Доклад Причины нежелательного поведения подростков и их коррекция

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Причины нежелательного поведения подростков и их коррекция

Автор: Мацакова Галина Алексеевна,

учитель специальных (коррекционных) классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа»

села Усть- Вымь Республики Коми

Самые трудные вопросы, на которые учитель или воспитатель далеко не всегда может ответить таков: «Почему ребёнок не хочет учиться, выполнять предъявляемые ему требования? Почему поступает не так, как этого хочет учитель?» Однозначно ответить, действительно, трудно, потому что причин, которые вызывают такое поведение ребёнка очень много. Они и в различных потребностях, и в типе темперамента, и во внешних факторах, оказывающих определённое влияние и вызывающих ту или иную реакцию. Поэтому выявить комплекс причин в каждом конкретном случае очень нелегко. А, не определив причин, не подберёшь и соответствующих средств коррекции.

Основная задача, поставленная в данной работе- это помощь, прежде всего педагогам, работающим с учащимися с трудным поведением, а также с детьми с ограниченными возможностями, то есть с детьми с отклонениями в умственном развитии.

Данная проблема требует комплексного подхода. В первую очередь необходимо выявить те причины, которые порождают негативное поведение подростков, во- вторых, необходимо найти пути, средства, при помощи которых необходимо данные причины устранить. Эти причины могут быть и в самом ребёнке, но иногда и в педагогических ошибках педагогов.

Если же своевременно не обратить на них внимание и не принять необходимые меры, то нежелательные явления неизбежно станут необратимыми, усугубляя со временем отрицательные черты личности.

Причин (мотивов) неадекватного поведения подростков много, они разнообразны. Наиболее существенными являются особенности психики детей с отклонениями в развитии.

  1. Особенности психики детей с отклонениями в развитии.

Умственная отсталость- это не только отставание в учёбе от своих сверстников, но и это изменения всей психики ребёнка, всей личности в целом, являющиеся результатом перенесённых органических повреждений центральной нервной системы. Это такое развитие, даже, скорее всего, атипия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение и физическое развитие. Такой диффузный характер патологического развития умственно отсталых детей вытекает из особенностей их высшей нервной деятельности, то есть идёт недоразвитие высших психических функций и поведения. У детей с отставанием в умственном развитии имеются довольно серьёзные изменения в условно- рефлекторной деятельности, поэтому с большим трудом формируются нормы поведения, идёт разбалансированность процессов возбуждения и торможения, а также нарушения взаимодействия сигнальных систем. Всё это является физиологической основой для аномального психического развития, включая процессы познания, эмоции, волю, в том числе, и поведение, и личность в целом.

  1. Подростковый кризис.

В 12- 14 лет в развитии ребят наступает переломный момент, известный в психологии под названием «Подростковый кризис». Внешне это проявляется в грубости и нарочитости поведения подростка, стремление поступать наперекор требованиям взрослых, в игнорировании замечаний и т. д.. Подростковый кризис является пиком переходного периода от детства к взрослости. Переход к взрослости- один из самых сложных периодов в жизни подростка. Кризисный характер перехода к взрослости свидетельствует о том, что у подростка появились новые потребности, удовлетворение которых серьёзно затруднено. Причиной его традиционно считается противоречие между устремлениями ребёнка и теми требованиями, которые продолжают предъявлять взрослые, не учитывающие изменения в его психическом развитии. Подростковый кризис отличается остротой и продолжительностью. Это связано с быстрым темпом физического и умственного развития подростков, приводящего к образованию таких потребностей, которые не могут быть удовлетворены в силу недостаточной социальной зрелости школьников.

Подростковый кризис отличается ещё и тем, что в процессе его протекания очень важными оказываются внутренние факторы: запреты, которые подросток накладывает на самого себя, привычки и черты характера, мешающие ему осуществить желаемое.

Серьёзно влияют и внешние условия. Постоянный контроль со стороны взрослых, зависимость и опека, от которых подросток всеми силами стремится освободиться, чтобы принимать самостоятельные решения и действовать по своему усмотрению, усугубляют кризисные явления.

