- Преподавателю
- Классному руководителю
- Превентивная программа: Всё в твоих руках
Превентивная программа: Всё в твоих руках
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Иванова Т.П. |
Дата | 30.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Утверждено
методическим советом школы
протокол №__ от 20__г.
МБОУ « Дедовичская средняя школа №2»
Превентивная Программа
« Всё в твоих руках»
Авторы: Храмцова Лариса Алексеевна-
учитель биологии, валеолог
Иванова Татьяна Павловна-
заместитель директора по ВР.
Консультант: Гайдук Ирина Николаевна -
специалист
по социальной работе
« Центра планирования семьи и репродукции»
Пояснительная записка
Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодняшняя статистика здоровья школьников просто ужасающая. Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны в том числе и педагоги. … Уверен: если приоритет здорового образа жизни будет в полной мере реализован в школе, то мы гораздо легче справимся и с формированием современной системы здравоохранения в целом.
(Послание Президента России Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 года)
Изменения в современном обществе непосредственно отражаются на социально-психологической атмосфере и в школе, и в семьях. Мы знаем, что в настоящее время члены семьи чаще заняты решением собственных проблем и материальной составляющей жизни. Поэтому они меньше беседуют друг с другом, редко проводят свободное время вместе. Недостаток общения в семье приводит к неумению детей конструктивно взаимодействовать с окружающими. Это чаще всего становится причиной частых ссор с одноклассниками (особенно на средней ступени обучения), поводом обращения родителей за помощью к социальному педагогу, психологу. В связи с этим, опираясь на знания возрастной психологии, и была составлена данная программа.
Обзор ситуации со злоупотреблением психоактивных веществ в подростково-молодежной среде в Северо-Западном регионе, в том числе и в Псковской области.
Доля курящих среди несовершеннолетних и молодежи 11-24 лет -
61,3 %. Средний возраст начала курения - 11,5 лет
Употребляют алкоголь 81,8% несовершеннолетних и молодежи 11-24 лет. Средний возраст начала потребления алкоголя - 13 лет
Потребляющих наркотические средства, или пробовавшие их хотя бы один раз, среди несовершеннолетних и молодежи 11-24 лет - 44,8%. Около 40,0% детей впервые встретились с наркотиком в возрасте от 11 до 14 лет
Из числа несовершеннолетних, злоупотребляющих ПАВ, впервые употребили наркотические средства :
32% - дома, на дискотеке, в клубах
52,3% - в компаниях
5,8% - в учебных заведениях
менее 4% - в одиночестве
Основную возрастную группу поведенческого риска составляют несовершеннолетние 11-17 лет, преимущественно юноши
Основными поставщиками наркотических средств являлись друзья и знакомые (75%)
Более 80% несовершеннолетних, употребляющие эпизодически или постоянно наркотические вещества, убеждены в своих возможностях прекратить наркотизацию при личном желании, хотя свыше 70% уже пробовали отказаться, но продолжают злоупотреблять наркотическими средствами.
В настоящее время в Дедовичской средней школе №2 работает дружный сплоченный коллектив, который работает над формированием личности, готовый к самоопределению и саморазвитию, обеспечивая право каждого ученика на получение образования в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.
В учебном процессе задействовано: 620 учащихся, 50 педагогов, 2 библиотекаря, педагог-психолог, социальный педагог, логопед, валеолог, медицинская сестра, врач стоматолог. В школе оборудована столовая, 2 спортзала, школьный музей, актовый зал, медицинский кабинет, кабинет стоматолога. В школе работают спортивные секции и кружки по интересам и предметные.
В соответствии с концепцией модернизации российского образования подготовлен проект концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования. Школа работает по своей модели предпрофильной подготовки и профильного обучения. Особое значение в образовательном процессе в нашей школе уделяется работе с одаренными детьми.
Воспитательная работа организована в соответствии с принципами личностно ориентированного подхода в воспитании: -признание личности ребенка высшей социальной ценностью; -принятие ребенка таким как он есть;
-отсутствие попытки переделать его, но уметь влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном человеке в частности.
