Конспект урока по литературному чтению Красота спасет мир

Тема: «Красота спасет мир»Цель урока: формирование умения понимания авторского замысла сказки С. Козлова «Как Ежик с Медвежонком протирали звезды»Задачи урока:•          Активизировать чувственное восприятие художественного слова, способствовать образному восприятию текстов. Обогащать словарный запас,  формировать читательскую компетенцию.•          Способствовать развитию воображения, связной речи, художественного литературного вкуса, навыков формулирования выводов, умения анализировать; развив...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Перекрестова Галина Ивановна

МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов

с. Тербуны Липецкой области

Литературное чтение 4 класс

Тема: «Красота спасет мир»

Цель урока: формирование умения понимания авторского замысла сказки С. Козлова «Как Ежик с Медвежонком протирали звезды»

Задачи урока:

• Активизировать чувственное восприятие художественного слова, способствовать образному восприятию текстов. Обогащать словарный запас, формировать читательскую компетенцию.

• Способствовать развитию воображения, связной речи, художественного литературного вкуса, навыков формулирования выводов, умения анализировать; развивать речь, дикцию, артикуляционной аппарат; работать над выразительным чтением;

• Воспитывать интерес к детской литературе и любовь к родине через красоту природы.

Планируемые результаты:

1. Личностные результаты учащихся:

o Позитивное творческое отношение к действительности.

o Уметь выражать и отстаивать свою позицию.

o Вырабатывать привычку рефлексии.

2. Метапредметные:

o Развивать чувство прекрасного.

o Вырабатывать умения слушать и говорить.

3. Предметные:

o Совершенствовать навык чтения.

o Учиться основам литературного анализа произведений разного жанра.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, звездочки, чистые листы.

Методы и приёмы: беседа, «Кластер», выборочное чтение, словесное рисование, чтение «по цепочке», с остановками, синквейн.

Продолжительность урока - 45 минут.






Этап урока

Содержание

Фомирование УУД

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть!

Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание выявлять новое.

Коммуникативные:

- формирование умения слушать и слышать.

II. Релаксация. (звучит музыка)

- Ребята, закройте глаза и представьте, что в вашем сердце зажглась маленькая звездочка. А теперь откройте их, приложите руки к груди. Мысленно направьте к звездочке лучик, который несет любовь. Вы чувствуете, как звездочка увеличилась!? Направляем к ней лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Вы чувствуете, какой большой и яркой стала ваша звездочка. Пусть она несет это тепло всем, заряжает вас энергией, будит воображение. Вот с таким настроением мы и начнем наш урок литературного чтения.

III. Введение в тему. Постановка целей и задач урока.

1 . Определение темы урока.














2. Речевая разминка.

- Давайте попробуем определить тему нашего урока.

- Посмотрите вокруг. Как прекрасен мир, который нас окружает! Как можно одним словом назвать всё красивое прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. (КРАСОТА). Это и будет первым словом в теме нашего урока.

Следующее слово - это имя существительное, которое обозначает весь земной шар, а так же людей, его населяющих. (МИР)

КРАСОТА … МИР.

А связаны эти слова между собой глаголом, значение которого «избавить от чего-то опасного, страшного» (СПАСТИ)

КРАСОТА СПАСЁТ МИР

- Как вы понимаете это выражение?

- Что представляете, когда слышите слово «красота»?

- А какая красота для вас важнее?

Эпиграфом к нашему уроку станут слова Михаила Спарта́ковича Пляцковского.

«Живет повсюду красота,

Живет не где-нибудь, а рядом,

Всегда открыта нашим взглядам,

Всегда доступна и чиста.

Живет повсюду красота…»

М. Пляцковский

- Вернемся к теме нашего урока. А действительно ли красота может спасти мир?

- Давайте мы с вами сейчас поставим вопросительный знак. А в конце урока попробуем ответить на данный вопрос.

- Произнесите тему нашего урока, делая логическое ударение каждый раз на выделенном слове.

Красота спасет мир?

Красота спасет мир?

Красота спасет мир?

- Сегодня нам предстоит необычный урок.

- Что бы вы хотели узнать, чему научиться на уроке?

- Действительно, это все задачи нашего урока, а еще каждый из вас на уроке будет сочинять, слушать, создавать своё. Все вместе мы будем творить!

Познавательные: самостоятельное формулирование темы урока

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Регулятивные:

- постановка учебной задачи









Регулятивные:

- ориентация в учебном задании;

-умение читатьс различной интонацией;

- постановка целей, определение задач.