В этот период у подростков наблюдается неустойчивость характера. Эта неустойчивость проявляется в отношении воздействия извне. Они не хотят учиться, работать, и они сами об этом говорят открыто. У них появляются такие признаки отрицательного характера, как агрессивность, колебания в аффективной среде, обострённая сексуальность, бродяжничество, лживость, они склонны к злоупотреблению спиртных напитков, нет серьёзных планов на будущее, живут текущим днём. Также наблюдается расторможенность влечений. Такие подростки являются соучастниками отчаянных поступков и правонарушений.

Образно говоря, они представляют собой «нездоровую поросль в лесу человеческого общества». Если тщательно «докопаться» до корней этой «поросли», то мы увидим, как из неё вырастает «ядовитое» растение, травмирующее общество, идя на преступления.

Этого, конечно, допустить нельзя.

Поэтому коррекционная работа требует от педагога большого терпения, мягкости, строгости, настойчивости, взаимопонимания и систематичности. Каждый педагог должен стремиться быть идеалом и другом, которому можно доверять и, и который всегда даст совет подростку в любой трудной ситуации. Подростки с диванным поведением должны всегда быть на контроле, над ними должен осуществляться постоянный контроль.

Дети достаточно быстро признают свои ошибки и поддаются коррекции, если рядом с ними находится любимый, понимающий их учитель. Они сами нередко ищут выход из психотравмирующей обстановки, желают установить контакт со взрослыми, которые, как правило, их не понимают, и избежать наказаний, которым постоянно подвергаются.

Первое, к чему, безусловно, надо стремиться, это чтобы в педагоге подросток увидел во взрослых искренних, понимающих друзей, способных ему помочь.

Добиться этого очень непросто, так как у таких детей уже выработана отрицательная установка на всех взрослых, которые, на их взгляд, только и делают, что вызывают их к совести, стыдят, поучают, ругают и наказывают, а нередко и унижают. Эту установку необходимо снять, изменить отношения между подростком и взрослым, принять ребёнка таким, какой он есть на самом деле, а отношения должны складываться на взаимопонимании, доброжелательности и сотрудничестве.

  1. Половое созревание подростка.

Подростковый возраст- это период полового созревания, который влечёт за собой повышенную эмоциональную возбудимость, неудовлетворённость, импульсивность, появление и развитие новой для ребёнка потребности- полового влечения, что также отражается на поведении подростка.

При половом созревании у подростков половых гормонов вырабатывается больше, чем у взрослых (идёт усиленная деятельность половых желёз). Подросток не может реализовать свои огромные энергетические возможности, и его скрытая энергия выливается то в упрямство и непослушание, то в грубость и раздражение, то в негативизм, то в неадекватные поступки и хулиганские выходки. Часто причиной является то, что подростку кажется, что его никак не понимают взрослые, зато понимают такие же его сверстники, и ребёнок с идёт туда, где его выслушают и поймут. Это часто бывает не самым лучшим вариантом, так как в обществе подростков часто лидером бывает или взрослый человек, или подросток отрицательного поведения.

Для того, чтобы избежать ошибок в отношениях с подростком, нужно предъявлять ему посильные требования, избегая в учебном плане перегрузок, обеспечить достаточную двигательную активность (привлечь к занятиям спортом), установить режим дня (недопустимы недосыпания), привлечь к участию в общественной жизни, широко привлекать к правильному образу жизни. Необходимо, чтобы подросток понимал его нужность обществу, чтобы чувствовал любовь со стороны родителей и окружающих.

Педагогам необходимо больше привлекать подростков к труду, умственным занятиям, игре и т.д.. Ребёнок, жизнь которого не организована, который не знает, чем ему заняться от скуки, часто легко становится жертвой преступных групп, а иногда даже идёт на суицид. Поэтому педагогам и родителям ребёнка надо просто понять, выслушать, главное, чтобы он знал, что его любят таким, какой он есть,- с его достоинствами и недостатками, что его всегда поймут и поддержат.