Основные проблемы, выявленные в школе в результате мониторинга здоровья:
-Высокий уровень хронических заболеваний учащихся
-Не сформирована культура досуга школьников
-Незначительный процент учащихся, посещающих спортивные секции
-Негативное отношение к урокам физической культуры у большого количества детей
-Низкая мотивация образовательной деятельности
-Не сформирована культура здорового питания
-Высокая заболеваемость педагогов.
Цель:
- создание здоровьесберегающиющей среды, направленной на сохранение, укрепление здоровья УОП
Задачи:
-предоставление достоверной информации, формирование базовых понятий из области психологии общения, психологии конфликтологии;
- развитие умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражение чувств других людей;
- развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях;
Участники программы:
-Учащиеся 5-10 классов;
-Классные руководители;
-Учителя - предметники (ОБЖ, биология, физкультура и др.);
-Медицинская сестра, закреплённая за учреждением;
-Врачи - специалисты, по приглашению(стоматолог, нарколог, гинеколог);
-Школьная служба сопровождения (психолог, логопед, социальный педагог);
-Родители.
Формы и методы организации работы:
1. Тренинговые занятия
2. Групповая форма работы.
3. Лекции, беседы
4. Психодиагностические методики.
5. Тематические родительские собрания, всеобучи
6.Школьные мероприятия спортивно - массовой, оздоровительной работы, Дни здоровья, акции за здоровый образ жизни.
Направления деятельности:
-Распространение информации о причинах, формах и последствиях употребления ПАВ
-Формирование у подростков навыков анализа и критической оценки информации о ПАВ и умения принимать правильные решения
-Предоставление альтернатив наркотизации с целью коррекции социально-психологических особенностей личности
-Целевая работа - оказание адекватной помощи в преодолении проблем, ведущих к появлению зависимости
-Взаимодействие с организациями и структурами, проводящими профилактическую работу
Ожидаемые результаты:
С целью эффективности данной программы, в начале программы и по её окончанию с детьми проводится социометрическая методика, анкетирование "Умеем ли мы общаться?" или "Мое поведение в конфликтной ситуации".
- расширение знаний и представлений учащихся о способах эффективного взаимодействия с людьми;
- умение применять на практике навыки конструктивного поведения в конфликтных ситуациях;
- оптимизация позитивного психологического климата в классе;
- практическое применение навыков эффективного общения.
Критерии эффективности:
С целью эффективности данной программы, в начале программы и по её окончанию с детьми проводится социометрическая методика, анкетирование "Умеем ли мы общаться?" или "Мое поведение в конфликтной ситуации".
-изменение стратегии поведения в конфликте;
- смещение ценностных ориентаций учащихся в сторону здоровых жизненных приоритетов.
Нормативно-правовое сопровождение программы
-Федеральная программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту»;
-Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89 и ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.90.
-Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде (Приказ МО РФ от 28.02.2000 N 619).
-«О мерах по предупреждению злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних и молодежи в 1999 - 2000 гг.» Приказ Минобразования России от 23.09.99 г. N 718;
-Отраслевой стандарт первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде (проект).
-Федеральный закон N 3266-1 от 10.06.92 «Об образовании» (в ред. ФЗ от 13.01.96 N12- ФЗ, от 16.11.1997 N 144-ФЗ, от 20.07.2000 N 102-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ)
-Федеральный закон от 24.07.98 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 20 июля 2000 г.)
Символ эмблемы - дети. Мальчик и девочка, сидящие на берегу реки - это новое поколение, которое стоит на берегу выбора жизненного пути. Солнечные лучи нежно согревают своим теплом малышей.
Волны жизни пробегают мимо них, открывая светлый путь в будущее. Чистый песок - не написанные страницы, которые предстоит написать им и воплотить в жизнь.
Детей оберегают надежные, верные, добрые руки взрослых.
Все в твоих руках! Сделай мир чище и добрее!
Основные направления и мероприятия по реализации программы
Класс
Направление
Название мероприятия
Форма
Ответственные
Сроки
5-е классы
Профилактика ПАВ
1.«Куда пропал аппетит»
( влияние никотина на пищеварительную систему)
Тренинговое занятие
Храмцова Л.А.
Февраль
.« Ах, эти вредные привычки, как с ними бороться!»