Познавательные:

- строить рассуждения.

Коммуникативные:

-высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других.

Ш. Стадия вызова.

1.Работа в парах.


























Сведения об авторе. «КЛАСТЕР» (работа в группах

- Вот и первое творческое задание. Работаем в парах.

На ваших партах карточки. Определите, в какие литературные произведения они нас приглашают?

«Вылезли греться на солнышке паучки, проснулись задремавшие лягушки. Заяц сел посреди поляны на пенёк и поднял уши. А Ёжик с Медвежонком просто не знали, что им делать.

-Пойдём, наберём веточек, - сказал Медвежонок.- Голых ветвей. А на некоторых - один или два листика. Знаешь как красиво!

-А что с ними делать?

- Поставим в дом. Только немного, понимаешь?- сказал Медвежонок.- Если много - будут просто кусты, а если чуть- чуть…

-Пойдём, - согласился Ёжик.»

(С. Козлов «Красота»)

« Только сказала последнее слово, показался Иван - царевич. Подала она ему золотое колечко и говорит:

- Ах, Иван - царевич! Что давно не приходил? Морской царь на тебя гневается. Вот дорога, что ведет в подводное царство: ступай по ней смело! Там и меня найдешь; ведь я дочь морского царя, Василиса Премудрая»

(рнс «Морской царь и Василиса Премудрая»)

« Над рекой поднялся туман, и грустная белая лошадь утонула в нем по грудь, и теперь казалось - большая белая утка плывет в тумане и,

отфыркиваясь, опускает в него голову.

Ежик сидел на горке под сосной и смотрел на освещенную лунным светом долину, затопленную туманом.

Красиво было так, что он время от времени вздрагивал: не снится ли ему

все это?»

( «Ежик в тумане» С. Козлов»)

- К какому литературному жанру относятся эти произведения?

- Что вы можете сказать о сказках с точки зрения классификации сказок? - Назовите, из какой народной сказки взят отрывок. Какие основные черты народной сказке вы знаете?

(Народная сказка: повторы эпизодов, коммулятивная цепочка, элемент дороги)

- Назовите авторские сказки.

- Какие основные черты авторской сказки вы знаете?

(Авторская сказка: смена настроения героев, переживания, рассуждения, разрешение проблемы, сказочная ситуация переплетается с реальной жизнью.)

- Кто автор сказок, отрывки из которых вы прочитали?

- А выяснить, что вы о нем знаете, нам поможет кластер.

1 группа

Автобиография

2 группа Карьера 3 группа Творчество

Для 1 группы:

Сергей Григорьевич Козлов родился 22 августа 1939 года в Москве. С детских лет сочинял стихи и рассказы. В 1965 году окончил Литературный институт.

Сергея Козлова похоронили 12 января 2010 года на Троекуровском кладбище в Москве.

Для 2 группы:

Но до того как стать профессиональным писателем, Сергей Козлов был рабочим в типографии, работал токарем, учителем пения, кочегаром на паровозе, ездил в геологические экспедиции, был экскурсоводом в пушкинском музее-заповеднике Михайловское.

Для 3 группы:

Сказки «Ежик в тумане», «Красота», «Черный омут»

Первая книжка "Как солнце разбилось" появилась в печати в 1962 году. В 1970 году вышли в свет книжки-картинки для малышей "На нашем дворе", "Прочти и раскрась", "Удивительная речка".

  1. Проверка работы в группах.

  2. - Как вы думаете, кто же автор произведения, с которым мы сегодня познакомимся? - Правильно, ребята! Сегодня мы познакомимся с его новой сказкой «Как Ежик и Медвежонок звезды протирали».

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения заданий; установление причинно-следственных связей; поиск и выделение необходимой информации

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания;

- знание основных моральных норм работы в паре и группе (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение слушать и слышать друг друга




















Познавательные:

- осуществлять анализ и синтез;

- строить рассуждения

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

- владеть монологической и диалогической формами речи;

- умение слушать и слышать друг друга

IV. Восприятие темы.

1.Первичное восприятие сказки









2.Стадия осмысления. Работа в группах












3. Работа над произведением.






  1. Чтение по цепочке.




Работа с пословицами

а) Просмотр мультфильма.

- По сказкам Сергея Григорьевича снято много мультфильмов. Сейчас мы с вами посмотрим мультфильм по произведению «Как Ежик с Медвежонком звезды протирали». А вы, ребята, попробуйте определить, каким образом мог родиться замысел этой истории у автора?