Подросток в большей степени должен действовать, исходя из своих внутренних побуждений, а его деятельность должна оцениваться окружающими правильно. Отрицательно сказываются на характере подростка различные дефекты воспитания. Это такие, как нарушение развития эмоциональной сферы, которое проявляется в поверхностности чувств, их быстром угасании, а также бедности эмоциональной жизни, т.е. узости круга явлений, событий окружающего, которые способны вызвать эмоциональный отклик. Дефекты эмоциональной сферы очень существенны для человека, потому что механизм эмоций необходим для регуляции поведения и деятельности человека, и, чем лучше этот механизм функционирует, тем устойчивее психическая деятельность, тем его поведение гармоничнее и более адекватное. Поведение подростков, у которых нарушения в эмоциональной сфере импульсивны, часто испытывают внутреннюю неуверенность в себе, а это порождает, в свою очередь, или неуверенность в поведении или же, напротив, недостаточно понятную окружающим агрессивность, жестокость, мелочную требовательность.

Одним из видов коррекционной работы является психогимнастика, специальные занятия, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики. У детей, которые занимаются психогимнастикой, вырабатываются положительные черты характера, изживаются невротические проявления в поведении.

Другим дефектом воспитания является безответствнность, т.е. неспособность или нежелание человека предвидеть или учитывать последствия своих поступков.

Также немаловажным является дефект воспитания, который отчётливо проявляется в подростковом возрасте- недостаточная уверенность в себе, повышенная тревожность. Недостаток внимания, поддержки, одобрения окружающих ведёт к формированию у ребёнка таких черт личности, как неуверенность и тревожность, отсутствие безопасности, защищённости в поведении.

Коррекция здесь должна быть направлена на интенсивность общения и взаимодействия с окружающими. Отсюда вытекает то, что педагоги и родители не должны допускать ошибок при общении с подростками, т.к. они могут способствовать возникновению стойких психологических барьеров, при помощи которых изменится отношение не только к конкретному человеку, но и ко всему обществу в целом.

Общению с подростком необходимо учиться. И достичь успеха сможет тот педагог, который учитывает требования в общении с ребёнком. В общении необходимо создать вокруг подростка зону безопасности. Педагог должен жить вместе с детьми, а не «над ними», помогать выстраивать каждому собственный путь, а не вести за собой, не учить, а содействовать ребёнку в том, чтобы тот осмысленно принимал действия, необходимо вместе с ребёнком преодолевать все трудности, а не отпускать его в «свободное плавание». Также необходимо наладить отношения «учитель- ученик». Необходимо создавать условия, обеспечивающие добровольный выбор и соблюдение нравственных норм поведения. Педагог должен быть чутким психологом. Изучая воспитанника, ведя за ним контроль, учитель устанавливает степень работоспособности и выносливости, тип характера и темперамент, чтобы корректировать отрицательные черты в поведении и характере, изменить его к лучшему. Педагогу нужно сотрудничать с подростками, устанавливать деловые, духовно- эстетические контакты, учиться культуре общения, где должны быть душевная теплота, благожелательность, доверие, открытость, искренность.

Изменить негативное поведение ребёнка- это значит устранить комплекс причин, изменить отношение к нему, отрицательную установку на него, создать условия для достижения успеха в познавательной и общественно полезной деятельности, для реализации его потребностей в самостоятельности и самоутверждении.

Педагоги, испытывающие трудности в организации детей, гораздо чаще прибегают к дисциплинирующим воздействиям, к которым относятся разного рода замечания, повышенный тон разговора. Наилучших результатов достигают те педагоги, которые умеют создавать благоприятную нравственную атмосферу, правильные отношения с подростками. Педагоги, у которых сложились хорошие взаимоотношения с ребятами, как правило, применяют меньше педагогических воздействий при более высокой их эффективности.

Использованная литература:

1.Журналы «Дефектология» и «Воспитание школьника», разделы «Работа с подростками»;

2.В.П.Кащенко «Педагогическая коррекция»;

3.И.С.Кон «Психология старшеклассника»;

4.К.Н.Волков «Психологи о педагогических проблемах»;

5.Н.В.Жутикова «Психологические уроки обыденной жизни»;

6.Д.В.Колесов «Предупреждение вредных привычек у школьников»



© 2010-2022