Выступление на педсовете на тему Духовно-нравственное воспитание учащихся (из опыта работы классного руководителя)

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление Бочаровой Ольги Васильевны на педсовете, посвящённому духовно-нравственному воспитанию.


Вначале выступления мною предлагается оценить по пятибалльной шкале (отметки не повторяются) пятерых персонажей сказки - короля, королеву, возлюбленного королевы, разбойников, рыбака. Сказка зачитывается без обсуждения, а после выставления оценок обсуждаем персонажей, их действия и баллы: в некотором царстве, в некотором государстве жил был король со своей королевой. Король был очень мудр и ответственен. Во время его правления государство становилось богаче и сильнее, и все в государстве и за пределами его уважали короля и считали его одним из лучших правителей. Жена у короля была необыкновенно красива, и они составляли прекрасную пару. Однако у королевы был возлюбленный, во время тайных встреч с которым она испытывала абсолютное счастье и гармонию. Королеве было тяжело обманывать мужа и продолжать с ним жить, поэтому она собрала узел с вещами и тайком в одну из поздних тёмных ночей ушла из дворца. По дороге к дому своего возлюбленного королеве нужно было перейти через мост, на котором промышляли разбойники. Увидев королеву с вещами, разбойники предложили ей два выхода: или она возвращается во дворец, а они ничего никому не рассказывают, или она отдаёт свой узел и проходит на другой берег. Королева не раздумывая, отдала вещи и перешла мост. Придя в дом возлюбленного, сообщила ему о том, что она ушла от короля из дворца и пришла к нему, чтобы прожить всю жизнь вместе. На что возлюбленный в недоумении ответил, что она ему тут не нужна. Он любит богатую прекрасную королеву во дворце, а жить с нею как с обычной женщиной никогда не собирался. Убитая горем и потерявшая свою любовь королева, решила вернуться к королю, но подойдя к реке, поняла, что через мост ей не перейти - ведь у неё нечем заплатить. Она спустилась к реке и стала горько плакать от безысходности. А по реке на лодке ходил рыбак, который занимался своим промыслом. Увидев у берега женщину, он направился к ней. В плачущей рыбак узнал королеву и понял, что ей надо на другой берег. Не спросив ничего и ничего не потребовав, он посадил королеву в лодку, накрыл её своим плащом и переправил через реку. Королева вернулась во дворец, но не смогла обманывать мужа и рассказала ему обо всех ночных событиях. Король внимательно выслушал жену и … простил её.

После обсуждения делаем вывод: оценки, выставленные слушателями, субъективны и зависят от личного внутреннего отношения к событиям и персонажам, т. е. от сформированной у себя нравственности.

Нравственность - в более узком значении - это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле - в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида (термин «нравственность» чаще употребляется в речи и литературе как синоним морали, иногда этики).

Викисловарь: 1) совокупность норм поведения человека в обществе; 2) внутренние качества человека, определяющие соответствие его поведения этим нормам; так же выражение таких качеств (например: «Это был храбрый и толковый начальник, но нравственности низкой - сухой и беспринципный, эгоист, не брезговавший ничем ради карьеры». П.Н.Врангель. «Записки», 1921г. Цитата из «Национального корпуса русского языка»).

Говоря о нравственном воспитании нельзя забывать, что воспитание само по себе процесс непрерывный, не еженедельный классный час, а ежеминутный пока мы находимся рядом с ребёнком или даже не находимся (наше отсутствие). Воспитывать личность, как известно, может только сама личность, поэтому я себе ставлю задачей - создать условие в классе для того, чтобы личности 6-го класса задумались над своими качествами, принять участие в том, чтобы им захотелось изменить что-то в себе. А что личность может изменить в себе с моим участием? Наверное, то, что стоит на внешних её характеристиках, а именно: структуру направленности и опыт. Напомню структуру личности (по Платонову): темперамент; свойства памяти, внимания и мышления; опыт - знания, умения, привычки, навыки; структура направленности - ценности, смыслы, увлечённости. Эти качества пронизываются потребностями, способностями, характером и я-концепцией.

