Превентивная программа: Всё в твоих руках

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Утверждено

методическим советом школы

протокол №__ от 20__г.



МБОУ « Дедовичская средняя школа №2»





Превентивная Программа

« Всё в твоих руках»







Авторы: Храмцова Лариса Алексеевна-

учитель биологии, валеолог

Иванова Татьяна Павловна-

заместитель директора по ВР.

Консультант: Гайдук Ирина Николаевна -

специалист

по социальной работе

« Центра планирования семьи и репродукции»






Пояснительная записка

Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодняшняя статистика здоровья школьников просто ужасающая. Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны в том числе и педагоги. … Уверен: если приоритет здорового образа жизни будет в полной мере реализован в школе, то мы гораздо легче справимся и с формированием современной системы здравоохранения в целом.

(Послание Президента России Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 года)

Изменения в современном обществе непосредственно отражаются на социально-психологической атмосфере и в школе, и в семьях. Мы знаем, что в настоящее время члены семьи чаще заняты решением собственных проблем и материальной составляющей жизни. Поэтому они меньше беседуют друг с другом, редко проводят свободное время вместе. Недостаток общения в семье приводит к неумению детей конструктивно взаимодействовать с окружающими. Это чаще всего становится причиной частых ссор с одноклассниками (особенно на средней ступени обучения), поводом обращения родителей за помощью к социальному педагогу, психологу. В связи с этим, опираясь на знания возрастной психологии, и была составлена данная программа.

Обзор ситуации со злоупотреблением психоактивных веществ в подростково-молодежной среде в Северо-Западном регионе, в том числе и в Псковской области.

Доля курящих среди несовершеннолетних и молодежи 11-24 лет -

61,3 %. Средний возраст начала курения - 11,5 лет

Употребляют алкоголь 81,8% несовершеннолетних и молодежи 11-24 лет. Средний возраст начала потребления алкоголя - 13 лет

Потребляющих наркотические средства, или пробовавшие их хотя бы один раз, среди несовершеннолетних и молодежи 11-24 лет - 44,8%. Около 40,0% детей впервые встретились с наркотиком в возрасте от 11 до 14 лет

Из числа несовершеннолетних, злоупотребляющих ПАВ, впервые употребили наркотические средства :

32% - дома, на дискотеке, в клубах

52,3% - в компаниях

5,8% - в учебных заведениях

менее 4% - в одиночестве

Основную возрастную группу поведенческого риска составляют несовершеннолетние 11-17 лет, преимущественно юноши

Основными поставщиками наркотических средств являлись друзья и знакомые (75%)

Более 80% несовершеннолетних, употребляющие эпизодически или постоянно наркотические вещества, убеждены в своих возможностях прекратить наркотизацию при личном желании, хотя свыше 70% уже пробовали отказаться, но продолжают злоупотреблять наркотическими средствами.

В настоящее время в Дедовичской средней школе №2 работает дружный сплоченный коллектив, который работает над формированием личности, готовый к самоопределению и саморазвитию, обеспечивая право каждого ученика на получение образования в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.

В учебном процессе задействовано: 620 учащихся, 50 педагогов, 2 библиотекаря, педагог-психолог, социальный педагог, логопед, валеолог, медицинская сестра, врач стоматолог. В школе оборудована столовая, 2 спортзала, школьный музей, актовый зал, медицинский кабинет, кабинет стоматолога. В школе работают спортивные секции и кружки по интересам и предметные.

В соответствии с концепцией модернизации российского образования подготовлен проект концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования. Школа работает по своей модели предпрофильной подготовки и профильного обучения. Особое значение в образовательном процессе в нашей школе уделяется работе с одаренными детьми.

Воспитательная работа организована в соответствии с принципами личностно ориентированного подхода в воспитании: -признание личности ребенка высшей социальной ценностью; -принятие ребенка таким как он есть;

-отсутствие попытки переделать его, но уметь влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном человеке в частности.

Основные проблемы, выявленные в школе в результате мониторинга здоровья:

-Высокий уровень хронических заболеваний учащихся

-Не сформирована культура досуга школьников

-Незначительный процент учащихся, посещающих спортивные секции

-Негативное отношение к урокам физической культуры у большого количества детей

-Низкая мотивация образовательной деятельности

-Не сформирована культура здорового питания

-Высокая заболеваемость педагогов.