Просмотр мультфильма

- Понравилась ли вам сказка, ребята? Чем? Поделитесь впечатлениями?

- Как вы думаете, так каким же образом мог родиться замысел?

- А вы любите наблюдать за звёздами? Почему?

- А вы замечали, что звёзды на небе не всегда сверкают ярко, иногда они светят тускло, а бывают ночи, когда звёзд на небе не видно совсем. Вы не задумывались над тем, почему так бывает?

- А какое сказочное объяснение даёт этому автор? А звёзды падают, потому что иногда….

- Сейчас мы с вами будем работать с текстом по группам.

1 группа - читаете и отмечаете непонятные и трудные для чтения слова.

2 группа - найдите и отметьте во время чтения отрывок к иллюстрации сказки.

3 группа - работаете по сюжету сказки (вопросы на карточке)

1) Где происходят события?

2) С чего всё начинается?

3)

3. Проверка работы групп.

Вопрос к 1 группе

-Какие трудные слова вам встретились?

КРОПОТЛИВО

Словарная работа.

«Кропотливо»- усердно.
«Кропотливый» - старательный до мелочей и медлительный.

- Задание ко всем - подберите синонимы, родственные слова.

(Усердно, старательно, детально; трудолюбивый, вникающий в мелочи)

Вопрос ко 2 группе

-Зачитайте из текста отрывок, который подходит к иллюстрации учебника.

- Вы согласны, как группа определила отрывок к данной иллюстрации?

3 группа

Ответы на вопросы Физкультминутка для глаз.

- Знаете, ребята, сказка, которую мы с вами читаем, сказка непростая. Это сказка - притча. Вам знакомо это слово?

При́тча - короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость)

- Чтобы понять иносказательный смысл сказки «Как Ёжик с Медвежонком протирали звёзды», понять авторский замысел, сказку необходимо внимательно прочитать вновь.

- Вы хотите прочитать сказку ещё раз? В каком темпе вы будете читать сказку? Почему?

- А с какими интонациями? Почему?

- Как же вы понимаете иносказательный смысл сказки?

Соберите и выберите, какая пословица подойдет к сказке.

Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

Благородно только то, что бескорыстно.

Доброе дело без награды не остается.

Физкультминутка

- Давайте и мы попробуем также поработать, как Ёжик. Представим, что в одной руке у нас тряпочка, а в другой веник. Веник берём в правую руку и осторожно обстукиваем звёзды, чтобы случайно не сбить звезду с неба. А теперь берём тряпочку и протираем бережно звёздочку до блеска очень тщательно. Звёзды высоко - тянемся за звёздами. Молодцы!

Регулятивные:

- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

Познавательные:

- выдвижение гипотез, их обсуждение,

- смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прослушанного текста

Личностные:

- ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

- умение выделить нравственный аспект поведения;

- готовность к сотрудничеству;

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

владение монологической и диалогической формами речи;

-сотрудничество с детьми; высказывание своего мнения, обсуждение

Познавательные:

- смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска

Регулятивные:

- составление последовательности действий.

- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли


Познавательные:

- пользоваться разными видами чтения;

- осуществлять анализ и синтез;

-строить рассуждения.






Регулятивные:

- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей

Коммуникативные:

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

VI. Анализ произведения. Выборочное чтение.


















  1. Сравнительная характеристика Медвежонка и Ежика (работа на интерактивной доске).




2.Упражнение на формирование умения строить сравнительную характеристику героя.




3.Обобщение

- Скажите, ребята, каким вы представляете Ёжика, какой он? Откуда это видно? Докажите словами из текста.

- Что больше всего волнует Ёжика?

- Как сам он об этом говорит? (2 абзац)

- Как Ёжик делает своё дело? Подтвердите примерами из текста.

- Подберите слово, которое охарактеризовало бы работу Ёжика.

- А как протирает звезды Медвежонок? Найдите подтверждение своих слов в тексте.

- В жизни так случается: даже если очень стараешься, но не всегда получается, так как хочется. Вы со мной согласны?

- Подберите слово, характеризующее работу Медвежонка.

- Но останавливали Медвежонка неудачи?

- Плохо ли то, что у Медвежонка иногда падали звезды?

- Каким выражением можно заменить слова "протирали звёзды"?

- Зачем они ухаживали за звёздами?

- Что об этом говорит сам Медвежонок.