Тренинговое занятие
Храмцова Л.А.
Март
2 часа
Охрана репродуктивного здоровья
1.«Мы и наши привычки» (режим дня)
Кл.час
Кл.рук.
Ноябрь
2. « Мы и наши привычки»
( правила личной гигиены)
Встреча с мед.работником
Школьный мед. Работник
Декабрь
3. « Откуда берутся грязнули»
Игра-
путешествие
Храмцова Л.А.
апрель
Профилактика насилия в школьной среде
1.« Мы, наши недостатки и наши достоинства»
Тренинговое занятие
Психолог
Сентябрь
2. « Ребята, давайте жить дружно!»
3. « Портрет моего класса»
Кл час с элементами игры
Кл час с элементами игры
Иванова Т.П.
Кл.рук.
Октябрь
май
6-е классы
Профилактика ПАВ
1.« Реклама табака»
Тренинговое занятие
Иванова Т.П.
Декабрь
1,5 ч.
2. « Как влияет курение на молодой организм»
Тренинговое занятие
Храмцова Л.А.
март
3. « Развеем дым»
Тренинговое занятие
Иванова Т.П.
Апрель
1,5 ч.
Охрана репродуктивного здоровья
1.« Мы взрослеем»
беседа
Мед.работник
октябрь
Профилактика насилия в школьной среде
1.« Все мы такие разные»
Кл.час
Кл. рук
сентябрь
2. « Общение и умение слушать»
Тренинговое занятие
Социолог
ноябрь
7-е классы
Профилактика ПАВ
1.«Я хозяин своей судьбы»
Тренинговые занятия по курению
Храмцова Л.А.
валеолог
Декабрь
Февраль
Март
апрель
2. « Уверенное поведение. Умение сказать нет»
3. « Сделай правильный выбор»
4. « Баланс положительных и отрицательных сторон курения!»
Игра - соревнование
Храмцова Л.А.
май
Охрана репродуктивного здоровья
1.« Секреты красоты и здоровья»
Групповая работа
Храмцова Л.А.
октябрь
2. «Особенности подросткового возраста»
беседа
Мед.работник
сентябрь
Профилактика насилия в школьной среде
1.« Ты и твои друзья»
беседа
Социолог
ноябрь
8-е классы
Профилактика ПАВ
1.« Профилактика алкоголизма в подростковой среде».
Кл.час
Социолог
февраль
2. «Скажи алкоголю НЕТ!»
Тренинговое занятие
Иванова Т.П.
Март
апрель
3. Просмотр фильма:
« Правда и ложь об алкоголе"
Кл.рук.
май
Охрана репродуктивного здоровья
1.« Заблуждения о безвредности пива»
Профилактические занятия
Мед.работник, психолог
Октябрь
Ноябрь
декабрь
2.« Алкоголь и его влияние на репродуктивное здоровье»
3. Просмотр фильма
Профилактика насилия в школьной среде
1. « Закон и подросток»
Встреча с работниками полиции
сентябрь
9-10 классы
Профилактика ПАВ
1.« Всероссийские интернет - уроки антинаркотической зависимости. Просмотр и обсуждение фильмов».
Кл.рук
Ноябрь-декабрь
2. « Бездна, в которую надо заглянуть»
Круглый стол
Храмцова Л.А.
февраль
3. « Скажи наркотикам НЕТ!»
Тренинговое занятие
Храмцова Л.А.
март
Охрана репродуктивного здоровья
1.« Беседа с юношами и девушками по формированию сексуальной культуры»
Тренинговые занятия
Специалисты центра планирования семьи
ноябрь
2. « Горькие плоды
« сладкой жизни» или о тяжких последствиях употребления наркотиков»
3. « Профилактика инфекций передаваемых половым путём (ИППП)»
Беседа
Профилактические занятия
Встреча с врачами
Май
ноябрь
Профилактика насилия в школьной среде
1.Юридическая ответственность за совершение преступлений и правонарушений в сфере незаконного оборота наркотиков»
Круглый стол
Работник полиции
декабрь
2. « Толерантное отношение к ВИЧ инфецированным»
Тренинговые занятия
Храмцова Л.А.