Цель:

- создание здоровьесберегающиющей среды, направленной на сохранение, укрепление здоровья УОП

Задачи:

-предоставление достоверной информации, формирование базовых понятий из области психологии общения, психологии конфликтологии;

- развитие умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражение чувств других людей;

- развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях;

Участники программы:

-Учащиеся 5-10 классов;

-Классные руководители;

-Учителя - предметники (ОБЖ, биология, физкультура и др.);

-Медицинская сестра, закреплённая за учреждением;

-Врачи - специалисты, по приглашению(стоматолог, нарколог, гинеколог);

-Школьная служба сопровождения (психолог, логопед, социальный педагог);

-Родители.

Формы и методы организации работы:

1. Тренинговые занятия

2. Групповая форма работы.

3. Лекции, беседы

4. Психодиагностические методики.

5. Тематические родительские собрания, всеобучи

6.Школьные мероприятия спортивно - массовой, оздоровительной работы, Дни здоровья, акции за здоровый образ жизни.

Направления деятельности:

-Распространение информации о причинах, формах и последствиях употребления ПАВ

-Формирование у подростков навыков анализа и критической оценки информации о ПАВ и умения принимать правильные решения

-Предоставление альтернатив наркотизации с целью коррекции социально-психологических особенностей личности

-Целевая работа - оказание адекватной помощи в преодолении проблем, ведущих к появлению зависимости

-Взаимодействие с организациями и структурами, проводящими профилактическую работу



Ожидаемые результаты:

С целью эффективности данной программы, в начале программы и по её окончанию с детьми проводится социометрическая методика, анкетирование "Умеем ли мы общаться?" или "Мое поведение в конфликтной ситуации".

- расширение знаний и представлений учащихся о способах эффективного взаимодействия с людьми;

- умение применять на практике навыки конструктивного поведения в конфликтных ситуациях;

- оптимизация позитивного психологического климата в классе;

- практическое применение навыков эффективного общения.

Критерии эффективности:

С целью эффективности данной программы, в начале программы и по её окончанию с детьми проводится социометрическая методика, анкетирование "Умеем ли мы общаться?" или "Мое поведение в конфликтной ситуации".

-изменение стратегии поведения в конфликте;
- смещение ценностных ориентаций учащихся в сторону здоровых жизненных приоритетов.

Нормативно-правовое сопровождение программы

-Федеральная программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту»;

-Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89 и ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.90.

-Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде (Приказ МО РФ от 28.02.2000 N 619).

-«О мерах по предупреждению злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних и молодежи в 1999 - 2000 гг.» Приказ Минобразования России от 23.09.99 г. N 718;

-Отраслевой стандарт первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде (проект).

-Федеральный закон N 3266-1 от 10.06.92 «Об образовании» (в ред. ФЗ от 13.01.96 N12- ФЗ, от 16.11.1997 N 144-ФЗ, от 20.07.2000 N 102-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ)

-Федеральный закон от 24.07.98 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 20 июля 2000 г.)

Превентивная программа: Всё в твоих руках.

Символ эмблемы - дети. Мальчик и девочка, сидящие на берегу реки - это новое поколение, которое стоит на берегу выбора жизненного пути. Солнечные лучи нежно согревают своим теплом малышей.

Волны жизни пробегают мимо них, открывая светлый путь в будущее. Чистый песок - не написанные страницы, которые предстоит написать им и воплотить в жизнь.

Детей оберегают надежные, верные, добрые руки взрослых.

Все в твоих руках! Сделай мир чище и добрее!

Основные направления и мероприятия по реализации программы


Класс

Направление


Название мероприятия

Форма

Ответственные

Сроки

5-е классы

Профилактика ПАВ

1.«Куда пропал аппетит»

( влияние никотина на пищеварительную систему)

Тренинговое занятие

Храмцова Л.А.

Февраль

.« Ах, эти вредные привычки, как с ними бороться!»


