсологического воспитания:

  1. формирование ценностей;

  2. развитие ценностного содержания восприятия;

  3. становление ребенка как субъекта;

  4. развитие у ребенка в деятельности максимума умений по взаимодействию с миром.

Профессиональные шаги педагога по содействию развития способности проживать счастье:

1 феликсологический шаг педагога - предотвращать ситуацию несчастья.

2 феликсологический шаг педагога.

  • Научиться создавать благоприятный психологический климат в группе.

3 феликсологический шаг.

  • Педагог должен уметь выделять из бесконечного многообразия текущей повседневности счастливую сущность проживаемого момента и обозначать мгновение как счастье.

4 феликсологический шаг.

  • Педагог должен уметь выразительно, пленительно, высказывать собственное проживание счастья, чтобы оно стало доступным для восприятия детей.

5 феликсологический шаг.

  • Прослеживать состояние детей, корректируя негативное и поддерживая позитивное.

6 феликсологический шаг.

  • Педагог, позволяющий ему вести детей к счастью, - оснащать детей самыми разными жизненно важными умениями.

Методики педагогического воздействия для развития способности воспринимать, расценивать жизнь на земле как счастье, чтобы проживать счастье «здесь и сейчас»:

  1. «Предъявление мира».

  2. «Предъявление своего «Я».

  3. Притчи, предания, легенды.

  4. Свободный разговор.

  5. Игровые методики.

  6. «Рисуем счастье»

  7. Художественный образ счастья.

  8. Недописанное суждение

Общая картина феликсологического воспитания

предстает в виде совокупности следующих профессиональных элементов деятельности педагога:

  • неуклонное расширение ценностного кругозора жизни;

  • собственное счастливое проживание жизни педагогом, умеющим ярко выразить свое отношение к протекающим явлениям;

  • организация интересной деятельности, успешного результата и пленительного оформления процесса деятельности для ребенка;

  • приучение ребенка к преодолению трудностей и исполнению обязанностей, жизненно необходимых;

  • раскрытие значимости происходящих событий жизни с точки зрения ценности каждого человека;

  • предъявление прекрасных сторон многоплановой и противоречивой жизни;

  • выявление и определение вечных проблем жизни, в том числе проблемы смысла жизни в контексте протекающих событий и конкретных фактов;

  • поддержание благоприятного психологического климата и положительного внутреннего состояния каждого школьника;

  • размышления о счастье и феликсологический анализ протекающей реальной действительности;

  • укрепление гуманистического отношения к людям и гуманистической заботы о ходе жизни на земле и в отечестве;

  • проецирование собственного счастья и осознание собственной жизни с точки зрения желаемого счастья;

  • признание каждого ребенка как уважаемого человека, как данности и индивидуальности, имеющей право на неповторимость и оригинальность;

  • педагогическая поддержка ребенка в его попытке самостоятельно разрешать личные проблемы его детской жизни.

Практикум

1 задание

Недописанное суждение

Эта методика - широко распространенный способ активизировать мысль школьника и содействовать формированию его суждения о счастье. Этот эффективный способ много раз помогал детям делать для себя открытия. Предлагается дать оценку происшедшему с точки зрения общей удовлетворенности жизнью, и тут вдруг школьник обнаруживает, что в неприятном скрыта радость, что неудача становится залогом его будущих достижений, что не- приятное предостерегает его от ошибок. Предположим, педагог просит детей договорить, продолжить, завершить следующую фразу: «Как хорошо, что однажды, когда я расшалился и стал всем мешать, мне сказали «Ступайте, сударь, и приведите себя в порядок», и теперь…» или «Я переписывал и переписывал свою плохую работу, а много лет спустя…». Эффект сильный, когда педагог сразу по горячим следам происшествия предлагает начальную часть фразы, которая заставляет говорящего продумывать случившееся. Предположим, педагог стал свидетелем успеха ученика, он предлагает детям продолжить фразу «Когда я вижу, как человек способен создать что-то красивое и умное, я …». Нельзя не признать, что недоконченное предложение провоцирует говорящего на размышления. Если педагог ставит феликсологический акцент, говорящий невольно затрагивает тему счастья и своего отношения к данной теме.