Исходя из вышеизложенного, ещё с пятиклассниками воспитательную работу в нравственном направлении начинаю с того, что дети анализируют ситуации, происходящими не с ними (но этот подбор детей сложный, поэтому обсуждаем истории, происходящие с учащимися класса). Хорошим подспорьем являются басни Л.Н.Толстого «Галка и голуби», «Дед и внучек», «Два товарища», «Лгун» и другие. Из дискуссии делаем выводы (правила поведения) и проводим рефлексию. Дети отвечают на вопросы: что узнал нового? Что чувствовал, когда слушал? Что ты узнал о себе?

Следующий этап - «Познай себя» (а я во время проведения тематических классных часов этого направления или упражнений , вплетённых в структуру нетематических классных часов познаю их). Упражнения и диагностические методики беру в основном из справочника классного руководителя: «фотография», «урок физкультуры», «письмо островитянину», «перевоплощение», «моих 10 Я», «нарисовать своё Я», «мой дракон», «я в классе, дома, среди друзей», «кто я, какой я» и другие. Дети правдиво отвечают на подобные исследования, если я участвую наравне с ними и отвечаю откровенно (ведь их обмануть нельзя - они тоже изучают меня!) После таких упражнений и тематических классных часов проводим рефлексию.

Третий этап - «Познай других». Он интересен тем, что во время проведения упражнений «если бы я был тобой», «я такой же как ты», «угадай, о ком говорим», «я тебя знаю» и других ребёнок познаёт других, а те познают его. Особенно интересно при проведении рефлексии слышать ответы на вопрос: что ты узнал о себе? Раньше дети отвечали на вопрос, что они узнали о себе от себя, а теперь - что узнали о себе от других? Главное в этой ситуации мне быть очень тактичной и создать добрую атмосферу.

Неудачным в этом классе оказалось проведение игр: «пройди по линии», «спаси товарища» и подобные им. При проведении их я лишний раз убедилась, что школа - это срез общества. Причём, дети всегда отличались максимализмом, на их жизненный опыт огромное влияние оказывают СМИ, интернет, компьютерные игры. Окружающая их действительность и просмотр телепрограмм учит их жестокости, цинизму и в меньшей степени состраданию, взаимовыручке или доброте. Дети не «спасают» сначала девочек, а «спасают» тех, кто может оплатить спасение, быть выгодным впоследствии. Причём, при обсуждении игры, участники дают аргументированные обоснования своим действиям и переубедить их даже тем, чтобы представить себя в тонущей лодке и ждущих спасения, невозможно. У большинства возникает злоба и только. Остаётся надежда, что кропотливая работа по нравственному воспитанию еще может изменить эти юные личности.

Зато удачно проходят классные часы-размышления о вреде наркомании, алкоголизма, табакокурения. Обычно такие классные часы проходят в форме кругового общения - выявляем причины и последствия вредных привычек, обычно мною проводится экспериментально (свёртываемость белка в спирте и подобные показательные опыты) - информационная часть, а потом дети по группам работают над мини-проектами по созданию способов выхода из сложившихся ситуаций или способов предупреждения этих смертельно опасных привычек.

Это не все мероприятия по работе в классе по нравственному воспитанию проводимые мною, но самые простые и малозатратные в плане подготовки классного руководителя к ним и, как я считаю, достаточно эффективные. После их проведения можно с детьми отдельно говорить о толерантности, то есть терпимости. Ребята должны понять, что никто не идеален, даже каждый из них. Что есть качества личности, которые терпят у них, и они должны терпеть что-то в других.

Как я уже говорила ранее, школа - срез общества. Мы живём в светском государстве, следовательно, должны брать оттуда мораль и выдвигать требования к нравственности надо оттуда! Только Российское государство настолько несовершенно устроено и понятие «демократии» так сильно искажено, что приходится вводить в школе предметы, связанные с историей религий. Ведь нравственные качества и требования прописаны только в Библии или Коране, или в Талмуде и так далее. Но взаимоотношения между религиями несколько проблематичны, поэтому преподавать такой предмет нельзя однобоко, чтобы не углубить раскол тем более в свете последних событий и процессов в нашем многоконфессиональном и многонациональном обществе. Лично я ещё не готова к включению в план воспитательной работы подобные тематические классные часы, хотя они несомненно повысят культуру детей. В последнее время светским обществом молодёжи предложена только одна идея - идея волонтёрства. Если оно получит должное развитие, это будет мощным рычагом в духовно-нравственном воспитании учащихся.

© 2010-2022