Тренинговое занятие



Храмцова Л.А.


Март

2 часа

Охрана репродуктивного здоровья






1.«Мы и наши привычки» (режим дня)

Кл.час


Кл.рук.


Ноябрь


2. « Мы и наши привычки»

( правила личной гигиены)

Встреча с мед.работником

Школьный мед. Работник

Декабрь


3. « Откуда берутся грязнули»

Игра-

путешествие

Храмцова Л.А.

апрель

Профилактика насилия в школьной среде






1.« Мы, наши недостатки и наши достоинства»

Тренинговое занятие


Психолог


Сентябрь


2. « Ребята, давайте жить дружно!»

3. « Портрет моего класса»

Кл час с элементами игры


Кл час с элементами игры

Иванова Т.П.



Кл.рук.

Октябрь



май


6-е классы

Профилактика ПАВ




1.« Реклама табака»

Тренинговое занятие

Иванова Т.П.

Декабрь

1,5 ч.

2. « Как влияет курение на молодой организм»

Тренинговое занятие


Храмцова Л.А.


март

3. « Развеем дым»

Тренинговое занятие

Иванова Т.П.

Апрель

1,5 ч.


Охрана репродуктивного здоровья


1.« Мы взрослеем»

беседа

Мед.работник

октябрь

Профилактика насилия в школьной среде

1.« Все мы такие разные»

Кл.час

Кл. рук

сентябрь

2. « Общение и умение слушать»

Тренинговое занятие

Социолог

ноябрь

7-е классы

Профилактика ПАВ






1.«Я хозяин своей судьбы»

Тренинговые занятия по курению

Храмцова Л.А.

валеолог

Декабрь

Февраль

Март

апрель

2. « Уверенное поведение. Умение сказать нет»

3. « Сделай правильный выбор»

4. « Баланс положительных и отрицательных сторон курения!»

Игра - соревнование

Храмцова Л.А.

май


Охрана репродуктивного здоровья

1.« Секреты красоты и здоровья»

Групповая работа


Храмцова Л.А.


октябрь

2. «Особенности подросткового возраста»

беседа

Мед.работник

сентябрь

Профилактика насилия в школьной среде

1.« Ты и твои друзья»

беседа

Социолог


ноябрь

8-е классы

Профилактика ПАВ


1.« Профилактика алкоголизма в подростковой среде».

Кл.час


Социолог



февраль

2. «Скажи алкоголю НЕТ!»

Тренинговое занятие

Иванова Т.П.


Март

апрель

3. Просмотр фильма:

« Правда и ложь об алкоголе"

Кл.рук.


май

Охрана репродуктивного здоровья

1.« Заблуждения о безвредности пива»

Профилактические занятия

Мед.работник, психолог

Октябрь

Ноябрь

декабрь

2.« Алкоголь и его влияние на репродуктивное здоровье»

3. Просмотр фильма

Профилактика насилия в школьной среде

1. « Закон и подросток»

Встреча с работниками полиции


сентябрь

9-10 классы

Профилактика ПАВ


1.« Всероссийские интернет - уроки антинаркотической зависимости. Просмотр и обсуждение фильмов».






Кл.рук





Ноябрь-декабрь

2. « Бездна, в которую надо заглянуть»

Круглый стол


Храмцова Л.А.


февраль

3. « Скажи наркотикам НЕТ!»

Тренинговое занятие

Храмцова Л.А.

март


Охрана репродуктивного здоровья

1.« Беседа с юношами и девушками по формированию сексуальной культуры»

Тренинговые занятия





Специалисты центра планирования семьи


ноябрь

2. « Горькие плоды

« сладкой жизни» или о тяжких последствиях употребления наркотиков»


3. « Профилактика инфекций передаваемых половым путём (ИППП)»

Беседа








Профилактические занятия

Встреча с врачами




Май








ноябрь

Профилактика насилия в школьной среде

1.Юридическая ответственность за совершение преступлений и правонарушений в сфере незаконного оборота наркотиков»

Круглый стол







Работник полиции






декабрь

2. « Толерантное отношение к ВИЧ инфецированным»

Тренинговые занятия

Храмцова Л.А.

