Технология и проведения классного часа

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Технология подготовки и проведения классного часа»

Классный час это гибкая по структуре и составу форма воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общения классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию, развитию классного коллектива и участников образовательного взаимодействия.

Тематика классных часов разнообразна. Она заранее определяется и отражается в планах классных руководителей. Классные часы могут посвящаться:

  1. Морально-этическим проблемам. На них формируется определённое отношение школьников к Родине, труду, коллективу, природе, родителям, самому себе и т. д.;

  2. Проблемам науки и познания. В данном случае цель классных часов заключается в выработке у воспитанников правильного отношения к учебе, науке, литературе как источнику духовного развития личности;

  3. Эстетическим проблемам. В процессе таких классных часов ученики знакомятся с основными положениями эстетики. Речь здесь может идти о прекрасном в природе, одежде человека, быту, труде и поведении. Важно, чтобы у школьников сформировалось эстетическое отношение к жизни, искусству, труду, себе, развился творческий потенциал;

  4. Вопросам государства и права. Следует развивать интерес учеников к политическим событиям, происходящим в мире, чувство ответственности за действия Родины, ее успехи на международной арене, учить воспитанников видеть суть государственной политики.

  5. Вопросам физиологии и гигиены, здорового образа жизни, которые должны восприниматься учащимися как элементы культуры и красоты человека;

  6. Психологическим проблемам. Цель таких классных часов заключается в стимулировании процесса самовоспитания и организации элементарного психологического просвещения;

  7. Проблемам экологии. Необходимо привить школьникам ответственное отношение к природе. Как правило, здесь организуются беседы о животном и растительном мире;

  8. Общешкольным проблемам (значимым общественным событиям, юбилейным датам, праздникам и т. д.).

Для подготовки и проведения классного часа имеется алгоритм. Элементы алгоритма:

  1. Определение темы, целей и задач.

  2. Выбор формы проведения и названия.

  3. Предварительная подготовка:

- подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление и т.д. по теме;

- составить план проведения;

- дать домашнее задание ученикам для предварительной подготовки к классному часу;

- определить степень целесообразности участия в классном часе других педагогов или родителей.

4. Проведение самого мероприятия.

5. Педагогический анализ совершается на двух уровнях:

- обсуждение вместе с учащимися успешности (неуспешности) предметного результата проектирования более продуктивной деятельности в будущем;

- собственно педагогический анализ - анализ воспитательного результата, осуществляемый взрослыми участниками.

В структурном отношении классный час состоит из трёх частей: вступительной, основной и заключительной.

Назначение вступительной части: активизировать внимание учащихся, обеспечить достаточно серьёзное и уважительное отношение к теме разговора, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека, производстве, развитии общества и науки

Цели основной части определяются воспитательными задачами классного часа.

Во время заключительной части важно стимулировать потребность школьников в самовоспитании, их желание внести изменения в работу класса.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ

Вступительная часть (5 минут). Мобилизовать внимание обучающихся, обеспечить достаточно серьёзное и уважительное отношение к теме беседы, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека.

Основная (содержательная) часть (30 минут) . Назначение основной части определяется воспитательной задачей классного часа. Может быть больше по времени на 10 минут (зависит от формы проведения открытого классного часа).

Заключительная часть (10 минут). Важно стимулировать потребность школьников в самовоспитании, их желание внести изменения в работу класса.
Может быть больше по времени, если разговор перешёл в русло практических дел класса, но не более 10 минут, чтобы не затмить «смысл» впечатления от основного содержания классного часа.

Выделяют две стороны анализа:

Первая сторона - это совместный анализ учителя с воспитанниками (рефлексия).

Другая сторона - это педагогический анализ:

  • Почему? Зачем? - потребности, особенности, интересы.

  • Что? - цель

  • Как? - методы, формы работы. Активность, вовлеченность, интерес, эмоциональное состояние обучающихся. Удачи, трудности.

  • И что мы с этого имеем? - результат, продолжение работы.

Критерии оценки классного часа

  • Соответствие структуры, форм организации классного часа его целям, задачам, возрастным особенностям обучающихся;

  • Использование нетрадиционных форм и приемов для развития личности ученика;

  • Использование активных форм воспитательной работы;

  • Уровень подачи подготовленного материала школьникам;

  • Внимание, активность обучающихся на различных этапах мероприятия;

  • Взаимоотношения педагога с обучающимися.











Советы по организации классного часа:

  1. Содержание классных часов строить так, чтобы постепенно переходить от предметной информации к её оценке, от общих оценок - к развёрнутым суждениям.

  2. В процессе обсуждения поставленных вопросов классный руководитель должен быть очень внимателен к выступлениям учащихся, должен вносить нужные коррективы, ставить дополнительные вопросы, акцентировать внимание на важных моментах, размышлять вместе с детьми и помочь им найти правильные решения нравственной проблемы.

  3. Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала учащимися, следить за их вниманием и при его снижении использовать интересный по содержанию материал или поставить острый вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности и т.д.

  4. Количество затраченного на классный час времени зависит от темы часа, его цели, предполагаемого результата, возраста участников классного часа, формы его проведения, ситуации жизни и развития классного коллектива.

  5. Классный час не должен проводиться в назидательном тоне, классный руководитель не должен подавлять инициативу учащихся в ходе классного часа, их желание высказать свое мнение, выступить с критикой.

  6. Для того чтобы классный час был интересен всем учащимся, и у них появилось желание принимать участие в его подготовке, ребятам рекомендуется назвать темы всех классных часов, планируемых в классе. Каждому учащемуся дается право участвовать в подготовке и проведении того классного часа, который чем-то для него интересен.



© 2010-2022