ноябрь
Притча « Всё в твоих руках», стр.132, пособие РКК « Молодёжь против СПИДа»
В одном селении пронёсся слух о том, сто появился мудрец, который может ответить на любые вопросы. И тогда один молодой человек решил перехитрить мудреца. Он подумал: « Дай-ка я обману мудреца. Пойду в поле, поймаю бабочку и зажму её между ладоней (показать). Потом пойду к мудрецу и спрошу - жива бабочка или мертва. Если мудрец скажет жива, то я сожму ладони покрепче и скажу ему, что бабочка мертва. А если он скажет, что мертва, то я раскрою ладони и бабочка улетит». Как подумал, так и сделал. Пошёл он в поле, поймал бабочку и принёс её к мудрецу.
- Вот мудрец, у меня в руках бабочка, скажи мне, жива она или мертва?
Посмотрел мудрец внимательно на юношу и говорит « Всё в твоих руках!»
Используемая литература
1. Материалы предоставлены Центром планирования семьи и репродукции г. Пскова
2. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М., Интерпракс, 1994.
3. Рязанова Д.В. Тренинг с подростками. С чего начать? М., Генезис, 2003.
4. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. СПб., Речь, 2003.
5. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. СПб., Служба доверия, 1994.
6. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., Просвещение, 1991.
7. Мастеров Б.М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности. М., Интерпракс, 1994.
8. Киппер Дэвид. Клинические ролевые игры и психодрама. М., «Класс», 1993.
9. Формирование жизненных навыков»: программа профилактики поведенческих факторов риска у подростков. Н.А. Паршутин, Т.П. Симонятова. // Школа здоровья № 4, 1999г.
10. Психология подростка. Учебник под ред. А.А. Реана. СПб: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2003.
Рекомендуемая литература:
1.Козлов Н. Философские сказки для обдумывающих житье, или веселая книга о свободе и нравственности. М., Ребус, 1994.
2. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения. М., Генезис, 2001.
3. Леви В.А. Искусство быть собой. М., Знание, 1991.
4. Маюров А.Н., Маюров Я.А. Табачный туман обмана. Учебное пособие для ученика и учителя.7-11 классы. М.: Педагогическое общество России, 2004.
5.Белогуров С.Б. "Популярно о наркотиках и наркоманиях" - М., СПб, 1998
6.Березин С.В., Лисецкий К.С. Психология ранней наркомании.- Самара, 2000
7.Битенский В.С. и др. Наркомания у подростков. Киев .1988
8. Журавлёва О.В., Зуева С.П., Нижегородова М.Н. Программа «Путешествие во времени». // Работающие программы. Выпуск 4. М., 2000
9. Игры: обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрусинского -М., 1994
10. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. //Практическое руководство для школьного психолога..- М.,1997
11. Леванова Е.А. Готовясь работать с подростками. - М., 1993
12. Легальные и нелегальные наркотики; Практическое руководство по проведению уроков профилактики среди подростков в 2-х частях, СПб, 1996
13. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология. - М., 1991
14. Наркомании и токсикомании у несовершеннолетних и молодежи. Сб. научно-методических материалов под ред. Красильникова Г.Т. Новосибирск, 1995
15. О концепции профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде //Вестник образования. № 8.2000 г.
16. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании // Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой/ М, Изд-во Института психотерапии, 2000.
17. Причины распространения и пути профилактики наркомании. // Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2001.
18. Профилактика наркоманий и токсикоманий у подростков. Кемерово, 1997
19 Профилактика наркомании и алкоголизма в подростково-молодежной среде // Методическое пособие. М., 2000
20. Рудестам К.Э. Групповая психотерапия. СПб, 1998
21. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Программа формирования эдорового жизненного стиля. // Работающие программы. Выпуск 5.М., 2000.
22. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. М., 1999
23. Фопель К. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего.- М., 1999
24. Шаг за шагом от наркотиков. // Книга для родителей, СПб., 1999
-
Школа без наркотиков. Книга для педагогов и родителей. Под ред. Л.М.Щипицыной и Е.И.Казаковой, СПб, «Детство-Пресс», 2001.