ноябрь

Притча « Всё в твоих руках», стр.132, пособие РКК « Молодёжь против СПИДа»

В одном селении пронёсся слух о том, сто появился мудрец, который может ответить на любые вопросы. И тогда один молодой человек решил перехитрить мудреца. Он подумал: « Дай-ка я обману мудреца. Пойду в поле, поймаю бабочку и зажму её между ладоней (показать). Потом пойду к мудрецу и спрошу - жива бабочка или мертва. Если мудрец скажет жива, то я сожму ладони покрепче и скажу ему, что бабочка мертва. А если он скажет, что мертва, то я раскрою ладони и бабочка улетит». Как подумал, так и сделал. Пошёл он в поле, поймал бабочку и принёс её к мудрецу.

- Вот мудрец, у меня в руках бабочка, скажи мне, жива она или мертва?

Посмотрел мудрец внимательно на юношу и говорит « Всё в твоих руках!»

Используемая литература

1. Материалы предоставлены Центром планирования семьи и репродукции г. Пскова

2. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М., Интерпракс, 1994.

3. Рязанова Д.В. Тренинг с подростками. С чего начать? М., Генезис, 2003.

4. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. СПб., Речь, 2003.

5. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. СПб., Служба доверия, 1994.

6. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., Просвещение, 1991.

7. Мастеров Б.М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности. М., Интерпракс, 1994.

8. Киппер Дэвид. Клинические ролевые игры и психодрама. М., «Класс», 1993.

9. Формирование жизненных навыков»: программа профилактики поведенческих факторов риска у подростков. Н.А. Паршутин, Т.П. Симонятова. // Школа здоровья № 4, 1999г.

10. Психология подростка. Учебник под ред. А.А. Реана. СПб: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2003.





Рекомендуемая литература:

1.Козлов Н. Философские сказки для обдумывающих житье, или веселая книга о свободе и нравственности. М., Ребус, 1994.

2. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения. М., Генезис, 2001.

3. Леви В.А. Искусство быть собой. М., Знание, 1991.

4. Маюров А.Н., Маюров Я.А. Табачный туман обмана. Учебное пособие для ученика и учителя.7-11 классы. М.: Педагогическое общество России, 2004.

5.Белогуров С.Б. "Популярно о наркотиках и наркоманиях" - М., СПб, 1998

6.Березин С.В., Лисецкий К.С. Психология ранней наркомании.- Самара, 2000

7.Битенский В.С. и др. Наркомания у подростков. Киев .1988

8. Журавлёва О.В., Зуева С.П., Нижегородова М.Н. Программа «Путешествие во времени». // Работающие программы. Выпуск 4. М., 2000

9. Игры: обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрусинского -М., 1994

10. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. //Практическое руководство для школьного психолога..- М.,1997

11. Леванова Е.А. Готовясь работать с подростками. - М., 1993

12. Легальные и нелегальные наркотики; Практическое руководство по проведению уроков профилактики среди подростков в 2-х частях, СПб, 1996

13. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология. - М., 1991

14. Наркомании и токсикомании у несовершеннолетних и молодежи. Сб. научно-методических материалов под ред. Красильникова Г.Т. Новосибирск, 1995

15. О концепции профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде //Вестник образования. № 8.2000 г.

16. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании // Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой/ М, Изд-во Института психотерапии, 2000.

17. Причины распространения и пути профилактики наркомании. // Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2001.

18. Профилактика наркоманий и токсикоманий у подростков. Кемерово, 1997

19 Профилактика наркомании и алкоголизма в подростково-молодежной среде // Методическое пособие. М., 2000

20. Рудестам К.Э. Групповая психотерапия. СПб, 1998

21. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Программа формирования эдорового жизненного стиля. // Работающие программы. Выпуск 5.М., 2000.

22. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. М., 1999

23. Фопель К. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего.- М., 1999

24. Шаг за шагом от наркотиков. // Книга для родителей, СПб., 1999

  1. Школа без наркотиков. Книга для педагогов и родителей. Под ред. Л.М.Щипицыной и Е.И.Казаковой, СПб, «Детство-Пресс», 2001.




© 2010-2022