- Почему они считают, что это необходимо делать?

- Для кого старались Ежик с Медвежонком?

- Они ждали награду за свою работу?

- Сможем ли мы с вами в сказке найти портреты героев, дает ли автор оценку тому делу, которым они занимаются?

- Благодаря чему автору удается передать свое отношение к героям сказки?

- Давайте выясним особенности характера каждого персонажа.

- Медвежонок, он какой?

- А Ёжик?

Разговорчивый

Впечатлительный

Внимательный

Злой

Ответственный

Эмоциональный

Рассудительный

Старательный

Невнимательный

Усердный

Трудолюбивый

Смелый

- Даю конструкцию. Оформите мысль, сопоставляя героев.

- Если в Ежике автор подчеркивает ……, то в Медвежонке……

(аккуратность, кропотливость, романтичность, обязательность)

- Хотя Медвежонок и неуклюж, но….

(он очень старательный, но он хочет, чтобы звезды светили для всех)

- Да, каждый делает свою работу по - разному. Ведь все мы разные. Но важно сознавать необходимость своей работы.

- Чем красивы эти герои?

Регулятивные:

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями

Коммуникативные:

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владение монологической и диалогической формами речи;

- умение слушать и слышать друг друга









Регулятивные:

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Познавательные:

-осуществлять анализ и синтез;

-строить рассуждения.

Личностные:

- умение формулировать свое собственное мнение.

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владение монологической и диалогической формами речи;

- умение слушать и слышать друг друга



Стадия рефлексии.

1. Работа в группах.

-Ребята, а вам знакома такая форма работы, как синквейн? В переводе с французского слово «синквейн» обозначает стихотворение из пяти строк - 5 вдохновений, 5 удач.

В начале ХХ века форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси, опиравшаяся на японские миниатюры -хокку.

Синквейн пишется по определенным правилам. Вспомним их.

-1 строка - одно существительное (тема)

-2 строка - два прилагательных, определяющих признаки этого существительного, описывающих ваше представление о нём.

-3 строка - три глагола, называющих действия, которые производит существительное.

-4 строка - фраза (предложение) из 4 слов, передающая ваше отношение к существительному.

-5 строка - синоним к существительному или ваша ассоциация к этому слову (1-2 слова).

-Рифма не нужна.

- А вдохновит вас замечательная музыка.

1 группа - Медвежонок

2 группа - Ежик

3 группа - красота

Зачитываются синквейны.

Регулятивные:

- составление последовательности действий.

- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества со сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- умение слушать и слышать друг друга

Итог урока

  1. - Как вы думаете, мы можем ответить на вопрос, который поставили в начале урока? Красота спасет мир?

- Можно ли в слова «протирать звёзды» вложить не буквальный, не прямой, а иносказательный смысл?

- Вот какую важную мысль доказывает в произведении автор.

- Что подразумевал автор, когда задумывал такой сюжет?

- А вы, хоть изредка, «протираете звёзды»? Как?

- Все мы осознаём необходимость бережного отношения к окружающему миру, к окружающим людям, все наши незаметные, крошечные усилия в этом направлении имеют огромную ценность: они позволяют сохранить нашу землю и тот душевный климат, который укрепляет веру людей в добро, во взаимопомощь, делает нашу жизнь радостной, осмысленной.


  1. - Перед вами лежат звездочки, напишите на них кратко, какое доброе дело вы совершили, от которого вам и окружающим людям стало радостно.

- Поднимите звездочки вверх. Вот сколько хороших дел вы можете сделать. Значит, в наших силах изменить мир, сделать его лучше.

А звёздочки пусть останутся вам на память и напоминают о том, как это важно иногда «протирать звёзды».

3) - А сейчас попробуйте оценить свою деятельность на уроке. На слайде предложены фразы, которые надо закончить.

1. сегодня я узнал…

2. было интересно…

3. было трудно…

4. я понял, что…

5. у меня получилось …

6. меня удивило…

7. мне захотелось…

Регулятивные:

Выделение и осознание учащимися того, что освоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;

- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования;

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении

Д/з:

*Выразить свои мысли о прочитанном рисунком или мини - сочинением;

*Выразительно читать сказку;

* Придумать свое продолжение сказки.

- Наш урок я хочу закончить словами:

Живет повсюду красота,

Сердца нам радуя и грея.

И всех нас делает добрее

Она, наверно, неспроста.

Живет на свете красота!


© 2010-2022