2 задание

Игровые методики

Феликсологическая игра - одна из самых красивых методик, сама по себе доставляющая радость ребенку, потому что игра отвечает потребностям молодого организма и душе слабых пока сил. В игре возникают ситуации проживаемого счастья либо несчастья с персонажами игровой фабулы. Играя роль одного из персонажей, ребенок вынужден практически реагировать на ситуацию счастья или несчастья, а значит, он рождает ее некоторое решение собственными усилиями. Приведем лишь одну методику, рекомендованную нами в качестве программной. Она получила название «Калоши счастья», потому что условно воспроизводит ситуацию одноименной сказки Андерсена. Фабула сказочная: кто-то нашел «калоши счастья» и, надев их, стал счастливым, то есть получил вдруг то, чего хотел. Играющий выбирает карточку из предложенного веера, читает ее содержание: например, «Тебе подарили велосипед», «Ты получил «пять» за контрольную работу», «Ты нашел много денег», «Ты стал самым красивым в школе», «Ты, наконец, завел собаку» и прочее. Как только играющий произносит текст, рядом стоящие Фея счастья и Фея несчастья поочередно произносят свои комментарии, говоря «Какое счастье, что…» и «Какое несчастье, что…». Играющий благодарит фей за высказанное мнение. Но собственную точку зрения он выскажет позже, когда все ситуации будут оценены. Играющие могут поочередно сменять друг друга, но не исключен вариант, когда все подарки «калош счастья» получает один играющий. Здесь главное - вывод, который сделают дети, наблюдая игру.

До тех пор, пока в школе основным предметом заботы является «успеваемость» ребенка, но не жизнь ребенка, все многочисленные акции и усилия педагогов не могут содействовать счастью жизни ребенка.

3 задание

«Рисуем счастье»

Методика рисунка, не ограниченная интеллектом, имеет право на применение в любом возрастном периоде воспитанника. Ее преимущество в психологической субстанции: методика предполагает возбуждение образной картинки в сознании школьника, не требует обязательного восхождения сознания на уровень абстракции, поэтому каждый и любой школьник может активно участвовать в групповой работе. Рисуется счастье - как оно видится субъекту. Некоторые дети рисуют мешок с долларами, другие - природу, кто- то - дом, а некоторые - человека в предметно очерченных обстоятельствах. Дети интеллектуально развитые рисуют некий обобщенный образ счастья. Весь материал рассматривается, обсуждается, экспонируется. Педагогическая оценка жестко исключается. День счастливых сюрпризов - модификация рисуночной методики, воссоединяющая представление о счастье, размышления о счастье и практические деяния во имя счастья. Имеет два направления: подарить счастье Другому и подарить счастье своему «Я». Этический акцент ставится на преподнесении счастья - не на его получении. Тем не менее, педагоги должны предвидеть, что кто-то из детей будет обойден вниманием, поэтому заранее обсуждается возможность заготовок «сюрпризов счастья» в нескольких вариантах: на случай преподнесения незнакомому человеку. Эта красивая методика, очевидно, может быть востребована в школе благоприятного климата, где высокая этика взаимоотношений

Рефлексия

Итог

Бесспорно, педагог, обладающий чертами счастливого человека, проще овладеет профессиональным умением «быть счастливым» на глазах у детей и в работе с детьми. Тот же, кто таких черт лишен, может обрести их в процессе профессионального тренинга

1То, что мне предстоит делать вместе с детьми, - очень важное дело, а результат этого дела будет иметь большое влияние на развитие детей…

2. Они все такие разные, и очень интересно, как отнесутся к нашему делу и как поведут себя в ситуации… Индивидуальна каждая личность…

3. Попробуем сегодня по- другому… Получится ли хорошо? Любопытно, легко ли таким образом построить занятия?

4. Иди и пробуй! Ты должен научиться это делать! Пора владеть всей палитрой профессиональных умений! Ты засиделся на одном и том же рубеже»…

5. Без меня их никто не научит, без меня они останутся на всю жизнь без знаний о… и умений..

Удачи!

© 2010-2022